ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ — Страница 3

24 апреля 2023 | 2:29

Учебная Знание — Сила Учебная Учись учиться

Учись учиться — ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Страница 3 из 16

Организация учебного процесса в высшем учебном заведении имеет свои особенности в сравнении с обучением в средней школе. Основными особенностями является специализация подготовки, сложность и большой объем учебного материала, а также иные формы и методы учебной работы.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Организация учебного процесса в высшем учебном заведении имеет свои особенности в сравнении с обучением в средней школе. Основными особенностями является специализация подготовки, сложность и большой объем учебного материала, а также иные формы и методы учебной работы. Преподавание в институте построено так, что ведет студента от одной задачи к другой, и каждую из них надо решить в определенный отрезок времени. Основной упор делается на самостоятельную работу. Вот поэтому первокурсники — вчерашние школьники, находясь в стадии переходного периода, испытывают значительные трудности.

Обучение дисциплинам, предусмотренным учебным планом СибАДИ, как и других инженерно-технических вузов, построено таким образом, что на первых двух курсах студенты изучают общетеоретические и общеинженерные дисциплины. На первом курсе к ним относятся: высшая математика, физика, химия, геодезия, начертательная геометрия, черчение и др. Эти дисциплины создают фундамент знаний, без которого невозможно глубокое понимание и усвоение специальных дисциплин.

Для овладения каждой дисциплиной необходима систематическая самостоятельная работа, проявление определенных волевых усилий и усидчивости.

Практика показывает, что даже отличники и медалисты средней школы, не приступившие с самого начала к самостоятельной работе и запустившие проработку учебного материала, оказываются в очень тяжелом положении.

Институт ставит своей целью дать теоретическую подготовку, знания, необходимые для дальнейшей практической деятельности по избранной специальности, научить самостоятельно работать и творчески применять полученные знания в решении инженерных задач.

Структура обучения студентов в вузе складывается из комплекса форм учебных занятий и различных видов проверок знаний. Основными формами аудиторных учебных занятий являются лекции, лабораторные, семинарские и другие практические занятия, а также консультации.

Лекция — это такая форма обучения, которой не было в средней школе. В лекциях излагается теоретическая часть курса, без которой невозможно освоение практических разделов, осмысленное выполнение практических заданий.

Лектор сообщает основные и принципиальные положения, формулирует законы, доказывает теоремы, дает выводы формул и тем самым раскрывает основные положения той или иной науки. Наряду с этим, в лекции подчеркивается значение теории для практики, приводятся примеры применения ее. Это помогает понять значение теоретических положений, учит применять их в будущей практике.

Ошибочно думать, что на лекции будет сообщено в полном объеме содержания курса. Материал лекции является канвой для углубленного изучения курса.

Лекция обычно охватывает большой материал, созданный многолетним трудом многих людей. В процессе подготовки к лекции лектор использует большое число литературных источников, перерабатывает и обобщает содержащиеся в них данные, подчеркивает последние достижения в области науки и техники. Студент, записывающий лекцию, получает в готовом и концентрированном виде сведения, для приобретения которых самостоятельно ему пришлось бы затратить немало труда и времени.

Вот почему необходимо не только внимательно слушать, но и записывать лекции. С самых первых дней пребывания в институте нужно поставить задачу научиться записывать лекции.

Запись должна представлять не стенограмму, а конспект лекции, то есть нужно записывать ее не дословно за лектором, а своими словами, формулируя основные положения. При изложении той или иной части материала лектор после объяснения резюмирует в виде краткой формулировки основное содержание. Это — наиболее важная для записи часть лекции. Нужно научиться улавливать ее, осмысливать и записывать. Научитесь быстро и четко переносить чертежи (рисунки) с доски в тетрадь.

Очень важно сосредоточить внимание на излагаемом материале с самого начала лекции. Поэтому особенно внимательно следует слушать лекцию в первые минуты. Если Вы не сумеете сразу сосредоточить внимание на материале лекции. Вам будет трудно слушать и понимать, а тем более записывать ее в дальнейшем.

Для ведения конспектов лекций должна быть отдельная тетрадь по каждому предмету. В тетради оставляйте поля, на которых можно делать пометки, отмечать места, которые непонятны и т. д. Конспект должен быть аккуратным и четким. Первые конспекты могут быть неудачными; овладение любым навыком требует труда. Терпение и упорство приведут к успеху в этом виде новой для Вас работы.

Облегчает запись лекции применение сокращений (например, ∑—сумма; >—больше; < — меньше; — приближенно; = —равно; ||—параллельность; ⊥ — перпендикулярность-L — прямой угол; (.) —точка; г, м. т.— геометрическое место точек; к. п. д.— коэффициент полезного действия и т. д.).

Не менее важными после лекции формами учебного процесса, являются практические, лабораторные и семинарские занятия, проводимые с подгруппой или группой студентов.

Эти учебные занятия служат для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях, и приобретения навыков применения основных положений теории на практике.

На первых курсах практические занятия носят систематический характер, регулярно следуя за каждой лекцией или двумя-тремя лекциями.

Для успешной работы на практических занятиях нельзя ограничиваться только слушанием лекций. Необходима предварительная самостоятельная внеаудиторная работа по теме предстоящего занятия по конспекту, учебнику, учебному пособию, рекомендованному кафедрой. Без предварительной подготовки не может быть и речи об успехе занятий.

В начале каждого занятия обычно проводится проверка теоретических знаний студентов по прорабатываемой теме путем устного или программированного опроса с применением различных технических средств.

На практических занятиях по математике, физике, теоретической механике, начертательной геометрии и др. обычно решаются задачи. Часть задач решается на доске под руководством преподавателя, который дает методические указания и рекомендации по их решению, а часть задач студенты решают самостоятельно.

На занятиях необходимо принимать активное участие в разбираемых вопросах. Не следует пассивно воспринимать и механически переносить записи и чертежи с доски в тетрадь.

Все возникающие вопросы в ходе решения задач надо, не стесняясь, выяснить сразу же на занятиях.

Необходимо добиваться решения всех задач, задаваемых на дом к следующему практическому занятию Это даст возможность без больших затрат времени закрепить пройденный на практических занятиях материал.

Для практических занятий по каждой дисциплине необходимо завести отдельную тетрадь, выполнять все записи аккуратно.

Лабораторные работы по химии, физике и другим дисциплинам углубляют и закрепляют теоретические знания студентов, дают возможность подтвердить научно-теоретические положения экспериментальным путем и изучить на практике методы научных исследований. Работая в лаборатории, студент становится в положение исследователя, который должен устанавливать закономерности изучаемых процессов. Поэтому к каждой лабораторной работе следует тщательно готовиться: хорошо разобраться в теоретических положениях, лежащих в основе данной работы, составить план ее проведения и подготовить формы таблиц для записи наблюдений. Необходимо обращать внимание на технику проведения эксперимента и соблюдать правила безопасности при работе.

Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, которые рекомендуются для самостоятельного изучения при прохождении программного материала. Это одна из форм самостоятельной работы студентов по глубокому изучению и осмысливанию важнейших положений марксистско-ленинской литературы. Семинарские занятия, проводимые в порядке творческого обсуждения рассматриваемых вопросов, в форме широкой товарищеской дискуссии, прививают студентам навыки устных выступлений и учат свободно и правильно излагать своп мысли. Успешное проведение семинарских занятии требует большой предварительной подготовки к ним.

Консультации предназначаются для оказания помощи студентам в их самостоятельной работе по каждому из предметов учебного плана. Консультации бывают индивидуальные, проводимые в течение всего семестра (учебного полугодия), и групповые, которые проводят обычно в период подготовки к экзаменам. Проводятся они преподавателями во внеурочное время по расписанию, вывешиваемому на кафедрах.

Необходимо широко использовать этот вид учебных занятий, так как на консультациях в индивидуальной беседе с преподавателем можно выяснить все вопросы, возникшие ходе самостоятельного освоения теоретического материала, а также при решении задач и выполнении домашних заданий.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Учись учиться
  • ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ СТУДЕНТ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ
  • ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
  • КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ И КОНСПЕКТОМ ЛЕКЦИЙ
  • ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • МАТЕМАТИКА
  • ХИМИЯ И ФИЗИКА
  • НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ЧЕРЧЕНИЕ
  • ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ
  • ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
  • УМЕЛО СОЧЕТАЙТЕ УЧЕБУ С ОТДЫХОМ
  • РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ И УЧЕБНЫЙ РАСПОРЯДОК
  • СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы