А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе — Страница 3

06 марта 2023 | 4:32

Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.

Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе

Страница 3 из 22

Конференция подвела итоги большой работы по внедрению и совершенствованию системы общественно-политической практики в Омских вузах в свете решений XXV съезда КПСС и XVIII съезда ВЛКСМ, постановлений партии и правительства по идеологической работе и высшей школе.А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ
Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе

1980 год, как и в целом наш век, поистине ленинский, юбилейный для всего прогрессивного человечества, а для молодежи — в особенности. «С именем Ленина, с его учением связаны все выдающиеся революционные события XX века» («О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Постановление ЦК КПСС.), — подчеркивается в постановлении ЦК КПСС «О 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина». Это год 60-летия речи В. И. Ленина на III съезде РКСМ «Задачи союзов молодежи», явившейся логическим завершением ленинских идей по молодежным проблемам, программой коммунистического воспитания подрастающих поколений.

Бессмертный ленинский призыв «Учиться коммунизму» наряду с образованием и воспитанием, выработкой цельного мировоззрения и формированием коммунистической морали включает в себя и практическую деятельность, активное участие молодежи в общественной жизни. «Партия придает большое значение сознательному участию молодежи в общественно-политической жизни, верит в ее силы и возможности» («К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина». Тезисы ЦК КПСС, М., Политиздат, 1970, с. 61—62.), — указывалось в тезисах ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина».

Всесторонняя характеристика современного советского специалиста дана Л. И. Брежневым в речи на Всесоюзном слете студентов: «Советский специалист сегодня — это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью.

Советский специалист сегодня — это умелый организатор, способный на практике применять принципы научной организации труда. Он умеет работать с людьми, ценит коллективный опыт, прислушивается к мнению товарищей, критически оценивает достигнутое.

И, конечно, современный специалист — это человек высокой культуры, широкой эрудиции, в общем, это настоящий интеллигент нового, социалистического общества» (Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи. М., 1972, т. 3, с. 429.).

Линия партии на повышение эффективности работы высшей школы и комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи нашла конкретное воплощение в решениях XXV съезда КПСС, постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Перед учебными заведениями поставлена задача «добиваться органического единства учебного и воспитательного процессов, формирования у учащихся и студентов научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, трудолюбия» ( «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Постановление ПК КПСС от 26 апреля 1979 года. М, 1979. с. 14.).

Особое внимание уделяется формированию у студентов «необходимых качеств будущего воспитателя и организатора, пропагандиста коммунистических идей» («О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 29 июня 1979 г. Коммунист, 1979, № 11, с. 5.).

В реализации программной установки XXV съезда партии на комплексный подход к воспитанию будущих специалистов, на формирование активной жизненной позиции студентов постоянно возрастает роль и значение системы общественно-политической практики (ОПП) в вузах.

ОПП глубоко вошла в жизнь высшей школы, став неотъемлемой частью ее профессионально-подготовительного и социально-воспитательного комплекса, эффективным средством развития социальной активности студентов, привития им необходимых знаний и навыков организаторской и общественно-политической работы в трудовом коллективе.

С момента принятия первых рекомендаций, выработанных XVI съездом ВЛКСМ, прошло более 10 лет. В вузах нашего города за этот период в основном завершен процесс разработки и внедрения новой системы.

Партийными организациями, вузовским комсомолом, обществоведами, в целом коллективами преподавателей и студентов Омских вузов проведена большая работа по разработке и обновлению документальной основы ОПП, определению ее целевых задач, накоплен немалый опыт непосредственного осуществления практики. Приведем лишь некоторые обобщенные итоги участия Омских студентов в ОПП.

Каждый третий из них — боец строительных отрядов, каждый четвертый — участник Всесоюзного агитпохода, в VIII Всесоюзном конкурсе по проблемам общественных наук приняло участие почти 100 процентов студентов, каждый четвертый занимается на факультетах общественных профессий, каждый пятый входит в выборный вузовский комсомольский актив, в агитационно-пропагандистской, культурно-просветительной, шефской работе занято абсолютное большинство студентов.

За годы обучения практически все студенты проходят через различные виды общественно-политической и общественно-полезной работы, участвуя в среднем в 3—4 формах ОПП. Причем речь идет не только о том, чтобы занять каждого студента. Все названные направления и формы ОПП несут усиливающийся идейно-нравственный заряд в становлении будущих специалистов, в их подготовке к работе с людьми в качестве организаторов и воспитателей коллектива.

Становление и развитие ОПП как устойчивой и неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса по сей день вызывает немало вопросов среди преподавателей, вузовского актива, организаторов ОПП, у самих студентов, словом у всех, кто причастен к нелегкому делу воспитания будущих специалистов. Часть из этих вопросов идет от непонимания сути и системы ОПП, большинство же вызваны необходимостью глубоких и творческих раздумий о путях ее совершенствования и повышения эффективности. Вот некоторые из них:

Что нового дает ОПП? На каком году обучения она проводится? Как оценивать результаты и где отражать ее итоги? Каковы линии внутренней связи ОПП с ленинским зачетом, с соревнованием и другими комплексными формами коммунистического воспитания? Каковы критерии эффективности ОПП? Каков угол приложения сил к ОПП кафедр, комсомольских организаций, других подразделений вузов? Каково материально-техническое обеспечение ОПП?

Возникает масса других вопросов, связанных с отработкой и внедрением каждого элемента, направления и формы ОПП. Со всей определенностью подчеркиваем, однако, что их решение лежит в русле совершенствования научно-методических основ и усиления организационной обеспеченности системы ОПП. Все это требует и времени, и средств, и дальнейших теоретических поисков. К этому обязывают не только первые результаты внедрения, но и положительная оценка ОПП в постановлениях партии и правительства по идеологической работе и высшей школе, в документах XVII и XVIII съездов ВЛКСМ.

ОПП становится неотъемлемой частью подготовки специалистов к выполнению ими широких социальных функций. Она призвана ликвидировать существующий пока разрыв между подготовкой к выполнению профессиональной и социальной роли молодых специалистов. Определение ОПП, данное в Примерном положении, выражает именно суть: «ОПП — это система мероприятий, направленная на приобретение студентом необходимых знаний и навыков организаторской и общественно-политической работы в коллективе».

В процессе ОПП студент должен получить знания и навыки общественной работы не узкого характера и Не эпизодически, а системно и в объеме, необходимом как для успешного обучения в вузе, так и для умелого ведения массово-политической и воспитательной работы в трудовом коллективе. ОПП как организационное выражение и оформление идейно-политического воспитания в собственном и строгом смысле слова вырастает из основных направлений и наиболее результативных форм общественно-политической деятельности студентов.

Следует подчеркнуть комплексный и интегративный характер ОПП, охватывающей различные стороны деятельности студента как в вузе, так и вне его. Это не разовые мероприятия, а их система на протяжении всего периода обучения в институте, строящаяся на основе преемственности и усложнения целевых задач от курса к курсу, предполагающая практическое включение студента в процесс полнокровной общественно-политической работы. В зависимости от профиля вуза ОПП должна быть придана четкая профессиональная направленность (общественно-педагогическая, общественно-медицинская, общественно-инженерная и т. д.). В целом, ОПП как одна из сфер коммунистического воспитания своими направлениями, формами, средствами органично вплетается во все стороны профессионально-подготовительного и социально-воспитательного комплекса высшей школы. Иначе говоря, выступает тем «рабочим полигоном», на котором воплощается идеальная модель специалиста в ее социально-политических умениях, навыках и качествах.

Раскроем предметнее некоторые из узловых вопросов такой модели, ее непосредственной реализации через ОПП в наших вузах.

Современное производство, сама хозяйственная и социальная жизнь предъявляют повышенные требования к социально-политическим функциям специалистов любого профиля, их умению работать с людьми, квалифицированно налаживать повседневные рабочие и деловые отношения в трудовых коллективах. Между тем, учебные планы и программы вузов нацелены в основном на подготовку выпускника лишь по своей специальности. При 4—5 тыс. часовой программе обучения в вузе практически не выделяется время на подготовку специалиста к выполнению им тех социальных функций, которые занимают значительное место в его деятельности и от которых, по данным социологов, экономистов на 85 процентов зависит успех дела (Голованов А., Кайдалов Д., «Ахиллесова пята выпускника», «Правда», 1979 г., 2 октября.).

Эффективное решение, данной проблемы видится на путях разработки и реализации теоретической части ОПП. В ее рамках открывается возможность полного и системного приобретения знаний теоретических основ и практических задач общественной деятельности студентов и будущего специалиста. И это правомерно считать первым и исходным уровнем ОПП.

Теоретический фундамент ОПП — глубокое и творческое изучение студентами общественных наук в связи с жизнью, практикой коммунистического строительства. Студент должен через призму своего непосредственного опыта и участия в общественной деятельности понять и освоить фундаментальные, базисные положения марксистско-ленинской теории. Огромный теоретический заряд, который несут в себе общественные науки, во многом срабатывает через ОПП, когда уже в стенах вуза проверяется идейная убежденность студента, формируется его активная жизненная позиция. Кафедры общественных наук в курсах истории КПСС, философии, политэкономии, научного коммунизма призваны четко представлять содержание широкого круга теоретических и методических вопросов, научно-практических основ общественно-политической деятельности будущего специалиста. В курсах социально-экономических дисциплин нет ни одного раздела, ни одной темы, которые бы активно «не работали» на решение целевых задач ОПП. Конечно, эти возможности реализуются не самотеком, а лишь через систематическую и целенаправленную учебно-методическую и воспитательную работу кафедр.

Многие элементы ОПП сложились и уже выверены через преподавание и изучение общественных наук (реферативнодокладная система, конкурсы, олимпиады, различные виды практических заданий и упражнений). Однако разработка и внедрение системы своеобразного «практикума» в области общественных наук далеки от завершенности. Здесь требуется большая продуманность, системность, согласованность между всеми кафедрами, творческое и постоянное взаимодействие с комсомольской организацией.

Значительная часть студентов теоретические знания и практические навыки общественной работы получает в таких факультативных и общественных формах ОПП, как секции школ молодого лектора, отделения факультетов общественных профессий, школы актива, организаторов ССО, в системе общественно-политических лекториев, в объединениях и клубах по интересам и т. п. Однако возможности этих подразделений и форм ОПП используются пока очень слабо. Низким является их «КПД», мала пропускная способность, наблюдается разнобой в программах обучения, отдельные из них держатся лишь на энтузиазме и инициативе руководителей. Кафедры общественных наук призваны обеспечить активный выход каждого преподавателя на теоретическое и методическое обеспечение всех направлений, форм и элементов ОПП.

В разработке и осуществлении теоретической части ОПП все большее значение придается изучению всеми студентами особого специального свода знаний и умений в области теории и практики массово-политической и воспитательной работы.

В ОмСХИ, ОмПИ, ОВИ, ОГПИ накоплен положительный опыт изучения специальных курсов по основам организаторской и общественно-политической работы в трудовом коллективе. Их содержание все более насыщается комплексом тем и разделов важных в социальном, социально-психологическом, управленческом и воспитательном аспектах. Так, в политехническом институте в программе спецкурса предусмотрена специальная тема «Социальная роль инженера в социалистическом обществе». Дается характеристика тех социально-политических функций, которые осуществляет инженер, поскольку именно они обуславливают всю структуру ОПП и воспитательного процесса в вузе.

И все же требуется еще немалая доработка содержания и методики проведения спецкурсов по ОПП. Необходимо определить их органическую связь с курсами соответствующих социально-экономических дисциплин и профилирующих кафедр. Важно не допустить неоправданного дублирования отдельных вопросов в различных спецкурсах, придать более целевую направленность проблем и тем курсов в соответствии с задачами ОПП на каждом году обучения, усилить их профессиональную направленность. Настала пора окончательно узаконить статус спецкурсов в программе обучения студентов всех вузов, подготовить и издать соответствующие учебно-методические пособия.

Учебный процесс, научный поиск, производственная практика являются главным полем, где в первую очередь формируется активность, прививаются знания и навыки общественной работы. Но в сфере ОПП особо важное место занимают развитие и совершенствование многообразных форм участия студентов в общественно-политической деятельности. Всем нам понятны ленинские слова о непосредственной деятельности личности, по которой только и можно судить о ее реальных помыслах и чувствах» (В. И. Ленин. Полн. собран. соч., т. 1, с. 423—424.).

Система ОПП — это практика активности, практика собственно общественной работы. Иначе все нововведение может быть сведено лишь к спецкурсам или другому новому элементу в ее структуре.

Общественно-политическая деятельность, общественные поручения, конкретная организаторская и общественно-политическая работа по линии вузовского комсомола и всех общественных организаций, активная практика по программам всех отделений ФОП, секций ШМЛ, школ, клубов и объединений в период производственной практики и трудового семестра — вот основа и живой нерв ОПП.

Действующая в вузах города система ОПП обеспечивает теоретическую подготовку и практическое участие большинства студентов в общественной жизни. Исходный пункт, а не просто формальный акт участия в общественной работе — членство в общественных организациях. В вузах более 95 процентов студентов — члены ВЛКСМ, практически все — члены профсоюза.

Актив студенческих общественных организаций в ОмПИ составляет 43 процента, в ОмСХИ — 37 процентов обучающихся. Свыше 90 процентов слушателей ОВШМ охвачены различными, в основном, постоянными общественными поручениями.

Участие в общественной жизни — это необходимое условие прохождения ОПП. Но выполняемые студентами общественные поручения должны быть целенаправленными, т. е. способствовать выработке определенного, необходимого специалисту в его будущей деятельности комплекса навыков организатора, пропагандиста, воспитателя.

ОПП и студенческое самоуправление тесно связаны между собой, пересекаются по многим линиям взаимодействия. Вовлечение каждого студента в активную общественно-политическую деятельность с учетом его способностей, интересов и склонностей, постепенное усложнение общественной работы студентов и расширение сферы их деятельности от курса к курсу — важное условие и принцип организации ОПП.

Приходится констатировать, что сегодня организационные формы общественно-политической деятельности не рассчитаны на всех студентов, сохраняется традиционный и неизменный набор общественных поручений от курса к курсу. Отсутствует четко продуманная система в развитии общественной активности, в формировании внутренней потребности к общественно-политической деятельности.

Все это требует серьезного исследования проблем студенческого самоуправления, вопросов вузовского комсомольского строительства, развития и совершенствования института общественных поручений. В качестве плодотворной нам представляется задача теоретической разработки и постепенного практического внедрения комплексной программы активизации участия студентов во всех формах учебно-воспитательного процесса и вневузовской общественно-полезной деятельности. Программы — органически связанной с учебным процессом, научным поиском, общественной работой, со всем профессионально-подготовительным и социальновоспитательным комплексом высшей школы. Не сливаясь с ними по своему содержанию она будет ориентировать на те направления и формы общественной работы в различных сферах социально-значимой деятельности, которые создают соответствующие условия, способствуют успешному выполнению целевых функций, в целом социальной роли, определенной студенчеству.

ОПП — детище вузовского комсомола. Ее идея родилась и выкристаллизовалась в ходе проведения ленинского зачета, общественно-политической аттестации. ОПП осуществляется в рамках организации и проведения Всесоюзного ленинского зачета как его составная и неотъемлемая часть. Вузовскому комсомолу необходимо добиться органической связи ОПП с ленинским зачетом, социалистическим соревнованием, со всеми направлениями и формами комсомольской работы, усиливать их внутреннее единство высоким уровнем организаторской работы.

Одна из перспективных задач — обеспечение взаимосвязи личных комплексных планов студентов, планов работы академических групп, факультетских и вузовских комплексных планов коммунистического воспитания. Содержание ОПП должно быть запрограммировано во всех этих планах, что позволит придать процессу ОПП управляемый, организационно оформленный и контролируемый характер. Большая и творческая работа комсомольской организации состоит в том, чтобы нацелить личные комплексные планы студентов на решение актуальных и злободневных вопросов вузовской жизни, повышение качества подготовки специалистов. Именно на этих путях должна строиться вся деятельность комсомольских и других общественных организации, всех подразделений вуза, причастных к идейно-нравственной закалке студентов. И это один из реальных путей повышения эффективности ОПП.

Эффективность ОПП во многом зависит от уровня проведения общественно-политической аттестации, являющейся завершающим звеном всей системы ее организации, управления и контроля. Сама общественно-политическая аттестация — это удачно найденная в практике проведения ленинских зачетов форма ответственности и отчетности студентов за свои дела. От текущих критических или поощрительных замечаний, которые всегда имели место в деятельности вузовских организаций, в рамках ОПП осуществляется переход к глубокой и всесторонней характеристике студентов. В своем комплексе она дает достаточно полное представление о том, насколько выразительным является академическое и общественно-политическое лицо каждого студента.

Сложность аттестации заключена в ее многомерности при оценке различных сторон деятельности студентов. Такие ее элементы как изучение спецкурсов по теоретической части ОПП, выполнение общественно-политического раздела производственной практики и т. д. поддаются традиционным формам контроля, принятым в учебном процессе.

Общественно-политическая аттестация выступает в форме своеобразного зачета, в котором комплексно оцениваются овладение студентами теоретическими знаниями в сфере общественно-политической деятельности, умение применять их на практике, общественная работа, которую студент выполняет за анализируемый период. Комплексная оценка по ОПП неразрывно связана с оценкой выполнения студентом учебного плана, его успеваемостью по общественным наукам, с учетом оценок участия его во всех формах, предусмотренных для данного этапа ОПП. Общественно-политическая аттестация по ОПП является составной частью отчета студента-комсомольца по ленинскому зачету. Сроки, формы проведения аттестации, учет ее результатов осуществляются сегодня в различных вариантах, поэтому встает немало всевозможных вопросов по организации общественно-политической аттестации.

Пока нет необходимости, да и возможности дать на них унифицированный ответ. Но понимание сущности аттестации должно быть единым.

Основной принцип аттестации — общественная оценка деятельности студента, выполнения им целевых задач ОПП. Студент должен получить комплексную, строго индивидуальную и дифференцированную оценку прохождения ОПП, характеристику своей работы, замечания и рекомендации по дальнейшему развитию общественной активности.

Ленинский зачет имеет 11-летнюю историю, ОПП проводится уже 10 лет, и, порой, создается представление, что эти формы работы хорошо освоены. Однако для студентов, да и для некоторых преподавателей этот участок работы встает впервые. Ежегодно контингент студентов обновляется более чем на 1/5 часть, происходит смена вузовского актива почти на 1/3, изменяется состав преподавателей. Поэтому требуется не ослаблять, а постоянно усиливать организаторскую и разъяснительную работу среди студентов и преподавателей по ОПП, вести целенаправленную учебу актива.

Совершенствование научно-методических основ, организационно-методической и материально-технической обеспеченности, углубление содержания и более четкого определения самого статуса ОПП будет способствовать повышению её роли и эффективности в коммунистическом воспитании студенческой молодежи.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
  • НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
  • ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
  • Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
  • Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
  • Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
  • В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
  • В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
  • Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
  • А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
  • Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
  • В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
  • Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
  • А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
  • К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
  • Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
  • И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
  • А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
  • В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
  • Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
  • Все страницы