К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы — Страница 17
Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
Страница 17 из 22
К. Ж. ИРБЕ — ОВИ
Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
Важнейшим средством воспитания идейной убежденности студентов является участие их в общественной деятельности. В. И. Ленин в период становления Советской власти выдвинул перед молодежью цель — активно принимать участие в жизни трудовых, школьных коллективов. Он призывал молодежь города и деревни каждый день решать «практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую простую» (В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, с. 318.). Он говорил делегатам III съезда РКСМ: «Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от жизни» (В. И. Ленин. ПСС. Т. 41, с. 313.).
Обучаясь в вузе, студент готовится стать специалистом, командиром того или иного производственного участка. Следовательно, в вузе он должен научиться работать с людьми, самостоятельно осмысливать наблюдаемые факты.
Этому способствует общественно-политическая практика (ОПП). Она помогает выработать у студента умение правильно оценить и разъяснить вопросы внутренней и внешней политики партии, приобрести навыки в подготовке и проведении культурно-массовых, общественно-политических мероприятий.
ОПП в Омском ветеринарном институте состоит из двух частей: теоретической и практической. Начиная с первого курса студентам читаются лекции по методике работы с книгой, подготовке беседы, лекции, политинформации, подготовки и проведения комсомольского собрания и т. д. Непосредственно практической частью являются следующие виды работы: написание рефератов по общественным наукам, учеба в школе молодого лектора, работа на факультете общественных профессий, в комсомольском, профсоюзном и других вузовских активах, участие в студенческих строительных отрядах.
В седьмом Всесоюзном конкурсе студенческих работ приняли участие практически все студенты Омского ветеринарного института.
На отделениях ФОП занимаются 525, в кружках художественной самодеятельности — 200 студентов. Очень большую роль в подготовке пропагандистов и агитаторов играет школа молодого лектора. В ветеринарном институте школа создана в 1969 году и имеет 4 отделения: международников, экономических знаний, биологии и эстетики. В настоящее время в школе обучаются 140 студентов. Слушатели второго года обучения принимают участие в беседах, проводимых преподавателями кафедры истории КПСС в студенческих общежитиях, выступают с докладами в студенческих группах, готовят тексты лекций и бесед для бойцов студенческих строительных отрядов. Все слушатели отделения международников принимают участие во Всесоюзном конкурсе студенческих научных работ по общественным дисциплинам.
Уже второй год при комитете ВЛКСМ работает педагогический отряд для оказания помощи школе, инспекциям по делам несовершеннолетних. В педагогическом отряде состоят 80 студентов института. В подшефной школе ежегодно работают около 30 студентов — пионервожатыми, руководителями кружков, тренерами-общественниками.
тийных и комсомольских бюро. Велика партийная прослойка среди слушателей: 27—30% из них являются членами и кандидатами в члены КПСС. Таким образом, общественно- политическое лицо у них сформировано, но теоретической подготовки явно не хватает.
Важнейшим качеством системы ОПП является ее партийная, коммунистическая направленность, неразрывная связь овладения практическими навыками общественной работы с творческим изучением марксистско-ленинской теории.
Методологической основой общественно-политической практики являются знания, приобретенные студентами на лекциях и семинарских занятиях по общественным наукам. На П.О. изучение вопросов марксистско-ленинской теории проходит в курсе обществоведения. Преподавание обществоведения подчинено двум основным задачам — идейно-политической подготовке слушателей и овладению ими навыков учебной работы по курсу общественных дисциплин.
Идейно-политическая подготовка предполагает дальнейшее формирование у них научного мировоззрения, воспитание высокой политической сознательности, идейной убежденности, преданности делу коммунизма. В процессе изучения обществоведения слушатели конспектируют первоисточники, овладевают навыками четко и ясно излагать изученный материал на семинарских занятиях. Каждый слушатель готовит реферат и выступает в группе. Это позволяет пробудить у слушателей активный интерес к проблемам марксизма-ленинизма, показать роль и значение отдельных составных частей марксизма-ленинизма, их необходимую взаимосвязь, сформировать положительную установку на последующее детальное изучение общественных наук в вузе.
Идейно-политическое воспитание на подготовительном отделении включает циклы лекций по общественно-политическому просвещению, лектории, выпуск тематических стендов и фотомонтажей. Вот, к примеру, некоторые темы лекций, прочитанных слушателями в 1978—79 учебном году высококвалифицированными лекторами-специалистами: «Молодежь и современный мир», «Экономическая политика партии на современном этапе», «Проблемы формирования нового человека», «О международном положении».
Приступая к составлению общего плана работы, мы ориентируемся на комплексную программу организации коммунистического воспитания студенчества на весь период обучения, что позволяет подготовить выпускников к тому, чтобы они на последующих этапах вузовской жизни (прежде всего на первом курсе) могли выступать в активной роли застрельщиков, сознательных организаторов учебно-воспитательного процесса в студенческих группах. Эта работа, как и другие стороны деятельности подготовительного отделения, имеет свои особенности. Период пребывания на ПО довольно краткий и поэтому все мероприятия должны быть исключительно целенаправленны, не страдать «всеохватностью» и глобальностью.
Работа организуется так, что политическое просвещение и нравственное воспитание органично соединялись с общественно-полезной деятельностью. За первые же недели работы подготовительного отделения проводятся выборы партийных и комсомольских организаций, редколлегии стенгазеты «Рабфаковец», определяются группы политинформаторов. Во всех группах распределяют общественные поручения. Постоянные общественные поручения получают 70% слушателей и выполняют их в течение всего времени обучения на ПО. Кроме обучения каждый слушатель получает задание подготовить и провести в учебном году одну беседу в группе.
Особая роль по проведению общественно-политической практики принадлежит партийной и комсомольской организациям ПО, партийному и комсомольскому бюро.
В центре внимания коммунистов и комсомольцев, педагогического коллектива вопросы качества знаний, организации самостоятельной работы слушателей, идейно-политическое воспитание. Основная цель — усилить интерес к избранной профессии, научить самостоятельно работать, организовывать свой труд, готовить выступления, беседы или информации, включить в общественную жизнь университета.
Большое внимание на ПО уделяется работе политинформаторов. В кабинете обществоведения оформлен уголок политинформатора, регулярно проводится учеба. Кроме того, педагогический коллектив подготовительного отделения придает большое значение вовлечению слушателей в различные «иды общественной работы. Необходимо сохранить и укрепить ту общественную активность, которую работающая молодежь приобрела на производстве. На отделении закрепились такие формы работы, как проведение культпоходов и обсуждение произведений искусства, участие в университетских мероприятиях (днях поэзии, фестивале художественной самодеятельности, неделе русского языка, клубе книголюбов, работе добровольной народной дружины и многое другое).
Углубление, расширение, совершенствование знаний и навыков организаторской и общественно-политической работы происходит в ходе занятий на факультетах общественных профессий, в школе молодого лектора, школе актива.
Большое внимание мы придаем воспитанию на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. Это достигается и путем изучения теоретического наследия, и увязывания учебного материала с фактами биографии вождя, и чтение лекций по ленинской тематике. Особое значение этой работе будет уделяться в этом году. Так, большой популярностью на подготовительном отделении пользуется выступление секретаря партбюро, старшего преподавателя М. С. Язе «Музыка в жизни В. И. Ленина».
Сегодня студент просто не мыслит свою студенческую жизнь без третьего семестра. И на подготовительном отделении ежегодно проводится большая работа по созданию студенческого строительного отряда. Наши отряды оказывают большую помощь строителям г. Омска. Причем, хотелось бы отметить, что, начиная с первого курса, выпускники становятся костяком всех ССО университета, почти все командиры и комиссары — выпускники подготовительного отделения.
В течение года каждый слушатель должен отчитаться о выполнении своего общественного поручения. График отчетов составляют куратор и комсорг, а итоги общественно- политической практики у нас проводятся на аттестационных собраниях групп во время проведения ленинского зачета. В присутствии куратора и преподавателя одной из кафедр общественных наук, представителя бюро ВЛКСМ группа заслушивает отчет каждого комсомольца о проделанной работе и принимает решение о зачете по ОПП.
Ректорат, партийная организация университета, деканы едины в мнении, что приход в вуз рабочей молодежи положительно сказался на росте активности партийных, комсомольских и общественных организаций. Выпускники подготовительного отделения — надежная опора партийных и комсомольских органов, преподавательского коллектива в организации учебно-воспитательной работы на курсах, факультетах и в университете в целом.
- << Назад
- Вперёд >>
- Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
- НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
- ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
- Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
- Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
- Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
- В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
- В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
- Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
- А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
- Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
- В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
- Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
- А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
- К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
- Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
- И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
- А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
- В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
- Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
- Все страницы