Идет война народная — Страница 7

20 марта 2023 | 20:24

Публицистика Проза Публицистика В Сибири рожденное

В Сибири рожденное — Идет война народная

Страница 7 из 12

Идет война народная

В ознаменование 25-й годовщины 1-го Омского военно-пехотного училища имени М. В. Фрунзе, за выдающиеся успехи в подготовке офицерских кадров Красной Армии наградить училище орденом Красного Знамени.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1944 года.

День 22 июня 1941 года Омское пехотное училище встретило в лагере. В 7 часов утра, по распорядку выходного дня, труба горниста сыграла «подъем». Еще никто не знал, что именно в эти минуты в судьбе каждого советского человека совершится крутой поворот.

На западных границах, отдаленных от Омска тремя часовыми поясами, горнисты в те минуты подали совсем другой сигнал — сигнал тревоги.

Гитлеровское командование бросило против нашей страны всю мощь своей разбойничьей армии и армий своих сателлитов — Румынии, Финляндии, Венгрии, а затем и Италии. Войска вторжения — 190 дивизий — насчитывали 5,5 миллиона солдат и офицеров, более 3700 танков, около 5 тысяч самолетов, свыше 47 тысяч орудий и минометов. Никогда в истории не создавалось такой армии вторжения. На рассвете мирного июньского воскресенья эта громада обрушилась на Советскую страну, на наши города и села на протяжении всех 4,5 тысячи километров границы от Баренцева до Черного моря. На главных направлениях враг создал тройное, четверократное и даже пятикратное превосходство в живой силе и технике.

Центральный Комитет партии обратился к народу с призывом — всем, как один, сплотиться вокруг Коммунистической партии, как никогда проявлять дисциплину, организованность, бдительность и самоотверженность, сделать все для укрепления Красной Армии, для обеспечения победы над врагом. Обращение заканчивалось словами, ставшими девизом и клятвой нашего народа, воинов: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Весть о нападении гитлеровской Германии на нашу страну гневом всколыхнула сердца всего личного состава. На митинге, состоявшемся в тот день, выступили командиры и политработники, преподаватели и курсанты, красноармейцы, рабочие и служащие. Каждый из выступающих с гневом говорил о вероломстве врага, клялся грудью встать на защиту своей социалистической Родины. Сразу же после митинга на имя начальника училища и в политический отдел потоком стали поступать рапорты, докладные записки, индивидуальные и групповые заявления, резолюции партийных и комсомольских собраний. И в каждом документе содержалась одна просьба, даже требование — немедленно на фронт громить врага.

Для укомплектования Советских Вооруженных Сил, развертываемых по плану военного времени, срочно требовалось большое количество командного состава. Эта важнейшая задача вместе с другими военно-учебными заведениями страны легла и на плечи Омского пехотного училища имени М. В. Фрунзе.

Уже на следующий день, 23 июня, начальником училища был объявлен приказ Наркома Обороны о переходе на сокращенную шестимесячную программу обучения курсантов.

В партийных и комсомольских организациях училища прошли собрания, обсуждавшие задачи коммунистов и комсомольцев в условиях объявленной мобилизации. Коммунисты единодушно постановили приложить все силы к тому, чтобы при ускоренной программе обучения будущих командиров не допустить снижения качества подготовки.

Командир батальона майор Рыгалов, выступая на партийном собрании, сказал: «Нападение германских фашистов не является для нас неожиданностью. Мы готовились к этому давно. Эта агрессия станет могилой для фашизма. За нас рабочий класс Германии и трудящиеся порабощенных ею стран. У нас сильная Красная Армия, наш народ горит желанием сделать все возможное для победы. Эта победа будет нелегкая. Мы должны удесятерить старания в работе. Надо повысить воинскую дисциплину и качество учебы. Надо поднять классово-революционную бдительность курсантского состава…»* (* — ЦАМО СССР, фонд «Омское пехотное училище», оп. 456070, д. 1, л. 69.)

Началась напряженная боевая учеба. Для курсантов был установлен 12-часовой рабочий день — 8 часов учебных занятий и 4 часа самоподготовки. Основное внимание в обучении уделялось привитию курсантам навыков по управлению взводом и ротой в боевой обстановке. Главным содержанием учебного процесса стали занятия в поле, на стрельбище.

Командование, работники учебного отдела, преподаватели тщательно изучали и обобщали первые крупицы опыта войны, используя газетные и журнальные материалы, рассказы участников боев.

Начальник училища полковник Л.Н. Гуртьев лично посещал госпитали города Омска, беседовал с ранеными, добивался назначения некоторых из них командирами взводов, рот, преподавателями с тем, чтобы курсанты непосредственно от участников первых боев получали представление о своих обязанностях на фронте. Широко распространенный лозунг «Учить тому, что необходимо на войне» характеризовал смысл и содержание повседневной работы командиров и преподавателей в то тяжелое время.

Значительное внимание на занятиях уделялось организации противотанковой обороны, борьбе с танками. Курсанты изучали уязвимые места фашистских танков, учились делать связки гранат, бросать их под гусеницы, пользоваться бутылками с горючей смесью.

Учебная работа проходила в исключительно трудных условиях. В срочном порядке перерабатывались программы и учебные планы, переформировывались батальоны. Приказом Народного Комиссара Обороны от 7 июля 1941 года на базе училища создается 2-е Омское военно-пехотное училище, в которое переходит большая часть командиров, политработников, преподавателей. Начальником 2-го училища был назначен полковник Н. Д. Киселев, начальником политического отдела — батальонный комиссар В. А. Савченко. Новому училищу была передана половина казарменного фонда и учебно-материальной базы. К 15 июля училище было укомплектовано курсантами и, закончив формирование, без промедления приступило к занятиям.

Произошли организационные изменения и в основном училище, которое приказом НКО с 16 августа получило наименование 1-го Омского военно-пехотного училища имени М. В. Фрунзе. Штатная численность его возросла до 5 батальонов с подготовкой по ускоренной программе военного времени. Жилищные и бытовые условия, естественно, изменились. Кровати стояли в 2—3 яруса. Не хватало учебных пособий и классов. Учебная нагрузка была предельно высока. Однако училище успешно справилось с организационной перестройкой.

В августе 1941 года училище проводит первый военный выпуск. Экзамены на командирскую зрелость держали курсанты, прибывшие в училище осенью 1940 года. Всего лишь половину нормального курса обучения находились они в стенах училища. Но Родина в опасности, и молодые командиры, получив самые необходимые знания и два зеленых «кубаря» на петлицы полевой формы, направлялись на фронт, на передний край, туда, где решалась судьба Отечества. Из 815 выпускников, получивших звание «лейтенант», 70 человек были коммунистами и 662 —комсомольцами.

В октябре — ноябре 1941 года было произведено еще 3 досрочных выпуска. Командирами стрелковых взводов уехали на фронт еще 797 человек. В январе 1942 года завершают шестимесячный курс обучения курсанты июньского набора 1941 года — 344 человека. В тот же период производит свой первый выпуск и 2-е Омское военно-пехотное училище. Около полутора тысяч младших лейтенантов и лейтенантов направилось в действующую армию на должности командиров стрелковых, пулеметных и минометных взводов.

В это же время училище формирует несколько соединений. Так, в течение августа и первой половины сентября на базе училища формируется 362-я стрелковая дивизия. Личный состав части дивизии получают с заводов, фабрик, колхозов и совхозов, в основном Омской области. В дивизию направлена часть командиров, политработников и преподавателей училища. Командирами взводов были назначены многие курсанты-выпускники.

За счет училища дивизия была укомплектована боевой техникой, оружием и транспортными средствами.

В то тяжелое для нашей страны время неоценимую помощь формируемым частям и подразделениям оказывали омские областные, городские, районные и заводские партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации.

С 12 декабря по 15 февраля 1942 года училище формирует 282-ю стрелковую дивизию, которая также заняла достойное место среди прославленных сибирских соединений. Ее первым командиром стал заместитель начальника училища полковник П. В. Белобородов, а комиссаром — начальник политического отдела 2-го Омского пехотного училища батальонный комиссар В. А. Савченко.

Вместе с ними на должности командиров и политработников направляется часть командного и преподавательского состава. Это были опытные командиры, имеющие хорошие военные знания и практику управления войсками. Кроме того, командирами взводов было направлено свыше ста человек из январского выпуска. Полученные в училище опыт и знания они передавали воинам, большинство которых впервые в жизни взяли в руки оружие. Учили их метко стрелять, метать гранаты, овладевать мастерством штыкового боя.

И вновь училище выделяет для формируемой дивизии оружие, боевую технику и транспортные средства. В феврале 1942 года дивизия отправилась на фронт.

Сразу же после отправки на фронт 282-й стрелковой дивизии с февраля по май 1942 года училище формирует 308-ю стрелковую дивизию, командиром которой был назначен начальник училища полковник Леонтий Николаевич Гуртьев.

Удивительна судьба этого человека. Студент Петроградского Политехнического института, ставший прапорщиком-фронтовиком первой мировой войны, он близко познал нужду солдат, с радостью встретил весть о победе революции. С первых дней создания Красной Армии он вступает в ее ряды, прошел нелегкие командирские ступеньки до начальника училища. И вот в марте 1942 года Леонтий Николаевич — командир дивизии. Комиссаром соединения назначается старший батальонный комиссар А. М. Свирин.

В конце мая дивизия передислоцируется в район Саратовской области.

Свой боевой путь дивизия начала со станции Котлубань Сталинградской области. Уже в первых боях личный состав дивизии проявил массовый героизм и отвагу. Навсегда осталось в памяти гуртьевцев имя начальника штаба 347-го полка старшего лейтенанта И. И. Мирохина, воспитанника, а затем преподавателя тактики Омского военного пехотного училища. В одном из боев он сбил из противотанкового ружья «мессер» и подбил четыре фашистских танка. Но вражеский снаряд смертельно ранил героя. Родина высоко оценила его подвиг, посмертно наградив орденом Ленина.* (* — ЦАМО СССР, ф. 33, оп. 628525, д. 158, л. 338—339.)

В ходе боев под Котлубанью с 10 по 24 сентября 1942 года дивизия уничтожила более 11 тысяч солдат и офицеров противника, 12 минометных и 3 артиллерийских батареи, взорвала 10 дзотов, подбила и сожгла 19 танков и 3 самолета противника.** (** — ЦАМО СССР, ф. 1330, oп. 1, д. 1, л. 9.)

…28 сентября 1942 года части дивизии заняли оборону на рубеже сталинградских заводов «Баррикады» и «Силикат», где немецко-фашистские войска наносили свой главный удар. Гитлеровцы беспрерывно атаковали боевые порядки дивизии, бросая в бой превосходящие силы пехоты и танков. Бывали дни, когда дивизия отбивала до 19 атак.

Корреспондент «Красной Звезды» Василий Гроссман в очерке «Направление главного удара» писал: «Немцы полагали, что человеческая порода не в состоянии выдержать такого напряжения, что нет на земле таких сердец, таких нервов, которые не порвались бы в диком аду огня, визжащего металла, сотрясаемой земли и обезумевшего воздуха. Здесь был собран весь дьявольский арсенал германского милитаризма — тяжелые огнеметные танки, шестиствольные минометы, армады пикирующих бомбардировщиков с воющими сиренами, фугасными бомбами. Здесь была собрана германская артиллерия от малых калибров противотанковых полуавтоматов до тяжелых дальнобойных пушек. Здесь бросали мины, похожие на безобидные зеленые и красные мячики, и воздушные торпеды, вырывающие ямы объемом в двухэтажный дом. Здесь ночью было светло от пожаров и ракет, здесь днем было темно от дыма горящих зданий и дымовых шашек германских маскировщиков. Здесь грохот был плотен, как земля, а короткие минуты тишины казались страшней и зловещее грохота битвы*.(* — Правда, 1942, 6 ноября)

«Выстоять и победить» — эта лаконичная заповедь прочно, как нерушимая клятва, вошла в сознание защитников волжской твердыни, выражала непоколебимую решимость обескровить и уничтожить ненавистного врага. Каждый из них отчетливо сознавал, что именно здесь, на берегах Волги, решается исход Отечественной войны. И гуртьевцы сдержали свою клятву.

Вот скупые строчки протокола комсомольского собрания минометной роты 347-го стрелкового полка, которой командовал старший лейтенант Н. С. Андреев: «Слушали: о поведении комсомольцев в бою. Постановили: в окопах лучше умереть, но не уйти с позором и не только самому не уйти, но сделать так, чтобы сосед не ушел».

За период боев в Сталинграде частями дивизии было отбито 117 атак, истреблена 21 тысяча фашистских солдат и офицеров, уничтожено 143 танка и много другой боевой техники.

Золотыми буквами в историю дивизии вписаны имени М. М. Путилова и С. Г. Фугенфирова, совершивших героические подвиги. Их имена увековечены в названиях улиц города Омска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в битве на Волге дивизия награждена орденом Красного Знамени.

Ратные дела сибиряков-гуртьевцев высоко оценил бывший командующий 62-й армии В. И. Чуйков.

«308-я стрелковая дивизия,— писал он,— по времени меньше всех сражалась в городе, но по действиям, по количеству отраженных атак и по стойкости не уступала другим соединениям 62-й армии. В самые жестокие бои в заводском районе она сражалась на направлении главного удара фашистских войск и отразила не менее 100 атак озверелых захватчиков.

Командир этой дивизии полковник Гуртьев, его помощники — командиры полков, вся партийная организация и все бойцы, в основном сибиряки, показали образцы мужества и отваги. Они хорошо поняли поставленную им задачу: ни шагу назад — и самоотверженно ее выполнили»*. (* — Чуйков В. И. Начало пути. М., Воениздат, 1962, с. 199.)

После Сталинградской битвы дивизия принимала участие в битве на Курской дуге, на Орловском направлении. Здесь, на наблюдательном пункте, был смертельно ранен генерал-майор Л.Н. Гуртьев. 7 августа 1943 года его с воинскими почестями похоронили в городе Орле.

За образцовое выполнение боевых заданий, стойкость и мужество, проявленные в боях за город Орел, дивизии присвоено звание гвардейской. Многие солдаты и офицеры были награждены орденами и медалями.

За успешное форсирование реки Днепр и освобождение города Рогачева 26 февраля дивизия получила почетное наименование Рогачевской. Старший лейтенант Я. П. Зайцев, ефрейтор X. Мамутов, старший сержант И. В. Богданов были удостоены звания Героя Советского Союза.

27 июля 1944 года дивизия освобождает Белосток, 6 сентября форсирует р. Наров и участвует в освобождении многих польских городов и сел.

За отличие при штурме восточно-прусских городов Вормдит (Орнета) и Мельзак (Пенегино) дивизия награждается орденом Кутузова II степени, а за овладение городом Хейлигенбайль (Мамоново)— орденом Суворова II степени.

Гвардейцам-омичам довелось участвовать и в Берлинской наступательной операции. Севернее Франкфурта-на-Одере вместе с другими соединениями они уничтожали большую, так называемую Франкфурт-губенскую группировку противника, которая рвалась в окруженный Берлин.

За мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, свыше 18 тысяч воинов 308-й дивизии были награждены орденами и медалями Родины.

Соединение, родившееся в Омске в грозном сорок втором году и прошедшее славный боевой путь, существует и ныне, показывает сейчас высокие результаты в боевой и политической подготовке, приумножает славные боевые традиции.

Награды, которых были удостоены все три дивизии, сформированные на базе Омского пехотного училища,— убедительное подтверждение упорного труда командиров и политработников, всего преподавательского состава училища, значительного вклада омских партийных, советских и комсомольских организаций.

Приведем только один пример. Большую роль в укреплении партийной прослойки в 1-м и 2-м Омских пехотных училищах сыграла партийно-комсомольская мобилизация, проведенная Омским областным комитетом ВКП(б) в августе 1941 года. Для училища была отобрана группа из 597 человек, в числе которых 381 были коммунистами. Аналогичная работа проведена и комсомольской организацией: Омский областной комитет ВЛКСМ мобилизовал в военные училища, в том числе в 1-е и 2-е Омские пехотные, 1113 комсомольцев.* (* — Омский областной партархив, ф. 14, оп. 12, д. 8, л. 162—163.)

Большое внимание со стороны обкома партии уделялось пропаганде подвигов личным составом соединений и частей, сформированных в Омске.

Так, на заседании бюро Омского обкома ВКП(б) по статье В. Гроссмана «Направление главного удара» (о боевых подвигах дивизии Л.Н. Гуртьева) было принято постановление, где особое внимание обращалось на шефство предприятий, учреждений, совхозов, колхозов над дивизией Гуртьева, об отправке ее бойцам, командирам и политработникам коллективных и индивидуальных посылок и проявлении особой заботы об их семьях. Статья Василия Гроссмана была издана брошюрой тиражом в 10 тысяч экземпляров и разослана во все районы области*. (* — Омский обллартархив, ф. 17, оп. 17, д. 94, с. 19—20.)

Формирование трех дивизий на базе училища не могло не отразиться на учебной работе. Ведь лучшая часть командно-преподавательского состава ушла на фронт. Командиры и преподаватели, пришедшие им на смену, не всегда оказывались достаточно подготовленными в теоретическом и методическом отношениях.

Не все гладко обстояло и с учебно-материальной базой. Боевое оружие и техника, автомобильный и гужевой транспорт в большинстве своем были переданы формируемым дивизиям, что сказывалось, конечно, на качестве боевой учебы. В январе 1942 года в училище остро недоставало боевых винтовок, станковых и ручных пулеметов, минометов, снаряжения и обмундирования.

В тот период 1-е и 2-е училища проверила Инспекция Управления военно-учебных заведений РККА. Она отметила слабую выучку курсантов по огневой, строевой, физической подготовке.

Выводы комиссии помогли командованию, партийным и комсомольским организациям училищ самокритично подойти к анализу работы, найти новые резервы и возможности для повышения качества подготовки командных кадров, улучшения планирования боевой подготовки, усиления контроля за качеством проведения занятий.

Начальник училища специальным приказом обязал упорядочить самоподготовку курсантов, считать ее не менее важной составной частью учебного процесса, чем плановые занятия. Основная задача самоподготовки, указывалось в приказе, состоит в том, чтобы курсанты могли доработать и закрепить материал, изученный на занятиях, подготовиться к очередным занятиям. Начальник училища потребовал установить строгий контроль за ходом самоподготовки со стороны командиров подразделений, организовать проведение индивидуальных и групповых консультаций, запретил использовать это время для хозяйственных работ, чистки оружия, проведения собраний и других мероприятий.

Учитывая потребности фронта в командирах, способных успешно вести борьбу с танками противника, в январе 1942 года командование 1-го Омского военно-пехотного училища создало специальную роту, в которой курсанты-выпускники проходили подготовку в качестве истребителей танков.

В связи с острой нуждой действующей армии в пополнении людскими резервами осенью и зимой 1941—1942 годов общего набора курсантов не проводилось. Занятия с курсантами организовывались по мере их прибытия в училище. Это привело к тому, что к середине февраля 1942 года в училище имелось 9 курсантских групп, различных по числу курсантов и с разными сроками обучения. Такое положение создало трудности с планированием и организацией учебного процесса и не могло не сказаться на качестве подготовки будущих командиров.

В это же время происходит смена руководящего состава училища. Начальником училища с марта 1942 года назначен полковник П. Н. Домрачев, начальником политического отдела — полковник Н. С. Козлов. Расширение штатов училища привело к численному росту партийных и комсомольских организаций, которые теперь были в каждом батальоне и в управлении.

Свидетельством высокого патриотизма курсантов, их преданности идеалам социализма и коммунизма являлась огромная тяга в ряды Коммунистической партии и Ленинского комсомола, которая с особой силой проявлялась в годы Великой Отечественной войны.

Переход училища на ускоренные сроки обучения значительно усложнил условия приема курсантов в партию и комсомол. Курсанты, обучаясь в училище в течение шести месяцев, не имели возможности получить рекомендации для вступления в ряды партии — для этого требовалось не менее одного года.

Нужно учесть и то обстоятельство, что в начальный период войны в училище поступило большое количество молодежи, эвакуированной из западных районов и не имевшей возможности получить рекомендации с прежнего места работы и жительства. Несмотря на эти трудности, в течение только второй половины

1941 года в 1-м Омском военно-пехотном училище в ряды Коммунистической партии вступило 49 человек, в 1942 году — 151, в комсомол — 565.

В январе 1942 года собрание партийного актива 2-го Омского военно-пехотного училища, обсуждая вопрос о состоянии агитационно-пропагандистской работы, поставило задачу направить ее на привитие личному составу таких высоких качеств воина Красной Армии, как дисциплинированность, преданность делу Коммунистической партии и социалистической Родине, мужество, стойкость, священную ненависть к фашистам. Партийный актив потребовал нацелить агитационно-пропагандистскую работу на то, чтобы каждый курсант стал отличником боевой и политической подготовки.

Объектом специального обсуждения стали в училище вопросы командирской подготовки. Ведь от уровня военной и политической грамотности командного состава во многом зависел и уровень подготовки курсантов. Следовало учитывать и то обстоятельство, что командный состав постоянно менялся, многие командиры уходили на фронт.

В решении партийного собрания была поставлена задача перестроить занятия в направлении конкретной подготовки к действиям в боевой обстановке, шире использовать опыт боевых действий на фронте, периодически заслушивать коммунистов-командиров о ходе их учебы.

Приказом по училищу весь командный состав в зависимости от занимаемой должности и уровня подготовки был разбит на учебные группы. Занятия с ними проводили лучшие методисты-преподаватели, начальник училища, его заместитель, работники учебного отдела.

Собрание партийного актива, проходившее в июле 1942 года, обсудило вопросы улучшения подготовки командных кадров в свете требований приказа Верховного Главнокомандующего. В резолюции, принятой на собрании, отмечалось, что многие коммунисты показывают в своей работе исключительное старание. Коммунисты-преподаватели как военных, так и социально-экономических дисциплин, добросовестно, со знанием дела готовят из курсантов командиров, способных успешно руководить своими подчиненными в бою. Коммунисты-курсанты в большинстве своем имеют хорошие и отличные показатели в учебе.

В резолюции были указаны и недостатки в работе.

Партийный актив потребовал от коммунистов мобилизовать усилия на улучшение качества учебно-боевой работы, усиление пропаганды передового опыта, всемерное развертывание социалистического соревнования, перенесение центра тяжести работы партийных организаций в поле, на стрельбище.

Партийные и комсомольские организации приняли активное участие в социалистическом соревновании за достижение высоких показателей в боевой и политической подготовке и в укреплении воинской дисциплины. По инициативе коммунистов и комсомольцев третьего батальона 1-го Омского военно-пехотного училища зимой 1942 года развернулось соревнование за достойную встречу 24-й годовщины РККА, в которое включился весь личный состав.

Массовый энтузиазм личного состава позволил уже к 23 февраля 1942 года во многом устранить недочеты, отмеченные в январе месяце.

Летом 1942 года начался новый этап социалистического соревнования, посвященного 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Соревнование охватило весь личный состав, все подразделения училища. Фрунзенцы, вызвав на соревнование личный состав 2-го Омского, взяли повышенное обязательство по качественной подготовке командных кадров для фронта, отличному знанию задач, поставленных Верховным Главнокомандующим по борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на 1942 год. Они обязались добиться только отличных и хороших оценок по политической подготовке, с высокими показателями отработать темы по тактической подготовке, выполнить упражнения по стрельбе из всех видов оружия с оценкой не ниже «хорошо».

Несмотря на условия военного времени, загруженность курсантов плановыми занятиями, в училище продолжалась и спортивно-массовая работа, проводились спортивные соревнования. Они носили сугубо прикладной характер и ставили главной задачей повышение уровня физической подготовки курсантов.

Курсанты-фрунзенцы с первых же дней войны активно помогали труженикам тыла в перестройке работы предприятий на военный лад, в переводе их на выпуск военной продукции. Периодически по 400— 500 человек работали они на заводах, занимались установкой станков, оборудования, разгрузкой сырья и погрузкой готовой продукции.

Зимой 1942 года в суровые сибирские морозы личный состав училища, часто в полном составе, выходил на разгрузку эшелонов со станками и оборудованием заводов, эвакуированных из прифронтовой полосы. Орудуя ломами и лопатами, часто буквально на руках, обжигаясь о промерзший металл, снимали курсанты с платформ стальные махины, осторожно устанавливали их на площадках. В сентябре 1942 года училище в полном составе работало на строительстве жилых бараков и землянок для рабочих и их семей, эвакуированных из Сталинграда.

В 1943 году курсанты побатальонно работали на ряде предприятий города, помогая им в выполнении планов выпуска оружия и боевой техники. В 1944 году 600 курсантов работали несколько дней на очистке железнодорожных путей от снежных заносов, 500 человек в течение двух дней участвовали в строительстве железнодорожной ветки к станции Московка.

Шефская помощь городу выражалась и в том, что командный состав училища, несмотря на огромную занятость, принимал активное участие в военном обучении населения, особенно допризывной молодежи.

Посильную помощь курсанты оказывали и труженикам села, помогая убирать урожай в колхозах Омской области.

Периодически в 1941—1942 годах курсанты производили отчисления от курсантского пайка в пользу детей погибших воинов, сдавали в фонд обороны страны значительную часть своего денежного содержания. В 1943—1944 годах курсанты, командиры и политработники, преподаватели, рабочие и служащие училища внесли 60 595 рублей наличными и 353 330 рублей облигациями на строительство танковой колонны*. (* — Родное училище, Омск, 1960, с. 61.)

В начале 1944 года во всех подразделениях проведены комсомольские собрания, обсудившие вопрос об оказании помощи детям фронтовиков. Собрания постановили организовать сбор денежных средств. За короткий период было собрано 14 334 рубля. Комсомольцы провели несколько воскресников и довели общую сумму до 50 ООО рублей.

В порядке шефской помощи комсомольская организация училища в период празднования 26-й годовщины Красной Армии в ряде школ дала концерты, провела доклады и выступления участников Великой Отечественной войны. Многие комсомольцы училища приняли активное участие в проведении детских утренников.

Вернемся к 1942 году. Упорный труд командно-преподавательского состава, партийных и комсомольских организаций позволил улучшить дело подготовки командных кадров в училищах. Коллективы обоих училищ сумели в значительной мере устранить недочеты, обнаруженные в начале года, организовать более четко учебный процесс, укрепить дисциплину, повысить политико-моральное состояние личного состава.

В марте 1-е Омское пехотное училище производит выпуск молодых командиров — 701 человек, при этом 357 курсантов получили на экзаменах по основным предметам отличные оценки и пошли в войска в звании лейтенантов, остальные — младшими лейтенантами. Высокий процент отличников давали и последующие выпуски.

В июне 1942 года произведен выпуск во 2-м Омском пехотном училище, давшем более полутора тысяч командиров.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, начало которому положила грандиозная Сталинградская битва, был предопределен всесторонней работой Коммунистической партии, ее Центрального Комитета по превращению страны в единый военный лагерь.

Свой вклад в дело победы внесла и старейшая сибирская кузница командных кадров — училище имени М. В. Фрунзе. Только за первые полтора года войны оно вместе со 2-м Омским военно-пехотным училищем дало фронту около 7 тысяч подготовленных в военном отношении, беззаветно преданных социалистической

Родине командиров, в большинстве своем комсомольцев и коммунистов.

К осени 1942 года проблема подготовки командных кадров для непрерывно растущей Красной Армии была в основном решена. Не случайно в августе 1942 года часть курсантов Омских военно-пехотных училищ была отправлена на фронт младшими командирами. В связи с уменьшением потребности в командных кадрах отправка на фронт курсантов рядовыми и сержантами после 3—5-месячной учебы производилась и в 1943 году: в феврале, не получив офицерских званий, ушли на фронт почти все курсанты осеннего набора 1942 года.

Очередная перестройка ожидала училище в августе 1943 года. Произведя набор курсантов, в том числе и за счет фронтовиков, 1-е и 2-е Омские училища перешли на годичную программу обучения. Пришлось наново переделывать учебные планы, перестраивать работу командно-преподавательского состава.

Изменились и штаты училищ. Вместо пяти курсантских батальонов стало лишь три батальона по 500 человек в каждом. При 1-м Омском военно-пехотном училище в августе 1943 года создан батальон резерва офицерского состава Сибирского военного округа на 300 офицеров. Занятия в батальоне проводились по программе курсов усовершенствования «Выстрел». Это накладывало дополнительную нагрузку на учебный отдел училища, командный и преподавательский состав.

2- е Омское военно-пехотное училище в сентябре 1943 года передислоцировалось в город Канск Красноярского края. Потребовалось время на переезд, устройство на новом месте, проведение работ по изучению и освоению учебных полей, привязке к ним тактических разработок.

Несмотря на трудности, 1943 год в училище начался успешно. Учебный отдел четко и продуманно планировал и организовывал занятия, хорошо была налажена командирская подготовка, повысился уровень тактической подготовки, улучшилась методика ее проведения. Содержание тактических разработок по большинству тем вполне соответствовало требованиям. В них уже в полной мере использовался опыт Великой Отечественной войны. Преподаватели на конкретных эпизодах боевых действий, на собственном боевом опыте рассказывали сущность современного общевойскового боя, показывали условия его успешного проведения. Этому способствовала практика, когда преподаватели выезжали на фронт и в течение определенного времени — месяца или двух — исполняли разные должности в частях и подразделениях в боевых условиях. После этого возвращались в училище, многие из них — с наградами или после ранений. Некоторые совсем не возвращались… Опыт приобретался дорогой ценой, часто кровью.

Безусловно, имелись в учебной работе и недостатки. В той же тактической подготовке некоторые занятия не в полной мере обеспечивались материально, по ряду разработок тактическая обстановка давалась упрощенно.

Узким местом продолжала оставаться и огневая подготовка. В феврале 1943 года курсанты при выполнении 1-го упражнения начальных стрельб из станкового пулемета дали только 67% выполнения. Не лучше обстояло дело и со стрельбой из других видов оружия. Серьезные недостатки имелись также и в обучении личного состава рукопашному бою.

Недостатки эти во многом объяснялись следствием слабого уровня методической подготовки вновь назначенных преподавателей, отсутствием навыков в проведении занятий у средних командиров и сержантов. Поэтому с начала 1943 года в училище начали проводиться с командирами взводов, их заместителями, командирами отделений дополнительные инструкторско-методические занятия.

В августе 1943 года на должность начальника политотдела прибыл участник Великой Отечественной войны гвардии майор Осип Осипович Бернацкий — принципиальный и требовательный политработник.

В ноябре 1943 года начальником училища назначен полковник Георгий Петрович Сокуров, человек с большим жизненным опытом, умелый воспитатель.

В 1919 году 19-летним парнем Сокуров вступил в ряды Красной Армии, участвовал в гражданской войне. В 1925 году он окончил Киевское пехотное училище, позже курсы «Выстрел», а затем военную академию имени М. В. Фрунзе. С первых дней Великой Отечественной войны до сентября 1942 года находился на фронте, после чего работал в должности заместителя начальника штаба Сибирского военного округа. С этой должности он и прибыл в училище.

Командование училища, политический отдел мобилизуют партийные организации, всех коммунистов на устранение имевшихся недостатков в учебном процессе, в подготовке офицерских кадров. В ноябре 1943 года состоялось партийное собрание училища, на котором коммунисты подробно обсудили итоги работы, вскрыли причины недостатков, наметили пути быстрейшего их устранения.

Собрание резко критиковало коммунистов учебного отдела, которые слабо помогали штабам батальонов и недостаточно контролировали их работу по организации учебного процесса.

Конец декабря 1943 года положил начало третьему периоду Великой Отечественной войны, периоду полного изгнания немецко-фашистских захватчиков из пределов нашей Родины.

Новый этап наступил и в работе 1-го Омского военно-пехотного училища имени М. В. Фрунзе. Руководствуясь указаниями Военного Совета Сибирского военного округа, командование училища пересмотрело курсантский состав, отчислив тех, кто имел слабую общеобразовательную подготовку. В числе оставшихся курсантов 250 человек являлись участниками Великой Отечественной войны. Прошли фронт и 57 командиров, политработников и преподавателей. Фронтовики служили главной опорой командования в деле повышения качества боевой и политической подготовки. Офицерский состав, не участвовавший в войне, продолжал по утвержденному графику направляться в действующую армию на стажировку.

В декабре 1943 — январе 1944 года произведено доукомплектование училища молодежью. Одновременно с фронта на учебу прибыли молодые солдаты-воины, отличившиеся в боях.

С начала 1944 года, благодаря решительным мерам, предпринятым командованием и политическим отделом, самоотверженному труду всего личного состава положение дел в 1-м Омском училище стало неуклонно и быстро улучшаться.

Следует особо отметить резкий скачок, сделанный в огневой подготовке. Старейшее сибирское училище всегда славилось высокой огневой выучкой своих питомцев. И вот в марте 1944 года на контрольных стрельбах курсанты показали отличные и хорошие результаты. Более скромными были успехи в тактической подготовке. Курсанты еще слабо владели командирским языком, не усвоили действий в составе штурмовых групп.

Четыре выпуска произвело училище в 1944 году. 1248 молодых офицеров, в числе которых было 155 коммунистов и 698 комсомольцев, отправились на фронт и приняли активное участие в боях на завершающем этапе войны.

28 декабря 1944 года 1-е Омское военно-пехотное училище отмечало 25-ю годовщину со дня своего основания. Родина высоко оценила его заслуги в деле подготовки офицерских кадров. Указом Президиума Верховного Совета СССР училище награждено орденом Красного Знамени. В этой награде — оценка самоотверженного труда по укреплению Красной Армии и обороноспособности страны в годы мирного социалистического строительства более чем пятитысячной армии воспитанников училища предвоенных лет и их ратных подвигов в годы Великой Отечественной войны. В этой награде — героические боевые дела около 5 500 выпускников военных лет, вынужденных в сжатые сроки осваивать основы командирского мастерства и совершенствовать их в жестоких схватках с ненавистным врагом. В этой награде — боевые пути и дороги более чем 6 ООО курсантов, которые досрочно, без присвоения офицерских званий, покинули стены училища и сражались на фронтах рядовыми и сержантами.

Зимним морозным утром 28 декабря личный состав построился на плацу. Командующий войсками Сибирского военного округа генерал-лейтенант В. Н. Курдюмов от имени и по поручению Президиума Верховного Совета СССР вручил фрунзенцам высокую награду, прикрепив ее к полотнищу знамени. Четким шагом, под оркестр прошли перед трибуной курсантские подразделения.

Вечером в помещении Омского драматического театра состоялось торжественное собрание, посвященное юбилею училища. На нем, вместе с курсантами, офицерами и членами их семей, рабочими и служащими присутствовало свыше 300 гостей — представители штаба Сибирского военного округа, руководители советских, партийных и хозяйственных органов Омска и области, воинской части и военно-учебных заведений гарнизона, предприятий и учреждений города.

На торжественном собрании был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении группы лучших офицеров, рабочих и служащих правительственными наградами. Высокую награду — орден Отечественной войны 1-й степени — получил начальник училища Г. П. Сокуров. Орденом Отечественной войны II степени награждены майоры Л.Г. Динер и В. Н. Фоменко, старший лейтенант М. И. Логвинов, орденом Красной Звезды — офицеры С. Д. Веселов, П. В. Дьяченко, Е. К. Зайков, В. Г. Маглена, П. К. Пикалов, А. К. Сребный, Б. В. Пилипенко, В. К. Машаров. Многим вручены ордена «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

Высокая правительственная награда — орден Красного Знамени — послужила для коллектива училища новым стимулом для совершенствования дела подготовки офицерских кадров. Новый, 1945-й год оно встречает напряженной боевой учебой. В классах и на тактических учебных полях, на стрельбище, в зимнем лагере, на полевых многосуточных выходах куется боевое мастерство будущих командиров, продолжает осваиваться богатый опыт Великой Отечественной войны. И как всегда, впереди шли коммунисты и комсомольцы. В феврале 1945 года состоялась училищная партийная конференция, обсуждавшая задачи партийной организации по идейно-политическому воспитанию коммунистов. Ни высокая правительственная награда, ни прошедшие торжества не вскружили головы коммунистам. На конференции шел деловой разговор, подвергались критике те коммунисты, которые слабо работали над своим идейным ростом, вскрывались новые возможности для повышения уровня идейно-теорегической работы и улучшения на этой основе качества подготовки курсантов.

С каждым годом росло число принятых в ряды Коммунистической партии. В 1943 году кандидатами и членами ВКП(б) стали 132 курсанта и офицера, в 1944 году, несмотря на сокращение штата училища почти наполовину,— 185 человек вступили в ряды ВКП(б).

С окончанием Великой Отечественной войны и уменьшением потребности Советских Вооруженных Сил в офицерских кадрах 2-е Омское военно-пехотное училище, находящееся в Канске, в мае 1946 года было расформировано. Неоценимую помощь фронту оказало оно в годы войны. Около 5000 офицеров ушло на фронт, получив военную и политическую подготовку в стенах этого училища, почти столько же отправилось защищать Родину рядовыми и сержантами, получив за время пребывания в училище высокую боевую выучку.

Годы войны для коллективов 1-го и 2-го Омских военно-пехотных училищ были годами самоотверженного труда, который можно сравнить с ратным подвигом, когда в труднейших условиях военного времени, недосыпая, недоедая, при скудной учебно-материальной базе, сокращенных до предела сроках обучения выполняли они поставленную Коммунистической партией и Советским правительством задачу — обеспечивали фронт боевыми, политически зрелыми, преданными делу социализма командирами. И эту задачу они выполнили с честью.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • В Сибири рожденное
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • В Сибири рожденное
  • Школа красных командиров
  • Боевая юность командиров
  • Предгрозовые годы
  • Идет война народная
  • Их слава бессмертна
  • Боевая честь нам дорога
  • Вместе с народом
  • Приложение
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы