Для будущих поколений — Страница 12
Публицистика Проза Публицистика Омск — Пешт
Омск — Пешт — Для будущих поколений
Страница 12 из 23
НИКТО НЕ ЗАБЫТ
Для будущих поколений
…В общежитии шинников по Космическому проспекту было замечено: проживающий в сто семидесятой комнате сборщик шин Володя Дегтярев каждый день пишет письма. Куда? Кому пишет? Это интересовало, естественно, многих. А тут еще Володя Дегтярев стал так же, почти ежедневно, получать ответы. Адреса же были все разные и фамилии отправителей тоже. Это вызывало недоумение и лишь увеличивало любопытство окружающих, особенно дежурных вахтеров.
— Кто это тебе, Володя, все пишет? — вкрадчиво спрашивали они.
Но не очень-то разговорчивый Володя либо отмалчивался, неопределенно пожимая плечами, либо отшучивался:
— Да так, одна девушка. Эпистолярный роман. Слышали?….
Когда же к Дегтяреву стали еще и наведываться какие-то незнакомые люди, любопытство дежурных достигло высшей точки. И одна из них все же, улучив удобный момент, порасспросила какого-то Володиного знакомого, кто и что он.
— А мы с Дегтяревым общаемся на «венгерской почве», — ответил тот. — Володя собирает воспоминания омичей, участвовавших в освобождении Венгрии.
Монумент Освобождение в центре Будапешта в память о тех сотнях тысяч советских людей, которые отдали жизнь за освобождение Венгрии от фашизма.
Вскоре уже все общежитие шинников по Космическому проспекту, 63 знало, что Дегтярев участвует в работе общественного клуба советско-венгерской дружбы при «Омской правде» и собирает воспоминания омичей, имеющих медаль «За взятие Будапешта».
К Володе стали приходить специально для того, чтобы почитать письма. А их у него уже скопилась целая пачка. Большая часть — от своих же шинников. Потому что он имел задание узнать, кто из их заводского коллектива участвовал в освобождении Венгрии и собрать как раз их воспоминания. Однако в отделе кадров назвали ему тех участников сражения на венгерской земле, которые когда-то работали на шинном заводе, а теперь на пенсии или по каким-либо причинам перешли на другие предприятия. Володя по своей инициативе связался и с этими людьми и тоже получил от них письма.
Конечно, многие из шинников знают вальцовщика подготовительного цеха Алексея Александровича Иванова. И многим известно, что он ветеран войны. Но это, так сказать, в общем и целом. А вот когда читаешь его письмо с воспоминаниями о боях с фашистами в Венгрии, то как будто узнаешь этого человека ближе. Он имеет орден Славы, медаль «За отвагу». Воевал на знаменитом танке «Т-34». Их 18-я танковая дивизия находилась в составе 3-го Украинского фронта и принимала участие во взятии Будапешта.
Орденом Красной Звезды награжден был в годы войны вулканизаторщик цеха № 1 этого же предприятия Василий Михайлович Галеницкий. Он воевал в составе 46-й армии, был в роте автоматчиков в сержантском звании. В Венгрии участвовал в освобождении городов Капошвар, Сегед, Секешфехервар. Там был ранен и лежал в госпитале.
— Так сколько же всего среди шинников участников освобождения Венгрии? — неизменно интересовались товарищи, обращаясь уже к Володе Дегтяреву, как к самому высокому авторитету в этих вопросах.
— По моим данным, около сорока человек, — отвечал он.
— А почему бы не пригласить некоторых из них к нам в молодежное общежитие на встречу? Это тем более интересно теперь, когда наша область породнилась с венгерской областью Пешт.
И встречу такую наметили.
Впрочем, самая первая крупная встреча участников освобождения Венгрии состоялась все-таки в Доме печати. И провел ее в 1973 году тот самый общественный клуб советско-венгерской дружбы, для которого Володя Дегтярев и разыскивал участников боев за Будапешт. В этой работе приняли тогда участие многие представители рабочей, студенческой, учащейся молодежи. И все они так же, как и сами бывшие фронтовики, пришли на эту встречу как на большое торжество.
Речь шла прежде всего о том, что участники освобождения Венгрии сделали бы большое дело, если бы проявили активность в интернациональном воспитании молодежи, в пропаганде достижений этой страны, ставшей на путь социализма. Ведь каждый из них по-своему породнился с Венгрией в трудный для нее час, каждый отдал ей частицу своих сил, своего здоровья, своей молодости. А все мы знаем, какой огромный воспитательный заряд несут в себе воспоминания, живые свидетельства людей, которые лично участвовали в освобождении трудового народа ряда стран Европы от ига фашизма.
Позднее участники этой встречи в Доме печати помогли найти еще многих своих товарищей по сражениям на венгерской земле. Их оказалось немало не только в Омске, но и в районах области. А главное — во многих клубах и Домах культуры, в рабочих и студенческих общежитиях, в учебных заведениях были проведены затем встречи с ними.
И вот состоялась такая встреча и в молодежном общежитии шинников. Разговор на ней получился эмоциональным и содержательным. К встрече хорошо подготовились. Был выпущен специальный номер стенгазеты, посвященный шинникам, участвовавшим в боях на этой земле. Что же касается бывших фронтовиков, то они заранее обдумали, о чем расскажут своим молодым слушателям.
Тщательно были подготовлены и несомненно принесли пользу в интернациональном воспитании молодежи и другие подобные встречи.
Двадцать курсантов речного училища — поисковая группа под руководством преподавателя обществоведения Галины Георгиевны Мирончик — побывали вначале дома у фронтовиков, познакомились с ними. Кое-кому удалось заполучить и «трофеи» — фотографии военных лет. Оформили фотостенды. А потом они сели рядом с ветеранами за «круглый стол».
Был воскресный день. Оторвавшись от своих обычных забот, люди углубились в воспоминания. Война оставила след в душе каждого ее участника. И даже теперь, через десятки лет, многие детали боев вспоминались отчетливо. И еще вспоминалось общение с жителями Венгрии, то общение, в процессе которого зарождалась дружба, так окрепшая в последующие годы.
Участники битвы с фашистами на венгерской земле на встрече с курсантами Омского речного училища за «круглым столом».
А пятиклассники школы № 73 познакомились с участником освобождения Венгрии Владимиром Андреевичем Глушенко, который работает в одном из конструкторских бюро. Он побывал у них на пионерском сборе, рассказал ребятам о своем боевом пути.
«Сегодня вечером у нас в гостях…» Так начиналось объявление, вывешенное однажды у Дома культуры имени Красной гвардии. А гостями здесь были в тот день шестьдесят ветеранов — бывших воинов 57-го отдельного женского батальона воздушного наблюдения, оповещения, связи. Этот батальон был сформирован в 1942 году в Омске и закончил свой боевой путь в Венгрии. Пятьсот добровольцев — молодых сибирячек — входили в его состав.
Пятьсот… Даже в самом этом проявилась настойчивость девушек, решивших во что бы то ни стало лично участвовать в борьбе с врагом. Дело в том, что батальон, который отправили на фронт, должен был состоять из четырехсот пятидесяти человек. На столько бойцов были выписаны и продукты, столько мест оставлено в поезде. А когда уже отъехали от Омска, то выяснилось, что пятьдесят девушек, как они шутили, «лишние». И нечего было даже и думать о том, чтобы кого-то вернуть. Все готовы были ехать хоть на крыше и хоть впроголодь, только чтобы остаться в батальоне. Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Потеснились и поделились между собой продуктами.
Так и доехали до передовой.
Название у батальона длинное: воздушного наблюдения, оповещения связи. Однако в военное время его называли по-военному коротко, соединив первые буквы этих слов. Получалось: ВНОС. Боец батальона ВНОС… Не каждому, конечно, такое понятно. Потому девушкам больше нравилось, когда о них говорили: «Разведчицы фронтового неба». Это даже как-то красиво звучит.
В обязанность разведчиц входило: раньше всех заметить появившихся в небе фашистских стервятников и предельно быстро сообщить зенитчикам и авиаторам об их количестве, а также о том, какого типа самолеты и в каком направлении они летят. А это значит, что всегда надо было находиться на самом переднем крае. Посты разведчиц устанавливались в наиболее опасных местах. Шла ли переправа через реку, штурмовалась ли особо важная высота, разведчицы были рядом с бойцами.
Тихо-тихо в большом зале Дома культуры имени Красной гвардии. Почетные места впереди занимают бывшие бойцы ВНОС. На груди ордена и медали. А на шее — только что повязанный синенький платочек. Да, тот самый «синенький скромный платочек», о котором в песне военных лет пели, что он «падал с опущенных плеч».
Эту песню запевают и сейчас. Ее подхватывает весь зал. Девичья нежность и мужество бойца, дыхание грозного времени и тонкая, раздумчивая лиричность… Песня волнует и теперь.
Волнует по-своему, как символ, как примета тех незабываемых дней.
В зале много ребят из омской школы № 78. Директор этой школы Вера Васильевна Лабухина была разведчицей фронтового неба. И сегодня у нее праздник. Принять участие в этой встрече поколений съехались ветераны батальона ВНОС со всех концов страны. Пришли, конечно, и те, кто после войны вернулся в Омск. В числе их, например, Татьяна Михайловна Чарикова. Хотя для всех, кто служил в этом батальоне, она, наверно, навсегда останется Таней Братцевой, так же, как и подругу ее А. И. Ткаченко всегда будут звать Аней Квитковой. Обе они стали героинями книги П. М. Галкина, которая так и называется «Разведчицы фронтового неба».
Ветераны рассказывают о боях под Сталинградом /и о взятии Одессы, делятся воспоминаниями об участии в сражениях за освобождение венгерского города Хатван. И звучат песни фронтовых лет и современные. Еще и еще встречи. После установления родственных связей между Омской и Пештской областями многие участники освобождения Венгрии стали приносить и присылать в редакцию «Омской правды» памятные для них документы и фотографии прошлых лет.
Герой Советского Союза, полковник запаса Алексей Петрович Дмитриев передал редакции любопытный снимок. Он сделан в первые дни после взятия Будапешта. На горе Геллерт, что в центре венгерской столицы, — трое наших военачальников. В середине стоит комендант г. Будапешта генерал-майор И. Т. Замерцев. Слева — А. П. Дмитриев.
Подполковник запаса Виктор Петрович Казанцев, проживающий также в Омске, прислал выписку из своего фронтового дневника. Будучи в то время старшим лейтенантом, он участвовал в боях за освобождение Венгрии с середины октября до середины декабря 1944 года в составе войск 7-й гвардейской армии.
Читая скупые строки этого своеобразного документа, ощущаешь суровость обстановки и невольно думаешь о том, какой же нелегкой ценой давалось продвижение вперед изо дня в день.
Некогда было, конечно, старшему лейтенанту много писать, но он все же находил несколько минут для того, чтобы занести в свой дневник пять-шесть фраз, а иногда и всего одну.
«15 октября. В 4.00. пересекли румыно-венгерскую границу в районе г. Салонта-Гест и двигаемся вслед за отступающим противником. 20 октября. Совершив многокилометровый переход, подошли к городу Мезётур. В городе противник.
21 октября. Наши огневые позиции юго-западнее г. Мезётура. В 13.00. батальон Кокорина пошел в атаку. Подошли в городе к церкви. Трофеи — четыре миномета и склад мин. К вечеру немцы захватили переправу и отрезали наших. По радио передали: батальон в центре города ведет тяжелый бой. Потом связи не стало.
22 октября. В 8.00 вошли в г. Мезётур. Немецкая танковая дивизия драпанула из города. С юга успешно наступают наши мотомехчасти. Из батальона Кокорина осталось несколько человек, почти все погибли, сражаясь до последнего патрона».
И еще, одна за другой короткие, но такие емкие по содержанию дневниковые записи. «В 6.00. получили приказ: поддерживать наступающую пехоту, продвигаться в направлении г. Сольнока». «Против нас обороняется дивизия СС «Мертвая голова». Ведем артиллерийский бой с батареями противника». «В г. Сольнок вступили наши войска. Узнаем: нам объявлена благодарность Верховного Главнокомандования».
Упорными и кровопролитными были бои за город Хатван, который расположен к северо-востоку от Будапешта. «Мы на переезде железной дороги, — записал в дневнике В. П. Казанцев. — Немцы ведут интенсивный огонь из всех видов оружия, много раненых. Убит на моих глазах красноармеец Лозовой. Прямое попадание. От него остались одни ботинки. Ранен в обе ноги командир дивизиона капитан Сильченко». Наконец г. Хатван взят. В составе войск 2-го Украинского фронта 7-ая гвардейская армия двигается дальше. Впереди у нее — бои за освобождение Чехословакии.
Живые встречи с бывшими фронтовиками и такие вот документы военных лет, волнующее слово воспоминаний и письменное свидетельство прошлого. Как все это бесценно сегодня, как важно для будущих поколений, которые тоже ведь всегда должны быть готовы к выполнению своего патриотического и интернационального долга.
- << Назад
- Вперёд >>
- Омск — Пешт
- Красные звезды
- Минута молчания
- Ночь перед казнью
- Зося-бьшиночка — комиссар
- Клятва дочери
- Групповой портрет неизвестных
- Поединок с «тигром»
- Дунайские мосты
- Обелиск в Сазхаломбатте
- Чашка чая у Горских
- Для будущих поколений
- Этот удивительный дневник
- Сто один вопросительный знак
- Продолжение следует…
- «Саженцы орехового дерева»
- «Тайны» доктора Лёкёша
- Сюрприз
- «Метелица» и «Тапиоменте»
- Две Ирины
- Кишдобоши и омичата
- Капли золотого дождя
- Выходные данные | Фото и иллюстрации
- Все страницы