ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ИРТЫШ — Страница 29

26 февраля 2023 | 9:26

Публицистика Проза Публицистика Памятные места Омска

Памятные места Омска — ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ИРТЫШ

Страница 29 из 71

А. A. Палашенков  ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ОМСКА 1956 годЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ИРТЫШ

Одним из достопримечательных сооружений дореволюционного Омска является железнодорожный мост через Иртыш.

Мост построен по проекту выдающегося русского инженера-строителя Николая Аполлоновича Белелюбского (1845—1922 гг. ).

Заслуга Н. А. Белелюбского заключается в том, что он явился создателем русской системы железнодорожного мостостроения и первый в мире применил для постройки мостов, не сварочное (обычно немецкое), а литое русское железо.

Начиная с 1870 г., в России не было построено ни одного моста, в проектировании или экспертизе которого не принимал бы участия Белелюбский. В Сибири с его участием были построены мосты через Тобол, Ишим, Обь, Селенгу и другие реки.

На строительство Омского моста правительство ассигновало 3 миллиона рублей.

Мост построен с шестью пролетами — по 100 м каждый, а два береговых пролета протяженностью по 22 м. Основание мостовых быков на кессонах. Фермы изготовлены из сварочного железа Боткинского завода. Работы по постройке моста производились контрагентом Березиным под наблюдением инженеров Залусского и Ольшевского.

Сооружение моста было закончено в марте 1896 г.

Испытание производила особая комиссия в составе профессора Белелюбского, инженеров Мухлинского, Чихова, Гонсперовского, Ольшевского и Малинского.

При испытании на прогиб на каждую ферму (пролет) ставилось четыре паровоза общей тяжестью около 14 тысяч пудов. Прогиб получился не более 0, 004 сажени, тогда как по техническим условиям допускался провес в 0, 01 сажени.

Мост был принят, и первый поезд из Омска в Челябинск прошел через иртышский мост 19 марта 1896 г.

Спустя 23 года, во время бегства колчаковцев из Омска, утром 14 ноября 1919 г., мост через Иртыш был взорван.

Взрыв повредил один пролет с восточной стороны, соприкасающийся с насыпью.

На другой же день (15 ноября) дорожно-мостовой роте было поручено срочно проложить рельсовый путь через Иртыш по льду. И, несмотря на сильные морозы и бураны, все работы по прокладке временного пути красноармейцы закончили в течение 7 дней, а через 5 месяцев, 15 апреля 1920 г., железнодорожный мост под руководством инженера Шевченко был полностью восстановлен.

С железнодорожным мостом через Иртыш у омских большевиков связано много воспоминаний.

20 декабря 1905 г. «высочайше повелено» направить командира XII армейского корпуса Меллер-Закомельско-го в Москву и далее на Самаро — Златоустовскую и Сибирскую железные дороги для восстановления на них «законного порядка».

Железнодорожные рабочие, узнав о движении Меллер-3акомельского, сделали попытку взорвать его поезд.

Под насыпь около моста через Иртыш, там, где поезд, сойдя с моста, развивает при подходе к станции Омск большую скорость, был заложен фугас. Насыпь здесь очень высока, и взрыв пути должен был сбросить весь поезд под откос.

Фугас в виде четвертной бутылки был заполнен сильным взрывчатым веществом. Провода от него провели в овраг, со стороны Порт-Артура, невдалеке от одного из крайних домишек.

К сожалению, взрыв не удался — прозевала связь, и поезд проскочил на станцию неожиданно.

Фугас этот остался лежать под насыпью всю зиму 1907 г. и лишь весною железнодорожные рабочие, исправляя-путь, наткнулись на него.

Он был взорван жандармами на другой стороне Иртыша.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Памятные места Омска
  • ВВЕДЕНИЕ
  • СЕДАЯ ДРЕВНОСТЬ
  • ОМСКАЯ СТОЯНКА
  • ГОРОДИЩЕ БОЛЬШОЙ ЛОГ
  • ЕРМАКОВА ГОРА
  • СТАРАЯ ОМСКАЯ КРЕПОСТЬ
  • ОСНОВАТЕЛЬ ОМСКА — БУХГОЛЬЦ
  • НОВАЯ ОМСКАЯ КРЕПОСТЬ
  • ТАРСКИЕ ВОРОТА
  • ТОБОЛЬСКИЕ ВОРОТА
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВОЕННЫЙ СОБОР
  • ГАУПТВАХТА
  • КОМЕНДАНТСКИЙ ДОМ
  • ГЕНЕРАЛИТЕТСКИЙ ДОМ
  • ВОЕННОЕ СОБРАНИЕ
  • ПОМЕЩЕНИЕ ВОЕННОГО ШТАБА
  • ПЛАЦ-ПАРАД (ТЕРРИТОРИЯ САДА ДОМА ОФИЦЕРОВ)
  • ОСТРОВ ПЛЕННИКОВ
  • КАДЕТСКИЙ КОРПУС (НЫНЕ КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. М. В. ФРУНЗЕ)
  • БЫВШИЙ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ
  • ДЕКАБРИСТЫ В ОМСКЕ
  • ПАМЯТНИКИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАСТЕРСКИЕ
  • СТАНЦИЯ ОМСК
  • УЛИЦА ЛЕНИНА
  • КАЗАЧИЙ САД
  • ПОДПОЛЬНЫЕ ТИПОГРАФИИ
  • ДОМ № 75 ПО СЪЕЗДОВСКОЙ УЛИЦЕ
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ИРТЫШ
  • ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
  • ПО КУЙБЫШЕВСКИМ МЕСТАМ
  • ПАМЯТНИКИ БОРЬБЫ ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ 1917—1919 гг.
  • БЫВШАЯ ГОСТИНИЦА «РОССИЯ»
  • КРАСНАЯ ГВАРДИЯ
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СОБРАНИЕ
  • ПОМЕЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ ПАРТИИ
  • БРАТСКАЯ МОГИЛА МАРЬЯНОВЦЕВ НА КАЗАЧЬЕМ КЛАДБИЩЕ
  • МОГИЛА ТРИНАДЦАТИ
  • МОГИЛА ДВЕНАДЦАТИ
  • БРАТСКАЯ МОГИЛА НЕИЗВЕСТНЫХ
  • В КОНЦЕНТРАЦИОННОМ ЛАГЕРЕ(Из воспоминаний красногвардейца Рябова)
  • БОЛЬШЕВИСТСКОЕ ПОДПОЛЬЕ В 1918—1919 гг.
  • КОНСПИРАТИВНЫЕ КВАРТИРЫ
  • ЛАТЫШСКАЯ ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  • ЯВОЧНАЯ КВАРТИРА
  • ДОМ № 48 ПО ПОДГОРНОЙ УЛИЦЕ
  • ПОДПОЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ
  • ВОССТАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 1918 г.
  • ДОМ В КОРОТКОМ ПЕРЕУЛКЕ, № 7
  • КАЗАРМА ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ
  • ДОМ, ГДЕ ПРОХОДИЛ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ СУД НАД РАБОЧИМИ
  • БРАТСКАЯ МОГИЛА КУЛОМЗИНЦЕВ
  • ПАМЯТНИК ВОССТАВШИМ 22 ДЕКАБРЯ 1918 г.
  • ОСВОБОЖДЕНИЕ ОМСКА
  • ПО МЕСТАМ Е. М. ЯРОСЛАВСКОГО
  • ПЕРВЫЙ ДОМ СОВЕТОВ
  • УЧЕНЫЕ, ЛИТЕРАТОРЫ, ХУДОЖНИКИ Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ В ОМСКЕ
  • П. П. АНОСОВ
  • М. А. ВРУБЕЛЬ
  • Н. И. НАУМОВ
  • П. Л. ДРАВЕРТ
  • А. Н. СЕДЕЛЬНИКОВ
  • М. М. СИЯЗОВ
  • Н. М. ПРЖЕВАЛЬСКИЙ В ОМСКЕ.
  • А. С. СОРОКИН
  • Ф. А. БЕРЕЗОВСКИЙ
  • МОГИЛА Б. С. ВЕЙСБРОД
  • ВОЕННОЕ КЛАДБИЩЕ
  • * * *
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы