Завод на Иртыше — Страница 2

08 марта 2023 | 5:15

Публицистика Проза Публицистика Завод на Иртыше

Завод на Иртыше — Завод на Иртыше

Страница 2 из 8

 

Развитие судоходства на Иртыше в годы, предшествующие Октябрьской революции, вынудило Министерство путей сообщения царской России решить давно назревший вопрос: создание в Омске хотя бы небольшой ремонтно-отстойной базы для судов. После выбора подходящего места остановились на Зеленом острове у старой Загородной рощи. Здесь и ранее были склады, землянки и мастерская, где можно было производить несложные кузнечные, котельные и слесарно-токарные работы. В 1914 году в верхней части острова установили ледорезы, предохраняющие протоку от ледохода, а позднее началось сооружение продольной насыпной дамбы. Напротив, за протокой, которую все теперь стали именовать затоном, шумел березняк. Чуть повыше, на крутогорье, березы покрупней почти совсем закрывали жилища рабочих, похожие скорее на земляные норы.

Удобное расположение Омского затона не прошло не замеченным и для частных судовладельцев. Вскоре » немного ниже по течению на коренном берегу забелели свежеоструганными досками и бревнами постройки, принадлежащие частной компании «Волга». Еще раньше путейцы соорудили здесь несколько домов и мастерских.

Ветры революции, отшумев над Невой и докатившись до Сибири, всколыхнули и беспросветную жизнь рабочих Омского затона.

Новые веяния, новые дела, знакомые, но тоже удивительно по-новому выглядевшие люди, пришли сюда, и уже нельзя было оставаться равнодушным, глядя на то, как они берутся своими руками перекраивать мир.

Здесь видели председателя «Союза судоходных рабочих и служащих рек Западной Сибири» (Судосоюза) коммуниста Алексея Буя, человека дерзких, подлинно революционных горизонтов. Видели других делегатов омских речников, побывавших на втором съезде этой организации в Томске в декабре 1917 года.

Здесь хорошо знали механика Петра Шлеева — отличного организатора, комиссара, а впоследствии — создателя красногвардейского отряда, представителя передовых слоев рабочей династии. Здесь в то вихревое, тревожное время вместе с отсветами пламени пылающих горнов ложились на воду холодные отблески штыков. Здесь готовили пароходы для работы — вооружали их для борьбы с врагом.

Рабочие затона были свидетелями того, как в первую послереволюционную навигацию после тяжелых боев с белочехами в июне 1918 года части Красной гвардии оставляли город. Вместе с ними на пароходах в сторону Тобольска уходили красногвардейцы, Военно-революционный штаб и Совдеп во главе с В. Косаревым и председателем городской партийной организации 3. Лобковым.

Здесь во время колчаковского засилья бережно укрываемое от врагов, пусть и не в полную силу, но горело живое большевистское слово, вселяя надежду и бодрость в сердца рабочего люда.

Отступая, колчаковцы нанесли трудновосполнимый урон водному транспорту. Частично сожгли и разрушили мастерские, некоторые суда были взорваны, некоторые зазимовали в открытых плесах или были раздавлены льдами во время ледостава. Многие уцелевшие пароходы и баржи находились в крайне запущенном состоянии. Большая часть их не ремонтировалась по 4—5 лет. У многих пароходов оказались снятыми детали машин и даже вспомогательные механизмы.

Только в зиму 1919—1920 года в районе Омского участка (в основном в районе Зеленого острова) зимовало 36 единиц. Для того, чтобы сохранить их и доставить невредимыми в затон, была создана специальная комиссия по спасению судов под председательством комиссара Омского Рупвода А. Н. Дианова. Надвигающаяся навигация обещала быть очень трудной.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Завод на Иртыше
  • Судоходство на Иртыше
  • Первые шаги
  • Ступени
  • Новые горизонты
  • И снова утро
  • Фотографии
  • Выходные данные
  • Все страницы