Выставка произведений Омских художников. Александра Голубецкого, Георгия Катилло, Георгия Пилипенко, Амангельды Шакенова. — Страница 1

13 мая 2023 | 23:03

Каталоги | Проспекты Периодика Каталоги | Проспекты Выставка произведений Омских художников. Александра Голубецкого, Георгия Катилло, Георгия Пилипенко, Амангельды Шакенова.

Выставка произведений Омских художников. Александра Голубецкого, Георгия Катилло, Георгия Пилипенко, Амангельды Шакенова.

Страница 1 из 6

Омское областное управление культуры. Омская организация союза художников РСФСР. Омское отделение художественного фонда РСФСРВыставка произведений Омских художников.

Александр ГОЛУБЕЦКИЙ
Георгий КАТИЛЛО
Георгий ПИЛИПЕНКО
Анатолий ШАКЕНОВ

Омское областное управление культуры
Омская организация союза художников РСФСР
Омское отделение художественного фонда РСФСР

 

Каталог
Омск— 1978

Омская организация Союза художников РСФСР. 1978,

 

На выставке «четырех» представлены работы разных по творческому характеру и темпераменту художников. Но всех их объединяет время, когда в конце- 60-х годов начинался их самостоятельный путь в искусстве живописи и графики. В 1975 году они были приняты в Союз художников СССР. Для каждого присуще чувство современности, проникновение в жизнь нашей страны, жизнь советского человека.

Александр Голубецкий сибиряк. Пройдя отличную живописную школу у известных живописцев А. Грицая и Д. Жилинского, молодой выпускник сразу же заявил о себе как художник, способный образно и содержательно решать тему и воплощать ее в станковой картине. Начиная с 1972 года, Голубецкий — участник всех областных, молодежных и зональных выставок. Его картины «Родная земля» и «Земля и небо» заметно выделялись своими законченными художественными качествами и экспонировались на всесоюзных выставках в Москве. Но художник оставляет эти и другие работы в стороне, считая, что в них он еще далек от «своей картины», своего языка. По путевке обкома комсомола художник едет на Саяно-Шушенскую ГЭС, но по обильному материалу поездки успевает выполнить лишь несколько портретов. В настоящее время художник в поисках большой и активной темы, значительного и сильного образа. На подступах к этому, вероятно, станет картина, посвященная Льву Толстому, над которой он сейчас увлеченно работает.

Обширна и разнообразна тематика листов графика Георгия Катилло. Большинство его работ, представленных на выставке, выполнены на богатом материале многочисленных поездок на Север (Салехард, Надым, Сеяха), Сахалин, Кузбасс, БАМ. Гуашь, пастель и, прежде всего, гравюра, в которой особенно поработал художник, раскрывают перед нами жизнь, наполненную движением, ожиданием, остановками, раздумьем. География творческих маршрутов, постоянное желание освоить и преодолеть все технические приемы гравюры и других графических средств, говорят о стремлении активизировать свое творчество, освежить его новизной и остротой впечатлений. На выставке уже сейчас можно выделить наиболее устойчивые темы — «Иртыш — река Сибирская», «Сибирский Север» и листы, связанные с темой Великой Отечественной войны (серия литографий «Город в блокаде»). Выделяется и наиболее активное лирическое начало, которое присутствует и в ранних, и в последних работах. Среди них «Старая мастерская», «Хозяйка Улькана», «Семья», «Весна 42-го». Об этом же говорит и появление серии интимно-камерных листов «В моей мастерской», выполненных в технике пастели и отмеченных искренним и теплым чувством. В них и мысли, и настроение самого художника. В настоящее время Катилло много и напряженно работает, и это позволяет ожидать появления новых интересных работ.

Живописец Георгий Пилипенко представлен на выставке работами в жанре портрета, пейзажа, тематической картины и натюрморта. Казалось бы, художник одинаково работает в каждом из них. Но творчески осмысленнее, последовательнее, и завершеннее он выступает в портрете и пейзаже. В каждом из его портретов, очень разных, выверенных и продуманных по композиции, тону и цвету, есть настрой, характер, образ. Его герои сдержанны, но в них улавливается живость, эмоциональная подвижность («Подружки», «Сын рыбака»), внутренне собранны, спокойны, но в своей сосредоточенности они весомы и значительны («Политрук Глобин», «Мой друг Аверкиев»). Эти же начала прочитываются и воспринимаются в двух больших полотнах Пилипенко «Парни Иванова Мыса» и «Омский летучий отряд». Перед нами наши современники, молодые красивые парни из далекой сибирской деревни, герои, труженики полей и герои не столь отдаленного времени, когда в первые годы Советской власти в Сибири оперативный отряд во главе с начальником омской милиции Успенским оберегал завоевания революции. Художник любит пейзаж. Многое схватывает на натуре, берет от живой природы, хорошо знает и чувствует ее краски и настроение. У Пилипенко много творческих планов. Недавно он обратился к теме Севера и сейчас интенсивно над ней работает.

О себе как живописец Амангельды Шакенов заявил уже в работе над дипломными листами, когда молодой начинающий художник увлеченно рисовал и писал на летних горных пастбищах Казахстана, там, где сохранился первозданный колорит национальных игр и празднеств, которые и легли в основу серии «Джайлау». Через год после защиты он уже в поездке по Хакасии с творческой группой Союза художников СССР, а в 1972 году — участник Всероссийской выставки «По родной стране». (Монотипия «Айтс» — о традиционном состязании песенников). Яркие краски, широкое и свободное письмо, возвышенное и трепетное чувство отличают его работы на народную казахскую тему. Отдельные работы Шакенова говорят о попытке подойти вплотную к жанру, к психологической трактовке темы. Это качество мы можем наблюдать в картине 1975 года «В отцовском доме», написанной уже маслом, где своеобразно раскрывается тема защиты Родины, преемственность поколений. Не менее активно художник осваивает сибирскую индустриальную и сельскую тематику. Он часто бывал у нефтяников (Александрове, Стрежевое, Нижневартовск, Самотлор) и создал напряженные и острые по тону и цвету листы. С темой о нефтяниках Шакенов показывается на республиканской выставке «Молодость России». Последнее время живописец все чаще стал обращаться к портрету и картине, о чем говорит его большой холст «Хлеб», посвященный молодежному звену комбайнеров Мысовского совхоза, «Чабаны» и портрет молодого комбайнера Евгащина. Недавно Шакенов побывал в очередной творческой командировке по Иртышскому бассейну и сейчас с интересом работает над образами работников речного флота.

На выставке предстали четыре омских художника по-своему интересные, разные и непохожие, они еще в творческом пути — многотрудном, серьезном, ответственном и благородном.

Г. С. Лубышев

 

 

  • Назад
  • Вперёд >>
  • Выставка произведений Омских художников. Александра Голубецкого, Георгия Катилло, Георгия Пилипенко, Амангельды Шакенова.
  • ШАКЕНОВ Амангельды Абдрахманович
  • ПИЛИПЕНКО Георгий Георгиевич
  • КАТИЛЛО Георгий Сергеевич
  • ГОЛУБЕЦКИЙ Александр Иванович
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы