В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук — Страница 10
Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
Страница 10 из 22
В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ
ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
Взаимосвязь изучения социально-экономических дисциплин и общественно-политической практики студентов (ОПП) реализуется в ряде направлений.
- Говоря об ОПП, нужно говорить и об эффективности, которую можно измерять степенью развитости социальной активности студента. Эта степень развитости определяется рядом факторов, главным из которых является творческое и систематическое изучение общественных дисциплин, а на этой основе и в соединении с действием, работой студенческих организаций, переходом от теоретических положений к их практической реализации.
Для целенаправленного формирования системы убеждений, нравственных начал студента необходима систематичность изучения общественных наук.
Систематичность изучения общественных наук в вузе реализуется в последовательном прохождении по курсам различных дисциплин, начиная с истории КПСС на первом курсе, кончая научным коммунизмом на выпускном, и синтетическим итогом изучения общественных дисциплин — государственными экзаменами по научному коммунизму. На этом экзамене, как известно, учитываются не только моменты, касающиеся накопления знаний, но и то, что характеризует студента как личность. - Важно подчеркнуть необходимость творческого изучения общественных наук. Именно это позволяет непосредственно уже с самих академических занятий правильно ориентироваться на переход от теории ОПП к практике социально-политической активности. Думается, что практически любая -тема по любой общественной науке может быть связана с современностью, с тем, что испытывает студент, вступая в самостоятельную, творческую деятельность. Для этого лишь необходимо задаться и руководствоваться в проведении занятий не только самоцелью накопления багажа знаний теории, но и считать необходимым их практическое применение.
- В современном вузе имеется достаточно разветвленная и действенная система форм реализации целевых задач ОПП в преподавании и изучении общественных наук.
а) Лекционный материал по общественным дисциплинам необходимо насыщать актуальными социально-политическими проблемами, современной статистикой изучаемого явления.
В процессе лекций можно объяснить и демонстрировать ораторские приемы и методы чтения лекций, умения писать конспект, делая по ходу изложения ремарки по ведению записи лекции. В дальнейшем это позволит студенту в самостоятельной работе грамотно подходить к изучению первоисточников, приобретать опыт агитационно-пропагандистской деятельности.
б) На семинарских занятиях — кузнице практического использования теоретического материала, также выработан ряд форм.
Во-первых, это органическое вплетение в тему занятия политической информации, проводимой в начале занятия и рассчитанной на 5—7 минут. Это дает большой эффект, как по творческому преломлению учебного материала, так и по становлению агитационно-пропагандистских, ораторских навыков студента.
Во-вторых, развивается реферативно-докладная система на семинарских занятиях. Здесь также видна прямая связь с реализацией целей ОПП.
В-третьих, современной формой семинарских занятий становятся деловые игры. В их ходе моделируются различные жизненно важные вопросы. Студенты «пробуют» себя в роли руководителя, овладевают умением строить свое поведение в коллективе.
в) Самостоятельная работа студентов также имеет много внутренних резервов органического вплетения в преподавание общественных дисциплин, целей и задач ОПП. Можно назвать, например, такие формы как хронометрирование студентами работы по конспектированию первоисточников, привлечение студентов к кафедральным мероприятиям в качестве членов жюри различных конкурсов, олимпиад и т. д. Однако, подчеркнем сравнительно слабую изученность этой формы работы.
г) Внеаудиторная работа. Сюда следует включить, во- первых, олимпиады, викторины. Участие в них способствует формированию навыков самостоятельной работы, учит ориентации в сложных ситуациях, формированию чувства коллективности.
Во-вторых, проблемные научно-студенческие группы и массовое реферирование по актуальным социально-экономическим вопросам. На основе выполненных здесь докладов, лекций, бесед можно выдавать задание по их проведению при прохождении производственно-технологической практики. - Особо отметим слагающийся, становящийся курс по основам воспитательной и организаторской работы. Хотя он кочует от кафедры к кафедре, думается, что за этим курсом большое будущее. Со временем, видимо, он будет поставлен в ранг социально-экономических дисциплин. Кажется неправильным мнение о том, что этот курс должен читаться в рамках кафедр общественных паук, тем более в рамках только какой-нибудь одной кафедры. К чтению этого курса нужно привлекать и работников технических кафедр, имеющих большой опыт общественной работы и членов партийных комитетов, и комитетов ВЛКСМ.
В целом, творческое изучение социально-экономических наук представляет собой теоретическое основание ОПП, имеет колоссальные резервы перехода от теории к практике подготовки и проведения ОПП.
- << Назад
- Вперёд >>
- Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
- НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
- ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
- Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
- Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
- Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
- В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
- В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
- Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
- А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
- Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
- В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
- Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
- А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
- К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
- Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
- И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
- А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
- В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
- Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
- Все страницы