В ПОМОЩЬ АТЕИСТУ Воспитывать убежденных атеистов — Страница 5

18 апреля 2023 | 14:15

Журналы Периодика Журналы Блокнот агитатора №21 (632). 01.11.1975

Блокнот агитатора №21 (632). 01.11.1975 — В ПОМОЩЬ АТЕИСТУ Воспитывать убежденных атеистов

Страница 5 из 7

В ПОМОЩЬ АТЕИСТУ

Воспитывать убежденных атеистов

В. НАПАСТЮК

В воспитании нового человека важное значение имеет формирование научного мировоззрения, коммунистической морали, преодоление пережитков прошлого. В документах XXIV съезда КПСС подчеркивается, что это дело требует постоянного внимания партии, всех сознательных членов нашего общества.

Составной частью материалистического мировоззрения является атеизм. Коммунистическое воспитание молодежи, учащихся предполагает воспитание их непримиримыми борцами против всяких суеверий. В этом деле велика роль общеобразовательной школы. Приходится иногда слышать неверное мнение о том, что религия в нашем обществе не имеет серьезного влияния и отомрет сама собой. Встречаются еще педагоги, которые в атеистической работе видят только дополнительную нагрузку, причем, не очень приятную. «Зачем нам атеизм, если у нас нет в классе верующих учеников?»—задают они вопрос. Но еще Н. К. Крупская писала, что речь идет «не о нейтральном в отношении религии воспитании, а… о внедрении в школу атеизма». Школа должна воспитывать не просто неверующего, а убежденного сознательного атеиста.

Вместе со школой большую ответственность перед обществом за настоящее и будущее наших детей несет семья. И в этой многогранной работе должно быть единство, взаимная помощь. К сожалению, имеются еще факты, когда отдельные родители тянут своих детей в другую сторону, отравляют их души ложью и лицемерием, травмируют неокрепшую их психику. И здесь на помощь своевременно должна прийти школа, общественность.

Речь идет о тех сторонниках религии и, прежде всего, руководителях сектантских объединений, которые предпринимают все меры, чтобы сохранить свое влияние на верующих, стремятся омолодить свои ряды. Особые надежды они возлагают на молодежь и детей. В проповеди одного из рукописных сборников говорится: «Наши дети — это будущее церкви, и на вас, родителях, лежит великая ответственность: воспитать граждан неба. Главное наставить дитя на начале пути, не упустить этого времени». Вот откровенное признание религиозников. С этой целью они стремятся завлечь юношей и девушек на молитвенные собрания, организуют там музыкальные вечера, готовят специальные спектакли.

Необходимо учитывать и то, что некоторые верующие родители формально не возражают против атеистической направленности школьного воспитания, но фактически заставляют детей изучать религиозную литературу, учить молитвы, принуждают их посещать молитвенные собрания.

В этих условиях особенно повышается роль и ответственность школы за атеистическое воспитание детей, которая призвана вести эту работу не только на уроках, но и посредством внеклассных мероприятий. И здесь нужны огромное терпение, упорство, такт и выдержка, ибо перевоспитание человека — процесс трудный и длительный.

…Это произошло четыре года назад в одной из сельских школ. Несколько мальчиков совершили дерзкий поступок, сорвав со своей одноклассницы пионерский галстук. Случай невероятный, встревоживший не только педагогов школы. Это было «ЧП» для всего села. Классный руководитель понимала, что это не случайность, она связывала его с влиянием на детей верующих родителей. Но каково это влияние, чему и как учили они своих детей, в школе не знали. Только в общих чертах было известно, что в селе есть группа сектантов, что они еженедельно проводят собрания, водят туда детей… В школе иногда для родителей читались лекции на атеистические темы, как-то была беседа на животноводческой ферме, в клубе… Однако все это в общем, эпизодически.

И вот случай. Беседы с родителями, посещение молитвенного собрания сектантов, встречи с проповедником. Выяснилось, что в селе действует незарегистрированная община менонитов. Вскрыт факт грубого нарушения действующего законодательства о религиозных культах, факт специального обучения детей религии.

Проповедники этой общины, поддерживая экстремистские настроения так называемого совета церквей евангельских христиан-баптистов, призывали верующих воспитывать своих детей только в религиозном духе, запрещали им ходить в кино, смотреть телевизор, вступать в молодежные коммунистические организации, клеветали па нашу действительность. За эти противозаконные действия руководители секты понесли заслуженное наказание.

Сейчас педагоги села ведут настойчивую борьбу с пережитками религиозной идеологии, уделяют постоянное внимание индивидуальной работе как с учениками из верующих семей, так и с их родителями. Применяются массовые формы атеистического воспитания.

Практика показывает, что там, где за атеистическое воспитание берется весь педагогический коллектив, успех налицо. Так строят свою работу учителя Солнцевской, Украинской, Маргенауской средних школ Исилькульского района, Бородинской Омского и Побочинской средних школ Одесского района, средних школ № 71, 104, 100, 25, 66, 51 города Омска.

Атеистическое воспитание стало здесь неотъемлемой частью всего процесса обучения. Уже с первого класса на уроках, где это уместно, учителя стараются противопоставить атеистическое мировоззрение религиозному, доказать его несостоятельность. С малышами проводятся беседы о явлениях природы, приметах, древних верованиях. В старших классах на уроках ботаники, зоологии, химии, истории эти беседы более глубокие и сложные. Используются опыты и практическая работа в лабораториях, на пришкольных участках. В общешкольном плане имеется специальный раздел но атеистическому воспитанию, в котором наряду со школьными мероприятиями предусматривается работа с родителями, вопросы изучения состояния религиозности населения своих микрорайонов.

В методических кабинетах многих школ в помощь учителю собран богатый материал по практике атеистической работы. Например, распространяется опыт учителей А. Б. Толок и Л. С. Кляузер из Чкаловской начальной и средней школы № 1 Исилькульского района, И. Р. Трофимовой из Майской средней школы Москаленского района. Лучшие школы утверждены опорными. В Советском районе такими являются средние школы № 123 и 133, в них созданы кабинеты по атеизму, а в школе № 12 оформляется атеистический музей.

С первых классов общеобразовательной школы учитель ведет ученика в широкий мир научных знаний, закладывает основы коммунистического мировоззрения. В целом изучаемые науки несут определенную атеистическую нагрузку. Кроме этого, преподаватели используют специфическую направленность своих предметов, используя или усиливая атеистические аспекты в той или другой изучаемой теме. Прежде всего это относится к естественным и общественным наукам.

Но особенно атеистическую направленность мысли ребят дает внеклассная атеистическая деятельность — специальные кружки, беседы, вечера, экскурсии и т. д. Распространение получили клубы «Юный атеист», лекторские группы, атеистические кружки.

Интересно поставлена работа клуба «Юный атеист» в Бородинской средней школе Омского района. В нем 40 учащихся 5—10 классов. Избран совет клуба. Председателем его является ученица 9 класса Татьяна Майер. Члены клуба оформили атеистический уголок в школе, ежемесячно выпускают стенгазету, следят за оформлением классных атеистических уголков. Работает лекторская группа, члены которой провели 27 лекций и бесед, два атеистических вечера. Часто проходят коллективные просмотры и обсуждение кинофильмов по атеизму. Заслуживает внимания опыт Екатериновской школы Москаленского района, где наряду с клубом «Юный атеист», лекторской группой интересно работает «Клуб выходного дня». В этот день для ребят предоставлены спортивный зал, библиотека, стрелковый тир, совершаются экскурсии в театры и цирк. В колхозном Доме культуры работают детский кинотеатр и духовой оркестр школьников.

Известно, что научные знания сами по себе еще не играют решающей роли в преодолении религии. Надо превратить их в стойкие убеждения.

Пропагандируя наши коммунистические идеалы, педагогические коллективы стремятся повышать общественную активность учащихся, чтобы они учились применять полученные знания на практике, обретали постепенно опыт в своей деятельности. А такой опыт они получают в общественно полезном труде, в работе пионерской и комсомольской организаций, в разносторонней деятельности школьных кружков и клубов. Вот несколько примеров, когда классные руководители и учителя в атеистическом воспитании школьников опираются на старшеклассников, дают им ответственные поручения.

Члены ученических лекторских групп выступают с беседами не только в школах, но и на животноводческих фермах, перед родителями. Кружковцы Звездинской средней школы Москаленского района провели цикл бесед в 4—9 классах, вечер-диспут по книге Войнич «Овод», выпустили атеистический альманах, ведут беседы с учащимися из семей верующих. В Алексеевской, Роднодолинской средних школах прошли смотры художественной самодеятельности на атеистические темы, викторины, вечер вопросов и ответов.

Активно ведут атеистическую работу юные атеисты Приваленской восьмилетней школы Таврического района. Лекторской группой прочитаны доклады «О происхождении религии», «Суеверия и борьба с ними», «Есть ли у человека судьба?», «Наука и религия о происхождении человека» и другие. В программы школьных кружков включены темы по атеизму.

Много интересных дел на счету пионеров, комсомольцев школы № 71 Ленинского района. Здесь работает лекторий «Основы научного атеизма». Состоялся «Вечер гражданственности», проводятся «Праздник урожая», «Проводы зимы». В школе интересно прошла выставка антирелигиозного плаката «Без бога — шире дорога». Ежемесячно в клубе им. Свердлова проходит кинолекторий по теме научного атеизма. Проводимая работа имеет свои результаты. Школа сумела повлиять на верующих родителей Бориса. П. Дети из этой семьи стали активно участвовать в общественной жизни школы. За каждым учащимся из верующей семьи Побочинской средней школы Одесского района закрепляется активный пионер или комсомолец, которые стремятся вовлечь их в интересные школьные мероприятия.

В школах Исилькульского района не один год действуют клубы воинствующих атеистов. В Маргенауской средней школе члены клуба выпускают не только стенгазеты, но и бюллетени, монтажи, делают списки рекомендательной литературы. В районе стало традицией ежегодное проведение слетов юных атеистов, на которых подводятся итоги работы учащихся. Прошло уже четыре слета, причем с каждым годом количество участников его растет.

В деятельности учительских коллективов многих школ стали традиционными атеистические недели. В Роднодолинской школе Москаленского района они проходят один раз в два месяца. Участвуют в этом мероприятии все классы. Для учащихся и родителей читается цикл лекций, демонстрируются кинофильмы на антирелигиозные темы. Выпускаются газеты, обновляются стенды. Широко используется школьный радиоузел, все технические средства. В проведении недели участвуют все школьные организации, родительский комитет.

Кроме атеистической работы с учащимися, многие педагогические коллективы имеют прочные и разнообразные связи с родителями, ведут с ними систематическую работу. Большой опыт индивидуальной работы имеют учителя этой школы Н. В. Бекмурзинова и 3. Н. Цубко. Они часто посещают семьи верующих, выясняют их настроение и нужды, вовремя стараются оказать посильную помощь, дать полезный совет, знакомят с вопросами внутренней жизни страны и с международными событиями. Такие беседы помогают установить взаимный контакт и обоюдное доверие. Несколько лет повседневной кропотливой работы учителей не прошли бесследно — многие верующие вышли из секты. Их дети активно участвуют в жизни школы, хорошо учатся. В Побочинской и Цветнопольской школах Одесского района, Лубянской школе Полтавского района в деле атеистического воспитания успешно используются лектории для родителей.

Проповедники чуждой нам религиозной идеологии всевозможными методами внушают детям искаженный взгляд на мир. В числе этих методов — привлечение их к проведению религиозных обрядов. Баптисты, менониты, например, в рождественские праздники организуют театрализованные детские представления, исполнение хором религиозных песен. Детям вручаются подарки. Зачастую молодежь и дети из верующих семей являются участниками и других религиозных праздников и обрядов. Цель у проповедников одна — приобщить детей к религии, воспитать их «в вере».

Вот почему новая гражданская обрядность должна противостоять всему этому, вытеснять религиозные ритуалы. В последние годы в нашу жизнь активно входят новые праздники и традиции. Наряду с международными и советскими праздниками, утверждаются новые обряды— встречи с ветеранами Отечественной войны и героями труда, проводы в Советскую Армию, вручение паспортов школьникам и другие. Как правило, в этих мероприятиях, а многие из них проводятся в школе, участвуют школьники. Такие мероприятия увлекают детей из верующих семей. Участие в ритуале или обряде обогащает подростка духовно, утверждает в его сознании величие наших идеалов.

Очень важно, чтобы атеистическая работа в школе сочеталась с другими формами воспитания — нравственным, эстетическим, интернациональным, трудовым. Во многих школах накоплен опыт краеведческой работы, популярным становится туризм. Маршруты туристских походов Сосновской средней школы пролегли по северу области и местам жизни героев-земляков; средней школы племзавода «Омский» Омского района— по местам боевой славы омичей, городам-героям страны. Учащиеся Гофнунгстальской, Маргенауской, Водянинской, Николай-Польской школ побывали на экскурсиях в Волгограде, Бресте и других городах-героях.

Многое делается для улучшения интернационального воспитания учащихся. Надо сказать, что в нашей области сама «почва» для такого воспитания благоприятная, так как в селах и городах живут и трудятся люди многих национальностей. Дети с самого раннего возраста привыкают жить по законам дружбы. Оживленная переписка связывает омских школьников со сверстниками всех братских республик страны и молодежью социалистических стран.

Центром работы по интернациональному воспитанию в школах и домах пионеров стали клубы интернациональной дружбы, которых в области более 300. Члены клуба интернациональной дружбы средней школы № 3 Ленинского района в итоге большой и интересной работы по сбору материала об участниках освобождения венгерского города Сазхаламбатта летом 1974 года побывали в гостях у венгерских пионеров. Сейчас готовятся встречать гостей с ответным визитом.

Круг проблем, которые возникают в работе по атеистическому воспитанию в школе, очень обширен. Большинство этих проблем успешно решается в наших школах. Вместе с тем встречаются еще немалые трудности — недостаток знаний, опыта, необходимой литературы, методических пособий. Это, видимо, наиболее объективные причины тех недоделок и некоторых ошибок, которые имеются в атеистическом воспитании учащихся.

Подобные вопросы стали чаще рассматриваться партийными, советскими организациями, органами народного образования. Школам оказывается постоянная помощь в улучшении качественного состава учительских кадров, укреплении учебно-материальной базы школ, повышении квалификации учителей и оказании им методической помощи. По этим вопросам разработана система мероприятий в масштабах области и каждого района, в планы учебно-воспитательной работы школ введены специальные атеистические разделы.

За последние годы сложилась определенная система обучения учительских кадров вопросам научного атеизма и практике атеистической работы. На курсах при институте усовершенствования учителей для всех обучающихся читается цикл лекций и проводятся семинарские занятия по вопросам атеизма. Многие учителя занимаются в областной и районных школах научного атеизма, атеистическом факультете вечернего университета марксизма-ленинизма, а также изучают вопросы атеизма на семинарах по философии и проблемам коммунистического воспитания.

Каждая школа имеет неограниченные возможности для атеистического воспитания. Но самое важное здесь — система, которая охватывала бы все стороны духовной жизни учащихся, исключала крайности, кампанейщину в этом важном деле. Можно назвать примеры, когда вопросами атеизма усиленно занимаются в школе после какого-нибудь «ЧП», а спустя какое-то время активность затухает. Один из недостатков атеистической работы некоторых школ состоит в том, что она строится по принципу: побольше мероприятий, проходят которые наспех, без должной подготовки. Потому и эффективность их невелика.

И еще одна проблема. В атеистическом воспитании учащихся надо чаще затрагивать вопросы морали. Опыт говорит о том, что критику религии сегодня недостаточно сводить к противопоставлению религиозным взглядам научной картины мира. Чаще надо акцентировать внимание молодежи и детей на разоблачении несостоятельности религиозной морали, учитывать психологию, нравственные потребности современного молодого поколения.

***

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Блокнот агитатора №21 (632). 01.11.1975
  • Выдающийся пропагандист ленинской школы
  • ЗА ВЫСОКУЮ ИДЕЙНОСТЬ И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПРОПАГАНДЫ
  • Зимовка скота— экзамен для животноводов
  • В ПОМОЩЬ АТЕИСТУ Воспитывать убежденных атеистов
  • ИСПОЛЬЗУЙ В БЕСЕДЕ Новости, события, факты
  • Выходные данные
  • Все страницы