В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов — Страница 21

10 апреля 2023 | 9:14

Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.

Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов

Страница 21 из 22

Конференция подвела итоги большой работы по внедрению и совершенствованию системы общественно-политической практики в Омских вузах в свете решений XXV съезда КПСС и XVIII съезда ВЛКСМ, постановлений партии и правительства по идеологической работе и высшей школе.В. И. Сыщиков — ЛГУ
Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов

Общественно-политическая практика студентов (ОПП) как их теоретическая и практическая подготовка к работе с людьми по окончании вуза, должна органично увязываться со всеми сторонами учебно-воспитательного процесса. Это необходимо иметь в виду еще и потому, что в условиях развитого социализма сложились предпосылки для дальнейшего и весьма интенсивного совершенствования всего дела подготовки кадров для народного хозяйства. Одним из злободневных направлений является разработка форм и методов усиления роли учебного коллектива в организации и проведении ОПП, учитывая новые подходы к решению воспитательных задач1, реализуемые в рамках социально-педагогической системы научной организации воспитательной работы (НОВР). В связи с этим требуется разрешение ряда следующих актуальных проблем.

Оптимизация содержания ОПП с учетом потребностей общественного развития достигается путем теоретического и эмпирического исследования деятельности выпускников высшей школы в соответствии с концептуальной схемой:

  • непосредственной практической задачей советского народа является построение коммунистического общества;
  • строительство коммунизма представляет собой триединый процесс: создание адекватной материально-технической базы, совершенствование социалистических общественных отношений и формирование нового человека;
  • специалист с высшим образованием — центральная фигура среди субъектов управления ходом коммунистических преобразований, поэтому его деятельность рассматривается как единство трех аспектов: производственного, общественно-политического и воспитательного, адекватных сущностям соответствующих компонентов триединого процесса строительства коммунизма. (Сыщиков В. И. Методика изучения коллектива и обоснования плана педагогических воздействий. — В кн.: Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л., 1976, с. 22.)

Производственный аспект деятельности (ПАД) охватывает организационно-технологические моменты повседневных обязанностей специалистов.

Воспитательный аспект деятельности (ВАД) ориентирован на формирование нового человека, на привитие членам коллектива качеств в соответствии с коммунистическими идеалами.

Общественно-политический аспект деятельности (ОПАД) направлен на создание и поддержание в коллективе условий и возможностей для активного участия людей во всех сферах жизнедеятельности предприятия, учреждения, организации.

Знания, приобретаемые студентами при изучении общественных наук и составляющие методологическую основу ОПП, должны дополняться информацией о реальной деятельности выпускников данного вуза, представляемой в виде модели их деятельности (Смирнова Е. Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977.).

Оптимизация содержания общественно-политической аттестации (ОПА) с учетом одной из основных задач ОПП— формирование и развития у студентов качеств, необходимых им для успешного решения в будущем задач организатора, пропагандиста, воспитателя — субъекта социальной активности в самом широком смысле слова. Поэтому оценка уровня — сформированное™ у студентов общественно значимых качеств должна рассматриваться как важнейшая составная часть ОПА. Перечень таких качеств целесообразно сгруппировать по блокам: 1) общесоциальных, общегородских качеств, имеющих одинаковый смысл и значение для всех членов общества; 2) социально-специфических качеств, обусловленных особенностями профессиональной деятельности конкретного трудового коллектива; 3) индивидуально-неповторимых, природных качеств. Каждый из блоков представляет собой ранжированный ряд включенных в него качеств.

Особое место в социально-педагогическом прогрессе студентов занимают так называемые основные социальные характеристики личности: основная социально-политическая характеристика (ОСПХ), отражающая уровень применения личностью своих способностей при выполнении главных служебных обязанностей; основная деловая характеристика (ОДХ), фиксирующая реальный вклад личности в ходе выполнения главных служебных обязанностей; основная нравственная характеристика (ОНХ), отражающая меру единства слова и дела в реальной жизнедеятельности личности. Эти характеристики, показывающие уровень, полноту выполнения человеком фундаментальных требований социалистического образа жизни, дают количественное представление тем самым о зрелости данного человека как гражданина, члена общества. Детальное описание личности студента дают количественно оцененные качества, сгруппированные в рассмотренные выше блоки. Проблематичность состоит в оптимизации перечня характеристик и качеств, подлежащих качественному оцениванию и анализу при проведении общественно-политической аттестации. В значительной степени это обусловлено параметрами студенческого коллектива как субъекта управления общественно-политической практикой.

Определение возможностей учебного коллектива как субъекта управления общественно-политической практикой относится к числу весьма актуальных проблем, ибо связано с особенностями структуры коллектива и уровнем его социально-педагогического развития.

Структура учебного коллектива характеризуется ее формальной и неформальной организацией, совпадением или несовпадением ролей формального и неформального лидеров; соотношением на индивидуальном и коллективном уровне таких общественно значимых обобщенных параметров, как: носитель, выразитель, проводник, защитник коммунистических идеалов и т. п.

Уровень социально-педагогического развития коллектива обусловлен состоянием активности жизненной позиции членов коллектива, успешностью становления качеств носителей, выразителей, проводников в жизнь, защитников коммунистических идеалов; умением охватить своим влиянием узловые моменты социально-педагогического процесса: преобразующие воздействия — осознание требований — отдача (позитивные изменения) — поступление информации в канал обратной связи — осуществление функции востребования (контроля за планомерностью и полнотой реализации программ коммунистического воспитания, ОПП и ОПА) и т. п. Эффективность социально-педагогической деятельности коллектива существенно зависит от согласованности и непротиворечивости функционирования внешних и внутренних субъектов воспитательного процесса. К числу внешних по отношению к коллективу субъектов воспитания относятся: ректорат, партийные организации, общественные организации (комсомол, профсоюз), деканат, кураторы, профессорско-преподавательский состав; специалисты вневузовских организаций, выступающих в роли руководителей практик, стажировок, дипломных и курсовых работ; руководители кружков студенческих научных обществ и др. Внутриколлективные субъекты воспитательного процесса представляют собой члены выборных органов партийной и общественных организаций, староста, комсорг, профорг, культорг, члены студенческого совета общежития, руководители кружков политпросвещения, члены редколлегий стенгазет и т. д. Многочисленность субъектов обучения и воспитания порождает острую проблему организации их оптимального взаимодействия. В противном случае эффективность вуза как учебно- воспитательной системы может оказаться неопределенной. Поэтому деятельность коллектива в рассматриваемой роли должна быть научно организованной.

Учет динамики развития личности. Общеизвестна неравномерность и неодинаковость развития личности студентов за период их пребывания в вузе. Это обстоятельство должно учитываться в постановке и программировании ОПП. Она должна обеспечить освоение всем массивом учащихся не только общих, обязательных для всех вопросов, но и позволять уходить вперед, ставить новые и новые задачи по мере успешного решения предыдущих. Разрабатываемая нами система воспитания позволяет варьировать темп и интенсивность общественно-политического развития студентов, используя различную, повышенную степень сложности общественно-политической аттестации за счет расширения перечня количественно оцениваемых качеств и характеристик; за счет расширения круга лиц, выступающих в роли экспертов и т. п.

Система НОВР, усиливая роль коллектива как субъекта управления жизнедеятельностью студенческой молодежи, обеспечивает практическое решение в ходе ОПП такой задачи, как нравственная закалка подрастающего поколения (Лисовский В. Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. — В сб.: Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. Л., ЛГУ, 1978, с. 23.).

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
  • НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
  • ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
  • Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
  • Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
  • Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
  • В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
  • В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
  • Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
  • А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
  • Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
  • В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
  • Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
  • А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
  • К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
  • Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
  • И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
  • А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
  • В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
  • Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
  • Все страницы