Улучшать производственное обучение студентов — Страница 13

09 марта 2023 | 0:07

Газеты Периодика Газеты Кировец №33 (406) 19.12.1958

Кировец №33 (406) 19.12.1958 — Улучшать производственное обучение студентов

Страница 13 из 18

Малотиражка. Газета Кировец Омского сельхозинститута. 1958 год.Улучшать производственное обучение студентов

Научные работники зоотехнического факультета всегда активно выступали за усиление производственного обучен и я студентов. Уже не первый год коллектив факультета работает над улучшением производственного обучения, учитывая реальные возможности. А они, особенно для проведения учебной практики, крайне ограничены.

На всех этапах производственного обучения во время учебной практики на I и II курсах и во время производственной практики на III и IV курсах мы стремились дать студентам производительный труд, обеспечивая их соответствующими рабочими местами. Но меньше всего это удавалось в нашем учхозе №1. Малые масштабы животноводства учхоза вызывают основной порок учебной практики — дублирование, которое получило у студентов нелестное название «мартышкин труд».

Наоборот, самостоятельная работа с группой коров или свиней повышает ответственность, улучшает освоение основных производственных процессов, а борьба за выполнение плана воодушевляет студентов. Именно тогда каждый из них может сказать словами Маяковского: «Мой труд вливается в труд моей республики».

Для того, чтобы дать возможность производительно трудиться 50 студентам, нужно в учхозе теперь, после проведенного укрупнения животноводства, еще увеличить поголовье крупного рогатого скота в полтора—два раза, свиней в 5—8 раз, птицы в 10 —15 раз, создать новую овцеферму, крупную пасеку. Для этого нужно резко увеличить посевные площади, построить новые многочисленные и современные здания и многое другое.

Проведенное значительное увеличение поголовья животноводства в учхозе, связанное с использованием имеющихся резервов, потребовало огромного напряжения сил и средств, но для учебной практики это дало только дополнительно по три рабочих места в свиноводстве и молочном животноводстве.

Учитывая темпы роста учхоза, мы еще в 1956 году стали использовать близлежащие совхозы и колхозы в качестве расширения базы учебной практики, полагая, что учить студентов работам в животноводстве можно не только там, где есть вывеска «учебное хозяйство», и что такое мероприятие находится в соответствии с бессмертными словами В. И. Ленина: «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами».

Это мероприятие вполне оправдало себя и мы не намерены от него отказываться.

Сейчас это признает и проф. А. Я. Малаховский, он лишь предлагает использовать эти совхозы правильно, не показывая, как он это понимает.

Но из первой части его статьи («Кировец» № 31) ясно, что под этим понимается использование так называемого «белоцерковского» варианта учебной практики или иначе — недельного ее графика.

Этот недельный график появился в пору первых поисков новых форм учебной практики и в настоящее время у себя «на родине» значительно изменился, так как «оброс» всякими добавлениями и изменениями. Во всех вузах, где его начинали вводить, уже давно перешли к новым, более совершенным формам учебной практики.

Повсеместный отказ от «белоцерковского» варианта вызван прежде всего его органическим пороком — малым временем, отведенным для проведения учебной практики, — не более 10 недель в год. Проф. А. Я. Малаховский вместо рассмотрения и оценки всего производственного обучения в целом за все годы обучения предлагает ограничить содержание учебной практики для каждого курса, в том числе для I курса — работой в молочном животноводстве.

Что из этого получается — видно по прошлому году, когда студенты работали в животноводстве учхоза 8 недель: дояркой — 2,5 недели, скотником —2, телятницей—0,9 недели, лаборантом, учетчиком и на молочном пункте — 0,5 недели.

При этом 15 студентов ни разу не работали в телятинке. 67 студентов не работали учетчиками и лаборантами, зато 18 студентов по три недели, а 4 студента по четыре недели из восьми работали скотниками. Поэтому в первый год студенты хорошо освоили работу скотника, значительно хуже — работу доярки и совсем плохо—работу телятницы.

Где уж тут до четкого знания производственных и, тем более, сезонных особенностей молочного животноводства! И это произошло не в силу организационных неполадок в учхозе, а из-за стремления определить одинаковый объем работы для каждого студента в группе и на курсе при крайне малом сроке ее по недельному графику и малых размерах учхоза.

Пытаясь сохранить уже отжившую систему, А. Я. Малаховский вводит читателей в заблуждение, утверждая, что «количество лекционных недель в году увеличивается на 10 недель… и вот эти-то дополнительные по каждой дисциплине лекции студенты… пропускают, компенсируя пропуски самостоятельной работой над учебником».

Но стоит ли вводить дополнительные лекции, чтобы затем их пропускать?

Как это будет выглядеть — приведем пример из курса «История КПСС».

Если по седьмой теме — «Партия большевиков — вдохновитель и организатор победы Великой Октябрьской социалистической революции» — отводится три лекции, то при введении недельного графика этих лекций может быть четыре. Но при этом 11-я группа пропустит первую (вводную) лекцию. 12-я группа пропустит вторую, 13-я группа — третью, 14-я группа пропустит четвертую, итоговую лекцию. Почему же пропущенные лекции называются «дополнительными»?

Каждая из групп прослушает разные лекции из темы и ни одна из них не будет иметь целостного представления о всем важнейшем разделе курса истории КПСС.

То же случится в курсе «Биологическая химия» с разделом «Обмен белковых веществ в организме» и по всем другим курсам, а ведь каждую неделю по разным дисциплинам шесть, восемь и более лекций!

И так продолжается весь год на I курсе и весь год на II курсе, студенты которых особенно нуждаются в систематическом изложении теоретических дисциплин.

Такой порядок обучения не соответствует тезисам ЦК КПСС и Совета Министров СССР, так как производственное обучение шло бы за счет уменьшения теоретических дисциплин.

Спросите студентов III курса — ответ будет не в пользу недельного графика.

На наш взгляд, тезис о равных правах производственного и теоретического обучения в вузах нельзя считать правомерным. Можно вести речь о сочетании теоретического обучения с производственным, точнее — с производительным трудом. Но значение первого и второго — свое и разное, различно их положение в формировании специалиста. К тому же, в зависимости от уровня теоретической и производственной подготовки абитуриентов, значение той и другой в вузе будет также меняться.

Образно говоря, то и другое является различными плоскостями, которые, пересекаясь, дают тот или иной объем знаний, ту или иную их полноту. Бесспорным является лишь то, что производственное обучение может быть проведено и до обучения в вузе.

На наш взгляд, неверно делать вывод о ценности или порочности той или иной формы учебной практики в отрыве от всего комплекса производственного обучения, так как для подготовки специалиста важна не только учебная практика, но и все то, что формирует идейно го, знающего и активного организатора и руководителя производства.

Тем более неверно делать это в отношении учебной практики в какой-то один год обучения в отношении отдельных групп I и II курсов зоотехнического факультета.

В настоящее время деканат готовит материалы, чтобы составить для каждого студента планы производственного обучения по всем элементам на пять лет пребывания в институте.

Огромный и живой интерес к вопросам производственного обучения в институте, проявляемый научными работниками и студентами, их деловая критика помогают коллективу факультета корректировать проводимые мероприятия, отбирать из них лучшие и неуклонно улучшать в целом всю систему производственного обучения будущих специалистов — зоотехников.

С. ИВАНОВ, доцент, декан зоотехнического факультета.

***

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Кировец №33 (406) 19.12.1958
  • НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕСТРОЙКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • С ПЕРВОГО КУРСА
  • Изменить учебный план
  • Жизненная необходимость
  • ГЛУБОКО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ КПСС
  • XXXII том Трудов института
  • Первокурсникам трудно?
  • КОМСОМОЛЬСКАЯ жизнь БОЛЬШЕ самостоятельности
  • Комитет ВЛКСМ и факультеты
  • Обзор стенных газет
  • Наши юбиляры В. И. Якименко
  • Улучшать производственное обучение студентов
  • Чудесный день
  • Книжные новинки
  • На заочный факультет
  • Физкультура и спорт Бездомный настольный
  • Фото и иллюстрации
  • Все страницы