УЧЕНЫЕ, ЛИТЕРАТОРЫ, ХУДОЖНИКИ Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ В ОМСКЕ — Страница 57

10 марта 2023 | 4:14

Публицистика Проза Публицистика Памятные места Омска

Памятные места Омска — УЧЕНЫЕ, ЛИТЕРАТОРЫ, ХУДОЖНИКИ Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ В ОМСКЕ

Страница 57 из 71

А. A. Палашенков  ПАМЯТНЫЕ МЕСТА ОМСКА 1956 годУЧЕНЫЕ, ЛИТЕРАТОРЫ, ХУДОЖНИКИ

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ В ОМСКЕ

По правую сторону Театральной улицы, в самом начале ее (за драматическим театром), стоит длинное двухэтажное кирпичное здание.

Это — бывшие «Красные казармы». К зданию примыкает большой двор, обнесенный высоким дощатым забором. Территория эта в прошлом была местом страшных человеческих страданий…

… 4 февраля 1850 г., в третьем часу пополудни, петрашевцы: писатель Ф. М. Достоевский и поэт С. Ф. Дуров — были доставлены в Омский каторжный острог.

Острог стоял на краю крепости и расположен был в ее степном бастионе.

«Как входите в ограду, — пишет Ф. М. Достоевский об остроге, — видите внутри ее несколько зданий. По обеим сторонам широкого внутреннего двора тянутся два длинных одноэтажных сруба. Это казармы. Здесь живут арестанты, размещенные по разрядам. Потом, в глубине ограды, еще такой же сруб: это кухня, разделенная на две артели; далее — еще строение, где под одной крышей помещаются погреба, амбары, сараи. Середина двора пустая и составляет ровную, довольно большую площадку.

Представьте себе большой двор — шагов двести длины и шагов полтораста ширины — весь обнесенный кругом, в виде неправильного шестиугольника, высоким тыном, то есть забором из высоких столбов (пали), врытых стойком глубоко в землю, крепко прислоненных друг к другу ребрами, скрепленных поперечными планками и сверху заостренных: вот наружная ограда острога. В одной из сторон ограды вделаны крепкие ворота, всегда день и ночь охраняемые часовыми; их отпирали по требованию, для выпуска на работу».

Каторжан — Достоевского и Дурова — ввели в небольшое одноэтажное деревянное здание кордегардии.

Удлиненные оконные проемы с восьмью квадратными стеклами в переплетах, грубо связанные дверные полотна придавали этому острожному чистилищу сугубо казенный и жуткий вид (кордегардия разобрана в 1914 г. ).

После положенного опроса последовало грозное плацмайоровское наставление: «Смотрите же, вести себя хорошо!.. Не то… телесным на-ка-занием!.. За малейший проступок — р-р-розги! »

Из кордегардии Достоевский и Дуров проследовали под кровлю острожной казармы.

Здесь, в остроге, пробудилась у Ф. М. Достоевского мысль явиться изобразителем этой ужасной каторжной действительности, быть единственным ходатаем — заступником среды, к которой доселе существовало только чувство презрения и отталкивающего ужаса.

В городе многие места будят воспоминания о Ф. М. Достоевском. На берегу Иртыша, напротив крепости, Федор Михайлович впервые приобщился к подневольному каторжному труду.

На четвертый день по прибытии в острог его вместе с другими арестантами пригнали на берег Иртыша разбирать две вмерзшие в лед старые баржи.

С берега Иртыша Достоевский на веревке, сильно резавшей ему плечи, в течение двух месяцев носил кирпичи к строившейся в крепости казарме. Кирпичи приходилось носить через крепостной вал. Работа была тяжелой. Но поскольку она развивала и укрепляла физические силы, работа нравилась Достоевскому.

Федор Михайлович ходил работать на кирпичный завод, расположенный на правом берегу Иртыша, верстах в трех-четырех от крепости вниз по реке. Завод обслуживался арестантами острога, которых летом, часов с шести утра, ежедневно гоняли туда партиями. В сарае, на пустынном крутом берегу Иртыша, Ф. М. Достоевский обжигал и толок алебастр.

«Крепость» — так и до настоящего времени называется та часть города, которая расположена на правом берегу Оми, при впадении ее в Иртыш.

Когда мы вступаем на территорию крепости, проходим по ее улицам, всматриваемся в уцелевшие здесь старые сооружения — Тарские крепостные ворота, здание б. гауптвахты, дом коменданта, генералитетский дом, плацпарадное место, — перед глазами встает образ Федора Михайловича Достоевского.

В кандалах, с обритой наполовину головой, в куртке и брюках, наполовину из грубого серого, наполовину из черного сукна, в бескозырке-шапке, с желтым бубновым тузом на спине — таким видим мы его в группе каторжан, с лопатой, разгребающим снег.

Улица имени Гусарова относится к числу оживленных улиц Омска. Начинаясь от Центрального базара, она идет в северо-восточном направлении и упирается в высокую водонапорную башню.

Название «Гусарова» дано улице по имени видного местного революционера-большевика, активного общественника, врача Федора Васильевича Гусарова, умершего и похороненного в Омске в 1920 г.

Ранее улица именовалась Скорбященской.

В начале улицы, по правую ее сторону стоят большие деревянные дома казарменной архитектуры.

Это — здания госпиталя.

Отбывая каторгу, Ф. М. Достоевский и С. Ф. Дуров часто лежали в арестантской палате госпиталя…

Имея покровительство со стороны врачей и некоторых местных влиятельных лиц, Достоевский и Дуров хоть на некоторое время избавлялись от гнетущего режима тюрьмы.

В «Записках из Мертвого дома» Достоевский пишет: «Вскоре после праздников я сделался болен и отправился в наш военный госпиталь. Он стоял особняком в полуверсте от крепости. Это было длинное одноэтажное здание, окрашенное желтой краской. Летом, когда происходили ремонтные работы, на него выходило чрезвычайное количество охры. На огромном дворе госпиталя помещались службы, дома для медицинского начальства и прочие пригодные постройки. В главном же корпусе располагались одни только палаты. Палат было много, но арестантских всего только две».

Хотя в арестантских палатах госпиталя режим отличался строгостью, все же здесь было легче, свободнее, нежели в остроге.

Отношения со стороны части врачебного персонала были гуманные, даже сердечные.

Фельдшер Александр Иванович Иванов, по словам его сына В. А. Иванова, потихоньку приносил Ф. М. Достоевскому в госпиталь получаемую доктором Троицким французскую газету.

Но тяжелые переживания писателя не оставляли его и здесь.

Госпиталь был постоянным свидетелем жутких картин.

Как и в других местах России того времени, в Омске часто проводилась «гоньба сквозь строй». Прогонялись сквозь строй солдаты и арестанты. Обычно экзекуция проводилась на Скорбященской улице, против окон госпиталя.

Солдаты выстраивались в два ряда. Каждый из них в стволе ружья имел палку, окрашенную в зеленый цвет.

Приводили наказуемого. Снимали с него рубашку. Руки привязывали к прикладам ружей. «Преступник» молил экзекутора не усугублять наказания.

«Но вот грозная процессия тронулась, повели. Загремел барабан, замахали первые палки… Катай его… Жги его! Лупи, лупи! Ожигай! Еще ему, еще ему! Крепче сироту, крепче мошенника! Сажай его, сажай! — неистово кричит экзекутор. И солдаты лупят со всего размаха, искры сыплются из глаз бедняка, он начинает кричать». («Записки из Мертвого дома»).

От ударов багровели плечи, спина. Количество ударов назначалось до 12 000. Эта высшая норма называлась «полняк», которого никто никогда не выдерживал. Некоторые из наказуемых в тяжелом состоянии уносились в арестантскую палату госпиталя, где им оказывалась помощь: вливали в рот спирт, выдергивали из спины занозы, накладывали смоченные простыни.

В эти минуты, по рассказам В. А. Иванова, Достоевский приоткрывал дверь своей палаты (выйти он не мог) и, потрясенный, весь дрожа, умоляющим голосом просил фельдшеров:

— Детушки, детушки! Родные! Спасите его… спасите несчастного!

В среде солдат и каторжан Скорбященская улица (по имени Скорбященской госпитальной церкви) в то время прозывалась «Зеленой».

О каторжной жизни Ф. М. Достоевского в Омске напоминает нам и крепостной квартал, расположенный вблизи Тарских ворот по ул. Спартаковской (б. ул. Глазенапа) напротив здания стоматологической поликлиники.

В находившихся здесь зданиях тогда помещалось инженерное управление, куда некоторое время Ф. М. Достоевский ходил переписывать бумаги (пока не донесли об этом высшему начальству).

При инженерном управлении, в низеньком каменном здании, стоявшем на большом дворе, находились мастерские.

На второй день по прибытии в острог Ф. М. Достоевский пришел в мастерские, чтобы «перековаться» — сменить «мелкозвон» на форменные острожные кандалы, приспособленные для работы. Здесь же, через четыре года, эти кандалы были с него сняты.

Подводя итоги четырем годам каторги, Достоевский в письме к брату писал из Семипалатинска:

«Вот уже 10 месяцев, как я вышел из каторги. Те четыре года считаю я за время, в которое был похоронен живым, это было страдание, невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела, как камень, у меня на душе. Даже если бы я написал к тебе 100 листов, то и тогда ты не имел бы понятия о тогдашней жизни моей. Это нужно, по крайней мере, видеть самому, я уже не говорю испытать. Но это время прошло, оно позади, как тяжелый сон».

Омскую каторгу — «Мертвый дом» — Ф. М. Достоевский помнил до гроба.

Через 12 лет после каторги, когда он писал роман «Преступление и наказание», развязку романа—эпилог— Ф. М. Достоевский перенес на берег Иртыша.

«Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог… »

Картины Омской крепости не стирались в памяти писателя.

Когда в 1861 г. Ф. М. Достоевский прочел отрывок из «Записок», с ним сделалось дурно: так были живы его впечатления о «Мертвом доме», о городе на Иртыше.

В потемневших, промозглых стенах острога было задумано это произведение. И больше того, есть данные, свидетельствующие о том, что первые главы «Записок из Мертвого дома» были написаны в Омске, в военном госпитале.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Памятные места Омска
  • ВВЕДЕНИЕ
  • СЕДАЯ ДРЕВНОСТЬ
  • ОМСКАЯ СТОЯНКА
  • ГОРОДИЩЕ БОЛЬШОЙ ЛОГ
  • ЕРМАКОВА ГОРА
  • СТАРАЯ ОМСКАЯ КРЕПОСТЬ
  • ОСНОВАТЕЛЬ ОМСКА — БУХГОЛЬЦ
  • НОВАЯ ОМСКАЯ КРЕПОСТЬ
  • ТАРСКИЕ ВОРОТА
  • ТОБОЛЬСКИЕ ВОРОТА
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВОЕННЫЙ СОБОР
  • ГАУПТВАХТА
  • КОМЕНДАНТСКИЙ ДОМ
  • ГЕНЕРАЛИТЕТСКИЙ ДОМ
  • ВОЕННОЕ СОБРАНИЕ
  • ПОМЕЩЕНИЕ ВОЕННОГО ШТАБА
  • ПЛАЦ-ПАРАД (ТЕРРИТОРИЯ САДА ДОМА ОФИЦЕРОВ)
  • ОСТРОВ ПЛЕННИКОВ
  • КАДЕТСКИЙ КОРПУС (НЫНЕ КРАСНОЗНАМЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. М. В. ФРУНЗЕ)
  • БЫВШИЙ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ
  • ДЕКАБРИСТЫ В ОМСКЕ
  • ПАМЯТНИКИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАСТЕРСКИЕ
  • СТАНЦИЯ ОМСК
  • УЛИЦА ЛЕНИНА
  • КАЗАЧИЙ САД
  • ПОДПОЛЬНЫЕ ТИПОГРАФИИ
  • ДОМ № 75 ПО СЪЕЗДОВСКОЙ УЛИЦЕ
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ИРТЫШ
  • ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
  • ПО КУЙБЫШЕВСКИМ МЕСТАМ
  • ПАМЯТНИКИ БОРЬБЫ ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ 1917—1919 гг.
  • БЫВШАЯ ГОСТИНИЦА «РОССИЯ»
  • КРАСНАЯ ГВАРДИЯ
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СОБРАНИЕ
  • ПОМЕЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМИТЕТОВ ПАРТИИ
  • БРАТСКАЯ МОГИЛА МАРЬЯНОВЦЕВ НА КАЗАЧЬЕМ КЛАДБИЩЕ
  • МОГИЛА ТРИНАДЦАТИ
  • МОГИЛА ДВЕНАДЦАТИ
  • БРАТСКАЯ МОГИЛА НЕИЗВЕСТНЫХ
  • В КОНЦЕНТРАЦИОННОМ ЛАГЕРЕ(Из воспоминаний красногвардейца Рябова)
  • БОЛЬШЕВИСТСКОЕ ПОДПОЛЬЕ В 1918—1919 гг.
  • КОНСПИРАТИВНЫЕ КВАРТИРЫ
  • ЛАТЫШСКАЯ ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
  • ЯВОЧНАЯ КВАРТИРА
  • ДОМ № 48 ПО ПОДГОРНОЙ УЛИЦЕ
  • ПОДПОЛЬНАЯ ТИПОГРАФИЯ
  • ВОССТАНИЕ 22 ДЕКАБРЯ 1918 г.
  • ДОМ В КОРОТКОМ ПЕРЕУЛКЕ, № 7
  • КАЗАРМА ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ
  • ДОМ, ГДЕ ПРОХОДИЛ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ СУД НАД РАБОЧИМИ
  • БРАТСКАЯ МОГИЛА КУЛОМЗИНЦЕВ
  • ПАМЯТНИК ВОССТАВШИМ 22 ДЕКАБРЯ 1918 г.
  • ОСВОБОЖДЕНИЕ ОМСКА
  • ПО МЕСТАМ Е. М. ЯРОСЛАВСКОГО
  • ПЕРВЫЙ ДОМ СОВЕТОВ
  • УЧЕНЫЕ, ЛИТЕРАТОРЫ, ХУДОЖНИКИ Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ В ОМСКЕ
  • П. П. АНОСОВ
  • М. А. ВРУБЕЛЬ
  • Н. И. НАУМОВ
  • П. Л. ДРАВЕРТ
  • А. Н. СЕДЕЛЬНИКОВ
  • М. М. СИЯЗОВ
  • Н. М. ПРЖЕВАЛЬСКИЙ В ОМСКЕ.
  • А. С. СОРОКИН
  • Ф. А. БЕРЕЗОВСКИЙ
  • МОГИЛА Б. С. ВЕЙСБРОД
  • ВОЕННОЕ КЛАДБИЩЕ
  • * * *
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы