Стройка — наша судьба — Страница 1

02 мая 2023 | 3:57

Публицистика Проза Публицистика Стройка — наша судьба

Стройка — наша судьба

Страница 1 из 10

Cтроительно-монтажный трест №2 — один из самых старейших строительных подразделений в г. Омске.СТРОЙКА — НАША СУДЬБА

г. ОМСК

А.И. СЕРГЕЕВ А.А. БАРАНОВ

ТАК НАЧИНАЛОСЬ СТАНОВЛЕНИЕ (историческая справка)

Строительно-монтажный трест №2 создан в предвоенном 1940 году. Это было тревожное время. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР принимали ряд мер по повышению обороноспособности страны и, в частности, укреплению авиационной промышленности, способной выпускать новую боевую авиационную технику. Началось строительство крупных предприятий в Сибири, для чего потребовалось создание соответствующей строительной базы. Приказом наркома авиационной промышленности №175 от 27 июня 1940 г. А. И. Шах урина на базе ОКСа завода №166 г. Омска был образован строительно-монтажный трест №2.

В первые дни июля 1940 г. в г. Омск прибыла комиссия ГлавУКСа Наркомавиапрома, которая к 24 июля закончила приемку дел от отдела капитального строительства завода и завершила организацию треста №2.

Приказом наркома от 31 июля 1940 г. управляющим трестом №2 был назначен т. Амитин Анатолий Маркович, который приступил к исполнению обязанностей 8 августа 1940 г. Это был волевой, очень организованный и требовательный руководитель. До назначения управляющего трестом его обязанности исполнял диспетчер ГлавУКСа Наркомавиапрома.

Вследствие недостаточного развития строительного производства в г. Омске и нехватке работников инженерностроительных специальностей длительное время трест не был укомплектован инженерно-техническими кадрами. Не было главного инженера и его заместителя, главного механика, начальника сметно-договорного отдела руководителя группы подготовки производства, начальника и главного инженера подсобных предприятий, начальников ряда контор и участков, таких как сантехнических и электротехнических работ, не было технорука транспортной конторы и др.

Многие линейные работники (прорабы, мастера) не имели достаточного опыта работы, широкого применения механизации, обязательного рабочего проектирования, передовых приемов труда, применения прогрессивного инструмента и приспособлений. Все это не смогло не сказаться на работе треста в начальный период, да и механовооруженность вновь организованного треста была более, чем скромной.

По данным приемо-сдаточного акта, ОКС завода передал тресту 23 строительных механизма, в том числе: бетономешалок — 2, гравиемоек — 2, шлакодробилок — 1, растворомешалок — 3, транспортеров — 1, насосов разных типов — 6, электросварочных аппаратов — 1, горизонтально-сверлильных станков — 1, маятниковых пил — 1, дисковых пил — 1, лебедок — 2, кранов-укосин — 2.

Все механизмы были с большим процентом износа и требовали капитального ремонта.

Передано 6 автомашин с технической годностью 80%, 13 лошадей, 450 м3 лесных материалов, 105 тонн цемента, 195 тонн разного металла, 450 человек рабочих, в том числе 245 человек, занятых на основном производстве.

Из подсобных предприятий были переданы размещенные во временных сооружениях — столярный цех, механическая мастерская и склады для разных материалов на 1800 м3, железнодорожная ветка протяженностью 700 метров, большая часть которой подлежала сносу, так как попадала на пятно застройки.

Переданный жилфонд в количестве 6308 м2 в своем большинстве был занят работниками завода №166.

Как видно, производственная и материально-техническая база треста была еще очень слабой, поэтому руководство треста и считало главной задачей коллектива — создать в кратчайший срок базу, соответствующую развертыванию строительства в масштабах, обеспечивающих выполнение постановления партии и правительства по организации авиационного завода и, одновременно, обеспечить выполнение плана 1940 г., как по объему, так и качественным показателям.

В результате активной деятельности треста и помощи партийных и советских органов города трест стал быстро наращивать производственный потенциал.

Уже к ноябрю в тресте работало на разных должностях 1 1 инженеров, к этому же времени начали выдавать свою продукцию лесозавод, центральный бетоно-растворный узел, плотнично-опалубочный цех и другие.

Трест значительно пополнился и строймеханизмами (120 единиц), увеличился на 84 автомашины автопарк, количество лошадей гужевого транспорта возросло до 125 голов.

Транспорт стал в большей мере удовлетворять нужды производства и хозяйства в перевозках, улучшилось снабжение строительства материальными ресурсами, а по основным видам стройматериалов начали создаваться запасы на программу 1941 года.

Увеличилась и численность рабочих, дошедшая до 1000 человек, из которых на основном производстве было занято до 500 человек и кроме того использовалось до 1000 человек, содержавшихся в исправительно-трудовом учреждении.

Для подготовки квалифицированных рабочих, при тресте была организована школа ФЗО (фабрика заводского обучения) на 400 учащихся, силами которых велась кирпичная кладка, штукатурные, столярно-плотничные работы главным образом на жилстроительстве. Силами же учащихся строился арматурный цех и два склада. К концу 1940 г. был введен в эксплуатацию центральный бетонорастворный завод промплощадки с пропарочными камерами, заканчивалось строительство такого же завода на жилплощадке, а также таких объектов как ж/дорожная ветка протяженностью 1 км использовавшаяся для размещения вдоль нее материалов, прибывающих в вагонах, складские помещения для цемента на 2 т. тонн, алебастра на 700 тонн, извести на 700 тонн, склады металла, электротехнических и сантехнических материалов и другие.

К концу 1940 г. был решен вопрос обеспечения треста кирпичом, за счет закрепления за ним кирпичного завода Облстройпрома, с расчетной мощностью 24 млн. штук в год, а по договоренности с Омской железной дорогой началась доставка песка из карьера дороги, а также доставка его в объеме 40, 0 т. м3 из Славгородского карьера железнодорожной вертушкой. Это было большое подспорье к обеспечению строительства песком, которое решалось трестом путем разработки песчаных островов Иртыша только в зимние месяцы, используя возможность езды по замерзшей реке.

Существенным было и закрепление за трестом каменного карьера в Боровом Казахской ССР, камень которого использовался для фундаментов сооружений, а также перерабатывался путем дробления на щебень для бетонных работ.

Определенные результаты были достигнуты в области обеспечения возрастающей численности коллектива жильем. Жилье упрощенного типа в виде деревянных-засыпных бараков было к концу 1940 г. построено для 1200 человек контингента исправительно-трудового учреждения и 400 человек, учащихся школы ФЗО.

Для квалифицированных кадров треста было построено к этому времени 5 двухэтажных рубленных домов на 8 квартир каждый, завершалось строительство 3-х двухэтажных кирпичных домов, тоже на 8 квартир каждый и велось еще строительство 9-ти двухэтажных домов, готовность которых составляла от 30 до 70%.

Уделено было внимание и объектам социальной сферы: форсировалось строительство постоянной столовой (пока пользовались временной), магазина, начиналось строительство клуба для работающих в тресте.

К концу 1940 г. стали выдвигаться и своеобразные маяки производства, являвшиеся примером в коллективе: такие как комплексные бригады каменщиков тт. Левина и Ржавина, выполнявшие нормы выработки на 170-183%, комплексная бригада плотников, где бригадиром был т. Козинов отмечалась своей организованностью, перевыполнением норм выработки и высоким качеством работ.

Бетонщица-стахановка т. Левченко выполняла нормы выработки на 158%, арматурщик-стахановец т. Шестаков на 179%, землекоп-стахановец т. Силантьев на 206%, столяр- стахановец т. Зубарев на 182% и ряд других, завоевавших своим трудом уважение всего коллектива.

Наряду с активной работой по созданию производственной базы треста, подготовки его для выполнения значительных объемов строительства, трестом уже в 1940 г. были начаты работы по строительству корпусов завода, наращивая на них, как объемы так и темпы возведения в начале 1941 г., то есть второго года своей деятельности.

Планомерное увеличение производственного потенциала треста, разворот строительства капитальных корпусов завода, как мирная жизнь всей нашей страны, были нарушены вероломным нападением на наше Отечество германского фашизма, в результате которого были резко изменены задачи треста, резко изменились объемы строительства, резко изменилось и комплектование его материальны ми и людскими ресурсами.

На площадях строящегося завода должен был разместиться эвакуируемый из Запорожья моторостроительный завод им. П. И. Баранова, а на площадях завода им. Куйбышева, ранее производившего сельскохозяйственную технику, должен был разместиться эвакуируемый из Москвы агрегатный завод.

Рост объемов строительства определялся таким соотношением: если в 1940 г. было освоено около 6 млн. руб. строймонтажных работ, то в 1941 г. он возрос до 56 млн. руб., т. е. почти в 10 раз.

Комплектование треста людскими ресурсами, механизмами, транспортом осуществлялось по двум источникам: перебазированием в Омск с передачей в состав треста №2 стройтрестов общестроительного профиля из Киева и Харькова, а также специализированного треста по подземным коммуникациям и дорожному строительству из Москвы и коллектива строителей, строившего завод им. Баранова в Запорожье.

Вторым источником роста численности рабочих треста явилось прибытие их из военкоматов, призывающих граждан старших возрастов в строительные батальоны.

Эти меры увеличили численность рабочих треста с 1768 ч. на 01.01.41 г. до 6698 ч. на 01.01.42 г., а в последующем, с поручением тресту и строительства предприятия, именуемого сейчас «Полетом», численность рабочих треста, включая сюда лесозаготовки в Аракском мехлеспункте и сельхозработы в Тамбовском совхозе, переданных тресту — достигала 10 тыс. человек.

Усилиями такого возросшего численно коллектива строителей, до конца 1941 г., при круглосуточной работе без выходных дней, что превращало календарный месяц практически в 3, 5 месяца обычной работы и при активном участии в строительстве будущих хозяев строящихся корпусов — были выполнены работы по первоочередному размещению производство заводов им. П.И. Баранова и В.В. Куйбышева.

Однако задачи треста эти не снижались, так как предстояло еще осуществлять строительство последующих очередей заводов, определявших наращивание их мощность, а значит и выпуска ими боевой техники для сражающейся Красной Армии.

В ноябре 1941 г. управляющий трестом А.М. Амитин был перемещен в руководители ОСМЧ-1 (так назывались стройтресты Наркомстроя, что означало особые строительно-монтажные части), в последующем преобразованном в Стройтрест №49, а затем в Стройтрест №5.

Управляющим трестом №2 был назначен С.Г. Пономарев, работавший очень недолго, так как в середине 1942 г. Стройтрест №2 был соединен со строительной организацией системы НКВД, строившей завод, именуемый сейчас ПО «Полет», с назначением управляющим этим укрупненным трестом, бывшего начальника строительства НКВД А.П. Альпова.

Вскоре т. Альпов был отозван в свою систему, а управляющим трестом был назначен П.Н. Рудаков, работавший в этой должности с 1943 по 1946 год.

Назначенного управляющим трестом в начале 1946 г. М.Т. Путято сменил в середине этого же года. Г. И. Визягин, когда в состав треста №2 был влит Стройтрест №7, строивший в Новосибирске завод им. Чкалова и имевший в своем составе стройуправление в Ташкенте, строившее там авиазавод.

Стройтрест №7 был реорганизован в Стройуправление Стройтреста а Ташкентское Стройуправление было подчинено Стройтресту N92 напрямую.

Однако и т. Визягин управляющий трестом №2 был недолго, главным образом, из-за своих данных мало соответствующих такой должности. Всего же за 50 лет существования Стройтреста №2 в должности его управляющих работало 17 товарищей.

Наибольший вклад в развитие треста, его рост и становление в строительную организацию внесли т. Ищенко Евгений Спиридонович, работавший главным инженером треста с 1946 г. по июнь 1947 г., а затем управляющий трестом с июня 1947 по май 1958 г. и с 1962 по 1967 год; т. Худолей Петр Филиппович, работавший управляющим с 1967 по 1974 г., т. Онищенко Семен Иванович, работавший главным инженером с 1964 по 1974 г. и управляющий трестом с 1974 по 1984 год.

Характерные технические и организационные мероприятия, выполнявшиеся под руководством этих трех ветеранов треста, как в период их деятельности еще в масштабах стройуправлений, а затем в должностях руководителей треста изложены в их воспоминаниях.

 

  • Назад
  • Вперёд >>
  • Стройка — наша судьба
  • ОМСК — МОЯ СУДЬБА (воспоминания бывшего управляющего трестом №2 т. Ищенко Е.С.)
  • В ПАМЯТИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ (воспоминания бывшего управляющего трестом №2 т. Худолей П.Ф.)
  • 35 ЛЕТ РАБОТЫ В ТРЕСТЕ №2 (воспоминания бывшего управляющего трестом №2 т, Онищенко С.И.)
  • СТРОЙКА — МОЯ СУДЬБА (воспоминания лауреата Государственной премии, заслуженного строителя РСФСР, кавалера орденов: Ленина, Октябрьской революции, Знак Почета, бригадира штукатуров т. Науменко Н.Ф.)
  • ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОФКОМА ТРЕСТА (воспоминания бывшего председателя профкома, ныне председателя Совета ветеранов треста т. Шкурда В.Н.)
  • А ЖИЗНЬ ШЛА. (воспоминания бывшего секретаря комитета ВЛКСМ треста т. Сорокина И.Ф.).
  • ВСЮ СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ Я ПОСВЯТИЛ СТРОЙКЕ (20 лет начальника стройуправления №4, заслуженного строителя РСФСР — Афонькина Г.А.)
  • 50 ЛЕТ — ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЛАНЫ (т. Байбак Г. Д. — управляющий трестом №2)
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы