Советы первокурснику — Страница 11

23 февраля 2023 | 5:00

Газеты Периодика Газеты Кировец №25 (398) 24.10.1958

Кировец №25 (398) 24.10.1958 — Советы первокурснику

Страница 11 из 16

Малотиражка. Газета Кировец Омского сельхозинститутаСоветы первокурснику

Как слушать и записывать лекцию

Студентам советских высших учебных заведений предоставляются неограниченные возможности для изучения законов развития природы и общества, трудов замечательных отечественных и зарубежных ученых. Одна из задач студентов заключается в том, чтобы овладеть наукой, научиться самостоятельно разбираться в научных исследованиях. Эта задача чрезвычайно серьезна. В ее решении участвуют студенты и преподаватели.

Для успешного решения этой задачи от студента требуется затрата большого труда. Хочется привести мысли талантливого советского ученого, педагога, математика, механика и кораблестроителя—академика Алексея Николаевича Крылова. Он обратился к студенчеству: «Всему учись сам. Никогда не рассчитывай, что можно овладеть знаниями без работы. Старайся не просто запоминать изучаемое, а понять сущность дела. То, что понятно, легко запоминается и долго не забывается. Накопляй опыт в каждом деле… Помни, что никакое книжное знание ничего не даст само по себе. Нет большого толка в многословном разглагольствовании о деле, которым не владеешь практически. Только тот, кто думает над вопросами, которые перед ним ставит сама жизнь, добьется успехов и принесет пользу делу. Будь стоек, не бойся разочарований, не бросай начатого дела. Работай упорно и регулярно изо дня в день и тогда в старости ты сможешь сказать: «Жизнь не прошла даром».

ОСНОВНЫМ методом учебных занятий студентов высшей школы является самостоятельная работа. Изучение программного материала по учебным и литературным источникам, выполнение лабораторных работ, подготовка к семинарам, написание курсовых работ, выполнение расчетно-проектировочных к дипломных работ, подготовка к сдаче зачетов и экзаменов — все это требует от студента большого напряжения воли, памяти и умения распределять свое время.

Совершенно очевидно, что студенту первого курса нужно начать учиться самостоятельно работать к прежде всего — научиться слушать лекцию и уметь ее записать.

Лекция в высшей школе имеет большое познавательное и воспитательное значение, она оказывает серьезное влияние на развитие мышления. Логическая стройность мысли, глубокий анализ и обобщения, четкое формулирование выводов — все это воспитывает мышление студентов и повышает уровень их общей культуры.

Опыт убеждает в том, что, к сожалению, многие студенты не умеют слушать и записывать лекции. Есть студенты, которые «умудряются» записывать лекцию дословно и в это же время переговариваться со своими соседями. Механическая запись лекции без понимания является порочной. Такие студенты, как правило, не пользуются рекомендованной литературой и поэтому их ответы на экзаменах являются шаблонными, схематичными и неглубокими.

НАКАНУНЕ очередной лекции студент должен по своим записям восстановить в памяти содержание предыдущей лекции.
Во время лекции нужно внимательно слушать лектора и быстро реагировать на отдельные положения, являющиеся основными.

Записывать нужно не все, что говорит лектор, а только главное.

Если некоторые положения, сформулированные лектором, остались непонятными, нужно поставить вопрос, отметить это место и в тот же день на лекции или после нее постараться выяснить, не откладывая это на длительный срок.

Некоторые геометрические построения, особенно в пространстве, или тождественные алгебраические и тригонометрические преобразования нужно проделать самостоятельно после лекции. Не следует этим заниматься во время лекции, так как внимание будет отвлечено на второстепенный материал.

Очень важно для студента научиться записывать основное содержание лекции четким почерком, короткими фразами, аккуратно, подчеркивать основные положения. Надо при записи лекции пользоваться буквами русского, латинского и греческого алфавитов, а также арабскими и римскими цифрами для обозначения разделов, отдельных пунктов и т. д.

В лекциях по любой дисциплине часто повторяются некоторые слова. Нужно их записывать сокращенно. Это экономит время и не утомляет внимания студента.

В. И. Ленин писал, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют несравненно более важное значение, чем в обстоятельном и подробном изложении.

В конспектах по дисциплинам физико-математического и технического цикла очень важно правильно располагать материал записи, придерживаясь рекомендаций лектора.

ЗАПИСИ прослушанной лекции должны быть обработаны. Это означает, что надо внести исправления, восстановить пропущенные положения, определения. Наиболее важные места подчеркнуть цветным карандашом. Рекомендуется обрабатывать и дополнять свои записи с помощью рекомендованного учебника или пособия. При обработке записей и их уточнении возникнут дополнительные вопросы, которые нужно выяснить у лектора или преподавателя, ведущего практические занятия.

Со временем студент должен научиться не только записывать лекцию, но и комментировать для себя отдельные вопросы и разделы.

Приведенные здесь советы не могут исчерпать всех рекомендаций, направленных на наилучшее слушание и записывание лекций. Надо, чтобы студенческие организации с помощью преподавателей провели более подробное ознакомление с приемами записи лекций по отдельным дисциплинам, учитывая их специфику.

Л. ЗАК, кандидат технических наук.

***

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Кировец №25 (398) 24.10.1958
  • Этапы большого пути
  • Наш вклад в комсомольскую копилку
  • 40 лет Ленинскому комсомолу
  • Отчетно-выборные собрания в парторганизациях
  • В честь XXI съезда КПСС
  • Наши предложения о перестройке высшей школы
  • В ИНТЕРЕСАХ ЗАОЧНИКОВ
  • В новом учебном году
  • С каждым годом, с каждой минутой рос и мужал комсомол института
  • Советы первокурснику
  • В новом учебном … На землеустроительном факультете
  • В честь 40 летия ВЛКСМ
  • Большая работа
  • Фотографии и иллюстрации
  • Выходные данные
  • Все страницы