СОРЕВНОВАНИЕ — ИСПЫТАННЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ — Страница 9
Публицистика Проза Публицистика Речные ворота Омска
Речные ворота Омска — СОРЕВНОВАНИЕ — ИСПЫТАННЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
Страница 9 из 16
И. А. МЕДВЕДЕВ,
председатель портового комитета профсоюза
СОРЕВНОВАНИЕ — ИСПЫТАННЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
Социалистическое соревнование — надежный помощник в строительстве нового коммунистического общества. Славный путь прошло социалистическое соревнование от первого коммунистического субботника, вошедшего в летопись нашей страны как «великий почин», до мощного движения, получившего всенародный размах,— движения за коммунистическое отношение к труду.
В тяжелые для молодой советской республики дни иностранной интервенции и гражданской войны В. И. Ленин призвал рабочих и служащих взяться за дело по- коммунистически.
Первый коммунистический субботник был проведен в Омске 7 декабря 1919 года на месте, где ныне раскинулся Ленинский грузовой район порта, о чем свидетельствует мемориальная доска на здании управления порта.
Решение тяжелейших задач восстановления и реконструкции народного хозяйства, разрушенного гражданской войной, требовало новых форм организации труда и новых методов мобилизации трудящихся. В эти годы на омской пристани широко развертывается соревнование за право называться ударником. Первыми ударниками этих лет стали бригадиры грузчиков Ефим Трофимович Гужва, Яков Васильевич Ивашкин, Михаил Николаевич Тырков, приемосдатчик Иван Андреевич Черемушкин, матрос Владимир Константинович Кислицын.
Сохранился билет ударника № 49, выданный 1 января 1934 года т. Гужве Е. Т. В нем проставлены нормы выработки: I квартал — 112 процентов, май — 148,9, июнь — 136,7, июль — 141, август — 145.
Массовый трудовой героизм, высокая производственная активность характерны для тружеников пристани и в годы Великой Отечественной войны. В те грозные годы основной силой на пристани были женщины и подростки, именно они показывали чудеса трудового героизма. Передовиками соревнования тех лет были грузчицы Антонина Емельяновна Соломатина, Ефросинья Кузьминична Бастрикова, Лидия Андреевна Бунькова, Елена Федоровна Семенова, Любовь Трофимовна Кривая, Вера Александровна Скорая, Мария Алексеевна Малахова, кавалер ордена Ленина механизатор Феодосия Сергеевна Шалахова.
В послевоенные годы порт стал оснащаться техникой, и соревнование развернулось на принципиально новой основе: между коллективами механизаторов и ремонтников техники. Имена победителей социалистического соревнования А. Г. Лангаса, В. А. Шмидта, В. В. Раца, Г. И. Жнеца, Н. А. Лободы, токаря И. М. Крашенина, электросварщика С. И. Зыкова впервые зазвучали в 50-е годы. Эти люди продолжают в течение 30 лет оставаться в числе тех, кто из месяца в месяц, из года в год добивается высоких производственных показателей, увлекая других примером.
В 1959 году в порту получило широкое распространение движение за коммунистическое отношение к труду. В июне этого года экипажу теплохода Т-14 (капитан того времени В. Е. Капинос, механик Н. Ф. Добрынин) первому в порту присвоено высокое звание коллектива коммунистического труда. Передовой коллектив стал зачинателем борьбы за коммунистический труд. В том же году звание коллектива коммунистического труда присваивается экипажам газохода «Истребитель» (капитан А. Т. Антипин, механик А. В. Казанцев), крана ПК-1-59 (механик Н. Храмцов), бригаде механизаторов И. К. Туренко.
С годами движение за коммунистическое отношение к труду росло и ширилось. В 1962 году звание коллектива коммунистического труда было присвоено уже 28 экипажам, а в 1963 году — 32 экипажам. Примером отличной работы в то время была бригада портовых рабочих под руководством Федора Карловича Альбрехта. Она первой перешла на сквозную сменную форму организации труда, постоянно настойчиво искала резервы повышения производительности труда, боролась за перевыполнение планов. Неудивительно, что такой труд завоевал и высокую оценку. По итогам соревнования за год Ф. К. Альбрехт был удостоен звания лучшего бригадира МРФ.
В навигацию 1964 года среди победителей соревнования впервые прозвучало имя В. М. Василюка. Его бригада не уступила сильнейшей бригаде, руководимой Ф. К. Альбрехтом. С тех пор коллектив под руководством В. М. Василюка стал из года в год завоевывать призовые места в соревновании как в масштабах порта, так и в масштабах всего бассейна, а потом и республики.
Именно социалистическое соревнование выдвинуло в конце 50-х годов такие крупные организационно-технические новшества, как работа по принципу совмещения профессий на флоте и в бригадах портовых рабочих. Это позволило только на берегу повысить производительность труда на 2,2 процента.
В 1967 году по итогам соревнования, посвященного 50-летию Великого Октября, шести коллективам порта было присвоено звание «Коллектив имени 50-летия Советской власти», среди них экипажи землесосов «Портовый-1» (командир Д. Демиденко, механик В. Егоров), крана ПК-1-59 (механик Ф. Лисовский), теплоходов РТ-413 (капитан-механик М. Комлянский), Т-10 (капитан-механик А. Шубин). 373 портовика были отмечены наградами Министерства речного флота, пароходства и порта. Юбилейный год вызвал прилив трудового энтузиазма у каждого портовика: десять раз подряд коллектив порта завоевывал первенство в бассейновом социалистическом соревновании, а по итогам смотра за культуру производства занесен в книгу Почета МРФ и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота.
Трудовой энтузиазм портовиков увенчался и высокими производственными достижениями: основной показатель (переработка грузов) был выполнен на 123,3 процента.
5 апреля 1968 года впервые в порту проведен Слет ударников коммунистического труда, который впоследствии стал традиционным. На нем в торжественной обстановке коллективу вручили переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ЦК Союза рабочих морского и речного флота. Это событие стало зримым итогом
стремления каждого трудового коллектива одержать, победу в соревновании, сделать больше, лучше, превратить вчерашний рекорд в сегодняшнюю норму.
Борясь за достойную встречу 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, коллектив принял обязательство: выполнить пятилетнее задание к 22 апреля 1970 года. Однако фактически выполнения добились уже в сентябре 1969 года. Это закономерно — обязательства основывались на всесторонних экономических расчетах, глубоком анализе производственных возможностей, а поправку в сроки выполнения внесла правильная организация соревнования, сочетание материальных и моральных стимулов, широкая гласность, распространение опыта передовиков.
Успешно трудились портовики и в девятой пятилетке. В 1977 году коллектив встал на ударную вахту, посвященную 60-летию Октября. Обязательства были успешно выполнены. Сверх плана десяти месяцев переработано 652 тысячи тонн народнохозяйственных грузов, сверх годового плана — 532 тысячи тонн. Два квартала подряд коллектив занимал первое место в социалистическом соревновании портовиков Российской Федерации.
С годами соревнование не только не угасает, напротив, обогащается новыми формами. Так, с 1978 года в порту практикуется защита принимаемых обязательств коллективами районов, отдельными бригадами, судовыми экипажами. Прочно устанавливаются связи с соперниками по социалистическому соревнованию — коллективами Тобольского и Новосибирского портов.
Десятая пятилетка стала новым этапом в дальнейшем поступательном развитии порта. 14 раз коллективу присуждались призовые места в республиканском социалистическом соревновании. Два раза за пятилетку — в 1977 и 1979 годах — портовики возглавляли Всероссийское социалистическое соревнование докеров.
В эти годы соревнование разворачивается под девизом: «Почину ленинградских транспортников — широкую поддержку!» Выполняя постановление ЦК КПСС «О содружестве моряков, железнодорожников, автотранспортников и речников в Ленинградском транспортном узле», портовики организовали соревнование между двумя транспортными узлами: Кировским грузовым районом и станцией Карбышеве с Ленинским грузовым районом и станцией Омск-пассажирская. Докеры грузовых районов и железнодорожники названных станций стали трудиться на основе единого технологического процесса. В итоге удалось повысить производительность труда почти в полтора раза.
Коллективы порта и Омского отделения дороги ежегодно принимают совместные социалистические обязательства. Договоры на соревнование также заключаются между грузовыми районами и станциями. Вся работа транспортников строится на основе единого сменносуточного плана-графика. Созданы сквозные диспетчерские смены, которые стараются обеспечивать досрочную обработку вагонов и судов, и в силу тут вступает трудовое состязание между ними.
Все это сказалось на общих показателях. Достаточно сказать, что по итогам четвертого квартала 1981 года Омский порт награжден переходящим вымпелом МРФ РСФСР и ЦК профсоюза с вручением первой денежной премии. Он стал победителем соревнования транспортников, работающих по ленинградскому методу.
Доброй традицией стало соревнование укрупненных комплексных бригад Новосибирского, Томского и Омского портов, в котором от омичей участвуют бригады Ю. Д. Зинченко и А. В. Беликова. Неоднократно омичи выходили победителями в этом соперничестве. Особенно больших успехов добивалась бригада А. В. Беликова, соревнуясь с бригадой П. Ротекера из Томска.
Не раз новосибирец Илья Кладов, лауреат Государственной премии СССР, бывал у своего соперника Юрия Зинченко, изучал условия и опыт его работы, делился трудовыми секретами. Такое соперничество обогащает коллективы, поэтому оно будет развиваться и в дальнейшем.
Эффективности социалистического соревнования, его действенности во многом способствуют четко разработанные условия соревнования. Они регламентируют все стороны деятельности коллектива, каждого работника, дают возможность правильно и объективно подойти к оценке итогов труда. Разработанные нами условия предусматривают 18 призовых мест с материальным поощрением от 50 до 300 рублей, вручением знамени и вымпелов. В течение года практикуются дополнения к условиям соревнования — в честь профессионального праздника речников, в честь Великого Октября. Так были разработаны дополнительные условия в честь 35-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в честь XVII съезда профсоюзов СССР, к 60-летию образования СССР.
Традицией для Омского порта стало равнение на инициаторов соревнования. Движение в поддержку инициаторов соревнования в порту развертывается широко, захватывая в свою орбиту десятки трудовых коллективов. Поэтому когда в стране прозвучал призыв: «Работать без отстающих!» — портовики Омска восприняли его как свое кровное дело. Еще более четкой стала организация труда всех звеньев производственного процесса. В коллективе одного из ведущих грузовых районов порта, Куйбышевском, все экипажи плавмеханизации и транспортного флота успешно справились с производственными заданиями 1980 года, а район в целом трижды занимал первое место в соревновании между подразделениями порта.
Соревнование помогает выделить лучших, помогает, сознательно увеличивая производительность труда, добиваться трудовых успехов. Трудовые успехи, достигнутые в годы VIII—X пятилеток, выдвинули в число правофланговых коллектив портовых рабочих, возглавляемый кавалером орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» бригадиром Василием Мартыновичем Василюком. В начале десятой пятилетки бригада обязалась выполнить пятилетнее задание к профессиональному празднику речников и моряков — 6 июля 1980 года. Коллектив сдержал свое слово и рапортовал о выполнении пятилетки к 3 июля 1980 года. 2110 тысяч тонн грузов было переработано бригадой за это время, а до конца года, несмотря на высокую трудоемкость работ, эта цифра выросла еще на 220 тысяч тонн.
Коллектив порта, пересмотрев ранее взятые обязательства, выступил среди коллективов Иртышского пароходства инициатором борьбы за достойную встречу XXVI съезда КПСС. Направляя усилия на дальнейший рост производительности труда, повышение эффективности и качества работы каждого судна, бригады, участка, соблюдение режима экономии и бережливости, портовики приняли высокие социалистические обязательства, в которых, в частности, предусматривалось выполнение плана двух месяцев 1981 года ко дню открытия съезда. За оставшиеся дни февраля решено было переработать не менее пяти тысяч тонн грузов, а в день открытия съезда трудиться на сэкономленном топливе и энергии с наивысшей производительностью труда.
В эти дни коллектив порта трудился с особым подъемом. Каждый экипаж, каждая бригада, изыскивали резервы повышения производительности труда. Заметно укрепилась трудовая дисциплина, сократились сроки выполнения планов. Первыми рапортовали о завершении намеченного коллективы землесоса «Портовый-3» командир В. Черных) и ПГР-1 (механик В. Коровченко).
Борьба за досрочное выполнение принятых обязательств была бы невозможна без обобщения и распространения опыта передовиков. «Сегодня — рекорд, завтра— норма для всех»,— именно эта цель ставилась при издании красочных плакатов, посвященных опыту работы коллективов ПГ-1-75 (механик А. Варсегов), «Рейдового-1» (капитан С. Мельников), комплексных бригад под руководством Ю. Зинченко и В. Василюка. Вопросы обмена опытом рассматривались и в портовом комитете, и на занятиях школ коммунистического труда.
И вот завершился последний год десятой пятилетки. Впервые объем выполненной работы перешагнул 20-миллионный рубеж. Сверх плана переработано более 1200 тысяч тонн грузов. Уровень производительности труда на 2,3 процента превзошел запланированный, получено более 147 тысяч рублей сверхплановой прибыли.
Начало 1981 года принесло портовикам радостную весть: по итогам 1980 года и десятой пятилетки в целом коллектив удостоен переходящего Красного знамени Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.
Немало добрых слов в адрес передовых коллективов было сказано в день вручения высокой награды, который совпал с открытием XXVI съезда КПСС.
В числе победителей назван коллектив теплохода РТ-371 во главе с капитаном Николаем Попковым, в десятой пятилетке избиравшимся депутатом районного совета народных депутатов Ленинского района. За годы десятой пятилетки этот коллектив не раз был инициатором соревнования транспортных экипажей порта, удостоился высокого звания «Экипаж имени 60-ле-тия ВЛКСМ», был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. По итогам навигации 1980 года судну был присвоен паспорт эффективности и качества, вручавшийся немногим отличившимся экипажам. Первое место передовой коллектив завоевал и в предсъездовском социалистическом соревновании. Секрет успеха экипажа в умении верно оценить свои возможности, найти резервы, противопоставить трудностям стремление победить. И таких коллективов — энтузиастов в порту все больше.
Получая высокую награду, увенчавшую труд Омского речного порта в десятой пятилетке, портовики обещали не снижать темпов, трудиться еще производительнее, еще продуктивнее.
Выдержан серьезный экзамен в 1981 году, когда коллективу выпала честь и ответственность возглавлять республиканское социалистическое соревнование. Успешно выполнены напряженные обязательства, принятые в честь XVII съезда профсоюзов СССР, в честь 60-летия образования Союза ССР.
В настоящее время в порту работает 35 коллективов коммунистического труда, более 450 ударников коммунистического труда.
Каждому портовику памятны слова, сказанные на XXVI съезде КПСС: «Соревнование оказывает глубокое воздействие на хозяйственную практику, на общественно-политическую атмосферу. Всемерно развивать и дальше социалистическое соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду — таков наш общий боевой лозунг». Лозунг этот на долгие годы стал определяющим для нас, портовиков.
- << Назад
- Вперёд >>
- Речные ворота Омска
- ПОРТ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
- НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
- ПО ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- >ОТ «ГОРБУШИ» ДО СТРОП-ПАКЕТА
- РАЗВИТИЕ ФЛОТА В ПОРТУ
- ДЛЯ БЛАГА ПАССАЖИРОВ
- ЛЮДЬМИ СЛАВЕН КОЛЛЕКТИВ
- СОРЕВНОВАНИЕ — ИСПЫТАННЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
- ГРУЗЧИК, КРАНОВЩИК, БРИГАДИР
- РАБОТА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОДНА
- ТАКАЯ КОРОТКАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ
- ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА
- ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ
- ЗДЕСЬ МОЙ СТАНОК, ЗДЕСЬ МОЯ СУДЬБА
- Фото и иллюстрации
- Все страницы