Ребенку исполнился год — Страница 7

02 апреля 2023 | 20:06

Учебная Знание — Сила Учебная Первый год жизни

Первый год жизни — Ребенку исполнился год

Страница 7 из 13

Доктор медицинских наук академик В. П. Бисярина знакомит молодых родителей с особенностями развития организма ребенка первого года жизни.РЕБЕНКУ ИСПОЛНИЛСЯ ГОД

Первый год жизни ребенка — это период самого интенсивного физического развития. Со дня рождения Малыш утроил массу тела, вырос на 25 сантиметров, у него прорезались зубы, он научился жевать и отвык от груди. Кончилось младенчество, начинается раннее детство…

Вы продолжаете придерживаться выработанной привычки и взвешиваете малыша один раз в месяц. В последний квартал ребенок уже прибавляет в массе тела медленнее, чем было до сих пор. В среднем за каждый месяц прибавка в этом возрасте колеблется от 350 до 450 г. Считается, что к году ребенок должен утроить свой первоначальный (при рождении) вес. Так, если он родился с массой тела 3400 г, то к году он должен вег сить 10 кг 200 г.

Прибавка в росте за каждый месяц в этом возрасте равняется в среднем 1,5 см (см. приложение 1).

Такой интенсивной прибавки в массе тела и в росте уже больше не будет в последующие годы.

В это время прорезываются боковые нижние и верхние резцы и к году, как правило, у ребенка имеется около 8 зубов. Надо помнить, однако, что этот процесс не всегда одинаков даже у вполне здоровых и нормально развивающихся детей, иногда прорезывание наступает с опозданием на 2—3 месяца. Поэтому не следует огорчаться, если у малыша будет 4 или 6 зубов.

В 11—12 месяцев ребенок уже делает свои первые неуверенные шаги. Одни малыши боязливы и долго не расстаются с поддержкой, другие, наоборот, отважно отталкивают ее и бросаются в пространство, как в воду, но только не сложив, а широко раскинув руки… Срабатывает инстинкт: так легче сохранить равновесие!

Для малыша научиться ходить — дело трудное. Родители иногда бывают озадачены тем, что ребенок ходит с широко расставленными ногами, раскинутыми руками, раскачивающей походкой, как утенок. Они слышали о врожденном вывихе тазобедренного сустава и опасаются, не страдает ли этим заболеванием их ребенок. Только врач скажет вам, обоснованы ли ваши опасения. Однако неуверенная походка, с распростертыми руками и расставленными ногами, для ребенка, только начинающего удерживать равновесие и правильно пользоваться мышцами, является естественной.

Умение ходить изменяет малыша. Двигаясь самостоятельно и рассматривая все, что его интересует, он способен ежедневно делать много «открытий». В этом возрасте ребенок «акробат» и «путешественник».

Чем решительнее малыш, тем чаще он будет падать и, конечно, может и ушибиться и испугаться. В такие моменты необходимо проявить выдержку — не ахайте, чтобы не испугать еще больше, не спешите поднять: усилие, которое ребенок делает, чтобы встать, укрепляет его мышцы, развивает координацию движений.

Некоторые родители пробуют использовать ходунки, вожжи. Но они ограничивают самостоятельность и инициативу малыша. А ведь ему необходимо преодолевать трудности! Пройдет немного времени, и вы заметите, что он как будто сам их себе создает: можно пройти между стульями, а он обязательно пролезет под стулом, карабкается на горку, вместо того, чтобы ее обойти.

Успехи в овладении ходьбой во многом зависят от того, правильно ли подобрана обувь малыша. Мягкие пинетки, тапочки сейчас ему не годятся. Желательно, чтобы он дома ходил в кожаных ботиночках. Если подметки скользкие, потрите их наждачной бумагой или — слегка — напильником.

Когда гуляете с ребенком на улице, держите его попеременно то за одну, то за другую руку. Это нужно для того, чтобы предупредить нарушение осанки. Будьте, кстати, осторожны: бывает, что ребенок начинает падать и взрослый невольно сильно и резко дергает его руку вверх, а так может произойти вывих плечевого сустава.

Еще более вероятна такая травма, когда родители, перенося ребенка через лужу, канаву или просто играя, берут его за обе руки и подымают высоко. Не советую так делать, хотя малышам это и очень нравится.

Хочу еще раз напомнить, что развитие навыков и умений у детей очень индивидуально, и отставание от средних норм на полтора-два месяца не должно вас огорчать. Не пытайтесь специально форсировать начало ходьбы — это бесполезно. Единственный эффективный стимул — хороший уход за ребенком, гимнастика, массаж, максимальное пребывание на свежем воздухе.

Что еще умеет ребенок?

Малыш может нанизывать кольца на пирамиду, берет мелкие предметы двумя пальцами, не отдает понравившуюся игрушку. Очень хорошо подражает движениям взрослых. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Понимает запрещения, выполняет простые требования, просьбы.

К году ребенок многое понимает, но говорит всего 5—6 простых слов (мама, папа, баба, дай и др.). Ему необходимо показывать и называть окружающие предметы. Пользуйтесь всегда правильным родным языком. Не допускайте в разговоре с ребенком сюсюканья, он должен слышать правильно произносимые слова. Позже его сюсюканье никому не будет казаться милым, но от дурного навыка малыш с трудом будет отвыкать. Справедливо сюсюканье называют большой ошибкой воспитания.

Иногда совершенно нормальные дети поздно начинают говорить. Это всегда вызывает большую тревогу у родителей, хотя на самом деле нет никаких оснований для беспокойства. Дело в том, что развитие речевых способностей зависит от многих обстоятельств. Например, не последнюю роль играют темперамент и особенности на туры. Веселый, подвижный малыш заговорит раньше, чем спокойный, склонный к созерцательности. Важно также в каком окружении находится ребенок. Разговаривают ли с ним? А если разговаривают, то достаточно ли ласково и приветливо.

Поздно начинают говорить и дети, избалованные чрезмерным вниманием. В самом деле, зачем малышу стараться произносить слова, просить что-то, если взрослые предупреждают каждое его слово, движение.

Небольшое отставание в развитии речи, как правило, не означает ничего серьезного, если ребенок развивается нормально. На втором году жизни он «разговорится» и догонит своих сверстников. Но если ребенок плохо реагирует на обращение к нему, нужно обязательно обратиться к врачу.

У детей старше 10 месяцев уже хорошо сформированы цветоощущение и слух. И потому в их играх очень важными становятся не только цвет игрушек, но и музыка, пение, танец. Дети любят ритмичные движения под музыку, легко запоминают и узнают знакомые мотивы.

К годовалому возрасту ребенок начинает интересоваться животными.

Доставьте ему все возможные удовольствия, они ему необходимы для развития.

Питание

Набор продуктов для годовалого ребенка остается почти таким же, каким он .был в 9—10 месяцев, но несколько меняется их кулинарная обработка. Вместо мясного пюре готовьте малышу паровые фрикадельки или котлеты, мясное суфле; овощи для супа не протирайте, а режьте мелкими кусочками; попробуйте и овощное пюре заменить овощами, сваренными до мягкости и нарезанными кубиками, кружочками.

Введите и новое блюдо: рыбное суфле, рыбную фрикадельку. Но если у вашего ребенка диатез, с рыбой лучше пока повременить, так как у некоторых детей она вызывает аллергические реакции.

Детям этого возраста сосиски и колбасу предлагать не следует, потому что они готовятся с добавлением различных специй. Детям первого года жизни нельзя давать конфеты, пирожные; в это время они им не нужны, более того — даже вредны.

Все жидкое ребенок теперь пьет только из чашки. Если вы начали приучать малыша держать чашку в 10 месяцев, то он, наверное, в год умеет взять чашку обеими руками и выпить не разливая.

Пища для ребенка должна быть достаточно разнообразной, хорошо приготовленной, так как у него к этому времени вкусовые ощущения хорошо развиты, а однообразное, невкусное питание может привести к стойкому снижению аппетита.

Помните, что добавление соли как вкусовой приправы к пище ребенка первого года жизни не должно превышать полграмма в сутки.

Совет, каким должно быть питание при диатезе, пригодный для всех, дать трудно. Многое зависит от индивидуальных реакций да и от общего состояния ребенка в данный момент. Но обычно рекомендуется мясные бульоны заменять овощными супами, уменьшать в рационе количество сахара. Если морковь, помидоры, цитрусовые усиливают проявления диатеза, их надо исключить из рациона, а взамен давать больше тех овощей и фруктов, которые ребенок переносит хорошо. Обычно это капуста, кабачки, яблоки. Из каш предпочтительнее гречневая, рисовая, овсяная. Картофель для пюре, супа лучше предварительно вымачивать в холодной воде в течение 10—12 часов, чтобы удалить крахмал. Пюре заправляйте не сливочным, а растительным маслом.

Корригировать питание такого ребенка, конечно, нелегко. Но не приходите в отчаяние: с возрастом повышенная чувствительность к некоторым продуктам ослабевает.

Примерный рацион ребенка к 12 месяцам

Завтрак Каша молочная — 200 г.

7 час. — Желток — 1/2

7 ч. 30 мин. Фруктовый сок — 50 мл.

Обед 12 час. — Бульном (овощной суп) — 30 мл. Хлеб ржаной, черствый — 10 г. Мясная (рыбная) паровая котлета — 50 г. Овощное пюре — 150 г. Сок овощной, ягодный, фруктовый — 30 мл.

Полдник — 16 час. Кефир — 150мл. Творог — 50 г. Фруктовое пюре — 50 г.

Ужин 20 час. Овощное пюре (молочная каша) — 150 г. Кефир — 100 мл.

Ночное кормление 22 час. Кефир или молоко — 200 г.

Если ваш ребенок отказывается от последнего кормления — не настаивайте! Но постарайтесь, чтобы «ночные» 200 граммов он получал в течение дня и общая норма молока и кефира не уменьшалась.

Молодых родителей часто беспокоит «плохой» аппетит ребенка. Нельзя прибегать к насильственному питанию. Это грубая ошибка, которая может закрепить отрицательное отношение к приему пищи. Если ребенок в одно кормление не ^съел норму, то в другое съест больше.

Закаливание, гимнастика

Делайте гимнастику и закаливающие процедуры и помните, что перерыв снижает закаливающий эффект, достигнутый за долгие месяцы. Конечно, нельзя заниматься, если ребенок болен, но никакие другие обстоятельства не должны приниматься во внимание.

Надо каждый день делать ребенку воздушную ванну, влажные обтирания. К этому советую добавить контрастные обливания для ног. Опустите ноги ребенка в тазик с водой, температура которой 34 градуса, обмойте стопы, голени и тут же облейте из кувшина, или лейки водой, е, температурой на один градус ниже. Каждую неделю снижайте температуру воды на один градус, но не ниже плюс 22—20 градусов. Лучше всего эту процедуру проводить после дневного сна, перед обедом. Прежний гимнастический комплекс уже надо немного изменить. Вы сами почувствуете, какие упражнения стали для вашего малыша слишком легкими — их можно не делать или усложнить.

Чтобы ребенку было интереснее, используйте простые приспособления — пластмассовые кольца, палочки.

Поставив ребенка перед собой (спиной к себе) и придерживая его колени, попросите его, чтобы он нагнулся и достал кольца, лежащие впереди. Если он может присесть на корточки, дайте ему ухватиться за палочку, и, потягивая ее, побуждайте выпрямиться и встать.

Гуляйте с ребенком три раза в день — утром (после завтрака), днем (после обеда) и вечером (перед купанием и ужином) — в общей сложности не меньше четырех — пяти часов, а если погода позволяет, то и больше.

Дети в возрасте одного года могут полноценно бодрствовать не более 3—3,5 часов подряд. Дневной сон проводится два раза по 1,5—2 часа, и ночной сон должен составлять 10—12 часов. Но иногда у некоторых детей сон до обеда уже отпадает. Не огорчайтесь, соответственно удлинится ночной сон (14—16 часов).

Почему капризы?

Ваш спокойный и покладистый ребенок стал капризным и упрямым, часто плачет. Неужели у него’ будет плохой характер?

Не спешите с такими выводами — в этом возрасте многие дети становятся более возбудимыми. Некоторые специалисты даже говорят о «кризисе первого года». Почему же это происходит?

Видимо, причина в значительной перемене образа жизни ребенка, в обилии новых впечатлений, росте потребностей, которые он не всегда может удовлетворить.

Пока он проводил все свое время в кровати, коляске, манеже, его окружающий мир был довольно ограниченным, а сейчас он ходит по всей квартире, просто ошеломленный обилием интересных и непонятных предметов. Все хочется потрогать, ощупать, сдвинуть с места, взять в рот (младенческий способ познания), но это горячее желание почти всегда пресекается запретом, окриком взрослых. У него отнимают самые интересные вещи или его самого хватают, уносят, сажают в надоевший манеж. Как тут не заплакать?

Чтобы предотвратить такие огорчения, уберите подальше все, что малыш мог бы опрокинуть на себя, разлить, разбить. Дайте ему достаточно игрушек, с которыми он бы охотно занимался. Дети этого возраста любят открывать и закрывать разные коробочки, вкладывать их друг в друга, греметь ими. Успехом пользуются пирамидки, матрешки, но еще больше нравятся кастрюльки, ложки, крышки.

И не беда, если вы иногда позволите поиграть с одним из этих заманчивых предметов.

Причиной повышенной раздражительности могут быть и трудности становления речи. Ребенок еще не умеет выразить свое желание словами и нервничает, когда взрослые его не понимают.

Помогайте малышу, развивайте его речь: называйте окружающие предметы, поясняйте свои действия. Дети часто придумывают свои собственные слова; они очень забавны, но не пользуйтесь ими: с ребенком надо говорить не искаженным, а правильным, ясным языком.

Многие малыши не любят одеваться на прогулку — их утомляют долгие сборы, а часто и одежда сама по себе вызывает дискомфорт. Проверьте, не тесна ли резинка на колготках, рейтузах, не слишком ли туго вы завязываете шапочку? Постарайтесь отвлечь малыша, одевая, разговаривайте с ним, дайте ему в руки носок, варежку — пусть пытается что-то надевать сам, это примирит его с необходимой процедурой.

Иногда ребенок, уже привыкший пользоваться горшком, вдруг начинает протестовать против ваших попыток усадить его. Что случилось? Возможно, однажды горшок был холодным, больно врезался краем, и это неприятное ощущение запомнилось. Точно так же купание может неожиданно для вас вызвать резкую негативную реакцию. Объяснение ищите в каких-то ваших упущениях— то ли воду случайно сделали горячей, то ли мыло попало в глаза малышу, то ли еще что-нибудь.

Капризы, плач, непослушание естественны для ребенка этого возраста, как эпизод. А общий фон его настроения в норме радостный. Он ест, купается, гуляет, играет с удовольствием.

Открытая улыбка, нормальный аппетит, упругая розовая кожа, живость движений, спокойный сон говорят о том, что ребенок здоров и развивается нормально.

Мне хотелось бы в заключение сказать родителям, что все хорошие качества человека, его умения, навыки, знания, даются обучением и воспитанием. Но ребенок не «чистая доска», на которой вы легко запишите все, что захотите. У каждого — свои особенности. И любить ребенка — значит понимать, чувствовать его индивидуальность, преодолевать все, что есть в нем отрицательного, нежелательного, и бережно поддерживать, умножать, терпеливо воспитывать положительные качества. Этот принцип в равной мере относится и к укреплению здоровья, и к формированию личности.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Первый год жизни
  • Предисловие
  • Новорожденный первый день дома
  • Ребенку 3 месяца
  • Ребенку 6 месяцев
  • Ребенку 9 месяцев
  • Ребенку исполнился год
  • Искусство быть родителями
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Выходные данные
  • Все страницы