Ребенку 9 месяцев — Страница 6

04 апреля 2023 | 4:32

Учебная Знание — Сила Учебная Первый год жизни

Первый год жизни — Ребенку 9 месяцев

Страница 6 из 13

Доктор медицинских наук академик В. П. Бисярина знакомит молодых родителей с особенностями развития организма ребенка первого года жизни.РЕБЕНКУ ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ

Вы уже, наверное, заметили, что мы не говорим конкретно о ребенке 3, 6 месяцев. Мы все время говорим о ребенке в возрасте до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев, от 6 до 9 месяцев и далее. Основные признаки каждого из этих периодов могут быть характерны как для его начала, так и для середины или конца. В развитии малыша все постигается постепенно. Ведь ребенок не проснется в одно прекрасное утро сразу умеющим ходить, разумным, добрым. Его сердце раскрывается постепенно, его разум пробуждается с каждым днем.

Конечно, вы продолжаете следить за массой тела ребенка. Сколько он должен весить в 9 месяцев?

Массу тела в период от 6 до 9 месяцев можно вычислить, умножив 600 на число месяцев жизни и прибавить этот результат к массе при рождении. Например, ребенок в 8 месяцев, родившийся с весом 3200 г, должен иметь массу в 8 кг (3200 г + 600X8). Разумеется, это только очень приблизительный расчет, позволяющий ориентировочно оценить массу ребенка.

А каков должен быть рост? В период от 6 до 9 месяцев ребенок ежемесячно прибавляет по 1,5—2 см. Прибавьте эту цифру к тому, .что малыш имел в 6 месяцев. Нужно только помнить, что и у совершенно здорового ребенка возможны некоторые отклонения от средних указанных цифр в массе и росте, поэтому поводов для волнения в таких случаях быть не должно.

После полугода малыш становится все более и более подвижным, быстро овладевает новыми навыками. Он научился сидеть без опоры, подниматься на четвереньки, и вставать, держась за перила манежа, даже переступает вдоль него.

Вместе с развитием движений развиваются и органы чувств, растет интерес к окружающему. Малышу хочется подползти к заинтересовавшему его предмету., все, что возможно, схватить, потянуть к себе, засунуть в рот..В общем, это очень активное и деятельно» существо и потому требующее неусыпного внимания. Ведь именно в этом возрасте дети нередко вываливаются из колясок, скатываются с диванов. Мама еще полагает, что ребенок сам не может перемещаться в пространстве, и в один прекрасный день он доказывает ей, что она ошибалась. Хорошо, если оба отделываются легким испугом.

Малыши чаще всего падают вниз головой, а кости черепа у них еще очень мягкие, и может произойти даже их перелом, сотрясение мозга. Так что теперь допустимо оставлять ребенка одного только в манелсе. Но и здесь позаботьтесь о его безопасности!

Не надо давать ему игрушек, от которых он мог бы отломать или отгрызть ( и это бывает!) какую-то мелкую деталь. Игрушки должны быть моющиеся, в конце дня мойте их с мылом. Выбирайте такие, которые ребенку удобно взять, покажите ему, как покатать мячик, постучать одной погремушкой о другую.

Возможно, он предложит свой вариант игры — начнет выбрасывать из манежа игрушки, снявшийся с ноги башмачок, а если вы вернете вещь на место — выбросит ее снова. Не считайте малыша упрямцем: он, можно сказать, постигает закон земного притяжения, следит за предметами, прислушивается к звуку их падения, и это для него не пустая забава, а познание окружающего мира. Он с любопытством наблюдает за движениями матери, внимательно следит за всем, что происходит вокруг него, и постепенно начинает принимать участие в семейной жизни. Он любит, когда вокруг него собираются люди. Теперь ему требуется общество. Он раскатисто смеется, и если эта веселость по достоинству оценивается, то он тут же возобновляет смех.

Девятимесячный ребенок любит слушать, когда с ним ласково разговаривают; играть в «прятки»; подавать по просьбе взрослого ручку; делать «ладушки»; на разные лады твердить простые слоги: «ба-ба», «да-да». Может быть, он устроит вам настоящий праздник, впервые осознанно произнеся «ма-ма» или «па-па». Кого из родителей он назовет первым? Не думайте, что того, к кому он больше привязан. Чистая случайность — какой звук у него раньше получится.

Чего ребенок не любит? Всего нового, неожиданного: может испугаться игрушечной собаки, если она очень большая, резкого звука — включенного пылесоса или кофемолки, громкого окрика. Он не терпит мокрых штанишек, капризничает, если одет слишком тепло, не выспался, лишен подвижности.

Режим дня

Пока ребенок был совсем маленьким, в распорядке его дня чередовались в основном кормление и сон. Сейчас его время проходит более разнообразно.

Изменяется и ритуал кормления. Если утром — в 6 часов и перед сном в 22 часа, когда малыш получает материнскую грудь или молочную смесь из бутылочки, он по-прежнему ест лежа или полулежа на руках, то вовремя других кормлений он уже может самостоятельно сидеть на складном детском стульчике.

В одну ручку дайте ребенку чайную ложку, в другую — кусочек хлеба. Конечно, он еще не сумеет есть сам, и вы будете его кормить, но пора нему привыкать к столовому прибору.

Раньше ребенок между кормлениями почти все время спал. Сейчас он может бодрствовать по полтора-два часа подряд. Малыш не прочь провести все это время на руках у взрослого: он дает вам понять, что неплохо бы походить с ним по комнате, поднести его то к окну, то к какому-то заинтересовавшему его предмету.

Некоторые молодые родители пробуют, воспитывая ребенка, не делать ему никаких уступок, никогда не брать на руки. Признаться, мне еще ни разу не приходилось видеть семьи, которой удалось бы выдержать такую позицию до конца. Да это и не нужно! Отказывая ребенку в ласке, в родительской нежности, мы рискуем вырастить его сухим, необщительным человеком.

Но, конечно, всему есть мера! И большую часть бодрствования ребенок должен проводить в манеже, активно двигаясь и играя.

Надо стараться, чтобы малыш спал не менее 15—16 часов в сутки. Физиологически рациональнее, чтобы днем он спал не 2 раза по два с половиной — три часа, а три раза — по полтора—два часа. Ведь нервная система малыша еще несовершенна, и он сравнительно быстро устает.

Переутомление у маленького ребенка выражается, совсем не так, как у детей старшего возраста — он не стремится полежать, а, наоборот, становится как будто даже более активным. Но активность эта непродуктивна: малыш перестает спокойно играть, вертится, выгибается, капризничает, не прислушивается к речи взрослого, не лепечет сам.

Оберегайте малыша от переутомления! Ребенок быстро засыпает, если вы всегда укладываете его в одно и то же время и желательно на свежем воздухе.

Перед вечерним сном вы обычно купаете ребенка. После шести месяцев ежедневное купание уже необязательно, ванну можно делать через день. Но не забывайте о подмываниях, о тщательном утреннем туалете.

Очень хорошо, если вам удастся приучить ребенка опорожнять кишечник в одно и то же время — по утрам. После сна сажайте его на горшок, поясняя звуком, «а-а», что от него требуется. Пусть и он повторяет завами — от этого повысится внутрибрюшное давление, что облегчит желаемое действие и, кроме того, он усвоит, как проситься. Дольше 5—10 минут не держите ребенка на горшке, не давайте ему в это время игрушек.

Этот навык к регулярному стулу сэкономит вам много времени, труда и забот; кроме того, хорошо привитой навык помогает предотвращать запоры.

Не волнуйтесь, если стул у ребенка бывает через день — для данного возраста это можно считать нормальным, но более длительные перерывы нежелательны. Клизмой можно пользоваться изредка, чтобы не выработалась привычка к ней. Отрегулировать работу кишечника старайтесь прежде всего питанием: кашу готовьте не рисовую, а гречневую, овсяную; попробуйте давать сливовый сок, пюре из чернослива, в овощное пюре добавляйте свеклу, капусту.

Посоветуйтесь с методистом об усилении комплекса упражнений, воздействующих на брюшную стенку и, наконец, очень полезен массаж.

Когда и как отнимать ребенка от груди?

Обычно к девятому-десятому месяцам молока у матери становится очень мало, да и необходимости в нем у малыша уже почти нет, так что его можно отнимать от груди. Нельзя этого делать только в жаркое время года, если ребенок болен или ему только что сделана профилактическая прививка.

И все-таки отнятие от груди — это не только изменение рациона, ребенка. Ведь с самого начала жизни кормление сочеталось в его сознании с образом матери, у ее груди он не только насыщался, но и успокаивался. Некоторые дети, когда их отлучают от груди, могут вести себя беспокойно. Будьте в эти дни особенно нежны со своим малышом. Кормя его утром и вечером из бутылочки кефиром, возьмите на руки, приласкайте.

Процесс отнятия малыша от груди, его успех и неудачи зависят от знания и умения матери.

В чем заключается успех? Ребенку требуется некоторое время на то, чтобы привыкнуть к новому питанию.

А маме необходимо терпение. После этого периода малыш вновь обретает равновесие и выходит из испытания повзрослевшим, более подготовленным к встрече с новыми переменами, а они не так уж далеки.

Неудачное отнятие малыша от груди выражается в первую очередь в его отказе от любого молока, кроме материнского. Малыш отказывается от любого нового продукта, он не приемлет никаких изменений. К счастью, это встречается очень редко.

Если придерживаться определенных мер предосторожности, то обычно отнятие ребенка от груди проходит безболезненно. По возможности не отнимайте ребенка от груди слишком рано, а если решили отнять, то сделайте это постепенно, в течение 5—7 дней.

Грудное молоко должно иметь полноценную замену. И необходимо заранее расширить ассортимент продуктов, составляющих рацион малыша.

На седьмом месяце надо давать ему нежирный мясной бульон — сначала 1—2 чайные ложки, потом 2—3 и, наконец, 2 столовые ложки. Больше увеличивать порцию не следует, так как сам по себе бульон не имеет большой пищевой ценности, и его польза состоит в том, что он способствует интенсивному выделению пищеварительных соков, улучшая тем самым усвоение другой пищи.

После того, как малыш привыкнет к бульону, то есть в семь месяцев, предложите ему новое блюдо — мясное пюре. Можно готовить его из говядины, телятины, курицы, постной свинины. Свинина, кстати, предпочтительна для детей, страдающих диатезом; курица и особенно куриный бульон им не рекомендуются.

Мясо очищают от пленок и сухожилий, варят, затем два-три раза пропускают через мясорубку и протирают через сито или тщательно растирают ложкой, добавляя понемногу оставшийся после варки подсоленный бульон.

Поначалу ребенок может отказаться от мясного пюре, и лучше первые порции (1—2 чайные ложки) смешивать с привычным ему овощным. Затем обязательно начните давать молотое мясо и отдельно, и с овощами в виде гарнира.

Используются кефир, ацидофильная смесь, молоко. Здесь хороши овощные, фруктовые, мясные консервы для детского питания — из моркови, кабачков, тыквы, зеленого горошка и другие. Это «Геркулес», «Бутуз», «Неженка» и многие другие.

Дневное меню девятимесячного ребенка должно быть примерно таким:

6 часов — материнская грудь или кефир — 150—200 граммов;

10 часов — каша (чередуя разные крупы) — 180 граммов, половина желтка, фруктовый сок — 30 миллилитров ;

14 часов — мясной бульон — 20 миллилитров, с сухариком, овощное пюре — 180 граммов, мясное пюре — 20 граммов, фруктовый сок —

20 миллилитров;

18 часов — кефир — 150 миллилитров, творог — 40 граммов, фруктовое пюре — 50 граммов;

22 часа — материнская грудь или Кефир — 150—200 граммов.

Зубы

У вашего малыша прорезались уже два резца на нижней челюсти, а может быть два резца и на верхней челюсти. Молочные зубы надо содержать в здоровом состоянии, чтобы они хорошо могли выполнять свое назначение и не могли угрожать всему ‘организму ребенка. Молочные зубы должны выдержать до школьного возраста, пока не вырастут постоянные зубы.

Малыш гордится своими новыми зубами. Ему очень хочется все кусать, даже маму. Дайте ему колечки для зубов, но не забывайте мыть их почаще.

Комплекс гимнастики

После полугода в комплекс ежедневной гимнастики необходимо включать новые упражнения. Они тренируют мышцы, улучшают дыхание и кровообращение, помогают лучше осваивать новые навыки.

Начинают занятия с пассивных движений.

Положив ребенка на спину, дайте ему обхватить ваши большие пальцы. Он держит их крепко, а вы производите его выпрямленными руками круговые движения в плечевых суставах. Это упражнение тренирует систему дыхания, укрепляет мышцы плечевого пояса.

Обхватив руками голени ребенка, подымайте выпрямленные ножки вертикально, так, чтобы колени не сгибались. Цель такого упражнения — укрепить мышцы брюшного пресса и ног.

Проделайте массаж стоп, повторив все уже знакомые вам приемы 4—6 раз, повороты со спинки на живот.

Поверните ребенка на живот, так, чтобы он лежал с выпрямленными руками и слегка приподнятой головой. Дайте ему обхватить ваши указательные пальцы и, сгибая руки ребенка в локтях и прижимая к боковой поверхности грудной клетки, отводите его плечи назад, до наибольшего сближения лопаток. Это укрепляет мышцы спины и плечевого пояса. Но если предыдущие упражнения повторяют 4—6 раз, то это — не более 2 раз.

Слегка помассируйте грудную клетку ребенка. Если он уже умеет сидеть, посадите его, если нет — положите на спину, и, взяв за кисти рук, попеременно сгибайте их в локтевых и плечевых суставах.

А теперь, слегка потягивая за руки, побуждайте ребенка сесть. Достаточно, если он сделает это 1—2 раза.

Положите малыша на живот, дайте ему обхватить ваши указательные пальцы. Разгибая его руки, постепенно отводите их назад, побуждая ребенка сначала встать на колени, а затем на ноги. Если он сделает это без особого напряжения, повторите еще раз. Если не получается, терпеливо вернитесь к этому упражнению в следующие дни. Оно укрепляет мышцы спины, шеи, ног, помогает малышу научиться вставать.

Положите ребенка на спину и, одной рукой придерживая его колени, а другой за руку, слегка потягивайте вперед, приговаривая: «Сядь, сядь!» Пусть присядет 1—2 раза.

Положите ребенка’ на живот с чуть согнутыми ногами и, приставив ладонь к его стопам, побудите немного проползти вперед. Навык ползания очень полезен, он хорошо предваряет ходьбу, развивая и укрепляя мышцы.

Поставьте ребенка перед собой, держа за кисти согнутых в локтях рук, ласково приговаривайте: «Иди, иди». И он переступит 5—6 раз, делая свои первые, еще неловкие шаги…

На каждом этапе жизни малыша вы будете отмечать гигантские шаги в его развитии. И это действительно так.

На рассматриваемом нами этапе (6—9 месяцев) эти успехи просто поразительны. Нет ничего общего между 4-месячным малышом, лежащим в своей кроватке,— «сосателем и созерцателем», спящим большую часть суток,— и ребенком в возрасте 8—9 месяцев — «щупате-лем и хватателем».

Ваш малыш занемог. Стал несколько вялым, начал беспричинно капризничать, изредка кашлять, из носа появились слизистые выделения. Температура, тела при измерении оказалась 37,1 °. Что нужно сделать до прихода участкового врача? Уложите малыша в постель, побольше его поите (слабый сладкий чай, боржоми, клюквенный морс), поставьте горчичники на грудную клетку или сделайте ножную горчичную ванну. И не пытайтесь давать какие-либо лекарства без совета врача.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Первый год жизни
  • Предисловие
  • Новорожденный первый день дома
  • Ребенку 3 месяца
  • Ребенку 6 месяцев
  • Ребенку 9 месяцев
  • Ребенку исполнился год
  • Искусство быть родителями
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Выходные данные
  • Все страницы