Ребенку 6 месяцев — Страница 5

15 апреля 2023 | 21:34

Учебная Знание — Сила Учебная Первый год жизни

Первый год жизни — Ребенку 6 месяцев

Страница 5 из 13

Доктор медицинских наук академик В. П. Бисярина знакомит молодых родителей с особенностями развития организма ребенка первого года жизни.РЕБЕНКУ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ

Малышу исполнилось шесть месяцев. Повысились защитные силы его организма, более совершенными стали и приспособительные механизмы по сравнению с периодом новорожденности. Однако и теперь внимания ребенку требуется ничуть не меньше, чем прежде. Пристально следите за тем, как идет прибавка его массы тела. Еще не так давно считалось, что к шести месяцам масса тела должна удвоиться. Если у новорожденного, допустим, она составляла 3 килограмма 500 граммов, то к полугоду должна достигнуть 7 килограммов. Современные дети растут быстро, и их наеед тела удваивается уже к пяти, а бывает, и к четырем месяцам. Дальше ее нарастание идет медленнее. Прибавление в весе должно быть постоянным и хочется надеяться, что папа ведет график веса и роста своего ребенка, о котором мы писали раньше.

Если кривая веса вашего ребенка соответствует средним показателям, значит, барометр показывает ясно. Кривая, отклоняющаяся от нормы, должна встревожить вас. Следует поговорить об этом с врачом даже тогда, когда вам кажется, что ребенок совершенно здоров.

Рост играет- менее важную роль, потому что . даже нездоровый ребенок, теряющий в весе, не перестает расти.

А прибавить в росте.за полгода малыш должен на 14—15 см.

Приведенные цифры веса и роста не означают, что каждый ребенок в определенный месяц должен весить столько-то килограммов, должен иметь такой-то рост. Эти цифры представляют средние величины. Они могут служить для вас лишь ориентиром.

Обращайте внимание и на то, как развивается двигательная активность ребенка. Он уже должен уметь самостоятельно поворачиваться со спины на бок, на живот и обратно. Присесть, ухватившись за протянутые ему пальцы. Взять в руки игрушку (конечно, удобную для захватывания) и сосредоточенно разглядывать ее, трясти, ощупывать — словом, играть. Подолгу певуче гулить, произносить отдельные слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба, бу-бу-бу. Отличать тех, кто за ним постоянно ухаживает, от незнакомых людей. Некоторые из этих навыков могут проявиться уже на четвертом или на пятом месяце. Между отдельными детьми может быть разница, один уже умеет делать одно, другой — иное, и все же оба ребенка могут быть одинаково сообразительными, .крепкими, здоровыми. Поэтому не огорчайтесь, если ваш ребенок не приобрел тот или иной навык. Он не должен всегда уметь делать то, что уже умеют другие. Здоровый ребенок всех догонит, и через несколько месяцев уже забудется, когда малыш умело схватил игрушку.

Пора приучать ребенка проситься на горшок. После сна, если он проснулся сухим, перед сном, во время бодрствования подержите его над горшком. Только не надо этого делать сразу после еды.

Ребенок не должен лежать мокрым, даже если он переносит это спокойно: тщательное соблюдение правил гигиены приучает к опрятности в полном смысле слова с пеленок.

Новый режим питания

Шестимесячного малыша надо уже кормить не 6, а 5 раз в день с четырехчасовым перерывом днем и восьмичасовым — ночью. Причем грудью кормите его 3—4 раза, а одно-два кормления замените прикормом. Но на прикорм переходите постепенно, начиная с четырех с половиной месяцев. Первым прикормом обычно бывает каша, но если ваш ребенок родился недоношенным, если у него выявлены анемия или признаки рахита, полезнее начинать с овощного пюре.

В первый день в одно из дневных кормлений грудью дайте ребенку две-три чайные ложки прикорма и последите за его стулом. Если все нормально, назавтра и в следующие дни увеличьте эту порцию, примерно на две ложки, и таким образом через неделю вы сможете полностью заменить одно грудное кормление прикормом.

Еще неделю отведите на то, чтобы малыш привык к новой пище. А потом также постоянно вводите в его рацион второй прикорм.

Пюре можно готовить из разных овощей — картофеля, белокочанной и цветной капусты, моркови, репы, тыквы, кабачков. Овощи надо очень хорошо разварить в воде или на пару, протереть и развести горячим молоком.

Кашу тоже варят сначала на воде, потом добавляют молоко. Можно готовить ее на овощном отваре пополам С молоком. С какой каши начинать? Манная хороша тем, что легко разваривается и получается очень нежной, но по своей пищевой ценности она уступает, например, гречневой или овсяной. Если вы размелете гречневую крупу, геркулес, рис в кофемолке, то получите муку, из которой можно очень быстро сварить нежную и вкусную кашу. В полную порцию каши (200 граммов) положите 3—5 граммов сливочного масла.

В пюре лучше положить такое же количество растительного масла—оно очень полезно ребенку; добавьте и яичный желток.

В желтке содержится комплекс витаминов, а также кальций, фосфор, железо — необходимые для растущего организма минеральные вещества. В три с половиной месяца можно впервые дать ребенку одну, пятую часть желтка, сваренного вкрутую и растертого с грудным молоком. Если ребенок переносит его хорошо, в течение недели увеличьте это количество до половины желтка. С четырех месяцев ребенок должен ежедневно получать и творог (его можно взять в молочной кухне или приготовить самим из кефира). Сначала чайную ложку, затем две, три, четыре и, наконец, в шесть месяцев — сорок граммов (десять чайных ложек).

Не надо давать ребенку дважды в день одно и то же блюдо прикорма. Если утром дали, допустим, кашу, то днем дайте пюре, а между ними обязательно должно быть одно кормление грудью.

Меню полугодовалого малыша будет выглядеть примерно так.

В шесть часов утра — кормление грудью; в 10 — каша, творог, фруктовый сок; в 14 — фруктовое пюре и кормление грудью; в 18 часов — овощное пюре с желтком, фруктовый сок; в 22 часа — кормление грудью.

При гибком расписании мать уже не так педантично подчинена часам. Был такой период, когда от матери требовали чрезмерного уважения к будильнику: При гибком расписании мать не является рабой ребенка. Дать малышу поесть на пятнадцать минут раньше, чем намечено,—это только небольшая уступка. Кормить же ребенка по требованию — это значит дать ему возможность постепенно выработать собственное расписание, то есть подчиниться малышу и внести анархию в жизнь всей семьи. Важно приучить ребенка уже этого возраста к аккуратности при кормлении и воспитывать отрицательное» отношение к неопрятности во время еды.

Если родители проявляют разумную настойчивость, то сравнительно быстро вырабатываются соответствующие условные рефлексы, и тогда выполнение и режима кормления, и режима дня уже не будет представлять никаких трудностей.

Возможные трудности

Введение прикорма — первый шаг к отнятию ребенка от груди, и шаг очень ответственный. Вполне возможно, что у вас возникнут трудности.

Ребенок не хочет есть, выплевывает пюре или кашу. Не спешите делать вывод, что это блюдо ему не по вкусу; может быть, ему просто трудно проглотить непривычно густую массу? Блюда прикорма, особенно вначале, надо тщательно протереть, делать полужидкими. Попавшийся комок нередко вызывает у ребенка рефлекторную рвоту, а если это будет повторяться часто, может развиться привычная рвота, с которой трудно бороться. Впрочем, не надо и слишком длительно давать ребенку протертую пищу. Это приведет к тому, что ребенок не сможет своевременно, как ему положено по возрасту, начать есть густую и твердую пищу.

Давая ребенку еду, не вкладывайте ему ложку в рот, а подносите к губам, легким прикосновением побуждая взять пищу. Не заставляйте его есть насильно.

За каждое кормление ребенок должен съесть примерно 200 граммов пищи, но если вы доверитесь его аппетиту, то один раз он съест чуть больше, другой — чуть меньше, и это вполне позволительно.

Иногда дети плохо едят овощное пюре, если до того они получали сладкую кашу. Не приучайте малыша ни к сладкому, ни к соленому. На порцию каши надо положить не более трех миллилитров (половина чайной ложки) сахарного сиропа и втрое меньше раствора соли.

После введения прикорма у ребенка могут появиться признаки диатеза — красные пятна на лице и теле, корочки на голове и бровях, сыпь. И вы должны выяснить, какой именно продукт или какие продукты стали причиной диатеза, и на время исключить их из рациона. Если диатез проявился после манной каши, то скорее всего повинно коровье молоко. Попробуйте варить кашу на овощном отваре. Не поможет — перейдите на рисовую, гречневую, овсяную.

Из пюре исключите морковь — она нередко вызывает диатез. Учтите, кстати, что все красные и яркооранжевые фрукты и овощи, например, апельсины, гранаты, часто обладают аллергизирующими свойствами.

А как поступить, когда подошли сроки введения прикорма, а малыш болен? Можно ли давать прикорм в таких случаях, скажет только участковый педиатр, тщательно обследовав ребенка. И вообще прикорм надо начинать толькб под контролем педиатра.

Маленьких детей часто беспокоит боль в животе, вызванная скоплением газов. Функции органов пищеварения у них еще несовершенны, а нагрузка на них падает большая: ведь в пересчете на килограмм массы тела грудной ребенок ест в несколько раз больше взрослого. Чтобы облегчить отхождение газов, перед кормлением кладите ребенка на несколько минут на живот, а между кормлениями давайте ему по чайной ложечке укропной воды (она продается в аптеке без рецепта).

И маме надо последить за тем, что она ест. В рационе необходимо свести «к минимуму сладости, усиливающие процессы брожения в кишечнике, копчености, острые приправы. Все это влияет на состав молока, а значит, и на пищеварение ребенка.

Режим дня

На шестом месяце жизни ребенок спит уже всего 15—16 часов в сутки. Это значит, что он должен спать ночью 10—12 часов и 2—3 раза днем по 2—1,5 часа. С самого начала ребенок должен быть приучен, что ночь предназначена для сна. Однако некоторые дети обращают ночь в день, и этот навык может долго держаться, а это приводит всю семью в отчаяние. Этот навык, однако, можно легко устранить, если будете ежедневно класть спать ребенка в одно и то же время, и если будет соблюдаться строгий режим распорядка дня.

А дневной сон желательно проводить на свежем воздухе — это лучшее снотворное средство.

Огромное значение в рациональном воспитании имеет правильная организация бодрствования ребенка. Здесь уместно напомнить слова выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью». Надо, чтобы в этом возрасте ребенок почаще улыбался, смеялся, радостно гулил. Поэтому и вы чаще разговаривайте с ним голосом различной интонации, не забудьте и о песенках.

Игрушки для малыша — это не забава, а основное средство развития и важнейшее гимнастическое пособие. Игрушки должны быть простой формы, крупные, яркие, но немногоцветные (обилие цветов утомляет ребенка). Подвешивать игрушку (лучше звучащую при движении) над грудью ребенка на уровне вытянутых рук. Периодически вкладывайте игрушку в ладонь малыша, побуждая захватить ее и удержать, сначала двумя, а затем одной рукой. Развивайте умение брать игрушку из разных положений (сбоку, над головой). Никогда не давайте ребенку сразу много игрушек, а только одну или две. Остальные уберите. Большое количество игрушек быстро надоедает ребенку, он утомляется и становится рассеянным. Почаще показывайте музыкального волчка, куклу-неваляшку, погремушку, удобные для захватывания кольца, колокольчики, звоночки. Так постепенно вы развиваете у ребенка и зрение, и слух, и осязание, и становление речи. Он знакомится с окружающими его предметами и познает мир.

У ребенка не должно быть недостатка в новых впечатлениях. Это может привести к обеднению потребностей, а следовательно, к примитивности чувств, к эмоциональной неразвитости. Надо твердо запомнить, что детство — это период вооружения к жизни.

Конечно, вы продолжаете гулять с ребенком. Хочу напомнить слова известного педиатра Г. Н. Сперанско го: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для здоровья».

В теплые дни как можно больше времени проводите на воздухе, а зимой при температуре воздуха —10,— 12° С не забывайте погулять 2 раза по 30—40 минут. И еще одно замечание. Гуляние в комнате с открытым окном или форточкой не заменяет прогулку на открытом воздухе.

Опасения некоторых родителей относительно зимних прогулок на улице необоснованны.

Лицо ребенка на улице при любой погоде должно быть открытым. При закрывании лица углом одеяла или простыни доступ свежего воздуха ограничивается и ребенок дышит «возвратным» воздухом. Не надо гулять и с соской во рту.

Конечно, вы продолжаете делать гимнастические упражнения и проводить закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания, ванны).

Режутся зубы

Обычно родители с нетерпением ждут появления зубов и огорчаются, если их все еще нет. Не волнуйтесь : сроки прорезывания зубов очень индивидуальны, и появление первого зуба в девять и даже в десять месяцев еще само по себе не говорит ни о рахите, ни о задержке развития, ни о других нарушениях.

Индивидуальны не только сроки, но и сам характер прорезывания. У большинства детей первый зуб становится приятным сюрпризом: он появляется, не давая о себе знать никакими предшествующими расстройствами!

Но бывает и по-другому: у ребенка распухают и воспаляются десны, он сует в рот кулачки, становится капризным, беспокойно спит, хуже ест. Этого достаточно, чтобы он ослабел, а понижение защитных сил проторяет путь заболеванию. Поэтому не допускайте нарушений режима питания и контактов с больным респираторной инфекцией.

Мы, врачи, постоянно напоминаем: будьте внимательны, умейте замечать даже незначительные изменения в состоянии своего малыша, употребите все силы, чтобы уберечь его от заболеваний. Но я обязательно хочу предостеречь вас от чрезмерной сосредоточенности на ребенке и излишней нервозности. Ребенку-нужна мама не только заботливая и нежная, но и умеющая разумно проявлять эту заботу, спокойная, уравновешенная, бодрая.

Не приходите в отчаяние, когда ребенок плачет.

Наблюдения, проводившиеся с помощью специальной аппаратуры, показали, что плач ребенка — это его язык, имеющий свой смысл. Плач больного ребенка отличается от плача здорового, и даже при разных заболеваниях дети плачут по-разному.

Наблюдательная мать без всякой аппаратуры догадается, почему плачет ее малыш и что ему нужно. Конечно, плач иногда выглядит и необъяснимым — вроде бы все возможные причины дискомфорта устранены, а он не может успокоиться. Так часто бывает с возбудимыми, нервными детьми. Они острее реагируют и на изменения атмосферного давления, на малейшие раздражители, исходящие из внешней среды и собственных внутренних органов.

Возбудимый ребенок особенно нуждается в соблюдении режима. Вы можете пойти на небольшие уступки, покормив его на полчаса раньше или позже, или согласиться с тем, что он поспит немного больше или меньше положенного, но полностью сбиваться с ритма нельзя.

Укладывая спать такого ребенка, допустимо дать ему соску-пустышку. В чем секрет ее действия? В том, что сосательный рефлекс у ребенка доминирующий: когда он сосет, то как бы полностью сосредоточивается на этом занятии, подвижность его тормозится, он успокаивается и быстрее засыпает. Но бодрствовать ребенок должен без соски, активно двигаясь и воспринимая все впечатления внешнего мира, так необходимые для его дальнейшего психического развития.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Первый год жизни
  • Предисловие
  • Новорожденный первый день дома
  • Ребенку 3 месяца
  • Ребенку 6 месяцев
  • Ребенку 9 месяцев
  • Ребенку исполнился год
  • Искусство быть родителями
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Выходные данные
  • Все страницы