Ребенку 3 месяца — Страница 4

16 апреля 2023 | 4:36

Учебная Знание — Сила Учебная Первый год жизни

Первый год жизни — Ребенку 3 месяца

Страница 4 из 13

Доктор медицинских наук академик В. П. Бисярина знакомит молодых родителей с особенностями развития организма ребенка первого года жизни.РЕБЕНКУ ТРИ МЕСЯЦА

Следите за массой тела

Прибавка массы тела (веса) — один из основных показателей правильного развития ребенка. Считается нормальным, если в первый месяц ребенок прибавит 600 граммов, в последующие два— по 800-900. Но не огорчайтесь, если ваш малыш в первый месяц прибавил, к примеру, 800 граммов, а за второй и третий — 750 и 700. Такой вариант тоже укладывается в норму.

В среднем прибавка массы тела за три месяца должна составить 2200—2400 граммов.

Разумеется, это только приблизительные расчеты.

Взвешивать ребенка надо регулярно один раз в месяц, а при надобности и чаще. В городах есть возможность получить детские весы на прокат, воспользуйтесь этим.

Составьте таблицу веса, это легко сделать, и окажете услугу врачу при оценке здоровья ребенка. Позднее эта запись будет приятным воспоминанием. Этим любят заниматься отцы.

Как правило, кривая нарастания массы должна идти вверх плавно, без резкого падения или бурного нарастания. Но если нарастание массы тела приостановилось, а тем более если она снижается, это тревожно! Немедленно обратитесь к врачу. Может быть, малышу не хватает молока или он плохо его усваивает, может быть, вы допустили какие-то нарушения режима.

В каждый из первых трех месяцев малыш обычно вырастает на 3 сантиметра. Если длина тела при рождении была, допустим, 50 сантиметров, то к трем месяцам она составляет уже 59 сантиметров. Но вес и рост еще не все. Высокие, выше среднего, вес и рост сами по себе не являются показателями здоровья. Принимается во внимание и другое: упругость мышц («упругое тельце»), цвет кожи, моторное и психическое развитие.

Соки давайте ежедневно. В три месяца частота кормлений малыша грудью остается той же — 6 раз в сутки, а высасывать он должен уже «примерно по 140—150 граммов молока.

Вы легко сможете узнать, получил ли ребенок эту порцию, если взвесите его до кормления и после. Взвешивать можно в пеленках, но каждый раз кладите его на весы в одних и тех же пеленках.

Не беда, конечно, если в одно кормление он высасывает больше, в другое — меньше, но общее количество молока должно уже составлять 850—900 граммов в сутки.

Материнское молоко — самая идеальная пища для ребенка, уникальное изобретение природы. Оно не только имеет в себе все необходимые питательные вещества, но и обладает защитными свойствами — оберегает организм малыша от инфекций, содержит гормоны роста и, вероятно, влияет на умственное развитие ребенка. И тем не менее уже с конца первого месяца надо давать ему фруктовые и ягодные соки, фруктовые пюре. Это источник витаминов и минеральных солей, которых недостаточно в материнском молоке. А ребенку они необходимы. Витамины повышают защитные силы организма, минеральные соли способствуют улучшению обмена веществ, профилактике рахита, анемии и ряда других заболеваний.

Приучать ребенка пить с ложечки, наблюдать за его реакциями очень интересно! У малыша, оказывается, уже есть собственные вкусы: одни соки он охотно пьет и удовлетворенно чмокает губами, от других морщится.

Начав с яблочного, можно затем давать ребенку почти любой сок, кроме виноградного: гранатовый, клюквенный, вишневый, черносмородиновый, абрикосовый, малиновый, сливовый, морковный. Но будьте внимательны: есть дети, у которых некоторые соки, чаще всего апельсиновый, морковный, томатный, могут вызвать расстройство кишечника или кожные проявления экссудативного диатеза. От такого сока придется немедленно отказаться.

Первую порцию сока — 5—6 капель — удобнее накапать пипеткой. Ежедневно добавляйте понемногу, дойдя к трем месяцам до 8—10 чайных ложек (в два-три приема).

С двух месяцев обязательно давайте ребенку и фруктовое пюре. Вначале — яблочное: сырое яблоко хорошенько вымойте, очистите и натрите на пластмассовой терке или наскоблите острой ложечкой. Первая порция пюре — половина чайной ложки, затем целая ложка, полторы, две и, наконец, в три месяца— 5—6 чайных ложек. И сок и пюре надо давать после кормления.

Искусственное кормление

«Пропало молоко» — нередко сетуют кормящие матери. А ведь бывает и так, правда редко, что мать по состоянию здоровья не может кормить своего ребенка. Это тревожно и для родителей, и для младенца. И вот приходится чудесный дар природы — материнское молоко — заменять. Как быть в этих случаях? Тогда надо постараться достать донорское молоко, хотя бы на первое время, или переходить на искусственное вскармливание.

Не столь уж давно детские врачи предлагали в таких случаях простые смеси, в которых коровье молоко разбавлено водой или крупяным отваром и подслащено. Дело в том, что в этом молоке вдвое больше белка и меньше углеводов; чем в женском. Кроме того, белок коровьего молока — казеин — с трудом переваривается малышом. В нем больше, чем требуется младенцу, минеральных солей, но меньше микроэлементов и витаминов. Значит, биологическая ценность этих простых смесей довольно низка. И вот на смену простым смесям пришла целая серия адаптированных смесей, то есть приближенных к свойствам грудного молока. Достигается это тем, что лишние вещества из коровьего молока изымаются, недостающие добавляются, а некоторые собственные его элементы так изменяются, что приобретают новые качества. Это «Детолакт», «Малютка», «Малыш», «Виталакт». Некоторые родители во что бы то ни стало пытаются раздобыть импортные смеси «Линолак», «Туттели», «Семилак». Не стоит тратить силы на их поиск. Отечественные смеси нисколько не хуже заморских.

Достаточно развести нужное количество порошка теплой водой, прокипятить— и еда готова. Правда, некоторые сердобольные мамы и бабушки, желая посытнее накормить малыша, сыплют порошка побольше. А то и молоком разведут. Добрые намерения оборачиваются злом. Ребенок перекармливается, и могут быть всякого рода расстройства и нарушения. Избежать этого позволят жидкие адаптированные смеси, уже готовые к употреблению.

Сейчас рацион малышей пополнился ацидофильной «Малюткой». Ею можно угощать уже с пятого-шестого дня жизни. Она выручает и тогда, когда мать страдает различными воспалительными заболеваниями, при которых приходится использовать антибиотики.

Детям с 3-месячного возраста можно давать и такую смесь, как «Бебимикс» (Югославия). Это готовая калорийная пища из зеленого горошка с томатами, содержит пшеничную муку, сухое молоко, растительные масла, поваренную соль, витамины B1, В2, С, никотина-мид, железо. Приготавливается быстро, просто, и ее на нужно варить: 2—3 столовые ложки бебимикса разбавляются 130—180 мл охлажденной (до 50°) кипяченой водой, постепенно помешивая. Детям этого же возраста можно рекомендовать и «Груша-фрутолино» (Югославия), хлопья которой размешиваются горячей кипяченой водой с добавлением сахара.

Сон и туалет

В трехмесячном возрасте ребенок спит 16—20 часов в сутки, и самым продолжительным (5—6 часов) должен быть ночной сон. В остальное время с разными промежутками он бодрствует. Это бодрствование должно быть активным: с ним нужно и поговорить, и поулыбаться, и песенку спеть, и поменять несколько раз положение. Конечно, уже в возрасте одного месяца в кроватку над грудкой ребенка вы подвесили хорошо моющуюся игрушку на расстоянии 70 см, а теперь когда ему три месяца, опустите ее до 20 см, чтобы он мог взять ее в руки.

Некоторые советы, касающиеся туалета и купания ребенка. Надо ли в этом возрасте купать ребенка ежедневно? Да, это стоит вашего труда. И не только с точки зрения гигиены, но и потому, что ванна очень полезна, к тому же дети очень любят воду. Ежедневно ли надо мыть ребенку голову? Да, чтобы предупредить появление корочек, потому что волосяной покров головы ребенка очень жирный. Если корочки все же появились, вечером смажьте их подсолнечным маслом или вазелином, а на следующий день, как обычно, помойте с мылом. Можно пользоваться специальным детским шампунем, который не щиплет глаза.

Надо ли стричь ногти? Обязательно на пальцах рук и ног по мере того, как они отрастают. Если малыш слишком подвижен, то лучше стричь ногти во время сна.

В этом возрасте одевают малыша так, чтобы ему было тепло, удобно и вместе с тем сохранялась свобода движений. Пеленки и одеяло должны находиться только на уровне груди, чтобы не мешать свободному движению. Гардероб ребенка в этом возрасте должен пополниться ползунками, которые надевают днем, а ночью надо пользоваться хлопчатобумажными пеленками. А как быть с бумажными подгузниками? Для матери они очень практичны, но часто неудобны для малыша. Можно посоветовать пользоваться ими после трех месяцев (при условии их хорошего качества).

Постарайтесь ребенка не приучать к соске. Стоит несколько раз дать ее малышу, чтобы успокоить, как отучить его потом от нее будет очень трудно. С соской легче занести микробы в рот, он легко наглатывается воздуха при сосании, кроме того, может измениться прикус зубов. А если вы сделали уступку,— приучили ребенка к соске,— то, во-первых, отверстие в ней сделайте минимальным, во-вторых, имейте несколько сосок, и, в-третьих, содержите их в безукоризненной чистоте.

Проверьте, что умеет ребенок

Показатели массы тела и роста, даже если они вполне соответствуют норме или даже опережают ее,— это еще не все: крайне важно правильное моторное (двигательное) и психическое развитие малыша.

Когда ребенку исполнился месяц, чуть раньше или позже, он подарил вам свою улыбку и с тех пор начал радостно улыбаться в ответ на обращенную к нему ласковую речь. Есть исследования, показавшие, что голос матери ребенок начинает отличать уже в первые дни жизни и предпочитает его другим голосам.

К месяцу малыш реагирует на звук — звонок телефона, хлопок в ладоши. К трем месяцам он не только внимательно разглядывает висящую над кроваткой игрушку, следит взглядом за ее перемещением, но и тянется к ней, пробует захватить ее.

Двигательная активность нарастает примерно так: с полутора месяцев, а то и раньше, ребенок держит го
лову, еще чуть позже начинает поворачиваться с боку на спину и на. живот и, лежа на животе, слегка приподнимает голову и грудь, опираясь на локти, и с интересом смотрит вперед. Это классическая поза грудного малыша, которая как бы говорит: вот я какой!

Развивайте двигательную активность

Движения, как известно, необходимы ребенку для укрепления мышц, улучшения дыхания и кровообращения. Но для малыша двигательная активность также важнейшее условие психического развития, совершенствования органов чувств. Научился он, допустим, лежать с поднятой головой — в поле зрения попадает больше предметов, и у него расширился кругозор. Смог протянуть руку к подвешенной игрушке, ощупал — тренируется тактильная чувствительность…

Пеленать ребенка можно теперь уже только на ночь, а днем надевайте ему ползунки и, если в комнате недостаточно тепло, прикрывайте до подмышек одеялом, чтобы он мог свободно двигать руками и ногами. Рукава кофточки больше не зашивайте — пусть и кисти рук будут активны.

Но свободы непроизвольных движений мало — ребенку нужна и ваша целенаправленная помощь.

Гимнастические упражнения, простые и легко выполнимые, надо делать уже примерно с полутора месяцев. Вначале это преимущественно массаж.

Положив малыша на спину, поглаживайте его ручки от кисти к плечу; всей ладонью помассируйте живот легкими круговыми движениями по направлению часовой стрелки — это, кстати, способствует лучшему отхождению газов.

Слегка придерживая одной рукой стопу ребенка, другой поглаживайте наружную и заднюю стороны голени и бедра по направлению к паху.

Положите ребенка сначала на правый, потом на левый бок и проведите двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц к плечам.

Когда малыш научится лежать на животе, можно делать и массаж спины, поглаживая ее от ягодиц к шее тыльной поверхностью кистей рук, и в обратном направлении — ладонями.

Из того же положения, подведя свои руки под грудь и выпрямленные ноги, слегка приподымите ребенка над столом, и он сам разогнет спину, приподымет голову.

Не забывайте массировать и укреплять стопы ребенка. Это предупредит плоскостопие, облегчит приобретение навыков ходьбы.

Взяв в обе руки стопу ребенка и слегка приподняв ее, поглаживайте большими пальцами тыльную сторону стопы по направлению от пальцев к голеностопному суставу и вокруг него.

Одной рукой придерживая ногу ребенка, указательным пальцем другой слегка надавите на стопу у основания пальцев, и малыш согнет их, потом проведите по наружному краю стопы до пятки — пальцы разогнутся.

Наконец, поставьте ребенка на стол, лицом к себе, поддерживая под мышки! Ножки ребенка при этом выпрямляются, он точно пританцовывает, хорошо упираясь стопами…

Продолжительность занятия — 5—6 минут.

На четвертом месяце комплекс расширяется: после массажа рук возьмите малыша, лежащего на спине,» за кисти, скрещивайте его руки на груди и разводите их в стороны; после массажа ног и живота одной рукой придерживайте ноги ребенка, другой — его согнутую левую руку, побуждая повернуться на живот.

Заниматься с ребенком лучше в одни и те же часы, но не раньше, чем через 30—40 минут после кормления или за 20—30 минут до кормления, если, конечно, малыш бодрствует и спокоен.

Дети, как правило, любят гимнастику; эти занятия станут удовольствием и для вас. И пусть никакие причины, кроме, разумеется, болезни ребенка, не помешают вам заниматься с ним постоянно, не пропуская ни дня.

Позаботьтесь о закаливании

Матери часто спрашивают, когда надо начинать закаливать ребенка. Отвечу: с первых дней жизни. Если, конечно, понимать под закаливанием не специальные процедуры, а весь режим, всю организацию быта ребенка.

Круглые сутки воздух в комнате должен быть чистым и свежим. Не кутайте, не перегревайте малыша. Купайте его каждый день, обязательно ежедневно гуляйте с ним. С наступлением теплого времени года он уже может спать на воздухе, и длительность прогулок становится практически неограниченной.

Ветерок, изменение влажности воздуха, колебания температуры — все это постепенно тренирует терморегулирующие механизмы, приучает приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

А что касается специальных закаливающих процедур, то их можно делать с 2—3 месяцев. Начните с воздушных ванн. По нескольку раз в день оставляйте ребенка полежать голеньким при комнатной температуре, сначала — 1—2 минуты, потом и 5—10. Пока он сам еще не умеет менять положение тела, не забывайте поворачивать его со спины то на живот, то на бок.

Следующая процедура — влажные обтирания. Ими можно заканчивать гимнастику. Первые две недели обтирайте ребенка сухой чистой фланелью до легкого покраснения, потом — той же фланелью или махровой рукавичкой, Смоченной в воде (температура 36—37 градусов) и слегка отжатой. Влажным ребенка не оставляйте — каждую часть тела тут же вытирайте насухо.

Практика последних лет внесла в традиционную схему закаливания коррективы: в число водных закаливающих процедур вошло раннее плавание. Оно показано не всем, но, если врач посоветует заниматься в бассейне детской поликлиники или в домашней ванне, приступайте!

Водные процедуры, как и гимнастика, должны нравиться малышу, создавать у него радостное настроение. И если проводить их систематически, постоянно, они войдут у него в привычку, а это очень важно!

Материнскому труду надо учиться. Внимательные глаза матери заметят малейшие нарушения в состоянии малыша, она прежде других должна увидеть, почувствовать опасность.

Если вы заметите, что после сна на подушке остается мокрое пятно, малыш стал более потливым, вертит головкой, вздрагивает при всяком стуке, шуме — непременно обратитесь к своему участковому педиатру. Запомните, что уже в этом возрасте могут начаться проявления рахита, и врач даст вам разумный совет и назначит лечение. И вообще, поручите своего ребенка наблюдению участкового врача.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Первый год жизни
  • Предисловие
  • Новорожденный первый день дома
  • Ребенку 3 месяца
  • Ребенку 6 месяцев
  • Ребенку 9 месяцев
  • Ребенку исполнился год
  • Искусство быть родителями
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Выходные данные
  • Все страницы