РАЗВИТИЕ ФЛОТА В ПОРТУ — Страница 6

29 марта 2023 | 18:07

Публицистика Проза Публицистика Речные ворота Омска

Речные ворота Омска — РАЗВИТИЕ ФЛОТА В ПОРТУ

Страница 6 из 16

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.В. М. БУЛЫЧЕВ,
заместитель начальника порта

РАЗВИТИЕ ФЛОТА В ПОРТУ

Начну с цифры. В 1949 году, когда шло становление порта, его грузооборот составлял 890 тысяч тонн. Когда мы проследим за развитием в порту служебно-вспомогательного, рейдово-маневрового и транспортного флота, столкнемся с другой цифрой, характеризующей современный уровень перевозок.

Итак, в 1949 году протяженность рейда порта составляла 18 километров, а на рейдовых работах были заняты два парохода — «Грибоедов» и «Рабочий» да катер «Встречный». Общая мощность этих трех «китов» составляла 610 лошадиных сил. Большой помехой в их работе был разводной понтонный мост, соединявший Кировский и Ленинский районы Омска — из-за него флот много непроизводительно простаивал. За навигацию порт успевал обработать около 1860 судов.

Причалы были оснащены слабо, погрузочно-разгрузочной техники не хватало, неудивительно поэтому, что 80 процентов судов обрабатывалось со сверхнормативными простоями.

В 1966 году порт расстался с морально устаревшим флотом. На рейде начали работать пять теплоходов РБТ, два судна типа РТ мощностью по 300 лошадиных сил и четыре буксира типа БТ по 150 лошадиных сил каждый.

Теплоходы РБТ могли работать в ледовых условиях, имели хорошую маневренность. Они существенно повлияли на сокращение стоянок флота под обработкой. Процент использования рейдового флота на полезной работе к 1967 году вырос с 62 до 83.

В то же время флот перешел на работу по сдельно-премиальной оплате, что резко повлияло на рост его производительности. Инициатором разработки и внедрения этой прогрессивной системы стал диспетчер А. К. Широнин.

Организация работы рейдово-маневрового флота по сдельно-премиальной системе оплаты труда дала возможность обеспечить планомерное и ритмичное обслуживание растущего потока транспортного флота, бесперебойную подачу судов и плавмеханизации на причалы обработки и рейды отправления.

Среди экипажей флота особенно выделялся коллектив РБТ-304 (капитан В. М. Федяев) — ему первому было присвоено звание коллектива коммунистического труда.

Досрочно выполняли свои навигационные задания коллективы РБТ-303, РБТ-308, РТ-413, БТ-241.

Организация эксплуатации флота осуществлялась диспетчерским аппаратом на основе сменно-суточного планирования рейдовых работ, нормативов сдельной оплаты труда и раскрепления флота по участкам рейда. Специализация буксировщиков дала возможность успешно выполнять планы маневровых работ и сокращать сроки обработки транзитного флота.

В 1966 году рейдовый флот обслуживал сорокакилометровый участок от Ачаира до Исаковки. Это потребовало организации специального диспетчерского аппарата. В порту уже обрабатывалось более восьми тысяч судов, 90 процентов из них отходили от причалов в срок или досрочно.

Быстрое освоение недр Тюменской области и возросший в связи с этим грузопоток потребовали от портовиков резкого увеличения объемов переработки грузов, их отправления, а также наращивания темпов добычи и перевозки строительного песка. Грузооборот порта к тому времени достиг семи миллионов тонн.

В 1966 году на перевозках песка в порту были заняты землесос «Портовый-1», два перегружателя — ПГР-1 и ПГР-2, семь теплоходов БТ мощностью по 150 лошадиных сил, восемь песковозов грузоподъемностью по 665 тонн, четыре баржи-площадки грузоподъемностью по 1500 тонн.

Перевозка песка в объеме 1900 тысяч тонн, достигнутая к этому году, не удовлетворяла растущих потребностей строительных организаций города и области. Кроме того, чтобы избежать изменений гидрологии реки, пришлось значительно удалить песчаные карьеры от причалов выгрузки судов. А это, в свою очередь, потребовало увеличения количества техники по гидронамыву.

Портовикам пришлось немало поработать, чтобы успешно решить поставленные перед ними задачи по обеспечению строительным песком не только предприятий города и области, но и многочисленной клиентуры на Севере Иртышского бассейна. К 1981 году объем переработки песка составил более 18 млн. тонн. Ныне в гидрокомплексах работает три землесоса общей производительностью 2900 кубометров в час, пять перегружателей производительностью 4200 кубометров в час, пять плавучих кранов грузоподъемностью от 5 до 15 тонн, 24 теплохода РТ проекта 911 с закрепленными песковозами увеличенной грузоподъемности до 1000—1200 тонн и семь несамоходных судов проекта Р-89 грузоподъемностью по 1500 тонн, специально оборудованных под перевозки песка.

Значительно обновился и пополнился новыми судами рейдово-маневровый флот. В его составе ныне 15 судов общей мощностью 4350 лошадиных сил и 12 единиц служебно-вспомогательного флота общей мощностью около 2500 лошадиных сил. Среди них два новых теплохода типа РТ, три теплохода типа «Рейдовый» по 600 лошадиных сил каждый. Вся эта армада судов выполняет основной объем работ по буксировке флота большой грузоподъемности, формированию составов на рейде.

Неоднократными победителями в соревновании флотских коллективов выходили экипажи судов РТ-653, где капитан-механик С. В. Мельников, награжденный орденом Трудового Красного Знамени и знаком «Почетный работник водного транспорта», «Рейдовый-10», руководит которым капитан-механик Ю. Ф. Поддубный, награжденный медалью «За трудовую доблесть», ВТ-215, где капитан-механик В. М. Фролов.

О капитане-механике Сергее Владимировиче Мельникове хочется сказать особо. Состав экипажа, которым он руководит, не изменяется по нескольку лет, отсюда уходят только на выдвижение. Механизмы теплохода содержатся в отличном техническом состоянии, коллектив работает без аварий и брака, в срок и с высоким качеством выполняет все рейдовые работы.

Сегодня протяженность Омского рейда составляет около ста километров. Чтобы доставлять в различные его точки смены рабочих экипажей кранов и плавучей механизации, порт оснащен скоростными судами «Заря» и «Беларусь», развивающими скорость до 70 километров в час, что позволяет оперативно производить пересмену.

Рост оснащенности порта современными судами позволяет больше внимания уделять вопросам комплексного обслуживания транзитных судов и улучшению связи.

Комплексное обслуживание предусматривает максимальное использование пропускной способности порта, улучшение технического состояния пребывающего в его границы флота, сокращение его стоянок под валовой обработкой в порту.

Для координации комплексного обслуживания в порту на базе транзитного флота — в районе Зеленого острова — двадцать лет назад была создана специальная служба. На основании заявок, передаваемых капитанами судов по диспетчерской связи, эта служба планирует обслуживание составов транспортного флота до захода в порт, дает конкретные задания исполнителям: береговому производственному участку, отделу рабочего снабжения Омского судоремонтно-судостроительного завода, отделу снабжения пароходства и другим подразделениям, а затем контролирует выполнение заявок.

В состав операций и услуг, предоставляемых флоту, помимо рейдово-маневровых работ и формирования составов, грузовых работ и шкиперского обслуживания, входят работы по зачистке и мытью судов после выгрузки, откачке воды из трюмов, ремонту и снабжению топливом, маслами, газовыми баллонами, пополнение запасов продовольствия и почтовое обслуживание.

В комплексе мероприятий по охране природы особое внимание уделяется контролю за санитарным состоянием судов и охраной реки от загрязнений. Порт имеет две плавучие станции сбора подсланевых вод, оборудованные механизмами для очистки воды. За станциями закреплены два судна — сборщика сухого мусора и отработанных масел.

В навигацию 1981 года комплексно было обслужено 2209 судов, собрано 14 900 тонн подсланевых вод, восемь тонн сухого мусора, выдано 6700 тонн питьевой воды.

Большую помощь в сокращении простоев судов сыграл переход их на безъякорную стоянку. На рейдах прибытия и отправления установлено 25 понтонов-якорниц, благодаря которым значительно упростились швартовые и маневровые операции, сократилось время формирования и расформирования составов.

Теперь хочу привести еще одну цифру для сравнения с той, которая была названа в самом начале. В 1981 году, первом году 11-й пятилетки, объем грузооборота в порту превысил 22 миллиона тонн. За тридцать два года он вырос в 22 раза, а за годы трех последних пятилеток в три раза. Такое стало возможно благодаря постоянному укреплению материально-технической базы порта, росту мастерства портовиков, внедрению таких прогрессивных методов работы, как комплексное обслуживание флота, которое немыслимо без четкой радиосвязи. В прошлом лишь некоторые рейдовые суда имели маломощные радиостанции «Урожай», использование которых в условиях большой протяженности Омского рейда было неэффективно. Не было ретрансляторов, позволяющих значительно увеличить дальность связи и качество приема. С пристанью Береговая, где расположен рейд прибытия и на нескольких причалах обрабатывались суда с лесом, а также с плавучими кранами, работавшими на рейде, связи не было. Диспетчеры рейда, находясь на плавбазе, расположенной в районе Зеленого острова, не могли связываться с теплоходами, прибывающими в Омск, и получать необходимую информацию об объеме предстоящих работ.

Ныне весь рейдовый и транспортный флот, работающий на местных перевозках, снабжен ультракоротковолновыми радиостанциями «Кама-С», работающими на нескольких каналах, а теплоходы Куйбышевского грузового района работают на специальном канале связи. Радиостанциями снабжены также плавучие краны, землесосы и гидроперегружатели.

Четко налаженная радиосвязь помогает оперативно руководить движением флота, снижает число аварийных ситуаций, обеспечивает выдачу необходимой информации о прибытии в порт судов с грузом. Благодаря предварительной, детальной информации о подходящих судах, полученной по каналам радиосвязи за несколько суток до их прибытия, в порту появилась возможность перейти на работу по методу ленинградских транспортников — по непрерывному плану-графику.

Ко времени прибытия в порт железнодорожных составов на причалы подаются суда, работающие на закрепленных линиях. Этот метод позволил в 1981 году уменьшить время обработки судов на 1,8 процента, а нормы обработки вагонов сократить на 11 процентов.

Рассказывая о путях становления рейдового и транспортного флота, следует отметить большие изменения, которые произошли в порту после пополнения и обновления самоходного и несамоходного флота в Иртышском пароходстве.

Давно ушли в прошлое деревянные и композитные палубные и трюмные суда, имевшие узкие люковые отверстия, мачты и стрелы, мешающие крановой механизации в проведении грузовых работ. На смену им пришел современный флот с полностью раскрывающимися подпалубными пространствами, с вертикально расположенными бортами, позволяющими применять при грузовых работах грейфера большой грузоподъемности, а на зачистке трюмов и палуб — малую механизацию.

Оснащение новым флотом потребовало от портовиков новой системы работы с ним, а при формировании составов — применения рейдовых буксировщиков увеличенной мощности. На флоте порта широко применен метод совмещения профессий, благодаря которому резко повысилась производительность труда экипажей.

Партия поставила перед транспортниками четкую задачу: совершенствовать организацию перегрузочного процесса и управление им, улучшать структуру подвижного состава и флота, обеспечив более широкую его специализацию, укреплять материально-техническую базу транспорта. Портовики Омска последовательно работают над решением этой сложной и ответственной задачи.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Речные ворота Омска
  • ПОРТ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
  • НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
  • ПО ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
  • >ОТ «ГОРБУШИ» ДО СТРОП-ПАКЕТА
  • РАЗВИТИЕ ФЛОТА В ПОРТУ
  • ДЛЯ БЛАГА ПАССАЖИРОВ
  • ЛЮДЬМИ СЛАВЕН КОЛЛЕКТИВ
  • СОРЕВНОВАНИЕ — ИСПЫТАННЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
  • ГРУЗЧИК, КРАНОВЩИК, БРИГАДИР
  • РАБОТА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОДНА
  • ТАКАЯ КОРОТКАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ
  • ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА
  • ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ
  • ЗДЕСЬ МОЙ СТАНОК, ЗДЕСЬ МОЯ СУДЬБА
  • Фото и иллюстрации
  • Все страницы