РАБОТА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОДНА — Страница 11

20 марта 2023 | 19:48

Публицистика Проза Публицистика Речные ворота Омска

Речные ворота Омска — РАБОТА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОДНА

Страница 11 из 16

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.Д. М. БРАТЧЕНКО,
ветеран порта

РАБОТА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОДНА

В Омский речной порт я пришел в 1944 году после госпиталя и демобилизации из рядов Советской Армии. У нас, демобилизованных солдат, в дни, когда еще продолжались бои и в тылу на вес золота была каждая пара рабочих рук, имелась неограниченная возможность выбора, куда пойти трудиться: солдата-фронтовика везде принимали с распростертыми объятиями. Я же выбрал именно речной порт. Почему? Для меня порт не был чем-то новым, неожиданным. С 1924 года на пристани работал мой отец, Михаил Сергеевич Братченко, вначале грузчиком, а с 1930 года до первого дня войны руководил бригадой.

Мы, мальчишки, много часов проводили возле своих отцов, видели, как ловко, споро работают грузчики, как растут штабеля ящиков, мешков, пиломатериалов. Мечталось: вот если бы технику на причалы, как пошла бы работа? Мечтами делились с отцами, те посмеивались: «Может, все так и будет. Вам, молодым, виднее. Ты, Дмитрий, наверняка механизатором станешь». Но началась война и прервала эти мечты. Отец ушел на фронт, а в 1943 году после тяжелого ранения вернулся в Омск. Через год мы встретились. Отец по состоянию здоровья не мог быть грузчиком и работал приемосдатчиком. Я начал с такой же должности на речном вокзале.

Заживали раны, хотелось большого, настоящего дела. Но приходилось быть там, где ты нужнее: работал сменным помощником начальника вокзала, в 1945 году — начальником вокзала. Хорошо помню два переоборудованных складских помещения, в которых размещался в то время речной вокзал. В одном были спальные места, служебные кабинеты и две кассы — текущей и предварительной продажи билетов, во втором — кафе «Якорь» и зал ожидания. Причалом служила палубная деревянная баржа, непригодная для перевозки грузов. Но и в тех нелегких условиях мы старались по возможности создать людям максимум удобств.

Самая памятная для меня работа началась в 1951 году, когда в Омске стало разворачиваться промышленное строительство и порт приступил к добыче и перевозкам строительного песка. Для этой цели было выделено два пятитонных крана РМЗ и одна деревянная баржа с кагатами. Прежде в таких баржах перевозили скот, с тех пор она называлась «скотовозкой». Начальник порта В. В. Гашков вызвал меня и сказал: «Хватит сидеть на речном вокзале, будем вместе осваивать новое дело, добывать для промышленности и строительства города песок».

Я был назначен мастером погрузо-разгрузочных работ. Мы, омичи, первыми в республике стали грузить песок из воды. Дело было новое, трудности возникали на каждом шагу. Особенно трудным был 1951 год. Первый песок стали добывать недалеко от центра города, напротив улицы Октябрьская. Отыскивать его, а это входило в мои обязанности, приходилось с помощью обычного шеста. Пароход двигался малым ходом, шест то и дело погружался в грунт, наощупь определяя толщину слоя песка. Много мучений было с погрузкой: не столько песок грузили, сколько воду. А из деревянной баржи ее приходилось откачивать. Один пароход — «Грибоедов» — баржу ведет, другой — «Рабочий» — воду из нее качает.

В первый год мы добыли всего 50 тысяч тонн песка — нынче столько добывается за сутки. Однако дальше дело лучше пошло: в 1952 году началось строительство нефтекомбината. Для этого грандиозного строительства предназначалась теперь большая часть добываемого песка. Нам дали указание нагрузить баржу хорошего песка и отвести ее в Николаевку. Привезли, а там встречает целая комиссия: начальник строительства, работники лаборатории. Они взяли пробы, оказалось, что песок отличного качества, очень ценный для производства бетона. И начальник строительства заявил нам: «Если вы сможете дать нам песка столько, сколько потребуется, то через 15 лет вы своего города не узнаете». Разговор этот я передал своим товарищам — экипажам кранов, добывающих песок,— он очень воодушевил людей.

В 1953 году участок по перевозке минерально-строительных грузов выделился в самостоятельное подразделение, он стал родоначальником Куйбышевского грузового района. У нас в распоряжении было четыре крана

РМЗ. Механиками и крановщиками на них были люди надежные, ныне с полным правом носящие звание ветеранов порта: В. В. Рац, В. И. Степаненко, В. А. Шмидт, Н. А. Лобода, Э. Я. Глаубец. Те, кто работал на кранах РМЗ, были настоящими асами погрузки. С такими людьми мне как мастеру не приходилось тратить времени на вопросы дисциплины — нарушений дисциплины попросту не было.

Шли годы… Те 15 лет, о которых говорил начальник строительства комбината, прошли уже дважды, и город действительно приобрел новое лицо. Сегодня удивительно приятно идти кварталами новых домов, зная, что в них есть доля и нашего труда. Кроме жилых домов на нашем песке построен Дробышевский элеватор, немало объектов сельского строительства.

Для меня с 1957 года началась новая работа. Я стал инспектором несамоходного флота. Я и сейчас продолжаю работать инспектором, хотя нахожусь на пенсии.

Неизмеримо выросли за четверть века обязанности человека, отвечающего за состояние несамоходного флота. Достаточно сказать, что начинал я, когда баржи были в основном деревянные, нынешний флот: пассажирские веранды, дебаркадеры, нефтеналивные баржи — металлический. Раньше, помнится, в дни ремонта самыми важными лицами были плотники. Я вспоминаю Кузьму Степановича Мартьянова, Николая Николаевича Григорьева, Василия Павловича Макарихина — это были специалисты высокого класса. Весь ремонт деревянных барж ложился на их плечи. С годами они изучили и котельное, и сварочное дело, стали свободно управляться на металлическом флоте, весной выполняли обязанности маляров, летом шли на отремонтированных баржах шкиперами. Им можно было доверять, практически не проверяя, и если бы в те годы существовало понятие «личное клеймо», то эти люди были бы достойны его.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в последние годы техническое состояние несамоходного флота стало выше. Это объясняется своевременно проводимыми летом профилактиками, которые стали возможны после того, как нам выделили ремонтное судно РТ-162. Теплоход работает четко: расставляет дебаркадеры по причалам и тут же ведет мелкий ремонт. Он же осуществляет контроль за техническим состоянием дебаркадеров. Такая организация облегчает труд. Я же только проверяю работу, слежу за ее последовательностью и непрерывностью, руковожу комиссией по качеству.

Наряду со своей профессиональной деятельностью в течение многих лет занимаюсь я и общественной работой. Был председателем профсоюзного комитета на речном вокзале, секретарем партийной организации зимовки, с 1967 по 1981 год избирался заместителем председателя портового комитета профсоюза, руководил жилищно-бытовой комиссией. Сделать многое в условиях, когда жилья строится явно недостаточно, трудно. Комиссия в первую очередь упорядочила списки на жилплощадь, навела строгий учет в распределении жилья. Все это делалось на основе широкой гласности. Результаты нашей работы сказались при массовом заселении трех новых домов: не поступило ни одной жалобы. Это лучшее свидетельство хорошей работы комиссии. В настоящее время я являюсь инструктором областного совета профессиональных союзов при жилищно-бытовом отделе.

Не раз вспоминал я весь пройденный путь. На память о войне у меня остался орден Отечественной войны II степени, пять медалей. В мирное же время я трудился в родном порту. Здесь стал отличником соцсоревнования МРФ, здесь завоевал более 20 Почетных грамот Министерства, областных, городских и районных партийных и советских органов, здесь получил знак «Ветеран труда». А главное — трудился я честно, делал всегда самое нужное дело, не стремился найти работу полегче.

И теперь, когда вижу порт, который совсем не похож на ту пристань, где я начинал работать сорок лет назад, испытываю чувство гордости, причастности к большому делу — развитию транспортной системы области да и всей Западной Сибири в целом. И если бы мне пришлось начинать все сначала, никогда не сменил бы свою работу ни на какую другую.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Речные ворота Омска
  • ПОРТ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
  • НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
  • ПО ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
  • >ОТ «ГОРБУШИ» ДО СТРОП-ПАКЕТА
  • РАЗВИТИЕ ФЛОТА В ПОРТУ
  • ДЛЯ БЛАГА ПАССАЖИРОВ
  • ЛЮДЬМИ СЛАВЕН КОЛЛЕКТИВ
  • СОРЕВНОВАНИЕ — ИСПЫТАННЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
  • ГРУЗЧИК, КРАНОВЩИК, БРИГАДИР
  • РАБОТА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОДНА
  • ТАКАЯ КОРОТКАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ
  • ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА
  • ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ
  • ЗДЕСЬ МОЙ СТАНОК, ЗДЕСЬ МОЯ СУДЬБА
  • Фото и иллюстрации
  • Все страницы