Профессиональная подготовка и эффективность труда — Страница 5

15 марта 2023 | 15:31

Журналы Периодика Журналы Блокнот агитатора №20 (607). 01.10.1974

Блокнот агитатора №20 (607). 01.10.1974 — Профессиональная подготовка и эффективность труда

Страница 5 из 8

Профессиональная подготовка и эффективность труда

X пленум обкома КПСС, обсуждая вопрос «О задачах партийной организации области по подготовке и воспитанию рабочей молодежи в свете требований XXIV съезда КПСС», особо подчеркнул, что профтехучилища становятся основной школой профессиональной подготовки молодежи и формирования достойного пополнения рабочего класса. За последние три года профтехучилищами области выпущено 77 тыс. молодых рабочих, а за все годы существования системы профтехобразования для работы в отраслях народного хозяйства области подготовлено более 360 тыс. квалифицированных рабочих. За девятую пятилетку предусмотрено подготовить 125 тыс. человек по 178 различным профессиям.

В своей речи на Всесоюзном слете студентов товарищ Л. И. Брежнев отмечал, что «характер труда советских людей меняется буквально на наших глазах. То, что делает сегодня рядовой рабочий на заводе, колхозный механизатор, еще в недавнем прошлом считалось доступным только технику или инженеру. Так шагнула вперед наша наука и техника, выросло профессиональное мастерство людей». Вот эти непрерывно растущие требования к культурно-техническому уровню кадров и обусловили необходимость получения будущими рабочими систематической профессиональной подготовки, как правило, до поступления на работу, а также важность всемерного развития профтехучилищ, дающих среднее образование.

Созданные пять лет назад средние профтехучилища представляют собой качественно новый тип учебного заведения, рассчитанный на подготовку специалистов со средним профессионально-техническим образованием. В материалах XXIV съезда КПСС эти училища названы одним из наиболее перспективных путей осуществления среднего образования (при сохранении в этом ведущей роли общеобразовательной школы).

В нашей области с 1 сентября 1974 года начались занятия в 29 средних профтехучилищах, а к концу пятилетки в г. Омске и области средних профтехучилищ будет 36, в них пройдут обучение более 12 тыс. человек.

Общие, профессионально-технические, специальные и экономические знания, являясь составной частью культурно-технического уровня кадров, оказывают все возрастающее влияние на показатели производительности труда. «Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются в обязательное условие успешного труда все более широких слоев работников», — отмечается в материалах XXIV съезда КПСС.

Какал существует взаимосвязь между специальной подготовкой и производительностью труда? Нельзя ли дать количественную и качественную характеристику влияния уровней специальной подготовки на уровень производительности труда? Чтобы выявить эффективность труда рабочих, получивших специальность и квалификацию в училищах профтехобразования и на производстве, нами было проведено обследование 355 рабочих в основном ведущих профессий (слесари и электрослесари, сборщики автопокрышек) на крупных заводах города: ордена Ленина шинном заводе и заводе синтетического каучука. В числе обследованных 207 человек приобрели квалификацию на производстве, 114 — окончили училища профтехобразования и 34 человека имеют высшее и среднее специальное образование; 195 рабочих — это слесари и электрослесари, 160 — сборщики автопокрышек. Возрастной состав — 18 — 30 лет. Чтобы исключить влияние случайных отклонений, выполнение норм выработки у каждого рабочего подсчитано в среднем за 6 месяцев.

Анализ данных по отдельным формам специальной подготовки показал, что среднегодовой прирост производительности труда сборщиков автопокрышек, окончивших профессионально-технические училища, на 0,7 проц. выше среднегодового прироста производительности труда рабочих, обученных па производстве; у слесарей и электрослесарей — соответственно больше на 1,7 проц. Среднегодовой прирост производительности труда у слесарей и электрослесарей, имеющих высшее и среднее специальное образование, оказался на 2,7 проц. больше, чем у рабочих, получивших специальность на производстве, и на 1 процент больше среднегодового прироста производительности труда рабочих, окончивших училища профтехобразования.

Специальная подготовка тесно связана с уровнем общего образования. Общеобразовательная подготовка является основной базой и главным условием приобретения рабочими прочных и основательных специальных знаний. Чем выше образовательный уровень, тем выше уровень специальной подготовки, и наоборот. Так, например, у слесарей и электрослесарей, получивших специальность путем индивидуально-бригадного обучения, средний уровень общего образования составил 9,2 года, в то время как у рабочих, бывших выпускников профтехучилищ, — 9,8 года; то же наблюдается и у сборщиков автопокрышек: обученные на производстве имеют образование в среднем 7,6 года, получившие специальность в училищах — 8,7 года.

У рабочих, окончивших училища профтехобразования, общий срок формирования профессионального мастерства значительно меньше по сравнению с рабочими, подготовленными на производстве. Так, время пребывания в пятом разряде слесарей и электрослесарей, окончивших училища, равно 1,2 года, у прошедших подготовку на производстве — 2,7 года; у сборщиков автопокрышек в седьмом разряде — соответственно 1 год и 3,2 года. Слесари и электрослесари, окончившие училища, в 1,5 раза быстрее достигают наиболее высоких квалификационных разрядов — пятых и шестых — по сравнению с рабочими, которые приобрели специальность на производстве. У сборщиков автопокрышек, окончивших училище, почти в 3 раза быстрее протекает срок достижения седьмых и восьмых разрядов относительно рабочих, обученных на производстве.

Если за основу влияния специальной подготовки на уровень производительности труда считать показатели рабочих, подготовленных на производстве, то уровень производительности труда, связанный с действием специальной подготовки в объеме училища профтехобразования, у рабочих данной группы будет выше и составит 4,2 проц., что даст возможность ежегодно сэкономить труд примерно 6 рабочих, подготовленных на производстве. Итак, шинный завод ежегодно «теряет» в расчете на 100 рабочих 6 сборщиков автопокрышек из-за более низкой квалификации и производительности труда рабочих, обученных на производстве. У слесарей и электрослесарей уровень производительности труда, связанный с действием специальной подготовки в объеме профессионально-технического училища, будет выше и составит 7 проц., что даст возможность сэкономить каждый год труда примерно 9 рабочих, подготовленных на производстве. Следовательно, в течение пяти лет рабочие, окончившие училища профтехобразования, за счет своего более квалифицированного труда могут сэкономить труд 45 рабочих, получивших специальность на производстве.

Анализ влияния специальной подготовки на уровень производительности труда нами рассмотрен и при нейтрализации действия на этот показатель всех других факторов (производственный стаж, разряд, общее образование, возраст). Результаты исследования показали, что у сборщиков автопокрышек седьмого разряда, окончивших училища, имеющих образование 8 классов и возраст 19 — 24 года, среднегодовой прирост производительности труда был больше на 1,4 процента среднегодового прироста производительности труда рабочих, получивших квалификацию на производстве. У такой же возрастной группы и квалификации рабочих, но имеющих общее среднее образование, уровень производительности труда был выше в 1,9 раза, и среднегодовой прирост производительности труда на 13,7 проц. больше, чем указанные показатели у рабочих, подготовленных на производстве. Среднегодовой прирост производительности труда у группы рабочих, прошедших подготовку в училищах, в среднем на 15 проц. больше, чем у тех, кто получил специальность на производстве. Производственный коллектив из 400 рабочих, окончивших училища профтехобразования, приносит шинному заводу ежегодно «прирост» 52 рабочих. Слесари и электрослесари четвертого разряда, окончившие 8-летнюю школу и училища профтехобразования, имеющие возраст 20 — 24 года, обеспечивали прирост производительности труда ежегодно больше на 3,8 проц., по сравнению с такой же категорией рабочих, обученных на производстве. У однотипной возрастной группы и квалификации рабочих, имеющих образование 10 классов, уровень производительности труда и прирост производительности труда соответственно составляли выше в 1,2 раза и больше на 14,9 проц. относительно таких же показателей у рабочих, подготовленных на производстве. Среднегодовой прирост производительности труда у слесарей и электрослесарей, окончивших училища, был в среднем на 16 проц. больше, чем у тех, кто получил специальность на производстве.

Вполне очевидно, что квалифицированные и высококвалифицированные рабочие, окончившие училища профтехобразования, а также те, кто получил высшее и среднее специальное образование, имеют более высокий культурно-технический уровень и при прочих равных условиях обеспечивают в процессе трудовой деятельности наибольший уровень производительности труда относительно уровня производительности труда рабочих, обученных на производстве. Именно в этом и состоит огромное экономическое значение профессиональной, специальной подготовки. Вот почему предпочтение в подготовке рабочих сложных профессий, потребность в которых растет из года в год, отдается профессионально-техническим училищам. Вместе с тем очевидно и другое — необходимость решительного улучшения форм подготовки новых рабочих непосредственно на производстве.

Обучение и воспитание достойной смены рабочего класса — задача многогранная, требующая исключительно большого внимания со стороны партийных, профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций.

В. КАЗАНЦЕВ

***

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Блокнот агитатора №20 (607). 01.10.1974
  • Праздник земледельцев и животноводов страны
  • Профессия почетная, уважаемая (ко Дню учителя)
  • Незабываемая страница истории (к 55-летию разгрома Колчака).
  • Профессиональная подготовка и эффективность труда
  • ОПЫТ МАССОВО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Политическая учеба и рост активности коммунистов
  • Южный Вьетнам: в борьбе за прочный мир
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы