Послесловие — Страница 17
Литература Проза Литература Не дай мне бог сойти с ума
Не дай мне бог сойти с ума — Послесловие
Страница 17 из 18
Послесловие
Перечитав несколько раз свой труд, я усомнился в адекватности заглавия книги, ее содержанию. Ведь первая строка стихотворения А.Пушкина (Полное собрание соч. В 10 том., М., 1946, т.3 с. 266-267): «Не дай мне Бог сойти с ума..» недвусмысленно указывает, что хотя и в шутливой форме, но поэт боялся безумия (а кто его не боится?), потому, что :
«Да вот беда: сойди с ума, И страшен будешь, как чума»,
но поэт поясняет:
«Не то, чтоб разумом моим Я дорожил; не то, чтоб с ним Расстаться был не рад»;
Что же пусть разум оставит поэта, лишь бы отпустили его на волю, а там:
«Я пел бы в пламенном бреду, Я забывался бы в чаду Нестройных, чудных грез!»
Так может в этом и есть счастье безумия, когда поэт воспаряет к вершинам небес и перед ним открываются фантастические картины бытия, и он заслушивается шопотом или ревом волн, счастье переполняет его и он волен, «как вихорь, роющий поля, ломающий леса».
«Не существует Гения без примеси сумасшествия», -об этом говорил еще Аристотель. Так может дай Бог, чуть-чуть сойти с ума?.
Представьте, что безумие или легкая «сумасшедшинка» не коснулась бы наших гениальных писателей и поэтов? Разве увидел бы свет скорбный труд А.Радищева, потаенную философию П.Чаадаева, пронзительно-мрачные стихи М.Лермонтова, сатанински – прекрасную Панночку Н.Гоголя, тяжкие раздирающие душу романы Ф.Достоевского?
Могла ли быть написана загадочная «Песнь торжествующей любви» И.Тургенева, чудовищный «Красный цветок» В.Гаршина или безумнокровавые стихи молодого В.Маяковского? Нет, нет и еще раз нет!
Где же те искры гениальности у советских писателей (Эренбурга, Пастернака, Бродского трогать не будем – они и не были совсем советскими)
– Леонова, Панферова, Фадеева, Соболева и т.д., а ведь все они были лауреатами Сталинских и прочих премий? Ну не было в них этой Божьей искры, видно не сподобились, или советская эпоха погубила зачатки таланта
у этих, когда, то почитаемых писателей?
И вот теперь мой тяжкий труд закончен.
Книга эта не для обывателей, не для любителей копаться «в сегодняшнем окаменевшем дерьме», -как заметил В.Маяковский, не для тех, о которых писал А.Пушкин в письме к П.А. Вяземскому: «Толпа жадно читает исповеди, записки еtc., потому, что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. «Он мал, как мы, он мерзок, как мы!» Врете, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы -иначе». (Полное собр, сочин. В 10 т., М., 1946, т.10, с.191).
Эта книга может стать полезной для литературоведов в оценке творчества мастеров литературы с иных позиций, она может явиться и учебным пособием для преподавателей курса психиатрии и, несомненно, она должна сыграть свою роль при проведении психотерапии творческим самовыражением.
- << Назад
- Вперёд >>
- Не дай мне бог сойти с ума
- Предисловие
- От автора
- Часть I. Портреты. Глава 1. Русский вольтерьянец и «царская водка».
- Глава 2. Загадка жизни и смерти «Императорского безумца».
- Глава 3. Меланхолия поручика Лермонтова.
- Глава 4. Лестница Иакова и вознесение Николая Гоголя.
- Глава 5. Morbus sacer и подполье «сумрачного гения».
- Глава 6. Призрачные сны Ивана Тургенева.
- Глава 7. В багровом мороке хищного цветка.
- Глава 8. Лик и личина поэта Революции.
- Часть II. Эскизы. Материалы к патографии Пушкина
- К патографии Льва Толстого
- Пориомания Максима Горького
- О суицидомании Максима Горького
- Делирий Максима Горького
- Послесловие
- Словарь медицинских терминов, иностранных слов и выражений, встречающихся в тексте книги
- Все страницы