Первые шаги — Страница 3

05 апреля 2023 | 22:40

Публицистика Проза Публицистика Завод на Иртыше

Завод на Иртыше — Первые шаги

Страница 3 из 8

Омский судоремонтный завод отмечает в 1970 году полувековой юбилей.

Первые шаги

В один из майских дней 1920 года на берег Иртыша у старой Загородной рощи пришел человек в солдатской гимнастерке. По-весеннему большая вода плескалась среди полузатонувших бревен, размытых штабелей дров, раскатывалась беспокойной рябью по протоке вплоть до Зеленого острова, ограждающего затон со стороны реки.

Человек в гимнастерке был высок, на земле стоял крепко. Волевое обветренное лицо, как и открыто глядящие с «упряминкой» глаза, были обращены туда, где ютились у берега ряды землянок — своеобразный поселок или «Терентьевская деревня», названная по имени начальника лесопилки Терентьева, отпускавшего обрезки досок для этого «строительства».

Чуть подальше на острове у курившихся дымком немудреных строений — судоремонтных мастерских, у складов и избушек суетился народ.

Ржавые, побуревшие без окраски пароходы и давно не смоленные, беспорядочно разбросанные по затону баржи как бы подчеркивали картину разрухи и запустения, прочно прижившихся здесь за эти годы. Алексей Прокопьевич Кузнецов, назначенный первым комиссаром Омского затона «Загородная роща», только что вернулся из Москвы с семинара политработников водного и железнодорожного транспорта.

До службы в армии сам бывший водник, большевик с 1918 года, он хорошо понимал трудности предстоящей работы. Это была первая весна в Омске после изгнания колчаковцев, весна тревожная, голодная. Алексей Прокопьевич уже знал (загодя познакомился с документами), что мастерские в затоне влачат самое жалкое существование: это механическое отделение с несколькими станками, работающими от локомобиля, кузница на три горна, столярно-малярное отделение да навес для котельных работ с ручными ножницами для резки железа и дыропробивным прессом.

В том, что часть судов, кое-как справившись с ремонтом, открыла навигацию, была, в основном, заслуга рабочих. Технический руководитель затона — механик парохода «Ока» Лавров, несмотря на старания и приверженность к работе, как и некоторые другие старые специалисты, жил во многом своими личными интересами, и его не всегда занимала задача ближайшего будущего: упорядочить, расширить судоремонт, поставить на прочные рельсы.

 

Навигация 1920 года была первой навигацией в Сибири, освобожденной от колчаковцев и прочего белогвардейского сброда, поэтому сначала старые водники, а вслед за ними и все рабочие будущего судоремонтного завода стали считать датой его возникновения — 1920 год.

Стремление бескорыстно жертвовать всем для успеха революции переполняло людей взрывной силой, способной творить чудеса. На массовом городском субботнике, проходившем в Омске 1 мая 1920 года, водники были в числе первых. Около трехсот человек в течение дня привели в образцовый вид территорию, где ныне расположен старый городок водников, заложили здесь первый социалистический поселок.

Выступивший на митинге перед началом субботника член Сиббюро ЦК РКП(б) Емельян Михайлович Ярославский разъяснил значение декрета о национализации флота. Сказал, что главное сейчас — это честная работа по восстановлению пароходов и мастерских, разрушенных белыми бандитами.

«Вы сами теперь хозяева,— говорил Емельян Ярославский,— и если возьметесь дружно за дело, а вам помогут партия и правительство, то наладите производство. Эта же расчищенная вами площадь застроится большими светлыми домами для рабочих…».

Вот что беспокоило комиссара затона Кузнецова в то майское утро. Он думал, прикидывал, с чего начать в первую очередь, где разместить вновь прибывающих рабочих, как наладить питание… А они сразу же включались в работу, расчищали берега затона, заканчивали ремонт судов, зимовавших неподалеку на Иртыше. Жили в землянках и на пароходе «Дедушка». Вечера коротали в жарких спорах о будущем… Не хватало инструмента, материалов для ремонта, получали их в то время с большим трудом. Многие механики проявляли находчивость: выменивали друг у друга детали, в действовавших тогда частных мастерских и магазинах, а то и доставали у перекупщиков — чего не сделаешь, чтобы флот, который теперь был своим, рабочим, вышел из затона.

Алексея Прокопьевича перевели вскоре на работу помощником комиссара Омского водного узла, но к этому времени неписаный закон революции: коммунистам всегда быть впереди в бою и труде прочно утвердился в затоне.

Кому, как не им, лучшим представителям рабочего класса, было думать и заботиться о судьбах родного производства?

Скупые архивные данные свидетельствуют: 9 июня 1920 года в затоне состоялось первое организационное собрание партячейки под председательством Усова, при секретаре Полякове.

Присутствовало шесть человек, объединенных единым желанием наладить работу в затоне так, чтобы флот в самое ближайшее время получил надежную ремонтную базу и чтобы каждый рабочий понял важность стоящих перед ним больших задач.

Опиралась в то время партячейка на передовых рабочих, в первую очередь на демобилизованных красноармейцев, принесших сюда, к берегам Иртыша, военную собранность, дисциплинированность, умение встречаться лицом к лицу с любыми трудностями.

Одним из таких рабочих стал Уар Георгиевич Касьянов — потомственный водник, сменивший красноармейскую гимнастерку на фартук медника. Вошедшие в его жизнь трудолюбие, сметка и рабочая находчивость сыграли не последнюю роль в том, что вскоре Уар Георгиевич стал хоть и единственным, но отличным медником на весь затон, выполняющим, если потребуется, и кузнечные и слесарные работы. Позднее в 1935 году Уару Георгиевичу за отличную работу был вручен «Переходящий мандат ударника бассейна» и как премия годовая подписка на газету «Обь-Иртышский водник» и журнал «Изобретатель».

Многие рабочие в затоне уже в то время зарекомендовали себя людьми подлинно творческого отношения к делу. Это токарь Степан Павлович Горелов, слесарь Дмитрий Григорьевич Гашков, котельщик Григорий Алексеевич Тупицын, машинисты, масленщики, кочегары с судов.

Все они не имели или почти не имели технического, а порой и общего образования, но в деле с успехом руководствовались опытом, чутьем да сообразительностью, извечным богатством российского мастерового человека.

На восстановлении транспортных судов, оборудовании мастерских, начавшемся пока пусть и примитивном жилищном строительстве, везде и всюду авангардную роль играли коммунисты. Это под их руководством, работая по-ударному, водники подготовили к навигации 1920 года около 90 процентов судов, зимовавших в Омском затоне.

Рабочие здесь были не одиноки. Им помогали коллективы городских предприятий, изготовлявшие детали для восстановления и текущего ремонта флота. Дела и заботы судоремонтников не раз были предметом обсуждения партийных и хозяйственно-администра-тивных организаций города.

А время уже диктовало новые задачи. Вскоре началась подготовка к выходу в первую Карскую, или, как ее тогда именовали, хлебную экспедицию. Ее задача состояла в том, чтобы подвезти в устье Оби и Енисея хлеб, куда за ним Северным морским путем должны были прийти корабли из Архангельска.

В приказе по морской экспедиции от 1 августа 1920 года говорилось: «…Вопрос доставки продовольствия из Сибири является вопросом жизни и смерти для всего Северного края…».

В затоне с большим подъемом ремонтировали и крепили баржи и пароходы перед дальней дорогой, зная, что экспедиция создана по личному указанию В. И. Ленина.

1923 год начался для затонских судоремонтников, да и для всех водников памятным всем заседанием. 8 февраля по случаю пятой годовщины национализации флота Омский райкомвод провел в партдоме (здание автодорожного института напротив драмтеатра) торжественный вечер.

По общему желанию была послана приветственная телеграмма В. И. Ленину, проходило чествование героев труда.

Сорок человек получили юбилейные знаки «Пятилетие национализации флота», а многие водники были награждены ценными (по тем временам) продуктовыми подарками, одеждой, обувью. Среди награжденных были, например, командир (капитан) Снегирев, машинист Коробейников, плотник Тяпкин, кочегар Бордзиловский, секретарь партячейки Смирнов.

В 1923—1924 годах коллектив затона впервые заявил о себе в полный голос. К этому времени была значительно расширена акватория, расчищен берег от кустарников и деревьев — подготовлена столь необходимая площадка для расширения мастерских. Тогда же впервые начали ремонтно-восстановительные работы, строительство из списанных и разобранных барж зданий механического цеха, кузницы, котельной.

Тяжелое горе, постигшее советский народ, — смерть В. И. Ленина, несмотря на всю невосполнимость потери, не сломило воли рабочих. Каждый из них понимал, что лучшей памятью о вожде будет плодотворный, добросовестный труд, вера в непоколебимость ленинского дела, активное участие не только в производственной, но и в общественно-политической жизни.

На траурном митинге, состоявшемся в затоне, было подано несколько десятков заявлений о приеме в партию. В числе первых такие заявления написали помощник механика Сергей Чукомин и плотник Федор Козырев.

Рост технической оснащенности Омского затона, его судоремонтных мастерских всегда заботил не только администрацию, но и большинство рабочих и мастеров. Невозможно перечислить все факты, свидетельствующие об этом. Вот только некоторые из них. В то время, когда еще ощутимо чувствовались последствия гражданской войны и разрухи, получение каждого станка для затона было большим событием. Однажды в механическом цехе появилось сразу пять станков.

«Откуда, как им это удалось?» — удивленно переговаривались в затоне.

Секрет же был таков: копаясь в поисках деталей на свалке металлолома в паровозо-ремонтных мастерских, рабочие мехцеха обнаружили там два вполне пригодных станка,— привезли их, отремонтировали, установили в цехе. Еще три станка, брошенные во время отступления колчаковцами, удалось отыскать на пристани Куломзино, их также немедля переправили в. цех.

Большую находчивость проявили также рабочие кузницы, соорудившие из металлолома паровой молот. В том же 1924 году среди пришедших на зимовку судов находился пароход «Аскольд». Работавший на этом пароходе в должности масленщика Николай Прокопьевич Аникин, а ныне ветеран производства, вспоминает:

«Было у меня в то время два дружка: масленщик Александр Снятков да водосмотр (наблюдающий за котлом) Николай Трутников… Вот мы втроем, под руководством мастера Семена Михайловича Тараданкина, и взялись за работу. Машину и котел с парохода «Аскольд» нужно было доставить и установить в новое, недавно сооруженное здание силовой. Приспособлений тогда не было никаких. Рассчитывать приходилось на крепкие руки да рабочую сметку, она нас и выручила — с делом справились в срок…»

На съезде заведующих затонами и заведующих техбюро, состоявшемся в Новониколаевске (нынешнем Новосибирске) 25—28 сентября 1925 года, выступил и заведующий Омским затоном «Загородная роща» Владислав Владиславович Вронский. Вот что он говорил о состоянии вверенного ему хозяйства: «Штат нашего затона состоит из 70 человек, в том числе: заведующий, помощник заведующего, заведующий техбюро, техник по строительной части, чертежник, бухгалтер, два счетовода, пять конторщиков, кассир, де-лопроизводитель, мастера и другие работники. Наш механический цех площадью в 71,94 кв. метра имеет следующее оборудование: 7 токарных станков, 2 строгальных, 2 сверлильных, 2 болторезных и наждачное точило. Привод станков осуществляется через трансмиссию от электродвигателя в 12 киловатт. Есть у нас кузница с четырьмя горнами, лесопилка — рама тоже с небольшим электродвигателем, столярная мастерская с одним токарным и одним сверлильным станком…»

К этому можно добавить, что в судоремонт 1924— 1925 годов в затоне зимовало 91 судно, из коих отремонтировано было 50 единиц, из них 8 средним и 3 капитальным ремонтом. Плавсостава числилось 196 человек, заводских рабочих — 108.

Медленно, но неуклонно укреплялось хозяйство молодой советской страны. Набирали силу фабрики и заводы. Шагая в ногу со всеми, рабочие затона уже не могли мириться с технической отсталостью да и жилищные условия уже не отвечали требованиям времени.

Чаяния и надежды омских судоремонтников не остались незамеченными. 1,5 миллиона рублей было выделено им на оборудование мастерских и постройку новых домов для рабочих в 1927 году.

2 октября того же года омская газета «Рабочий путь» писала: «…Водники крепят свое хозяйство. Затон в прошлом влачил жалкое существование, теперь он растет и улучшается». Ниже публиковались фотоснимки вновь строящихся четырехквартирных домов и нового большого клуба в городке водников на 800 мест. Рассказывалось и о других событиях, фактах производственной и общественно-политической жизни в затоне.

Заботу партии и правительства об улучшении их жизни судоремонтники ознаменовали новыми успехами в труде. Самое активное участие приняли они в постройке и вводе в действие силовой с двумя котлами и паровой машиной в 25 л. с, в электрификации затона и квартир рабочих и служащих. Было капитально восстановлено восемь паровых судов и 15 барж, а за зиму построено семь новых барж.

Весной 1928 года в Омске произошло наводнение, которое было так значительно, что удивляло даже старожилов. Яростно и напористо шли к берегам тугие волны. Все круче был их разбег, и вот в течение нескольких часов они затопили и снесли все постройки и мастерские на Зеленом острове, а вскоре и сам он оказался под водой. На поверхности маячила лишь маленькая «гривка» —пятачок в несколько метров — все, что осталось от размытой продольной дамбы, через которую шел лед, быстро заполнивший затон. Для спасения флота, атакованного громоздящимися друг на друга льдинами, из устья руки Оми пришло гидрографическое судно «Штатив». Оно освободило пароход «Волга», и тот в свою очередь принялся отводить в безопасное место самоходные и несамоходные суда. И все же льдом были вытолкнуты на берег и обсохли там некоторые баржи и пароходы, среди них «Омич» и «Баррикадист».

Самое активное участие по спасению людей и имущества наряду с командами судов принимали работники затона. Благодарственная грамота за работу и умелые действия при наводнении была вручена заведующему затоном А. Я. Коновалову, его помощнику Е. П. Сычеву, заведующему караваном И. А. Чудинову. Все они оставили заметный след в истории Омского затона.

Евгений Петрович Сычев был здесь одним из первых технических руководителей. Человек с богатейшей памятью, мастер на все руки, подлинно народный умелец, он пользовался большим авторитетом среди рабочих и служащих за свою честность, трудолюбие и добрый отзывчивый характер. Недаром 1 Мая 1931 года Евгений Петрович Сычев одним из первых среди иртышских водников был удостоен звания «Лучшего ударника», о чем сообщалось в специальной торжественной грамоте, подписанной председателем Омского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Токаревым.

Иван Андреевич Чудинов в прошлом рабочий, матрос, штурвальный стал известнейшим иртышским капитаном, участником первых карских экспедиций, первопроходцем в освоении грузовых трасс в Обском Заполярье.

Памятен подвиг Ивана Андреевича, когда он на речном колесном пароходе «Волга» вступил в единоборство с разбушевавшейся стихией на рейде Нового Порта и спас баржу с пушниной. Впоследствии, узнав об этом, известный советский поэт Леонид Мартынов написал в одном из своих стихотворений:

«Ура, капитан Чудинов! — веселый Чудинов с чудесной реки!»

Многолетний труд Ивана Андреевича был высоко оценен советским правительством. Он был награжден двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Наводнение 1928 года послужило причиной того, что планы в отношении будущности Омского затона были вскоре решительно пересмотрены.

Сама природа подсказала, что отныне место мастерских здесь — это правый коренной берег, и что там нужно и должно разворачивать строительство и дальнейшее расширение ремонтной базы.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Завод на Иртыше
  • Судоходство на Иртыше
  • Первые шаги
  • Ступени
  • Новые горизонты
  • И снова утро
  • Фотографии
  • Выходные данные
  • Все страницы