ПАЛИТРА — Певучий лад — Страница 12

03 марта 2023 | 15:40

Газеты Периодика Газеты Вечерний Омск №1 01.01.1979

Вечерний Омск №1 01.01.1979 — ПАЛИТРА — Певучий лад

Страница 12 из 22

ПАЛИТРА — Певучий лад

5 января в Москве открывается персональная выставка заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора, члена-корреспондента Академии художеств СССР Алексея Николаевича Либерова.

Широкая общественность знает Либерова как художника-пейзажиста. «Оставаясь лирическими, его произведения становятся историческими, эпическими, подчас даже публицистическими,.. Художник стремится провести линию, зовущую к гармоничному единству человека и природы, раскрыть красоту мира, окружающего нас», — так пишет о художнике в предисловии к каталогу выставки Ю. Нехорошев.

В Москве будет показано свыше 150 работ Либерова. Основная их тема — красота сибирского края.

Минувший год был заполнен подготовкой к выставке. Художник дописывал картины «Под крылом — Омск», «Голубые дороги», «Первоцелинники», работал над серией, посвященной 60-летию ВЛКСМ: «Партизанские тропы Избышева», «Все на фронт», «Там вдали, за рекой»…

Я РАССМАТРИВАЮ картины в мастерской Либерова. Который раз вглядываюсь в тихий пейзаж: неторопливый, холодный Иртыш, по-осеннему насупившееся небо и небольшая баржа, покорно подставившая борт ленивой волне… Какое обаяние в этом скромном уголке сибирской природы! Как тонко передают пейзажи Либерова состояния природы, будь то радостный трепет весеннего пробуждения или осеннее ненастье, грустная тишина сумерек или светлая печаль осени…

— Алексей Николаевич, почему Вы отдали предпочтение этому жанру живописи?

— Может быть, потому, что окрестности Томска, моего родного города, покоряли своей красотой, волновали воображение…

А начинал он учеником кинооператора. Его волновала актуальность киносюжетов их тематика, хотелось найти и необычную точку съемки, выразительный ракурс. В конечном счете художническая страсть одолела репортерскую, хотя стремление к актуальности осталось

— Что все-таки повлияло на Ваш окончательный выбор?

— Счастливые встречи с удивительными людьми… Мальчишкой я учился у талантливого томского художника Вадима Матвеевича Мещерова. Ходил с ним на этюды, занимался в студии, любовался его прозрачными акварелями, чудными пастелями… Затем в Омске учился у Виктора Ивановича Уфимцева. Это был энергичный, эмоциональный человек, настоящий новатор… Позже, в институте имени Репина, у меня были замечательные учителя, крупные художники, но именно эти два человека из юности помогли сделать выбор.

Все, что испытываем мы, глядя на талантливо написанный пейзаж, можно сравнить с чувствами, вызываемыми созерцанием самой природы. Словно звуки прекрасной музыки певучей, свежей волной подхватывают нас…

— Не кажется ли Вам, что кисть можно сравнить со смычком? Коснется художник холста и краски зазвучат, как музыка…

— В этом сравнении много правды. Если картина написана объективно, все как будто в ней есть но нет главного—настроения, она не «звучит». Ведь главное в творчестве— искренность чувств, верность жизни и любовь к ней. Ну, а язык художника—он не придумывается, а складывается в поисках и работе…

Сибирь в пейзажах Либерова — это и геометрия дорог в картине «Самотлором рожденные», и ажурные переплетения металлических конструкций в «Сибири нефтяной». Но несмотря на свой реализм, эти работы окрашены романтикой созидательного труда.

— Вы — пейзажист, и поэтому, наверное особенно остро воспринимаете проблему «Природа и человек»?

— Печально признаться, что проблема эта существует.

Ведь человек, по словам Толстого,— сын природы. Я всегда с болью в сердце смотрю на плоды варварского отношения к природе… Как-то в лесу натолкнулся на раненую козу, Глаза ее смотрели прямо в небо, и влага на них казалась слезами… За много километров повезли мы животное в ветлечебницу, но спасти его от браконьерских пуль не удалось Я не могу забыть эти прекрасные, с укором, глаза…

Порой спорят о том, что он хочет сказать, вписывая в пейзаж металлические конструкции буровых или силуэты портальных кранов. Его спрашивают, что это: негативное отношение к изображаемому? Или так художник понимает эстетику?

Для Либерова вопрос не в том, красиво или уродливо. Его трогает то, что эмоционально прекрасно. А это может быть и грозовое небо, и камертоны заводских труб. И рождаются разные по тональности и решению вещи: «Вода и небо Васюгана», «Под крылом — Омск», — объединенные восторгом и удивлением перед всемогущественной красотой, созданной природой и человеком.

— Можно заметить, что Вы редко обращаетесь к другим жанрам живописи, например к портрету. Но вот портрет «Андреич»…

— Да, мне дорог этот добрый старик, влюбленный в свой лес, в природу. И на московской выставке из портретов представлю только его, потому что «Андреич» олицетворяет мое представление о человеческой красоте и душевности.

Ему на всю жизнь запомнились годы гражданской войны. Обстановка тревожной надежды и ожидания новой жизни. Эти впечатления помогли воссоздать те далекие годы в серии картин. написанных к юбилею комсомола. Интересно и разнообразно эмоциональное решение темы. Грозные отблески гражданской на юных лицах красногвардейцев — «Все на фронт», пронзительно-светлая печаль «Там вдали, за рекой». Сдержанные краски сурового времени, патетика, лиричность.

— И традиционный вопрос. Ваши планы на будущее?

— Работать и еще раз работать…

Л, ПЕРШИНА. Фото Э. Савина.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Вечерний Омск №1 01.01.1979
  • >Рапорты омичей — Опережая время
  • Беру слово — Труд-мера единственная
  • Первый день января
  • На марше пятилетки
  • Репортаж ОМСК и ОМИЧИ
  • Информация — Строительный аккорд
  • Делегат областной партийной конференции — Сопричастность
  • Беру слово — Чтобы дарить людям радость
  • Новогодний фельетон — Путешествие деда Мороза
  • Репортаж ОМСК И ОМИЧИ
  • ПАЛИТРА — Певучий лад
  • Информация — Анкета города
  • Беру слово — ТВОРЧЕСТВО-ПРАЗДНИК
  • Проблема крупным планом — Омское метро
  • Письмо из редакции К ЧИТАТЕЛЯМ «ВЕЧЕРНЕГО ОМСКА»
  • Информация — Отточены коньки
  • Репортаж ОМСК ОМИЧИ
  • Сосёнка у дороги
  • Победа
  • Дневник зрителя
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы