Организованность и дисциплина — залог успеха — Страница 5

05 февраля 2023 | 18:42

Журналы Периодика Журналы Блокнот агитатора №16 (627). 01.08.1975

Блокнот агитатора №16 (627). 01.08.1975 — Организованность и дисциплина — залог успеха

Страница 5 из 8

Организованность и дисциплина — залог успеха

…Дисциплина труда. Вряд ли есть необходимость доказывать, сколь велико ее значение для производственного коллектива.
Наша партия и правительство самое пристальное внимание уделяют вопросам дисциплины и организованности во всех звеньях народного хозяйства.

«Выполнение наших планов, — подчеркнул Л. И. Брежнев на XXIV съезде партии, — зависит от труда каждого из нас, от нашей организованности и дисциплины, от умения вести дело и настойчивости».

Особая актуальность вопросов дисциплины в современных условиях определяется рядом факторов.

Во-первых, интенсивный прогресс науки и техники усложнил и продолжает усложнять производство, что привело к значительному росту цены рабочего времени. Так, например, для коллектива шинного завода потеря одной рабочей минуты означает 700 руб. потерь. В масштабах страны потеря одной минуты равнозначна потере целого рабочего дня для 250 тыс. человек.

Во-вторых, усиление роли «человеческого фактора» в экономике. Выполнение напряженных планов и высоких обязательств с особой остротой выдвинули требование ответственности каждого труженика не только за свой личный труд, но и за дела и успехи всего коллектива, в котором он работает.

В-третьих, укрепление трудовой дисциплины является не только важнейшим фактором повышения эффективности производства, но и острой социальной проблемой дальнейшего развития и совершенствования труда, воспитания коммунистической сознательности.

Как известно, люди трудятся не в одиночку, а сообща, группами, в коллективе. «Общей работы, — писал В. И. Ленин, — нельзя вести без порядка, без того, чтобы все подчинялись этому порядку».

Дисциплина труда — острая социальная проблема. И как все социальные проблемы, ее решение требует кропотливого анализа, выработки перспективной программы. В конечном счете, это систематическая и трудная работа, рассчитанная на ряд лет.
Задача заключается в том, чтобы выяснить основные причины и характер нарушений, определить социальный портрет нарушителя. Следовательно, комплексное изучение дисциплины труда невозможно без использования социологических методов.

Сектором социологических исследований подобное исследование проведено на шинном заводе. Цель его — анализ характера причин и источников нарушений трудовой дисциплины, обобщение практики борьбы с нарушителями, определение путей и средств воспитания коллектива и разработка плана по укреплению трудовой дисциплины на ближайшие годы.
Социальный анализ на заводе показал, что абсолютное большинство рабочих и служащих относится к труду как к первому общественному долгу, четко и добросовестно выполняет свои трудовые обязанности, строго соблюдает установленные на производстве порядки.

Высокий уровень стабильности коллектива (текучесть кадров не превышает 12 процентов в год) предполагает относительно высокий уровень дисциплины труда на заводе. Так, например, если шинная промышленность страны имеет 15 — 17 нарушителей в год на каждые сто работающих, на нашем заводе этот показатель не превышает 12 — 14 человек ежегодно.

Однако эти нарушения имеют место и наносят урон производству. Каковы же причины?

Исследование показало, что нарушения трудовой дисциплины обусловлены объективными и субъективными причинами.
К объективным причинам относятся технический уровень производства, организация труда рабочих, условия труда и т. д. Технический уровень производства оказывает существенное влияние на человека с точки зрения соблюдения им дисциплины труда. Количество нарушений находится в прямой зависимости от степени механизации труда. Рабочие, занятые механизированным и автоматизированным трудом, в 2 — 3 раза реже нарушают дисциплину, нежели те, кто занят тяжелым физическим трудом.

Организация труда тесно связана с дисциплиной труда. По данным ЦСУ СССР, 25 процентов потерь рабочего времени зависят от позднего начала и преждевременного окончания работ рабочими перед обедом, в конце смены, а 75 процентов — от плохой организации труда, т. е. недостатков в материально-техническом снабжении (отсутствие сырья, материалов, деталей), наладки оборудования, отсутствия инструмента, транспортных средств и т. д.

Плохие условия труда способствуют всякого рода нарушениям. Трудно требовать безукоризненного поведения на работе от того, кто изо дня в день трудится в условиях, не отвечающих элементарным требованиям гигиены. В тех цехах, где повышенная температура воздуха, запыленность и не исключен травматизм, больше и число нарушений трудовой дисциплины.

Социологическое исследование показало также, что в основе нарушений трудовой дисциплины лежат и субъективные причины, т. е. индивидуальное отношение людей к своим трудовым обязанностям.

Ответы рабочих показали, что отношение к труду, удовлетворенность профессией и работой являются одним из решающих факторов, определяющих дисциплину работника. Только 40 процентов нарушителей ответили, что они довольны своей работой. Ответы показали, что 80 процентов нарушителей дисциплины, имея 4 — 7 классов, нигде не учатся, не повышают профессиональное мастерство и культурно-технический уровень. Из числа нарушителей более половины ориентированы на труд, приносящий высокий заработок.

Спрашивается, кто же он — нарушитель дисциплины, каков его социальный паспорт?

По социальному положению абсолютное большинство нарушителей — рабочие, их около 98 процентов, по полу — мужчины, 92 процента. По возрасту — молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. К этой возрастной группе относится 50 процентов прогулов, 80 проц. задержаний на проходной в нетрезвом состоянии. Доля рабочих на заводе до 25 лет не превышает и 35 процентов от общего числа работающих. По стажу работы — наибольший удельный вес, почти 70 процентов, составляет группа со стажем работы до 3 лет. По квалификации — наибольший удельный вес дают неквалифицированные рабочие. По образованию — в большинстве лица с начальным и восьмилетним образованием. С повышением уровня образования работников снижается доля их правонарушений.
Какие же меры воздействия на нарушителей трудовой дисциплины можно выработать, исходя из данных этого социологического обследования? Задача заключалась в том, чтобы создать комплекс организационных, экономических и воспитательных мер, направленных, во-первых, на предупреждение правонарушений, во-вторых, на совершенствование дисциплинарной практики. И, разумеется, совершенно обязательно, чтобы поддержание организованности и дисциплины было повседневным.

С этой целью на заводе разработан и утвержден на заседании парткома план по укреплению трудовой дисциплины. Он рассчитан на 2 года.

План состоит из трех разделов: организационно-технических мероприятий, мероприятий по совершенствованию дисциплинарной практики и воспитанию сознательной дисциплины.

Опыт нашего коллектива свидетельствует о том, что для улучшения дисциплины нужна индивидуальная работа с людьми. На заводе создана и действует дисциплинарная комиссия. Председателем ее является помощник директора по кадрам Н. И. Бурлак. Каждый нарушитель держит ответ за свой проступок перед этой комиссией. Практикуются выездные комиссии в цеха.
Вокруг лодырей и пьяниц создается соответствующее общественное мнение. Все нарушители обсуждаются в коллективах бригад, смен, на заседаниях цехкомов и товарищеских судов.

Эффективным средством борьбы являются заводской «Крокодил» и стенды «Черной хроники». Здесь бичуются прогульщики, раскрываются меры, принятые к ним.

Руководители подразделений регулярно отчитываются перед коллективом о состоянии трудовой дисциплины. Так, например, были заслушаны отчеты руководителей цехов — подготовительного, первого, шин «Р», велоцеха и ряда других.

На заводе утверждены условия социалистического соревнования между цехами за звание «Коллектив высокой дисциплины труда и образцового порядка». Лучшая постановка воспитательной работы, организация отдыха, культурно- массовая работа, охват рабочих всеми видами учебы — вот основные пункты этого вида соревнования. Для победителей установлены три классных места: премия за первое — 900 рублей, второе — 800, третье — 700 рублей. Итоги соревнования подводятся ежеквартально.
С введением соревнования за звание коллектива образцовой дисциплины заметно улучшилась воспитательная работа, появилась возможность морально и материально поощрять отличившихся. Руководители цехов и общественные организации в ходе соревнования премируют тех рабочих, инженерно-технических работников и служащих, которые внесли наибольший вклад в дело укрепления трудовой дисциплины. При этом поощряются также начальники цехов, секретари партийных организаций, председатели цеховых комитетов и комсорги.

На первом месте, безусловно, стоит моральное поощрение. Ежегодно передовики производства и инженерно-технические работники заносятся на Доску почета и в Книгу почета, награждаются почетными грамотами. Им объявляются благодарности, присваиваются почетные звания. Практически ежегодно поощряется каждый 2 — 3-й работающий.

Не следует однако думать, что укрепления трудовой дисциплины, и, как следствие, сокращения текучести рабочих кадров можно достичь лишь с помощью мер взыскания и поощрения. Важнейшую роль в этом деле играет дальнейшее улучшение условий труда, удовлетворение социально-бытовых потребностей. Если обобщить результаты усилий всех заводских служб, которые занимаются механизацией и автоматизацией производства, улучшением организации труда, то явствует, что за четыре года удалось высвободить от тяжелых физических работ на различных участках производства 1275 человек.

Активную роль в воспитании сознательной дисциплины труда играют многие руководители завода. Так. например, начальник подготовительного цеха Н. Н. Некрасов имеет специальный день встреч с рабочими. Каждую среду приходят к нему люди со своими вопросами, предложениями, с радостями и огорчениями. Разговор идет откровенный. Обо всем — о заработке и трудовой дисциплине, о семье и микроклимате в коллективе. Здесь же присутствуют секретарь партбюро, предцехкома, комсорг. Сообща они принимают необходимое решение.

Незаурядным талантом организатора и воспитателя молодежи обладает начальник смены автокамерного цеха А. Д. Вайветкин. К людям он всегда внимателен, справедлив и требователен.

Все шире распространяется шефство над молодыми рабочими. Недавно на заводе разработано и утверждено положение о наставничестве, продумано моральное и материальное стимулирование лучших наставников. Перед ними поставлена важная и ответственная задача: помочь новичкам не только овладеть профессией, но и воспитать их в духе коммунистического отношения к труду. Это процесс сложный и кропотливый.

Эти и другие меры способствуют воспитанию и укреплению дисциплины. Однако все они являются лишь составной частью улучшения качества работы всех звеньев производственного процесса.

«Качество работы, — подчеркивал Л. II. Брежнев на XVII съезде ВЛКСМ, — понятие очень емкое. Это и четкая организация производства, строгий режим трудового процесса, неукоснительное соблюдение технологии. Это экономное расходование материалов, бережное, хозяйское, любовное отношение к технике. Это сознательная товарищеская дисциплина».

К сожалению, в деле воспитания сознательной дисциплины у нас еще немало нерешенных проблем. Взять, к примеру, вопрос восстановления потерь рабочего времени, связанных с прогулами и опозданиями. Практика показывает, что эти потери никак не восстанавливаются. Нарушитель дисциплины получает наказание, но рабочее время, потерянное в результате прогула, никем не отрабатывается.

Организованность и дисциплина — залог успеха. Задача в том, чтобы добиться высокой организованности и дисциплинированности всех членов общества. К этому и стремится партийная организация шинного завода.

А.   ТИМОФЕЕВ,
гл. специалист Омского отдела ЦНОТнефтехима

***

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Блокнот агитатора №16 (627). 01.08.1975
  • Уборка, заготовка кормов — боевая задача
  • Победа на Дальнем Востоке (К 30-летию разгрома империалистической Японии)
  • Стахановское движение (К 40-летию со дня начала)
  • Организованность и дисциплина — залог успеха
  • Экономическому образованию кадров — дальнейшее развитие
  • НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕМЫ Дорогой свободы и социализма
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы