Омский государственный ордена Трудового Красного Знамени драматический театр. 1977 г. — Страница 1
Каталоги | Проспекты Периодика Каталоги | Проспекты Омский государственный ордена Трудового Красного Знамени драматический театр. 1977 г.
Омский государственный ордена Трудового Красного Знамени драматический театр. 1977 г.
Страница 1 из 22
ОMCKИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ордена Трудового Красного Знамени ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
Я. М. КИРЖНЕР — главный режиссер театра, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР
Чем интересен наш театр?
Страниц его истории, ярких, волнующих и сложных, очень много. Ведь Омский драматический — один из старейших коллективов Сибири: ему 103 года.
Он знал застой — и взлеты, падения — и расцвет.
На него влияли развитие России, и изменение города, возникшего на Иртыше более 250 лет назад, и Великая Октябрьская революция.
Его меняла текучая, разнообразная жизнь, и новое в театральном деле, и новые идеи в искусстве.
До революции он знал смену заезжих антрепренеров с заурядными актерскими труппами, и премьерную гонку, и полицейский надзор над репертуаром.
Но и тогда, до революции, в его жизни были счастливые эпизоды.
На его сцене выступали с гастрольными спектаклями звезды русского театра— Г. Федотова, В. Комиссаржезская, В. Чарский, М. Дальский, А. Яблочкина, М. Петипа, братья Адельгейм.
На его сцене работали П. Медведев, Е. Долин — известные периферийные антрепренеры, решительно предпочитавшие высокую драматургию с гуманистическими идеями.
В 1905 году на сцене этого театра шли горьковские «На дне» и «Мещане». Они воспринимались как «сама жизнь, сильная, героическая, призывающая к созидательной работе всех». В антрактах звучала «Варшавянка», с галерки сыпались листовки Омского комитета РСДРП.
А после Октября наш театр, пусть со срывами, но упорно, настойчиво искал кратчайшие пути к сердцам новых зрителей.
Этот поиск отразился даже в смене названий театра.
1919—20 гг.— Большой театр. Репертуар— классика.
1920—21 гг.— Сибирский Государственный театр ставит оперные и драматические спектакли по классическим произведениям.
Двадцатые годы—пора экспериментов. Время, когда специфика театра становится интересной массовой аудитории. Когда складывается новый тип советского актера, уверенного в необходимости того, чтобы «искусство могло приблизиться к народу и народ к искусству». Свой первый экзамен держит советская пьеса. 1927—29 гг. «Шторм», «Лево руля» Билль- Белоцерковского, «Любовь Яровая» Тренева, «Бронепоезд 14-69» Иванова, «Разлом» Лавренева, «Константин Терехин» и «Рельсы гудят» Киршона… «Омск по постановкам выделился на первое место из городов Сибири» (из материалов госархива Омской области). Руководят театром в это время Б. Артаков, Д. Манский, Н. Комаровский.
В 1930—31 гг. Омский театр назывался СТАМ — Сибирский театр актерского мастерства — и возглавлялся мхатовцем С. Вороновым. Качественно высок был состав актерской труппы. В нее входили такие блестящие актеры, как Л. Колобов, М. Курский, М. Колесов, Б. Терентьев, А. Магницкая, С. Иловайский, С. Комиссаров, С. Прусская.
1931—36 гг. Западно-Сибирский Синтетический театр стремится «использовать все могущественные средства, заключающиеся в различных видах искусства»,— достичь синтеза слова, движения, музыки. Коллектив выпускает драматические, музыкальные, оперные спектакли. Руководитель — В. Торский.
1938 год. В спектакле «Человек с ружьем» Погодина роль Ленина играет Н. Колесников. Играет впервые. Это потом его причислят к мастерам, которым удалось зажить на сцене жизнью человека, не укладывающегося ни в какие земные измерения. Благодарная память омичей сохранит обаяние человечности созданного им характера.
Война. Ушли на фронт и не вернулись прекрасные артисты театра А. Шульгин, А. Коржавин, Д. Вершинин. Погиб на передовой художник Д. Кантер. Театр испытывал серьезные психологические и экономические трудности. Но каждый день артисты шли в театр как на премьеру. Законом стали самодисциплина, самоотверженность. Лучшие артисты театра обслуживали концертными программами призывные пункты, воинские площадки, гарнизонные клубы. На передовую выехали две фронтовые бригады. Четко (несмотря на сложные условия работы под одной крышей с другим коллективом— театром имени Вахтангова, очень много давшим омским артистам) шли репетиции, спектакли. «Разлом» Лавренева, «Парень из нашего города» Симонова, «Фельдмаршал Кутузов» Соловьева, «Давным-давно» Гладкова, «Нашествие» Леонова, «Кремлевские куранты» Погодина, «Ревизор» Гоголя, «Без вины виноватые» Островского, «Дядя Ваня» Чехова — были поставлены в это время. Многие замечательные актеры играли в этих спектаклях: Л. Самборская, директор и художественный руководитель театра; Л. Колобов, П. Некрасов (его именем названа одна из улиц Омска), Н. Колесников, А. Теплов, А. Суханов, М. Потоцкий, В. Кряжева, Л. Матези, В. Спроге, Е. Кузнецова, М. Иловайский, Т. Найденова.
50-е годы. Кризис современной драматургии, страдающей бесконфликтностью. А потому — инсценировки: «Молодая гвардия» Фадеева, «Родина» («Хождение по мукам» А. Толстого). Классика: самые добротные спектакли — «Лес» Островского и «Власть тьмы» Толстого. И первые спектакли по пьесам местных авторов, любящих и думающих о Сибири,— «Русская тропинка» Б. Малочевского, Н. Почивалина, «Живой ключ» М. Бударина.
Постепенно улучшался репертуарный портфель театра — драматурги все смелее вскрывали проблемы времени. «Персональное дело» Штейна, «Крылья» Корнейчука, «Годы странствий» Арбузова, «В добрый час» Розова, ряд сатирических комедии…
Общий процесс сближения искусства с жизнью, отношения доверия, что устанавливались между зрительным залом и сценой, накладывали отпечаток на актеров. Отходило увлечение изобилием грима, возникала тяга к способу игры, в которой ощущались бы простота, сознательный уход от позы, от выразительных средств, скрывающих актерскую бестемпераментность. Коллектив пополнялся новыми актерами. В театр пришли Б. Каширин, С. Мишулин, С. Филиппов, Е. Псарева, Е. Аросева, К. Барковская, В. Мальчевский, В. Раутбарт, И. Баратова, Е. Агеев, Л. Борисова, А. Кржечковская, Г. Яшунский, Л. Лепорская. Продолжали работать А. Теплов, В. Дворжецкий, Н. Слесарев, С. Пономарев. Творческий процесс возглавили режиссеры С. Владычанский, Ю. Альховский, Е. Хигерович.
Страницы истории…
1958 год. Первые гастроли театра в Москве, на сцене прославленного Малого театра. Всего три спектакля сыграли омские артисты — «В старой Москве» Пановой, «Сердца должны гореть» Митрофанова, «Филумена Мартурана» Э. де Филиппо. Разве могли оставаться спокойными артисты, вышедшие на просцениум, когда зрители в зале после аплодисментов и возгласов «Спасибо!» вдруг начали скандировать: «Приезжайте еще! При-ез-жай-те еще!»
Шестидесятые. «Океан» Штейна, «Верность» Погодина, «Палата» Алешина — спектакли о гражданском мужестве. Умный, иронический, трагедийный, воинствующий спектакль «Матушка Кураж и ее дети» Брехта, «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо.
Всероссийский смотр спектаклей, посвященных 50-летию Октября. Достойное место на нем заняла омская «Конармия» Бабеля, решенная как героическая поэма.
1969 год. Один из самых значительных для Омского театра спектаклей—«Смерть Иоанна Грозного» Толстого — первая работа нового главного режиссера Я. Киржнера.
«Сирано де Бержерак» Ростана с Н. Чонишвили в главной роли.
[М. Н. ХАНЖАРОВ — директор театра, заслуженный работник культуры РСФСР]
[А. Ю. ХАЙКИН — режиссер]
[А. Ф. ТЕПЛОВ — нар. арт. РСФСР]
[Б. М. КАШИРИН — нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии РСФСР]
[В. К. ЛУКЬЯНОВ —нар. арт. РСФСР]
[Н. Д. ЧОНИШВИЛИ — нар. арт. РСФСР]
[А. И. ЩЕГОЛЕВ —нар. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии СССР]
1970 год. «Так начиналась легенда» Я. Киржнера и А. Мозгунова — спектакль о жизни-подвиге Дмитрия Карбышева, нашего земляка, с А. Щеголевым в центральной роли.
1970 г. — в театр приходит режиссер А. Хайкин.
1972 г. — «Солдатская вдова», созданная омским журналистом Н. Анкиловым в содружестве со всем коллективом театра. В 1973 году Н. Анкилов, режиссер Я. Киржнер, артисты Б. Каширин, Т. Ожигова, В. Прокоп за спектакль «Солдатская вдова» удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского.
Широта и размах творческих поисков…
В современном прочтении классического произведения. «На дне» Горького, «Доходное место», «Гроза» Островского.
В обращении к шедеврам мирового искусства. «Гамлет» и «Антоний и Клеопатра» Шекспира, «Преступление и наказание» Достоевского, «Три сестры» Чехова.
Во внимании к современным насущным проблемам. «Мария» Салынского, «Человек со стороны» Дворецкого, «Спроси самого себя» Бокарева, «Протокол одного заседания» Гельмана, «Добежать, отдышаться» Чебалина, «Пока арба не перевернулась» Иоселиани, «Ожидание» Арбузова.
Каким быть человеку? Об этом — «Моя любовь на третьем курсе» и «Десять нераспечатанных писем» Шатрова, «Прощание в июне» и «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, «Муж и жена снимут комнату» Рощина.
Верность себе.
В любви к прекрасным советским писателям. Розов — «С вечера до полудня», «Четыре капли». Шукшин — «Энергичные люди», «Беседы при ясной луне».
В риске. Впервые в истории русского советского театра воплотить на сцене образ Льва Толстого. Сыграть первыми повесть для театра Шукшина, только появившуюся в русском переводе пьесу Уильямса. Обратиться к сложнейшим, но лучшим и нужным людям зарубежным авторам. Уильямс — «Орфей спускается в ад», «Царствие земное», Ю. О’Нил — «Любовь под вязами».
В проверке своих творческих позиций, в жесткой требовательности к себе — и на спектаклях в родном городе, и на ежегодных гастролях в городах Союза: Москве и Ленинграде, Красноярске и Алма-Ате, Саратове и Ярославле, Свердловске, Киеве, Запорожье, Барнауле, Уфе, Горьком, Риге, Вильнюсе, Ворошиловграде, Харькове.
Это — театр. Он властвует в будни и праздники. Он преподносит сюрпризы, помогая постичь жизненные проблемы, едва-едва улавливаемые. Он разгадывает тайны человеческих характеров.
И так каждый день. Вчера, сегодня, завтра.
АРТИСТЫ ТЕАТРА
Е. А. АРОСЕВА — засл. арт. РСФСР
К. Г. БАРКОВСКАЯ — засл. арт. РСФСР
В. Н. МАЛЬЧЕВСКИЙ — засл. арт. РСФСР
Н. В. НАДЕЖДИНА — засл. арт. РСФСР
Т. А. ОЖИГОВА — засл. арт. РСФСР, лауреат Гос. премии РСФСР
Е. И. ПСАРЕВА — засл. арт. РСФСР
Н. И. СЛЕСАРЕВ — засл. арт. РСФСР
Ф. О. СТЕПУН — засл. арт. Груз. ССР
В. И. ПРОКОП — лауреат Гос. премии РСФСР
АРТИСТЫ ТЕАТРА
В. В. АБРОСИМОВ
В. И. АЛЕКСЕЕВ
Н. А. БАБЕНКО
Б. Е. БЕЛОВ
О. А. БРАТЕНКОВА
В. А. БУЛАТОВА
В. П. ГУРКИН
A. Е. ДАХНЕНКО
B. С. ЖМАКИНА
Л. П. ЗАХАРОВА
В. Г. КАНУННИКОВА
В. Л. КОРЕННОЙ
АРТИСТЫ ТЕАТРА
В. М. КОРФИДОВ
Э. В. КРЕМЕЛЬ
К. А. КРЫЛОВ
В. В. ЛОБАНОВ
В. С. ЛУКЬЯНОВ
Л. Ф. МАРТЮШЕВА
Ю. В. МУЗЫЧЕНКО
В. И. ПАРТИН
Н. Ф. ПРИВАЛОВА
Б. А. РОЗАНЦЕВ
Е. Н. РОМАНЕНКО
АРТИСТЫ ТЕАТРА
Г. В. РОССИЙСКАЯ
Л. А. РУКАВИШНИКОВА
A. И. САФРОНОВ
Н. П. СМИРНОВ
B. Ю. СОЛОВЬЕВ
Л. В. ТИТОВ
Л. А. ТРАНДИНА
Л. Б. ХУДАШ
Л. Е. ЧЕРДАНЦЕВ
Н. Д. ЧИНДЯЙКИН
Художественно-административный состав:
Б. А. ЗУБАРЕВ — заведующий труппой
С. В. ЯНЕВСКАЯ — помощник главного режиссера по литературной части
Э. И. ЦЕХОВАЯ — заведующий художественно — постановочной частью
Л. А. САНДЛЕР — помощник режиссера
A. А. КРЫЛОВА — помощник режиссера
С. В. НОВОСЕЛОВА — помощник режиссера
Э. Н. МУЗЫЧЕНКО — заведующая гримерным цехом
B. Н. СОЛОДОВНИКОВ — художник по свету
И. Е. ДЕВЯТКИН — художник — декоратор
РУКОВОДЯЩИЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ:
Заместитель директора — Г. В. Шабунин
Главный администратор — Г. В. Шпак
Главный машинист сцены — А. М. Городецкий
Старший реквизитор — В. А. Ярославцева
Старший мастер по женским костюмам — Н. П. Кузло
Старший мастер по мужским костюмам — М. С. Шехтман
В 1973 году спектакль удостоен Государственной имени К. С. Станиславского
Н. Анкилов, лауреат Гос. премии РСФСР
- Назад
- Вперёд >>
- Омский государственный ордена Трудового Красного Знамени драматический театр. 1977 г.
- СОЛДАТСКАЯ ВДОВА
- ПРОТОКОЛ ОДНОГО ЗАСЕДАНИЯ
- МОЯ ЛЮБОВЬ НА ТРЕТЬЕМ КУРСЕ
- СМЕРТЬ ИОАННА ГРОЗНОГО
- ТАК НАЧИНАЛАСЬ ЛЕГЕНДА
- МСЬЕ ТОПАЗ
- ЧЕТЫРЕ КАПЛИ
- ОРФЕЙ СПУСКАЕТСЯ В АД
- ЭНЕРГИЧНЫЕ ЛЮДИ
- ЛЮБОВЬ ПОД ВЯЗАМИ
- ГРОЗА
- ЯСНАЯ ПОЛЯНА
- БЕСЕДЫ ПРИ ЯСНОЙ ЛУНЕ
- ПРОЩАНИЕ В ИЮНЕ
- ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ
- ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ КАЛОСА БЛАНКО
- МУЖ И ЖЕНА СНИМУТ КОМНАТУ
- ВКУС ЧЕРЕШНИ
- АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК
- ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ
- Выходные данные
- Все страницы