Омский Драматический Театр. 1970 г. — Страница 1

02 мая 2023 | 8:01

Каталоги | Проспекты Периодика Каталоги | Проспекты Омский Драматический Театр. 1970 г.

Омский Драматический Театр. 1970 г.

Страница 1 из 14

Проспект 1970 года. Омский драматический театрМИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР. ОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Омский Драматический Театр

 

Здравствуйте! Сегодня вы, уважаемые зрители, наши гости. И хочется не обмануть ваших ожиданий.

Правда, мы очень мало знакомы, чтобы эти ожидания были конкретными: омичи впервые гастролируют в Саратове.

Поэтому разрешите представиться — сказать несколько слов о себе. Омская драма. Ее история длинна почти так же, как история самого города. Сейчас даже трудно установить, с чего она началась, эта история.

С любительских спектаклей «Оперного дома», показанных жителям маленькой крепости на берегу Иртыша в далеком-далеком 1765 году?

А может быть, значительно позже, уже в следующем столетии, когда в Омск стали наезжать первые профессиональные актерские труппы?

Но как бы там ни было, а биография Омского драматического театра весьма продолжительна, и ее можно разделить на две эпохи — старую и новую.

Достаточно внимательно изучить старые театральные афиши, чтобы понять, как точно отражались на театре все перипетии тогдашней общественной борьбы.

Из пестрой мешанины водевилей, фарсов, мелодрам упорно пробивался свежий зеленый росток передового реалистического искусства: театр ставит Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина, Шиллера…

А в годы первой русской революции театр показывает своему зрителю не только Грибоедова, Чехова, Шекспира, но и новаторские пьесы Алексея Максимовича Горького.

Рассказывать о первом периоде истории театра — значит рассказывать и о замечательных актерах, игравших на его сцене: о гастролях А. Яблочкиной, Г. Федотовой, В. Комиссаржевской, В. Давыдова, П. Орленева. О той нелегкой борьбе за реалистическое искусство, которую вели лучшие мастера сцены.

И все-таки мы, омичи, считаем, что подлинная биография нашего театра началась полвека тому назад, когда рождалось новое государство, новый человек, новое искусство…

Уже в первой половине 20-х годов на афишах театра появляются имена Маяковского, Луначарского, Сейфуллиной, Ромашова… А сезон 1927—1928 годов был первым серьезным экзаменом на советскую пьесу :«Любовь Яровая» Тренева, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Разлом» Лавренева, «Бронепоезд 14-69» Иванова.

И этот экзамен советская пьеса выдержала. По данным журнала «Омский зритель», издававшегося у нас театральными энтузиастами в 1928 и 1929 годах, посещаемость театра увеличилась в этом сезоне почти в два раза.

Театр заполнил новый зритель. Именно тогда возникла одна из самых «живучих» традиций Омского театра — стремление к тесному общению с трудящимися.

Первые театральные диспуты, первые интервью «Что говорят рабочие о Гортеатре» нашли свое продолжение сегодня в тесной связи театра с коллективами заводов и предприятий города, со студенческой аудиторией.

За эти годы Омск стал городом по числу жителей почти миллионным. Крупнейшим индустриальным центром. В нем свыше двадцати тысяч студентов!

И как парни и девушки с городских окраин, люди в солдатских шинелях, когда-то заполняли партер театра для участия в диспуте «Интеллигенция и революция», так сегодня к нам приходит студенческая и рабочая молодежь на зрительские конференции и творческие встречи.

Актеры и режиссеры, работающие в нашем театре, стараются сочетать верность традициям с чувством современности. И когда слияние получается органичным, рождаются спектакли, о которых говорят и спорят не только их создатели, но и зрители.

«В старой Москве» Пановой (реж. В. Владычанский). Этот спектакль помнят не только омичи. Он имел большой успех на гастролях в Москве. В памяти омских театралов живы: «Дали неоглядные» Вирты (реж. Ю. Альховский), «Совесть» Павловой (реж. Я. Киржнер), «Матушка Кураж и ее дети» Брехта (реж. Е. Хигерович) и отмеченные дипломами: Всероссийского смотра горьковских спектаклей — «Старик» Горького (реж. Б. Малкин), Всероссийского смотра в ознаменование 50-летия Советской власти — «Конармия» Бабеля (реж. Ф. Шейн).

Создавая свою репертуарную афишу, мы стремимся включить в нее произведения мало известные или незаслуженно забытые.

Первое возобновление триумфально обошедшей в 20-е годы многие сцены страны пьесы Лидии Сейфуллиной «Виренея». Одна из первых постановок комедии Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Одна из первых на советской сцене постановок пьесы современного американского драматурга Теннесси Уильямса «Стекляный зверинец».

И новые постановки. Первое возобновление после долгого перерыва популярной в свое время советской классической пьесы Константина Симонова «Русский вопрос» (реж. И. Копытман).

Нам представляется важным подчеркнуть сегодня в этом спектакле тему гражданской принципиальности и душевной стойкости американского интеллигента в мире откровенного прагматизма.

Постановка главным режиссером нашего театра засл. деятелем искусств РСФСР Я. Киржнером трагедии знаменитого русского поэта и драматурга XIX века Алексея Константиновича Толстого «Смерть Иоанна Грозного». Спектакль о растлевающем слиянии самовластия на талантливую личность. Об ответственности власти перед народом.

возвращение зрителю почти не ставившейся на советской сцене пьесы А. Н. Островского «Дикарка», написанной им в сотрудничестве с Н. Я. Соловьевым (реж. И. Копытман). Это — пьеса «позднего» Островского, утвердившегося в своей позиции: «Дело поэта не в том, чтобы выдумать небывалую интригу, а в том, чтобы происшествие даже невероятное объяснить законами жизни».

Драматургия Карла Гуцкова, выдающегося немецкого писателя прошлого века, в России была представлена только пьесой «Уриэль Акоста». Мы прибавляем еще одно название — «Платок Мольера» («Прообраз Тартюфа»).

Мнение К. С. Станиславского об этой пьесе: «Играть стоит ради имени автора и новизны» сохранило актуальность до наших дней. Омский театр поставил пьесу впервые (реж. И. Копытман). Вы будете одними из первых ценителей и судей постановки и, мы уверены, присоединитесь к нашему мнению о достоинствах этой комедии.

Поиски оригинального репертуара никогда не являлись для нас самоцелью. Испытать творческие силы коллектива в создании спектакля по широко известному классическому произведению, которое имеет богатые традиции постановки на лучших сценах страны — не менее увлекательная и, уж во всяком случае, не менее трудная задача.

Вы увидите такой спектакль — героическую комедию Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» (реж. Я. Киржнер).

Свою историю в Омском драматическом театре имеет сценическая лениниана. Она началась в тридцатые годы… В разное время на сцене нашего театра с успехом прошли ленинские спектакли: «Человек с ружьем», «Ленин в Октябре», «Незабываемый 1919-й», спектакль о юности вождя — «Семья», «Третья патетическая», «Директор (по сценарию Ю. Нагибина).

Мы совершенно согласны с теми, кто считает, что в юбилейном году необходима особая ответственность в подходе к отображению на сцене образа В. И. Ленина, торжества ленинских идей. С теми, кто считает необходимым избежать опасной легкости в обращении с ленинской темой. С теми, для кого мерой ленинского сезона прежде всего является философский и эстетический масштаб происходящего на сцене.

Говорить о Ленине сегодня — это значит показывать на сцене нашего современника, характер человека, воплощающего в жизни ленинские заветы.

Поэтому мы включили в репертуар драму Юлия Чепурина «Мое сердце с тобой» (реж. Г. Сумкин) — одну из весьма редких в сегодняшней драматургии попыток поговорить всерьез о проблемах советской деревни; «Марию» Афанасия Салынского — пьесу о женщине-коммунистке, обладающей характером Комиссара наших дней.

Поэтому в нашем театре родилась пьеса (авторы Я. Киржнер и А. Мозгунов), посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и 25-летию Великой Победы народа в Отечественной войне.

«Так начиналась легенда» (реж. Я. Киржнер) — спектакль о нашем земляке, одном из лучших представителей советской военной интеллигенции, коммунисте — человеке, наделенном непреклонной силой воли и большой любовью к родине, Дмитрии Михайловиче Карбышеве.

Этим спектаклем мы открываем гастроли в вашем городе, после которых театру предстоит гастрольная поездка в Москву.

Мы надеемся, что общение со зрителями и критикой Саратова — города большой театральной культуры, поможет нам лучше подготовиться к ответственным гастролям в столице.

Прежде, чем откроется занавес, переверните страницу, познакомьтесь с нашими актерами. В спектаклях, которые мы привезли, выступят представители всех поколений.

И заслуженные и начинающие—мы все волнуемся. Хотим не обмануть ожиданий.

Третий звонок…

  • Назад
  • Вперёд >>
  • Омский Драматический Театр. 1970 г.
  • Люди театра
  • Так начиналась легенда
  • Русский вопрос
  • Мое сердце с тобой
  • Дом, который приносит счастье
  • Смерть Иоана Грозного
  • Дикарка
  • Сирано де Бержерак
  • Платок Мольера
  • Сверчок
  • Сказка о храбром Кикиле
  • Фотографии и иллюстрации
  • Выходные данные
  • Все страницы