Ольга Вихирева (школа 94) «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ» (По лирике А. С. Пушкина) — Страница 6

18 апреля 2023 | 0:16

Учебная Знание — Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области — Ольга Вихирева (школа 94) «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ» (По лирике А. С. Пушкина)

Страница 6 из 16

***

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияОльга Вихирева (школа 94)
«ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ» (По лирике А. С. Пушкина)

Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль, о его личности. Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его глубокость, и вместе с тем так человечно, гуманно!
В. Г. Белинский

Как известно, литературная слава порой весьма непостоянна. Не зависит от времени и моды лишь классика, к которой, без сомнения, можно отнести творчество Александра Сергеевича Пушкина. Что же привлекает сейчас читателей к произведениям этого замечательного поэта?

Пожалуй, наиболее важным чувством, звучащим во всей лирике Пушкина, является стремление к свободе в самом широком, понимании этого слова: свободе страны, родной земли, свободе творчества, стремлений, пристрастий.

В раннем стихотворении «Лицинию» поэт, говоря о пороках Древнего Рима, несомненно, имеет ввиду свою страну, предостерегая «гордый край разврата, злодеянья»: «Свободой Рим возрос, рабством погублен». В известной оде «Вольность» звучит прямое обвинение «неправедной Власти», «самовластелительному Злодею», слышится ничем не скрываемый призыв к открытой борьбе!

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок….
Тираны мира? трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Свобода страны неотделима от свободы народа. Для поэта невозможно равнодушное отношение к «невежества убийственному позору», к «дикому Барству», царящему на Родине!

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по маним царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

(«Деревня»)

Знакомство с передовыми для своего времени идеями, общение с декабристами оказали сильное влияние на гражданскую позицию Пушкина, готового вместе со своими товарищами «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Однако в творчестве поэта встречаются и такие стихотворения, в которых есть сомнение в правильности (точнее, в своевременности) своего труда, сознание того, что он «свободы сеятель пустынный», «вышел рано, до звезды»:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
… Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

(«Свободы сеятель пустынный… «)

Да, Пушкин не был на Сенатской площади, не участвовал непосредственно в восстании декабристов, которое было обречено на поражение. Сам поэт так пишет об этих событиях:

Погиб и кормщик и пловец!
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою…

(«Арион»)

Постоянна присутствует в творчестве Пушкина тема Поэта и Поэзии, священного служения Музам. Настоящий поэт может быть «всех ничтожней» лишь до той поры, когда к нему приходит вдохновенье, когда певец, отрешившись от «забав мира», идет «дорогою свободной» и полностью отдается во власть звуков. Пушкин пишет:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

(«Поэт и толпа»)

Но этот отказ от «житейского волненья» не означает отказа от жизни общества, от судеб людей. Поэт может стать Пророком, к которому обращается сам Бог:

Восстань, пророк, и виждь и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

(«Пророк»)

Такое высокое предназначение поэта нисколько не противоречит желанию общаться со своими друзьями, любить, наслаждаться красотой природы, естественному для каждого человека. Замечательное стихотворение «Пущину» проникнуто не только Благодарностью «бесценному другу», но и искренним желанием помочь ему, «озарить заточенье лучом лицейских ясных дней». «Свободный глас» поэта доходит в «каторжные норы», вселяя уверенность в то, что «желанная пора» наконец придет:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И Братья меч вам отдадут.

(«Во глубине сибирских руд… «)

Как драгоценны для Пушкина воспоминания о Лицее, друзьях юности! Перед читателем проходят «кудрявый певец» Корсаков, «чужих небес любовник беспокойный», «волн и бурь любимое дитя» Матюшкин, «счастливец с первых дней» Горчаков, «вещун пермесских дев» Дельвиг, «брат родной по музе, по судьбам» Кюхельбекер… Всех этих людей объединяет их настоящее отечество — Царское Село:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

(«19 октября»)

Для всей поэзии Пушкина характерно особое отношение к женщине как к святыне, «гению чистой красоты». Только она может быть утешением среди «грусти Безнадежной», «тревог шумной суеты». Любовь — чувство, возвращающее к жизни, заставляющее ценить жизнь:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

(«Я помню чудное мгновенье…»).

Сердце поэта «не любить не может», но эта любовь не эгоистична. В проникнутом светлой печалью стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может… « звучит самое высшее проявление чувства — добровольный отказ от своего счастья ради любимой женщины:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас Больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем…
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Пушкин тонко чувствует не только внутреннюю красоту человека, но и красоту природы. Поэт противопоставляет суетному свету «мирный шум дубров», «тишину полей», которые рождают «жар к трудам» и «творческие думы». В стихотворении «К морю», носящему романтический характер, гордая, торжественная красота моря лишь сильнее подчеркивает зависимость, несвободу человека, который не может «навек оставить скучный, неподвижный Брег»:

Моей души предел желанный!
Как часто по Брегам твоим
Бредил я, тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

В более поздних произведениях читатель встречает совершенно другой пейзаж. Осенний день, роща с почти облетевшей листвой, застывший пруд, «уснувшие дубровы» дороги поэту по-своему:

Унылая пора! очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

(«Осень»)

Чувство любви к природе более зрело, глубоко. Оно постепенно переходит в сожаление о Бренности человека. Знакомая местность напоминает о счастливых днях прошлого. В родном «уголке земли» поэта «минувшее объемлет живо». Вновь возникает мотив светлой грусти, но грусть эта, по словам Белинского, «усмиряет муки души и целит раны сердца».

Мне кажется, интерес к лирике Пушкина не угаснет никогда. В наш «жестокий век» так необходимы светлые человеческие чувства, добрые чувства! В любом возрасте человек открывает для себя нового Пушкина, находит что-то свое, личное. Я надеюсь, настоящее, серьезное знакомство с творчеством этого удивительного поэта у нас еще впереди.

 

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области
  • Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА… (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)
  • Марина Габсева (общеобразовательный лицей Первомайского района) В ЕГО РОМАНАХ «ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИЗОБРАЖАЕТСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, — ЕЩЕ НЕБЫВАЛОЙ В НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (Н. СТРАХОВ)
  • Анна Неучева (школа-гимназия 140) ЧТО МНЕ ОТКРЫЛОСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ М. БУЛГАКОВА И А. ПЛАТОНОВА
  • Ирина Макеева (школа — гимназия. 140) ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА
  • Ольга Вихирева (школа 94) «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ» (По лирике А. С. Пушкина)
  • Юлия Чернышева (школа 84). «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ» (С. Есенин). (По лирике С. Есенина)
  • Елена Братских (школа-гимназия 19) «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ «(С. Есенин).
  • Евгений Погарский (школа 19) ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • Дмитрий Ходос (школа 72) «НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолиа-Кюри).
  • Светлана Велитарская (школа 117). «НЕЛЬЗЯ, ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ТЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолио-Кюри).
  • Максим Кривда (школа-гимназия 19) «В ЧЕЛОВЕКЕ, В ЕГО СКРОМНОЙ ОСОБЕННОСТИ, В ЕГО ПРАВЕ НА ЭТУ ОСОБЕННОСТЬ — ЕДИНСТВЕННЫЙ, ИСТИННЫЙ И ВЕЧНЫЙ СМЫСЛ БОРЬБЫ ЗА ЖИЗНЬ» (В. Гроссман),
  • Евгения Тюменцева (школа 48) «ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО… МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов).
  • ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Как писать, сочинение
  • ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ, ПИСАВШИХСЯ Б РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В ПРОШЛОМ УЧЕБНОМ ГОДУ
  • Выходные данные
  • Все страницы