НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов — Страница 4

17 марта 2023 | 22:34

Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.

Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов

Страница 4 из 22

Конференция подвела итоги большой работы по внедрению и совершенствованию системы общественно-политической практики в Омских вузах в свете решений XXV съезда КПСС и XVIII съезда ВЛКСМ, постановлений партии и правительства по идеологической работе и высшей школе.НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ
Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов

Студенческая аудитория нашего города — это 33-х тысячный отряд Ленинского комсомола, творчески овладевающий современной наукой, активно приобретающий знания и практические навыки, необходимые специалистам высокой квалификации, которым предстоит трудиться на различных участках экономического, хозяйственного и культурного строительства.

Во всех вузах нашего города с начала 70-х годов внедряется и постоянно совершенствуется система общественно-политической практики. Накопленный опыт уже позволяет подвести некоторые итоги ее развития, участия комсомольских организаций в работе по повышению эффективности ОПП, наметить пути улучшения этой работы.

Методологической основой ОПП являются знания, получаемые студентами в процессе изучения общественных наук, документов КПСС и советского правительства. Можно отметить тесную совместную работу комсомольского актива и кафедр общественных наук автодорожного, медицинского, ветеринарного, транспортного институтов, которая дает ощутимые результаты. В этих вузах проводятся совместные заседания кафедр общественных наук и комитетов ВЛКСМ, комсомольские собрания в группах с участием преподавателей-обществоведов, на которых обсуждаются состояние изучения студентами марксистско-ленинской теории, вопросы повышения эффективности коммунистического воспитания студентов. Главный акцент в этой работе делается на привитие студентам умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в нарастающем потоке научной и политической информации.

Большой интерес у будущих специалистов вызывают конкурсы студенческих работ по общественным наукам, истории ВЛКСМ и международного молодежного движения — эффективная форма углубленного изучения студентами социально-экономических дисциплин.

По инициативе комитетов комсомола и кафедр политехнического, транспортного, сельскохозяйственного институтов в области третий год проходят олимпиады по философии, политэкономии, основам научного атеизма. Эту новую форму научной работы отличают серьезная самостоятельная подготовка, соединение теоретических знаний с жизнью и практикой коммунистического строительства, дух соперничества. Отдел студенческой молодежи ЦК ВЛКСМ поддержал эту инициативу.

Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора завоевали авторитет в учебных заведениях, в них занимается около 10 тысяч студентов. Это позволяет вооружить будущих специалистов знаниями, методикой и навыками пропагандистской и агитационно-массовой работы, воспитывать активное отношение к политической, общественной и научной информации. Заслуживает внимания опыт работы факультета общественных профессий сельскохозяйственного института, где занимаются 35 процентов студентов дневного отделения. Обучение проводится на основании утвержденных программ, при хорошей активности студентов, и умелой организации практики слушателей. ФОП ОмСХИ имеет 13 отделений, на которых обучается 1772 человека. Деканат ФОП, комитет ВЛКСМ привлекают к проведению занятий преподавателей вуза, комсомольских работников, налаживают работу по установлению связей со своими выпускниками. Есть хорошие примеры работы их выпускников. Выпускница ФОП Зеленина Валентина руководит драмколлективом в Муромцево, Дщериван руководит коллективом бального танца в с. Павлоградка и т. п.

Но комитеты комсомола не добились такого положения, чтобы каждый студент за годы обучения в вузе заканчивал школу молодого лектора или факультет общественных профессий. Более того, ежегодно отсев с факультетов и школ составляет до 20 процентов слушателей. К примеру на ФОПе СибАДИ занимаются лишь 19 процентов студентов и 25 процентов из них выбывают во время учебы.

В центр внимания каждого комитета комсомола надо поставить подготовку кадров пропагандистов, лекторов, руководителей кружков и теоретических семинаров системы комсомольской политучебы, организаторов шефской, военно-патриотической, культурно-массовой и спортивной работы.

Важное место в системе ОПП занимает Всесоюзный агитпоход студенческой молодежи, являющийся своеобразным итогом развития общественно-политической подготовки студентов. Участники агитпохода — активные пропагандисты решений XXV съезда КПСС, общественно-политических и научных знаний, советского образа жизни. За последние два года число его участников возросло более чем на 2 тысячи, улучшилось качество проводимых мероприятий. Членами агитпоездов транспортного института, агитбригад сельскохозяйственного, ветеринарного, политехнического, медицинского институтов, «Звездных эстафет» физкультурного института прочитаны тысячи лекций, даны сотни концертов, проведено большое количество соревнований.

Однако, следует улучшить организационную работу, ввести четкий единый учет сделанного, обеспечить заблаговременное составление маршрутов агитколлективов. Дальнейшего улучшения требует и идейно-художественный уровень программ, исполнительское мастерство членов агитбригад.

Большую роль в развитии общественно-политической активности студентов играет участие в подготовке и работе студенческих строительных отрядов. Эта форма важна потому, что в студенческих строительных отрядах за время обучения работает почти каждый студент. В год своего двадцатилетия областной студенческий отряд был сформирован численностью 9600 человек.

ССО 1979 года (как и всех предыдущих) — это не только 19,2 млн. рублей освоенных капиталовложений. Принципы работы отрядов (полное самоуправление, единство производственных и общественно-политических задач) позволяют проявить и закрепить навыки организаторской и общественно-политической работы, на практике применять принципы научной организации труда, умение работать с людьми, ценить коллективный опыт, эти качества необходимы будущему руководителю.

В вузах города за время существования ОПП накоплен опыт организации общественно-политической работы в ходе производственной практики. В период практики студенты входят в производственный коллектив, включаются в трудовой ритм предприятия, живут его целями и заботами.

Под руководством опытных рабочих, инженеров они закрепляют и углубляют полученные знания, постигают вопросы профессионального мастерства, приобретают необходимые организаторские навыки, Большую заботу об организации практики проявляет комсомол.

Положительно зарекомендовала себя в этом году форма организации практики по типу студенческих отрядов. Имеются в виду отряды «Станочник», которые работали на Сибзаводе, заводе «Омэлектроточприбор», моторостроительном объединении и некоторых других предприятиях города. Такая форма позволяет организационно улучшить выполнение общественно-политического раздела практики каждым студентом, дает возможность использовать коллективные поручения, облегчает работу с практикантами общественным организациям предприятия.

Вместе с тем в организации производственной практики студентов есть еще немало недостатков и неиспользованных резервов. Медленно внедряются договоры о творческом содружестве между комсомольскими организациями вузов и базовых предприятий. Установление таких связей на основе долгосрочных договоров повышает эффективность ОПП.

Проведение мероприятий по общественно-политической практике должно обеспечить последовательное приобретение знаний и навыков организаторской и общественно-политической работы студентов от курса к курсу, дифференцировано с учетом их возрастных особенностей, жизненного опыта и уровня профессиональной подготовки. В этом важную роль играет совершенствование системы общественных поручений в вузе.

Школой организаторской и воспитательной работы для студентов является работа в выборных комсомольских, профсоюзных органах, а так же органах общественного самоуправления. Только выборный вузовский комсомольский актив насчитывает около 6,5 тысячи студентов. Поэтому важно организовать систематическую учебу этого актива, проводить ее дифференцированно, с широким использованием активных методов обучения. Здесь можно отметить положительный опыт работы комитетов ВЛКСМ сельскохозяйственного и политехнического институтов. В частности в ОмСХИ работа поставлена так, что обучение проходят ответственные за ОПП в каждой группе.

Это особенно важно, поскольку группа является центром проведения ОПП, и здесь конкретно для каждого студента определяются формы прохождения ОПП, оказывается необходимая помощь, контролируется ход практики и проводится аттестация. Поэтому большая роль при проведении практики возлагается на комсомольское бюро, куратора группы, преподавателей, ведущих семинарские занятия по общественным наукам.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
  • НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
  • ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
  • Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
  • Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
  • Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
  • В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
  • В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
  • Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
  • А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
  • Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
  • В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
  • Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
  • А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
  • К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
  • Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
  • И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
  • А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
  • В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
  • Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
  • Все страницы