Наши предложения о перестройке высшей школы — Страница 7

28 февраля 2023 | 7:08

Газеты Периодика Газеты Кировец №25 (398) 24.10.1958

Кировец №25 (398) 24.10.1958 — Наши предложения о перестройке высшей школы

Страница 7 из 16

Малотиражка. Газета Кировец Омского сельхозинститутаНаши предложения о перестройке высшей школы

Учиться на производстве

Успехи, достигнутые нашей страной в области развития науки и техники, являются свидетельством того, что высшая школа успешно справляется с подготовкой специалистов высшей квалификации. Но можно ли останавливаться на достигнутом, когда дальнейшее развитие науки и техники предъявляет все новые и новые требования к высшей школе?

Особое внимание должно быть уделено приближению системы высшего образования к производству. Совершенствование системы высшего образования в этом направлении позволит повысить качество подготовки выпускаемых специалистов и решить проблему воспитания молодежи.

В технических институтах и, в частности, по гидромелиоративной специальности, где готовятся инженерные кадры для строительства с сезонным характером производства, в организации учебного процесса может осуществляться семестровое чередование дневных занятий в институте с работой на производстве.

По нашему мнению, учебный план должен выглядеть следующим образом.

Занятия начинать 1 октября на всех курсах. Теоретический семестр должен продолжаться до 1 апреля. По дисциплинам, имеющим незначительный объем часов, экзамены сдаются по окончании курса.

К концу теоретического семестра на экзаменационную сессию выносятся только годовые дисциплины. Продолжительность экзаменационной сессии необходимо предусмотреть не три недели, а четыре, т. к. число экзаменов возрастет.

По окончании экзаменов проводятся учебные (инструкторские) практики, а затем — каникулы.

С 15 июня по 1 октября студенты всех курсов работают на производстве. После I курса студенты занимают должности рабочих-реечников, если они будут работать в изыскательских отрядах, или разнорабочих на земляных, каменных, бетонных, плотничных и других работах.

После II курса студенты уже могут работать старшими рабочими, как в изыскательских отрядах, так и на строительных площадках.

По окончании производственного обучения, после II курса, студенту квалификационной комиссией на месте его работы устанавливаются (разряды по двум — трем специальностям. Например: плотник III разряда, каменщик и бетонщик IV разряда. Разряды заносятся в трудовую книжку, которую студент получает после первой производственной работы.

Студенты III и IV курса проходят изыскательскую и строительную практику.

После окончания теоретического обучения в институте и сдачи экзаменов студенты V курса откомандировываются на один год на преддипломную практику. За это время они проведут изыскания, обработку изыскательских материалов и составление по ним проектной документации. Здесь же они подбирают материал для дипломного проектирования и выполняют дипломный проект полностью или частично, чтобы для завершения его в институте потребовалось не более полутора— двух месяцев вместе с защитой.

Сопоставление ныне существующего учебного плана и нами предложенной схемы показывает, что время обучения будет продолжаться не 251 неделю, как предусматривается по действующему плану, а 303 недели.

Данные по бюджету время представляются в таком виде: первая колонка — по действующему ныне учебному плану. Вторая — по предлагаемой схеме (в неделях):

Теоретичеок. обучение 141 130 Экзаменац. сессии 27 15 Каникулы 33 30 Производств. обучение 35 119 Дипломная работа 15 9 итого 251 303

Увеличение срока обучения с 4 лет 10 месяцев до 5 лет 10 месяцев связано только с удлинением производственного обучения. Такое увеличение не должно повлиять на повышение расходов по подготовке специалистов высшей квалификации.

При существующем порядке студент, хорошо успевающий в материально нуждающийся, получает государственную стипендию на протяжении всего срока обучения.

При увеличении срока обучения выплата стипендии, как предусматривается в записке Н. С. Хрущева, будет осуществляться по тому же принципу, но только в период теоретического обучения, экзаменационных сессий, каникул и дипломного проектирования. В период же производственного обучения студент назначается на оплачиваемую должность, и заработок его будет зависеть от количества выработанной им продукции.

Перестройка учебного процесса по такому принципу будет содействовать трудовому воспитанию молодежи на основе органического соединения общественно-полезного труда студентов с обучением.

Сезонный характер производства позволит в рабочий сезон легко устроить студентов на рабочие места и даст строительному производству несколько сот тысяч молодых здоровых рук.

Работая непосредственно на строительной площадке, студент приобретает квалификацию. Это даст ему возможность со знанием дела, без робости руководить подчиненными после окончания вуза.

Годичная преддипломная практика является как бы стажировкой молодого специалиста. Здесь студент вливается в трудовую семью строителей, приобретает организаторские навыки, подробно знакомится с технологией строительного производства, новейшими механизмами.

Имея такую подготовку, автор дипломной работы со знанием дела, критически будет подходить к выбору того или иного варианта будущего сооружения, используя достижения передовой науки и техники.

Перестройка должна проходить постепенно. Она потребует пересмотра программ, перераспределения часов по дисциплинам, поисков лучшей формы проведения производственного образования.

Попутно хотелось бы остановиться и на сроках проведения вступительных экзаменов в институты.

Принятый срок экзаменов с 1 августа, по нашему мнению, ничем не оправдан. Сотни тысяч молодых здоровых рук отрываются на 2—3 месяца от производства в самый напряженный строительный сезон: июнь—сентябрь.

Перенесение срока экзаменов, предположим, с 1 декабря не ухудшило бы положения, а в некоторой степени помогло и производству, и самой молодежи в серьезном выборе специальности.

А. ЕЛХИН, доцент, декан гидромелиоративного факультета.

***

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Кировец №25 (398) 24.10.1958
  • Этапы большого пути
  • Наш вклад в комсомольскую копилку
  • 40 лет Ленинскому комсомолу
  • Отчетно-выборные собрания в парторганизациях
  • В честь XXI съезда КПСС
  • Наши предложения о перестройке высшей школы
  • В ИНТЕРЕСАХ ЗАОЧНИКОВ
  • В новом учебном году
  • С каждым годом, с каждой минутой рос и мужал комсомол института
  • Советы первокурснику
  • В новом учебном … На землеустроительном факультете
  • В честь 40 летия ВЛКСМ
  • Большая работа
  • Фотографии и иллюстрации
  • Выходные данные
  • Все страницы