Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов — Страница 6

14 апреля 2023 | 16:08

Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.

Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов

Страница 6 из 22

Конференция подвела итоги большой работы по внедрению и совершенствованию системы общественно-политической практики в Омских вузах в свете решений XXV съезда КПСС и XVIII съезда ВЛКСМ, постановлений партии и правительства по идеологической работе и высшей школе.Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК
Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов

По мере развития высшей школы особое значение приобретает общественно-политическая деятельность студентов. Именно она представляет главное средство ликвидации разрыва между профессиональной (в узком смысле слова) и общественно-политической подготовкой студентов.

Сегодня навыки организаторской, общественно-политической и воспитательной работы выступают не только как желаемые качества специалистов, но и как неотъемлемая часть их профессиональной подготовки. Отсюда то огромное внимание к развитию общественно-политической деятельности студентов, которое уделяют ей профессорско-преподавательские коллективы, партийные и комсомольские организации лучших вузов страны. Внимание это обоснованно тем обстоятельством, что успешная деятельность руководителя производственного коллектива зависит не только от специальных знаний, вынесенных из вуза, но прежде всего — от умения работать с людьми.

Сейчас в большинстве вузов сложились эффективные формы организации системы общественно-политической практики, намечены и осуществляются мероприятия по ее проведению. Начинают выявляться особенности этой практики в зависимости от профиля вуза и сферы будущей деятельности его выпускников. Система ОПП развивается, совершенствуется, повышается ее эффективность. Однако дальнейшее ее развитие требует эксперимента, проверки опытом тех или иных ее форм.

На основании указаний ЦК ВЛКСМ вся деятельность студентов в системе общественно-политической практики за каждый семестр, учебный год проводится и оценивается в рамках ленинского зачета, аттестации.

Ленинский зачет, пожалуй, единственная из форм работы вузовской комсомольской организации, которая располагает возможностью связать воедино учебу, труд, общественную работу и отдых студентов. Причем эта связь сохраняется без существенных изменений на протяжении всех лет обучения в вузе. Большое внимание уделяется проведению аттестации студентов. Аттестационные комиссии групп, избираемые на комсомольском собрании после принятия индивидуальных обязательств, не просто контролируют выполнение их, но и стремятся всесторонне оценивать участие комсомольцев в общественной жизни и сдвиги в его идейном и профессиональном развитии. Очень важно, чтобы при обсуждении итогов работы каждого студента была дана заслуженная принципиальная оценка его деятельности. От правильности оценки во многом будет зависеть последующее отношение студента к общественно-политической практике.

Аттестация в учебной группе — это дополнительный рычаг, с помощью которого можно, с одной стороны, выделить инициативных, общественно-активных студентов, с другой, — влиять на равнодушных, малоактивных посредством оценки со стороны своих же товарищей, критически, открыто характеризуя деятельность каждого. А это очень важно с точки зрения воспитания коллективом.

Знакомясь с постановкой общественно-политической практики в ряде омских вузов и институтов нашего профиля, приходишь к выводу, что частные задачи практики, особенности ее организации в различных вузах, в зависимости от местных условий, решаются по-разному. И это понятно. Однако, цель практики, ее содержание должны быть едиными для всех институтов.

Много вопросов возникает в связи с подведением итогов ОПП. Как часто это делать (один, два раза в год?), в какой форме (на собрании, в группе, путем собеседования актива с каждым студентом или во время экзаменов по общественным наукам?), в каком документе отражать итоги (в специальной зачетной книжке или на вкладышах в обычную зачетную книжку?) и, наконец, где должны концентрироваться сведения по результатам практики (в деканатах, в комитете комсомола или на кафедрах общественных наук?).

Применительно к условиям ОГИФК в систему ОПП включены все основные подразделения и организации института, каждое звено занимает в этой системе определенное место, что регламентировано положением об ОПП.

Аттестация проводится в учебных группах в 2 этапа: 1-й этап после окончания зимней сессии, т. е. за период первого семестра, включая итоги работы студентов в ССО; II-й этап — после окончания летней сессии, т. е. оценивается работа студентов в целом за учебный год.

Общее руководство, координацию и контроль за ходом проведения ОПП осуществляет Совет по ОПП.

Мы придаем большое значение подготовительной работе, предшествующей аттестации. Перед аттестацией обязательно проводится инструктаж кураторов и актива учебных групп относительно процедуры проведения собраний.

Создаются комиссии из представителей кафедр общественных наук, деканатов, комитета ВЛКСМ, кураторов, которые участвуют в проведении собраний в учебных группах.

Привлечением к организации и проведению аттестации ответственных руководителей подразделений подчеркивается значение этого мероприятия. С другой стороны, — используется возможность изучить склонность студентов к той или иной деятельности.

Нами введена аттестационная книжка студента по ОПП, где определен дифференцированный по курсам перечень важнейших общественно-политических и организаторских знаний, умений и навыков, овладение которыми необходимо каждому будущему специалисту.

Разработана памятка куратору о его правах и обязанностях.

Вводится ежегодно день куратора для проведения методических занятий (1 раз в месяц).

С учетом последних требований переработано положение по ОПП.

Разработаны аттестационные листы, которые служат основой для составления характеристики студента. Результаты аттестации учитываются при назначении на стипендию, при направлении на работу и т. п.

Практика проведения аттестации позволяет непрерывно отыскивать наиболее действенную систему общественных поручений, рекомендаций, которая предусматривает развитие у будущих специалистов организаторских и исследовательских навыков, столь необходимых современному педагогу-тренеру.

В 1978—1979 учебном году нами была организована УИРС во время педагогической практики в общеобразовательных школах. Доклады предварительно обсуждались в бригадах, а лучшие из них выносились на итоговую конференцию. Эту форму внедрения УИРС мы намерены развивать.

В 1979—80 учебном году комитетом ВЛКСМ в «Положение о социалистическом соревновании» на «лучшую учебную группу», посвященном 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, введены разделы по ОПП. Итоги конкурсов будут учитываться при аттестации в учебных группах.

Каковы же результаты нашей работы по итогам аттестации? Студентами под руководством преподавателей в рамках производственных практик, в ССО, СНО, на уборке урожая, во время походов, на промышленных объектах города, области, в коллективах предприятий и ДСО проведено:

  • в 1977—78 учебном году более 4310 мероприятий различного характера с охватом 112,5 тыс. человек, т. е. в среднем на 1 студента приходилось по 4 мероприятия с охватом 100 человек;
  • в 1978—79 учебном году — 6100 мероприятий с охватом более 160 тыс. человек, т. е. на одного студента приходилось по 6 мероприятий с охватом 160 чел. на каждого.

За этими цифрами стоит большая, полезная работа студентов и преподавателей в деле расширения круга навыков профессиональной подготовки.

Одним из критериев общественно-политической активности студентов можно принять во внимание и такой объективный показатель, как успеваемость по общественным наукам.

Активная работа на лекциях и семинарах, глубокий интерес к важнейшим проблемам марксистско-ленинской теории и политики КПСС, выступления с докладами и рефератами — все это заслуживает высокой оценки преподавателя и может характеризовать высокий уровень общественно-политической активности данного студента.

В этом процессе ведущая роль, безусловно, принадлежит кафедрам общественных наук.

Определенное улучшение работы кафедр общественных наук, более ответственное отношение к ОПП в институте позволило значительно повысить качественный показатель на государственных экзаменах по научному коммунизму.

Так, студенты спортивного факультета выпуска 1979 года на 20% имели больше хороших и отличных оценок, по сравнению с выпуском 1977 года (качественный показатель — 87,5%); студенты педагогического факультета выпуска 1979 года имели качественный показатель по научному коммунизму — 94%, что на 7,5% выше, чем у выпускников 1977 года.

Взятый в последнее время в институте курс на максимальное привлечение студентов к самостоятельной организации и проведению мероприятий общественно-политического характера постепенно претворяется в жизнь, оправдывает себя.

Система общественно-политической практики способствует решению поставленной XXV съездом КПСС задачи комплексного подхода в деле формирования духовного облика молодежи, обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
  • НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
  • ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
  • Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
  • Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
  • Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
  • В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
  • В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
  • Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
  • А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
  • Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
  • В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
  • Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
  • А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
  • К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
  • Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
  • И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
  • А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
  • В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
  • Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
  • Все страницы