Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента — Страница 8

13 апреля 2023 | 4:58

Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.

Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента

Страница 8 из 22

Конференция подвела итоги большой работы по внедрению и совершенствованию системы общественно-политической практики в Омских вузах в свете решений XXV съезда КПСС и XVIII съезда ВЛКСМ, постановлений партии и правительства по идеологической работе и высшей школе.Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ
Общественно-политическая практика и социальная активность студента

Вырабатывая концепцию общественно-политической практики и тактическую линию на ее воплощение в вузе, партийные организации и вузовский комсомол, все, имеющие отношение к этой проблеме, должны четко представлять характерные черты современного вузовского процесса образования и воспитания. В перспективе он будет развиваться в сторону усиления изучения студентами фундаментальных наук (математики, физики, химии, биологии, философии, междисциплинарных научных комплексов). Отметим здесь, что, во-первых, знания из области конкретных наук стареют морально быстрее, чем из области фундаментальных наук. Во-вторых, все более заявляет о себе фактор многопрофильности в образовании. Многопрофильность снимает узкий профессионализм в подготовке специалиста, который должен мыслить не только технологическими, но и социальными категориями. В-третьих, математизация наук и интеграция научного знания ведет к усилению роли методологической и мировоззренческой функции философии. Так, изучение студентами философии (и в этом смысле развитие их гносеологической активности) в значительной степени расширяет общекультурный уровень, делает общемарксистскую подготовку фундаментальной, и тем самым позволяет студентам глубоко и вдумчиво оценивать происходящие события в мире, строго и объективно анализировать не только социальные процессы, но и свое место в группах, обществе в целом, все способы и формы своей жизнедеятельности. Философия как ядро мировоззрения и выступает здесь «предельно обобщенным упорядоченным взглядом на окружающий мир» (Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972, с. 269.) в целях социальной ориентации личности студента.

Вузовский процесс, предполагая формирование универсального специалиста, означает, в-четвертых, реализацию идеи непрерывного самообразования и самовоспитания, идею постоянной гносеологической, научной, философской активности. В таком случае философские лекции и практика перестают быть основным средством передачи информации, а должны выполнять организующую роль в познавательном процессе, будить познавательный интерес личности студента, Формами философской активности студентов могут быть такие, как активное изучение студентами философских проблем по классической и современной монографической литературе (написание конспектов по философским трудам Маркса, Энгельса, Ленина, комментариев по избранным главам, темам, подготовка докладов и рефератов и т. п.). Более высокой формой активности выступает участие студентов в теоретических конференциях, внутривузовских и межвузовских философских олимпиадах.

В вузах при кафедрах общественных наук в целом, а при кафедре философии в особенности важно иметь научные кружки, которые должны стать стимуляторами роста творческой активности личности студента.

Основными формами социальной активности студентов являются творческое изучение общественных наук и выполнение общественных поручений. Проведенные нами социологические исследования подтверждают в общем и целом результаты исследований, проведенных ленинградскими, харьковскими, минскими социологами в 1971—1978 гг., относительно мотивов и ценностных ориентаций студентов, участвующих в этом процессе ( См.: Иконникова С. Н. Молодежь. Изд-во ЛГУ, 1974; Лисовский В. Г., Дмитриев А. В. Личность студента. ЛГУ, 1974; Студент и его деятельность. Изд-во БГУ, Минск, 1978.). Опрос студентов третьего курса ряда факультетов ОмПИ показал, что студенты высоко оценивают роль общественных наук. Так, на вопрос: «Какую пользу принесло Вам изучение истории КПСС и диалектического материализма?» — 85,8% опрошенных сказали, что общественные науки расширяют их кругозор, повышают общеобразовательный уровень, помогают лучше понять действительность, дают ответы на волнующие вопросы жизни. Видимо, не случайно студенты старших курсов инженерно-технических вузов пробуют свои силы в школах лекторского мастерства, выступая внештатными лекторами институтских комитетов ВЛКСМ и райкомов ВЛКСМ.

Анализ социологических исследований также показывает, что из общего числа опрошенных студентов общественной работой (важная часть общественно-политической практики) в различных формах ее проявления было охвачено более 85% студентов (Студент и его деятельность, с. 62—63.). Вместе с тем, полученные результаты позволяют установить тот факт, что общественной работой заняты далеко не все студенты. Немалое количество студентов не принимает активного участия в деятельности вузов, проявляя определенное безразличие к общественным делам коллектива. Так, из всей выборочной совокупности в общественной работе активно участвует около половины (49,3%) студентов, 36,8% — лишь эпизодически, а 13,9% — вовсе не имеют общественных поручений (Студент и его деятельность, с. 62—63.). В наше исследование был включен вопрос об отношении студентов к общественной работе. В целом большинство студентов положительно оценивают роль общественной работы. Так, 50% опрошенных сказали, что общественная работа прививает навыки работы с людьми, развивает инициативу, организаторские способности личности, помогает разобраться в широком круге проблем. Однако, часть студентов (16,9%) заявили, что общественная работа мешает учебе. Очевидно, здесь налицо не столько негативное отношение к выполнению общественных поручений, сколько факт перегруженности активистов, узость круга вузовского актива, существующая недооценка вовлечения в общественную работу всех без исключения студентов, начиная с первого курса (9,8% опрошенных третьекурсников все еще не имели общественных поручений).

Формирование активной жизненной позиции человека, о чем говорилось на XXV съезде КПСС, должно стать главным содержанием всей учебно-воспитательной работы в вузе.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
  • НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
  • ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
  • Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
  • Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
  • Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
  • В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
  • В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
  • Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
  • А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
  • Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
  • В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
  • Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
  • А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
  • К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
  • Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
  • И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
  • А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
  • В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
  • Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
  • Все страницы