Юлия Чернышева (школа 84). «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ» (С. Есенин). (По лирике С. Есенина) — Страница 7

30 марта 2023 | 4:46

Учебная Знание — Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области — Юлия Чернышева (школа 84). «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ» (С. Есенин). (По лирике С. Есенина)

Страница 7 из 16

***

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияЮлия Чернышева (школа 84).
«ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ» (С. Есенин). (По лирике С. Есенина)

Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь Берегу.
С. Есенин.

В 1924 году, в день 125-летнего юбилея А. С. Пушкина, Есенин стоял на ступеньках пьедестала, в руках держал Букет цветов, который потом возложил к подножию памятника. Поэт читал свое стихотворение, посвященное Пушкину:

А я стою как пред причастьем, И говорю в ответ тебе — Я умер бы сейчас от счастья, Сподобленный такой судьбе. Он шел к пушкинской гениальной простоте через русский фольклор. У народа-языкотворца учился всю жизнь искусству слова. В юные годы, впервые прочитав «Слово о полку Игореве», Есенин был «совершенно ошеломлен им, ходил, как помешанный». Он хотел пропеть свою неповторимую песнь о России. Поэт по праву мог сказать о себе с гордостью: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Но петь ему оставалось, недолго… Юрий Либединский рассказывал: «Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, мы обнесли гроб с телом его вокруг памятника Пушкина. Мы знали, что делали, — это был достойный преемник пушкинской славы».

Десятки лет Есенин был запрещенным поэтом, из школьной программы его изъяли. Сотни тысяч читателей были обворованы, лишены возможности учиться любить свою страну. Не случись этого, может быть сегодня мы стали бы иными? Духовно Богаче? Увереннее, добрее, милосерднее? Писать стихи Есенин начал рано, с девяти лет. И все посвятил только одной теме — теме родины. О чем бы он ни писал: о селе Константинове, о родных лесах, о животных, о любви, о женщине, о матери — все это в конечном итоге — родина, Россия. Русь. Поэт любил звучание этого нежного слова «Россия»: в нем для него были и синь, и роса, и свет. Даже в своей фамилии Есенин слышал отголосок слов «ясень», «осень», «сила». Любимыми цветами поэта стали синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки заграживают синь»).

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Каждая поэтическая строка Есенина согрета чувством Безграничной любви к родному краю. В ранних стихах он с любовью выписывал мелкие деревенского быта:

Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в лаз.

Ничего не пропускает зоркий глаз поэта. Мы видим «сажу над заслонкою», «нитки попелиц», «шелуху сырых яиц», и «выть», и «гать», и «веретье» — все, чем живут люди деревни.

Родина у Есенина всегда прекрасна. И тогда, когда «нивы сжаты, рощи голы», и тогда, когда они превращаются в «несказанное, синее, нежное». Теплом и светом согреты есенинские картины русской природы. Подобно шишкинскому лесу или осени Левитана, нам бесконечно дороги и «зеленокосая березка» — самый нежный образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь»; и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки. Природа у Есенина многокрасочна. Она играет, переливается всеми цветами радуги.

Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет…

Или:

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде!

С Россией связана лучшая метафора поэта — «страна березового ситца». Есенину было пятнадцать лет, когда он написал стихи, поражающие своей образностью, нежностью, чувствами:

Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Земное вымя сосет. Пройдет всего десять лет, и он станет поэтическим сердцем России. С детства запали в душу поэта грустные раздольные песни, светлая печаль, кандальный сибирский звон, церковный благовест, сельская тишина, веселый девичий смех в лугах, рассказы о колдунах, нечистой силе, ворожеях:

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса,
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса…
Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь — везде колдуны.

Надо было пережить войну как глубокое личное горе, бедствие, чтобы в девятнадцать лет найти такие слова, такие чувства, что почти физически ощущать этот раздирающий душу крик отчаяния, плач «седых матерей». Вспоминается стихотворение «Русь»:

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.

Есенин хотел верить в лучшее, в то, что беда обойдет его край стороной. Всей душой, всем сердцем поэт всегда был с народом: и в короткие радостные мгновения, и в долгие годы горя и печали:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.

Время Есенина — время крутых поворотов в истории России: война 1914 года, революция, гражданская война, интервенция. Следы войны: разруха, нищета, голодные села, неухоженные поля, мертвая земля. Однако Есенин, как и Блок, верил в то, что Русь «не пропадет, не сгинет». Он не оплакивал уходящую Россию, хотя, мне кажется, многое жалел:

Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!..
Я человек не новый! Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Октябрь Есенин принял с восторгом:

Да здравствует революция
На земле и на небесах!

«Не будь революции, я, может быть, так бы и засох на никому не нужных символах». Вихревое начало революции увлекло Есенина. Побеждает разум. Поэт понимает неизбежность нового. Голос мысли говорит сердцу, а сердцем он любит древний деревенский уклад. Есенин пытается осмыслить происходящее в стране. Он то радуется переменам, то грустит о том, что уходит его любимая Русь. Уезжает за границу, чтобы посмотреть на Россию издалека. Побывав в Америке, в Германии, во Франции, в других европейских странах, увидев там высокое развитие техники, поэт остро почувствовал неизбежность конца полевой нищей России. По пути из Европы в Америку» я вспомнил про «дым Отечества», про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит теленок на соломе или свинья с поросятами; вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех, цепляющихся за Русь, как за грязь и вшивость… «

И тем на менее гибель деревенского уклада Есенин воспринял с душевной болью: стихи последних лет пронизаны тоской. В его «Возвращении на Родину» есть такие слова:

Ах, милый край! Не тот ты стал, Не тот.
Да уж и я, конечно, стал не прежний.
Чем мать и дед грустней и безнадежней,
Тем веселей сестры смеется рот.

Совсем не просто и нелегко было это преодолеть. Поэт пытался. Он любил Россию не слепо. Хорошо знал ее, обворованную, изможденную борьбой, начавшую свою индустриализацию с зажигалок. Но Есенин гордился ею и благословлял молодое поколение:

Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.

Он имел право сказать:

Но и тогда, когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Есенин так любил свою страну, что не поменял бы ее на рай:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
— Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

В чем же секрет популярности лирики Есенина в наши дни? В страстной любви поэта к Родине, к природе, к жизни, к людям, ко всему живому. Это бесспорно. Но еще и в том, что сегодня, когда Россия больна, его стихи заставляют нас по-новому оценивать жизнь, задумываться над происходящим вокруг, по-иному воспринимать такие строки:

Ну что ж!
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе — и тем уж я доволен.
Пускай меня сегодня не поют, —
Я пел тогда, когда выл край мой волен.

 

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области
  • Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА… (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)
  • Марина Габсева (общеобразовательный лицей Первомайского района) В ЕГО РОМАНАХ «ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИЗОБРАЖАЕТСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, — ЕЩЕ НЕБЫВАЛОЙ В НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (Н. СТРАХОВ)
  • Анна Неучева (школа-гимназия 140) ЧТО МНЕ ОТКРЫЛОСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ М. БУЛГАКОВА И А. ПЛАТОНОВА
  • Ирина Макеева (школа — гимназия. 140) ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА
  • Ольга Вихирева (школа 94) «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ» (По лирике А. С. Пушкина)
  • Юлия Чернышева (школа 84). «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ» (С. Есенин). (По лирике С. Есенина)
  • Елена Братских (школа-гимназия 19) «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ «(С. Есенин).
  • Евгений Погарский (школа 19) ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • Дмитрий Ходос (школа 72) «НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолиа-Кюри).
  • Светлана Велитарская (школа 117). «НЕЛЬЗЯ, ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ТЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолио-Кюри).
  • Максим Кривда (школа-гимназия 19) «В ЧЕЛОВЕКЕ, В ЕГО СКРОМНОЙ ОСОБЕННОСТИ, В ЕГО ПРАВЕ НА ЭТУ ОСОБЕННОСТЬ — ЕДИНСТВЕННЫЙ, ИСТИННЫЙ И ВЕЧНЫЙ СМЫСЛ БОРЬБЫ ЗА ЖИЗНЬ» (В. Гроссман),
  • Евгения Тюменцева (школа 48) «ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО… МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов).
  • ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Как писать, сочинение
  • ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ, ПИСАВШИХСЯ Б РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В ПРОШЛОМ УЧЕБНОМ ГОДУ
  • Выходные данные
  • Все страницы