ЭТО НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ. ТРАГЕДИИ И ПОБЕДЫ. — Страница 5

19 марта 2023 | 16:23

Газеты Периодика Газеты Заводская жизнь. №21 (4547) 28.11.1997

Заводская жизнь. №21 (4547) 28.11.1997 — ЭТО НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ. ТРАГЕДИИ И ПОБЕДЫ.

Страница 5 из 6

ЭТО НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ.
ТРАГЕДИИ И ПОБЕДЫ.

Среди катастроф, связанных с освоением космоса, самая трагичная — авария 24 октября 1960 года на стартовом столе ракеты Р-16. Военных тогда погибло более 70 человек, точные данные о гражданских специалистах не публиковались, однако по некоторым сведениям на старте их было не меньше, чем военных. Погибли два заместителя Главного конструктора ракеты М.К. Янгеля, сам Михаил Кузьмич остался жив только благодаря тому, что отошел покурить. Погиб Главный конструктор системы управления Борис Коноплев. Погиб главком ракетных войск СССР, главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.

Когда в конце 80-х приоткрыли завесу секретности, появилось ряд публикаций о той трагедии — из одной статьи в другую стал кочевать факт, как Неделин, дабы продемонстрировать подчиненным свою решимость в необходимости пуска ракеты, на которой днем раньше произошла отмена старта, взял стул и уселся в нескольких метрах от нее. Один журналист пишет, что маршал торопился в отпуск, посему с нетерпением ждал удачного старта. Другой, дескать, военные подгоняли события, чтобы приурочить пуск к 7 ноября и с помпой отрапортоваться, а причина аварии, якобы, в микросхеме. Хотя таковых в ту пору еще не было.

Как ради красного словца не передернуть акценты. Мне о трагедии рассказал очевидец тех событий Григорий Павлович Павленко. В тот день только неожиданный приезд на старт Неделина с многочисленной свитой заставил Павленко раньше времени уехать на наблюдательный пункт, откуда и увидел, как запустился двигатель второй ступени, начался пожар… Но все по порядку.

30 мая 1955 года Григорий Павленко заканчивает военное училище. Это был первый выпуск военных инженеров — ракетчиков. Получает распределение на полигон в Казахстан, который позже, при посещении его де Голем, назовут Байконуром.

15 мая 1955 года там был забит первый колышек. А ровно через два года, 15 мая 1957 года, состоялся запуск королевской ракеты Р-7, модификация коей по сей день выводит на орбиту пилотируемые корабли и грузовики «Прогресс». Фактически за два года были создана ракета и полигон. Темпы ошеломляющие. В первом пуске ракета проработала около ста секунд, второй был отменен из-за неисправности, третий — тоже был неудачным, а вот о четвертом, состоявшемся 21 августа 1957 года, ТАСС сообщило всему миру: в Советском Союзе осуществлен успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты. Затем в сентябре еще одна Р-7 отработала по полной программе и, наконец, 4 октября 1957 года первый спутник Земли был выведен на орбиту. А 3 ноября был запущен второй спутник. По словам Г. П. Павленко — это была чистейшая импровизация С. П. Королева. Увидев, что ракета может выводить на орбиту большие грузы, он решил под одним обтекателем запустить такой же «шарик», как первый спутник, весом в 85 килограммов, и контейнер с Лайкой. Третий спутник был плановый.

Советский Союз шокировал мир новыми и новыми сообщениями о космических победах, и в это же время, в октябре 57-го, выходит постановление Правительства, по которому Омск приобретает новый, я бы даже сказал — уникальный статус, ему поручили выпуск ракеты средней дальности Р-12, разработки КБ Главного конструктора М.К. Янгеля. Сборка ракеты — авиазавод (нынешний «Полет»), бортовую систему управления к ней производила «двойка» (позже — завод им. Карла Маркса), двигателем оснащал — завод им. Баранова, всю двигательную автоматику и часть корпусной поставлял агрегатный завод им. Куйбышева «Электроточприбор» изготавливал измерительно-преобразовательные головки автомата управления дальностью и систем нормальной боковой стабилизации. Этим же постановлением было определено строительство завода гироприборов (электромеханический завод).

В Омске в короткое время был создан мощный ракетный комплекс. Мы перебрали с Григорием Павловичем все города Советского Союза и, кроме Москвы, не нашли ни одного, который подобным же образом сконцентрировал в себе производство самой ракеты, всех ее узлов и систем.

Меньше чем за полтора года, к концу 58-го, была собрана первая омская Р-12. В апреле 1959 года ее успешно запустили с полигона Капустин Яр. Затем по результатам нескольких пусков, в процессе отстрела установочной партии, были сделаны необходимые доработки, и машина пошла в серию. Двух лет хватило омским ракетостроителям, чтобы защитить свою технологию.

Григорий Павлович Павленко весной 1958 году демобилизовался из армии и приехал в Омск. К тому времени у него уже был опыт работы с Р-7 — в московском НИИ, которое разработало систему управления для Р-7 (Главный конструктор Н. А. Пилюгин) и на полигоне Байконур. Григорий Павлович с подачи Пилюгина приезжает в Омск, на «двойку», где налаживалось производство бортовой системы управления для Р-12.

В 60-м году Омску было поручено освоить выпуск новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, дальность полета 10 тысяч километров, компоненты топлива, как и на Р-12, несимметричный диметилгидразин (гиптил) и азотная кислота. Авиазавод прекратил выпуск ТУ-104, в цехе, где много лет собирали самолеты, началась сборка Р-16.

К выпуску этого носителя были подключены все те же заводы, кстати, они параллельно продолжали работать по программе Р-12. Это авиазавод, им. Баранова, поставлявший весь комплект двигателей, агрегатный, «двойка».

В этом же году были открыты дна филиала днепропетровского КБ «Южное» (Главный конструктор М.К. Янгель): один в Красноярске, второй — в Омске. Сегодня это КБ ПО «Полет».

Г. П. Павленко в августе 60-го перешел на авиазавод начальником испытательной станции ракеты Р-16. Его испытатели, до этого имели дело только с самолетами, опыта работы с ракетными изделиями не было, поэтому стажировались в Днепропетровске, где как раз готовили к отправке на полигон первую летную днепропетровскую Р-16. Заместитель М.К. Янгеля по испытаниям Василий Антонович Концевой предложил Г. П. Павленко поехать на пуск первой ракеты, в условиях полигона поработать с ней, дабы потом легче было осваивать испытания омской Р-16.

Ракета-носитель Р-16 предназначалась для боевого дежурства. Ее производство форсировалось, так как в ту пору единственной межконтинентальной боевой ракетой была королёвская Р-7, отличавшаяся очень низкой степенью готовности. Компоненты топлива — керосин и кислород, поэтому заправленными ракеты стоять не могли, в этом случае у каждой надо было держать завод для подпитки кислородом. Подготовка к пуску шла часами. Р-16 была первой ракетой с высокой степенью готовности, в пределах двух десятков минут. Она предназначалась для наземных пусков и шахтного базирования.

Итак, Байконур, 23 октября 1960 года, Р-16 на пусковом столе. Производятся предпусковые операции. Во время прорыва мембран горючего (после чего оно поступает в полость двигателя) за счет завязки в электросхеме пульта был нештатно подорван пиропатрон отсечки двигателя. Это сразу заметили, были остановлены все операции. К утру следующего дня госкомиссией принимается решение подорванный пиропатрон заменить, команды- на прорыв оставшихся мембран (окислителя) подавать не с дистанционного пульта, а через разъемную коробку, подстыкованную непосредственно к разъему ракеты.

Что и было сделано 24 октября. После прорыва «врукопашную» мембран, заполнились компонентами топлива полости двигателя и пусковые бачки. При этом была снята одна из блокировок- на нештатный запуск двигателя 2-й ступени. Это было сделано сознательно, другого выхода в создавшейся ситуации для пуска ракеты не было. Однако снятие этой блокировки не приводило к аварии, так как оставалась еще одна — отсутствие напряжения на бортовой шине.

И вдруг, как рассказывает Г.П. Павленко, объявляется: подготовиться в задействованию ампульных батарей. Оказывается, как установили потом, институт источников тока подписал техзадание на нештатное задействование батарей с целью проверки их работы под нагрузкой. 23 октября этого техзадания не было. Возможно; Василию Концевому (Павленко вспоминает, тот ходил 24 октября землистый, черный от напряжения и бессонной ночи — решение на повторный пуск давалось тяжело), подсунули это техзадание, Концевой в суете дал добро без схемного анализа. Очень может быть, 23 числа он просто отфутболил техзадание, а тут вымотанный сдался и подписал себе приговор.

Ампульную батарею задействовали нештатно: раздавили, подав по шлангу давление с пневмощитка. Электролит заполнил аккумулятор, и шины бортового питания оказались под напряжением. Что должно было быть только во время пуска, не раньше. Таким образом была снята вторая блокировка. Во время набора схемы на пуск ракеты, за счет наличия напряжения на шинах, был замкнут контакт программного токораспределителя, который запустил двигатель второй ступени. Через мгновение струя ревущего огня обрушилась на баки первой ступени, ракету охватило пламя, она упала.

За полчаса до пуска на стартовую позицию приехал главком М.И. Неделин с огромной свитой. На площадке стало тесно. Это была какая-то сверххалатность. Столько совершенно ненужных люден оказалось вблизи ракеты. По-хорошему, дальше наблюдательного пункта свиту Неделина не надо было пускать. Рядом с ракетой стоял автобус, его ракетчики называли «банко-бус», так как при подготовке к пуску внутри находились руководители испытаний, представители предприятий, и в случае возникновения нестандартных ситуаций они оперативно принимали решения о ходе дальнейших работ. Другими словами, «банковали». С приездом Неделина, автобус переполнился новыми людьми.

Неделину услужливо принесли кресло. Он сел у заправленной ракеты метрах в десяти — пятнадцати.

Г. П. Павленко, который все эти дни старался быть рядом с В. А. Концевым и «мотать на ус» всю информацию о ракете, почувствовал в данной ситуации свое пребывание на старте бесполезным и после объявления получасовой готовности поехал на наблюдательный пункт. Там поднес к глазам бинокль и едва начал наводить резкость, как увидел в межступенном отсеке вспышку — запустился двигатель второй ступени.

«Может быть, — считает, Г.П. Павленко, — Неделин остался бы жив, не сиди он. Я как раз уходил со старта, когда предупредительные подчиненные принесли ему кресло. Будь маршал на ногах, возможно, кто-то бы смахнул его. После громкого щелчка срабатывания клапана до запуска двигателя есть несколько секунд. Начальник полигона, полковник Берчик, он, скорее всего, находился рядом с маршалом, остался жив, смог убежать от огня, лишь сзади куртка прогорела. Начальник стартового отдела, полковник Титов, перемахнул двухметровую стену, сделанную для защиты наземной аппаратуры от факела двигателя первой ступени, и упал в апарель, тоже остался жив. Ракета упала перед «банкобусом», отрезав дорогу находящимся в нем. И практически все, кто должен был предугадать аварию, погибли. Заядлый курильщик М.К. Янгель отошел в курилку, это метров в пятидесяти от ракеты, что спасло Главного… Его заместители — Берлин и Концевой погибли… Учета присутствующих на старте не было, погибших определяли но гостиничным спискам…».

На запрос Омска, сообщили: Павленко погиб. Но погиб однофамилец Григория Павловича, ракетчик из Киева.

После этой трагедии, этого грома — «русские перекрестились», на старте ввели строгий учет присутствующих. Кстати, никого не наказали. С одной стороны, подавляющее большинство виновников сгорело с ракетой, а с другой, если — наказать оставшихся в живых, то кому было работать дальше? Уже в январе 1961 был осуществлен удачный запуск Р-16.

Так уж случилось, год и полтора месяца аварии, на этом же горела первая омская За счет резонансной ты двигатель первой ступени разрушился прямо на «столе», компонентами топлива залило все вокруг. Стоит напомнить, что несимметричный диметилгидразин крайне токсичное соединение. Вонь, как рассказывает Павленко, проникала даже через противогаз. Военные и гражданские специалисты находились в бункере. Из него по патернам, тоннелям для прокладки кабелей, при свете фонариков выбрались в безопасное место. На этот раз никто не был даже госпитализирован. Смерть научила многому.

После этой аварии омская Р-16, а ее выпускали в нашем городе до 1967 года, Ни разу на старте не горела. С ракетой «Космос» был такой случай. Но это тема другой статьи.

С. ПРОКОПЬЕВ.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Заводская жизнь. №21 (4547) 28.11.1997
  • ДЕНЬ И НОЧЬ НЕУТОМИМО СЛУЖБУ ТРУДНУЮ НЕСУ.
  • Генеральный будет помогать новому директору
  • Если спор трудовой, неострых проблем не бывает
  • ЭТО НАШЕЙ ИСТОРИИ СТРОКИ. ТРАГЕДИИ И ПОБЕДЫ.
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы