Это и есть советская жизнь

19 февраля 2023 | 7:00

Справочники Знание — Сила Справочники Это и есть советская жизнь

Это и есть советская жизнь

ЭТО И ЕСТЬ СОВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ

У нас воспитывается новый человек — человек благородных идеалов и высоких нравственных принципов… Понятие «Советский человек» — это синоним мужества и стойкости, трудового и воинского героизма, высокого сознания общественного долга.

Л. И. Брежнев

Советский Союз — первое на земле царство свободы трудового человека, родина нового, высшего типа человека. Он живет, он существует как невиданный социальный тип, он действует, преобразуя мир. Суть, характер, поведение советского человека ярко проявляются в образе его жизни. Советский образ жизни явление поистине замечательное, обширное, развивающееся, впитавшее в себя идеи Октября.

Каков он, советский человек, характер которого проявляется в чертах советского образа жизни? Ответ на этот вопрос дает книга «Образ жизни — советский» (М., Политиздат, 1974). Очерки, репортажи, публицистические статьи рассказывают о людях, чьи судьбы, мысли, поступки освещают образ жизни советского народа, подчеркивают главные его качества: советский человек — это человек коллектива, нормой мировосприятия которого стал девиз: один за всех и все за одного. Это человек, беспредельно преданный своей социалистической, многонациональной отчизне, человек высоких идеалов, готовый на подвиг, человек гармонического развития, который за все в ответе.

Советский образ жизни уже давно не лозунг, а реально существующее явление, которое можно измерить и оценить конкретными результатами, увидеть, как в сравнении с капиталистическим миром он удовлетворяет самые насущные чаяния человека, какую реальную жизнь он обеспечил людям, какие горизонты перед ними открыл. В книге «Социалистический образ жизни» (М., Политиздат, 1976), написанной коллективом авторов-ученых, преподавателей вузов, журналистов — раскрываются особенности образа жизни людей при социализме, характеризуются его социально-экономические, политические, нравственные основы, освещаются важнейшие направления его дальнейшего развития, совершенствования. Авторы подчеркивают богатый внутренний мир советских людей, их высокие духовные потребности и интересы, чувство собственного достоинства.

Теоретические проблемы советского образа жизни рассматриваются и в книге «Социалистический образ жизни и современная идеологическая борьба» (М., Политиздат, 1976). В ней дается анализ этого понятия как категории марксистско-ленинской социологии, на базе опыта СССР раскрываются основные черты социалистического образа жизни, его преимущества перед буржуазным. Целый раздел книги посвящен проблемам современной идеологической борьбы.

Советский народ… Во всех уголках Земли эти слова ассоциируются с понятиями: мир, труд, свобода, равенство, братство, счастье. Советский народ… Это новая историческая общность, спаянная единством марксистско-ленинской идеологии, одухотворенным трудом людей во имя достижения общей цели — построения коммунизма. Наиболее полно и всесторонне картина становления и развития первой в мире социалистической общности людей отражена в книге В. П. Шерстобитова «Советский народ — монолитная общность строителей коммунизма». (М., «Мысль», 1976). На обширном конкретно-историческом материале автор показывает громадные сдвиги в нашей стране за годы девятой пятилетки, убедительно раскрывает новые черты советского человека, присущие этой повой исторической общности людей — возрастание социальной однородности и укрепление межнационального единства. Сейчас советский народ, — подчеркивает автор, — это всеобъемлющая общность тружеников, безграничное доверие и согласие между которыми выражают самую суть их взаимоотношений.

Исследованию исторических предпосылок и социальных условий формирования советского человека посвящена книга доктора философских наук Г. Л. Смирнова «Советский человек. Формирование социалистического типа личности» (М., Политиздат, 1973).

Нации и народности СССР располагают теперь прочными основами для углубления своего единства во всех сферах общественной жизни страны. О дружбе народов нашей страны, объединяющей 15 суверенных союзных республик, рассказывает Н. И. Тарасенко в книге «Единый советский народ». (М., Политиздат, 1975). Автор раскрывает неразрывное единство политической, экономической и духовной жизни наций и народностей СССР, показывает закономерный итог их братского содружества — рождение чувства общенациональной гордости советского человека. В качестве примера автор приводит интересный диалог между советским писателем Ю. Рытхэу и южноафриканским писателем Алексом Ла Гума при встрече их на V конференции стран Азии и Африки. Алекс Ла Гума сказал: «Если и есть на свете счастливые люди, то один из них — ты!… Ты счастлив, счастлив твой друг киргиз Чингиз Айтматов, знакомые мне казахские писатели Абдижамил Нурпеисов, Тахави Ахтанов, счастлив Расул Гамзатов и многие-многие твои сотоварищи. И счастье ваше в том, что каждый из вас, вндя в одном чукчу, в другом — казаха, в третьем — киргиза, в четвертом — украинца, русского и так далее, ощущает себя единым, нерасторжимым, монолитным народом, которому уже никакие испытания не страшны». «После этого горячего монолога, — вспоминает Ю. Рытхэу, — я как-то по-особенному оглянулся и словно новыми глазами увидел действительное чудо, которое стало нормой жизни нашего советского общества, его нравственным эталоном» (с.99)

Для утверждения советского образа жизни потребовались не только глубокие революционные изменения в сфере общественных отношений, но и коренные преобразования в экономике страны, науке, культуре, быту. Взяв власть в свои руки, трудящиеся нашей страны создали крупную технически совершенную индустриальную базу, перестроили сельское хозяйство. Ныне Советский Союз не только передовая индустриальная держава, но и родина многих уникальных промышленных и энергетических сооружений, научно-технических открытий. О тех, в чьих судьбах отразились главные этапы советского государства: его становление, Великая Отечественная война, могучий послевоенный рост, в чьих судьбах нашла выражение прямая связь поколений и тот глубокий процесс рождения новой исторической общности людей, который был начат в Октябре 19Г7 года, рассказывает нам сборник «Героям — слава» (М., Политиздат, 1976). Это книга о героях первых пятилеток и зачинателях стахановского движения, о солдатах, сражающихся на фронтах Великой Отечественной войны, полных кавалерах орденов Славы и Героях Советского Союза, о посланцах пятнадцати братских советских республик, об инициаторах социалистического соревнования, о героях труда девятой пятилетки — о тех, великим трудом и самоотверженной борьбой которых написаны неисчислимые страницы биографии нашей страны, о страстных борцах за честь и славу Родины.

Грандиозные задачи дальнейшего движения вперед, к коммунизму поставил перед нашим народом XXV съезд партии. Как изменится жизнь советского человека в десятой пятилетке в результате выполнения социальной программы? Об этом рассказывает Б. В. Ракитский в своей брошюре «Социальная программа пятилетки и образ жизни советских людей» (М., Политиздат, 1976), вышедшей в серии «Горизонты десятой пятилетки». Автор ведет разговор о намеченных XXV съездом КПСС мероприятиях, касающихся образа жизни каждого из нас, подчеркивает, что все крупные мероприятия 10-й пятилетки, направленные на повышение роста материального благосостояния и духовного развития людей, непосредственно связаны с укреплением и развитием социалистического образа жизни, с увеличением роста социальной активности трудящихся, совершенствованием общественных отношении и формированием нового человека.

О героических свершениях, о делах и людях партии, о советском образе жизни рассказывают также авторы сборника «Девятая высота» (М., Политиздат, 1976). В их числе — Михаил Шолохов и бригадир шахты И. Стрельченко, председатель колхоза П. Малинина и академик И. Артоболевский, хлебороб М. Клепиков и министр П. Непорожний, все те, кто сделал все для того, чтобы жизнь трудящихся нашей страны была еще краше.

Советский образ жизни это и определенные моральные устои, составляющие нравственный облик советского человека: преданность коммунизму и непримиримость к буржуазному строю, новое отношение к труду и общественной собственности, коллективизм и товарищество, социалистический патриотизм и интернационализм, гуманность и ненависть ко всему античеловеческому, честность и правдивость, скромность и простота. В книге В. 3. Роговина «Нравственные основы социалистического образа жизни» (М., «Знание», 1976) освещается место морали и нравов в структуре образа жизни, характеризуются коренные нравственные принципы и нормы советского человека, анализируются некоторые актуальные нравственные проблемы и пути борьбы с антиподами нашего образа жизни.

Характерной чертой советского образа жизни является советский патриотизм. В нем слились воедино чувство любви к родной земле, к ее культуре и языку с преданностью новому социалистическому строю, самому справедливому в мире. Многогранный процесс формирования советского патриотизма освещен в книге А. Г. Агаева «Патриотизм и интернационализм советского человека» (М., «Сов. Россия», 1975). Читатель найдет в книге интересный исторический и литературно-художественный материал. Суммируя важнейшие факторы, определяющие содержание нового советского патриотизма, автор дает следующее его определение: «В общем советский патриотизм — это целостная и стройная система социально-политических и нравственных чувств, настроений, идей, взглядов и активных практических действии, в которых граждане СССР вдохновенно проявляют свою беспредельную преданность идеалам Коммунистической партии Советского Союза, незыблемую верность социалистическому Отечеству, постоянную заботу о процветании единой для всех наций и народностей Родины».

В любви к Родине, к своему народу гражданин СССР находит самый высокий смысл своей жизни. Не случайно, когда летчику-космонавту СССР В. А. Шаталову социологи задали вопрос: «Какая черта советского характера может быть названа самой главной?», он ответил: «Чувство ответственности за Родину, за ее судьбу».

В годы тяжелых испытаний в период Великой Отечественной войны советские люди доказали свою горячую любовь к Родине, к своему народу. Эта горячая любовь к Отчизне, верность идеалам коммунизма проявляется и в мирные дни. Ярким примером тому является книга журналиста Г. Бочарова «Жизнь и миг». (М., «Молодая гвардия», 1974). Книга эта — репортажи о подвигах, героизме наших современников, о их мужестве в исключительных обстоятельствах. Ее герои — стюардесса Надя Курченко, вставшая на защиту экипажа и пассажиров самолета, шофер В. Головин, спасший гибнущий от огня хлеб, отважные летчики, предотвратившие гибель пассажирского самолета, и многие другие, те, кто не дрогнул, столкнувшись лицом к лицу с опасностью. Эта книга о готовности советских людей в любой миг броситься на помощь незнакомым людям, защитить их от опасности, о готовности встать на защиту своей Родины.

Мир людей, для которых жизнь — ежедневный подвиг, открывает нам книга «Люблю тебя, жизнь» (М., «Молодая гвардия», 1973). Ее герои — 14 человек из племени мужественных, одолевших выпавший на их долю физический недуг, поднявшихся на вершину трудового, творческого подвига. На примерах их жизни авторы показывают нравственную силу советского человека, высший идеал которого — служение Родине. Судьбы четырнадцати: художника и ученого, поэта и библиотекаря, инженера и журналистки, партизанки и проводника мудро учат тому, как быть Человеком.

Советский человек, его образ жизни служат примером для всех прогрессивных людей планеты. Широкую картину образа жизни людей страны Советов, его труда, решения им грандиозных задач коммунистического строительства изобразил в своей книге «Портрет активного человека» (М., «Прогресс», 1975) польский журналист Ежи Крашевский. За пять с лишним лет пребывания в нашей стране он побывал во многих районах Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии и Украины, Кавказа и Белорусии. Встречи с советскими людьми дали ему богатейший материал для глубокого осознания того главного, чем живет сейчас советский народ. Автор правдиво описывает жизнь советского общества, отображает трудовой пафос будней нашего народа, постоянно подчеркивая, что сила советского государства в том. что его подлинным хозяином является трудовой народ. Книга проникнута твердой уверенностью, что трудящиеся Советского Союза претворят свои грандиозные планы в реальную действительность, проникнута чувством дружбы и огромной симпатии к Стране Советов, к ее народу.