Экономическая социальная платформа межрегиональной группы депутатов — Страница 8

20 марта 2023 | 6:16

Газеты Периодика Газеты Демократический Омск. №5 1990 г.

Демократический Омск. №5 1990 г. — Экономическая социальная платформа межрегиональной группы депутатов

Страница 8 из 10

Омская правда отказалась от публикации данных по округам. Вечерний Омск, не выходя за пределы своей формальной компетенции, опубликовал список кандидатов в ОблСовет, выдвинутых только по 126 округам на территории города.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ

РЕФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СИСТЕМЫ
(Раздел не обсуждался)
Г.Попов

1. Привести отношения собственности в соответствие с уровнем развития производительных сил. Преодолеть преждевременное, несоответствующее уровню современного производства, волевое всеобщее огосударствление средств производства.

В руках государства должна остаться только та часть средств производства, которая требует прямого и непосредственного контроля со стороны общества.

Полноправными видами собственности в обществе должны стать: коллективная акционерная собственность всех членов трудового коллектива, кооперативная собственность, частная собственность.

Все виды собственности абсолютно равноправны.

2. Государственная собственность находится в руках союзных республик. Республики — на основе союзного договора — определяют масштабы и содержание собственности Союза ССР, которая должна ограничиться необходимым минимумом. Эту долю они передают Союзу ССР. Республика далее делегирует права на владение основной частью своей собственности органам местного самоуправления, а у самой республики остается необходимый минимум средств производства.

3. Государственной собственностью могут распоряжаться только выборные органы власти Союза ССР, республики и на местах — в пределах закрепленной за ними доли.

Внутри государственной собственности основным становится арендное предприятие. Аренда трудовым коллективом государственного предприятия должна быть долгосрочной и обеспечить превращение трудового коллектива в реального владельца.

Арендодателям в пределах имеющихся у них средств производства могут быть только органы власти (союзные, республиканские, местные).

4. Все предприятия — арендные, коллективные (народные), кооперативные и частные — равноправны и работают на основе единого закона о предприятии.

Все они полностью самостоятельны в выборе вида деятельности, выпуска продукции, ее реализации, распределения дохода и т.д.

5. Основная форма взаимодействия предприятий — свободный рынок и свободная конкуренция, действуют цены рынка.

В целях сохранения рынка и конкуренции принимается и осуществляется антимонополистическое законодательство, в особенности применительно к предприятиям государственного сектора.

В целях формирования подлинного единого общесоюзного рынка и отказа от обязательного госзаказа немедленно разрабатывается и реализуется в кратчайшие сроки программа превращения рубля в конвертируемую валюту.

Создается рынок денег и ценных бумаг, рынок капиталов. Развертывается сеть конкурирующих самостоятельных коммерческих банков. За Госбанком закрепляются функции руководителя денежной системы (если республики в условиях конвертируемости рубля договорятся о целесообразности единой валюты и единого эмиссионного центра в стране). Госбанк СССР переходит в прямое подчинение съезда народных депутатов.

6. Государство взимает со всех предприятий одни и те же налоги. Государственные органы могут также вводить различные льготы. И налоги, и льготы устанавливаются только органами власти, они же в случае необходимости принимают решение о регулировании цен, налоги могут взиматься или местным Советом (который затем выделяет из них долю республики и долю Союза ССР) или вводится раздельное налогообложение в виде местного, республиканского и союзного налога.

7. Среди органов государства производится четкое разделение органов, осуществляющих централизованное руководство всей экономикой на основе экономических методов и органов, управляющих государственным сектором и арендными предприятиями в нём.

В пределах имеющихся у центра ресурсов формируется план общегосударственных программ. Аналогичные планы своих программ формируют республики и местные Советы — в пределах своих ресурсов.

Сводные планы развития экономики — общегосударственные, республиканские и местные- носят информационный недирективный характер.

8. Все тлеющиеся в настоящее время у государства средства производства перераспределяются между Союзом ССР, республиками и местными органами.

Органы Союза, республик и местные органы обязаны объявить открытые торги на предприятия, л отношении которых поступило заявление трудовых коллективов, кооператоров и граждан на выкуп этого предприятия у государства. Размер выплаты определяется по минимуму — нынешним доходам бюджета от этого предприятия, а по максимуму — выявившейся в ходе торгов готовностью претендентов платить.

Если выкуп осуществляет нынешний трудовой коллектив, ему создаются специальные льготы (государственный кредит, большие рассрочки выплаты платежей и т.д.).

Определяется доля общенародного богатства, принадлежащая каждому гражданину страны. Выкупать надо только суммы, превышающие эту долю.

Деньги, получаемые в виде выкупа, местные Советы имеют право использовать только на капиталовложение и — в особом порядке — для обеспечения тех социальных слоев (пенсионеры прежде всего), которые уже не могут активно включиться в новый механизм.

Предприятия, оставшиеся в руках органов власти, передаются в аренду их трудовым коллективам. Если трудовой коллектив не хочет брать свое предприятие в аренду, оно может быть предметом сдачи в аренду любым другим претендентам, предварительным условием процедур выкупа и аренды должна быть переоценка основных фондов.

Так как граждане, как правило, не имеют больших накоплений, основным источником денег для них должен стать обязательно предоставленный им кредит специального выкупного банка или кредит коммерческих банков.

МЕХАНИЗМ ПЕРЕХОДА К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Н.Травкин

1. Основные и оборотный фонды, находящиеся в распоряжении государства, передаются производителям на основе продажи и передачи в аренду. Перед этим разграничиваются и юридически закрепляются различные формы собственности, продажа и передача в аренду производится исходя из остаточной стоимости фондов, которая определяется путем инвентаризации. Государственный банк СССР может предоставлять льготный кредит предприятиям, кооперативам и лицам, изъявившим желание купить реализуемую собственность.

2. Для стимулирования приобретения средств производства коллективами развивается акционерная собственность.

3. Средства, поступившие от реализации средств производства, идут на погашение внутреннего государственного долга.

4. Основные и оборотные фонды, на которые не нашлось покупателей, передаются в аренду коллективам, акционерным предприятиям, гражданам с арендной платой не выше государственных норм амортизационных отчислений на реновацию передаваемого в аренду имущества. Передача фондов может производиться на льготных условиях.

5. Государство устанавливает нижний предел тарифов и верхний предел цен на виды продукции и услуг по стране по перечню, утверждаемому Верховным Советом СССР. Цены на продукцию, не вошедшую в перечень, определяются рынком.

6. Налогообложение доходов населения и предприятий должно учитывать особенности ценообразования. Ставки налогов должны играть стимулирующую роль в развитии производства и роста производительности труда.

7. Изменяются функции государственного аппарата. Отраслевые министерства ликвидируются и взамен создается комиссия при Госплане СССР из компетентных специалистов для предварительного планирования и формирования единых государственных программ.

8. Планирование осуществляется на пятилетку с ежегодной корректировкой по итогам хозяйственного года и носит индикативный характер, то есть пятилетка становится непрерывной и начинается каждый год заново. Заключение Госплана с отчетами комиссии представляются Верховному Совету СССР для утверждения плана и бюджета на следующий год и пятилетку.

9. На первом этапе реформы остается госзаказ с централизованной поставкой ресурсов. На втором — все ресурсы свободно реализуются и обмениваются через оптовую торговлю.

10. Наряду с Госбанком могут создаваться и функционировать кооперативные и акционерные банки.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА
В.Тихонов

1. Главное направление аграрной реформы — обеспечение условий для полного и неограничиваемого административным путем демократического и свободного выбора крестьянами форм хозяйствования на переданной им земле.

Акты на пользование землей, выданные колхозом и совхозом, ликвидируются, земля распределяется в виде земельных наделов между крестьянами, работающими в колхозах и совхозах. Каждый землевладелец самостоятельно принимает решение о форме хозяйствования на причитающемся ему земельном наделе: в колхозе или совхозе или с выходом из него с долей накопленного имущества.

В сельском хозяйстве должен быть ликвидирован монополизм колхозов и совхозов.

В то же время невозможна немедленная насильственная ликвидация совхозов и колхозов, хотя они и доказали свою бесплодность и крайне низкую эффективность хозяйства.

Основой монополизма низкопродуктивных колхозно-совхозных форм хозяйствования является монополия государственной собственности на землю. Поэтому и необходима денационализация земли. Необходимо путем единовременной реформы вернуться к лозунгу, провозглашенному в 1917 году в «Декрете о земле», согласно которому земля была обращена «в всенародное достояние» и решения 1928 года, объявившие землю исключительной собственностью государства. Стержнем земельной реформы должна быть отмена государственной собственности на землю, обращение земли всенародное достояние и передача всех сельскохозяйственных земель во- владение тех, кто ее обрабатывает.

2. Имея в виду суверенные права союзных, автономных республик, других национально- территориальных образований, земля передается в суверенное достояние народов этих республик, и выборные органы власти этих народов самостоятельно принимают решение о конкретных формах землевладения.

Если владелец земли (крестьянин, колхоз, совхоз) не обеспечивает выплату местным органам установленного единого налога и платы за землю, земля с него отчуждается и образуется фонд свободных земель, доступных другим владельцам.

Местным Советам народных депутатов передается исключительное право регулирования землевладения и земельных отношений в рамках регламентаций, установленных Советом народных депутатов республики или другого национально- территориального образования. Государственные органы исполнительной власти и партийные органы от регулирования земельных отношений отстраняются.

3. Земля передается крестьянину во владение пожизненно с правом передачи земельного надела по наследству. Крестьянин вправе самостоятельно хозяйствовать на ней, сдавать ее в аренду, передавать во временное пользование другим лицам. При всех условиях сельскохозяйственные угодья должны использоваться только по своему прямому назначению. Вывод земель из сельскохозяйственного оборота, хотя бы временно, должен быть решительно запрещен.

Крестьянину предоставляется исключительное право собственности на производимые продукты, полученные доходы, право самостоятельного их распределения и реализации.

4. Государственные органы исполнительной власти сохраняют за собой функции только экономического регулирования рынка сельскохозяйственных товаров и средств производства, осуществляют технологический и экономический контроль, предотвращающий возможность монополизма и принимает меры по его преодолению, осуществляют меры по защите социальных прав и имущественных интересов землевладельцев, а также потребителей и продукции. Государство способствует развитию науки и применению ее результатов для научно-технического и экономического прогресса крестьянских индивидуальных и коллективных хозяйств.

Все экономические связи индивидуальных и коллективных крестьянских хозяйств с государственными органами управления осуществляются только по налоговым каналам и через плату за владение землей, которые могут быть объединены по решению Советов народных депутатов. При всех случаях, размеры платы за землю, будь она в виде арендной платы или прямого земельного налога не должны превышать размеров дифференциальной ренты по плодородию и местоположению земель.

Земельные и подоходные платежи поступают в бюджет местного Совета народных депутатов. Их отчисления по твердым ставкам в вышестоящие бюджеты устанавливаются соответствующими Советами.

5. По решению Советов народных депутатов, часть земельных площадей может передаваться во владение государству. Государство вправе создавать на причитающихся ему землях сельскохозяйственные предприятия, учебные и экспериментальные хозяйства, семейные, племенные, питомниководческие и иные хозяйства, может сдавать земельные участки в пределах своего землевладения в аренду гражданам и другим землевладельцам. Использование земель в любых государственных предприятиях осуществляется под контролем Советов народных депутатов на равных правах с другими владельцами земли в части налогов и платы за владение землей.

НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Т.Заславская

1. Государство последовательно проводит политику повышения доли национального дохода, направляемой на народное потребление, за счет снижения удельного веса производственного накопления. военных и других непроизводительных расходов. Прекращаются и консервируются д/стоящ. строительные проекты, а высвобождающиеся от них средства используются для расширения объемов и повышения качества жилищного и социально-культурного строительства.

2. При проектировании непроизводственного строительства приоритет отдается тем регионам и поселениям, где сфера общественного обслуживания наименее развита. Это, во-первых, сельская местность, особенно центральной России, во-вторых, восточные районы страны, в-третьих, республики с особо высоким уровнем рождаемости и естественного прироста населения.

3. Госкомтруд СССР вместе с профсоюзами ежегодно определяет реальный прожиточный минимум населения. Предприятиям не разрешается устанавливать зарплату ниже прожиточного минимума, прожиточный минимум систематически повышается в связи с ростом розничных цен, расширением экономических возможностей государства, возвышением потребностей населения, —окончание НА 4 СТР.

4. При введении «золотого» (конвертируемого.) рубля предприятиям предоставляется право самостоятельно (в зависимости от экономических возможностей) устанавливать долю заработной платы, выплачиваемой конвертируемыми рублями. В целях повышения материальной заинтересованности работников в заработке создается сеть магазинов, продающих дефицитные товары за конвертируемые рубли.

5. При разрешении государственного производственного строительства приоритет отдается районам и поселениям, население которых испытывает трудности с получением работы, иными словами, где есть безработица.

6. В целях преодолений негативных последствий высвобождения работников из общественного производства создается единая в масштабе страны система перераспределения рабочей силы. Ее функциями являются: предоставление населению информации о вакантных рабочих местах и связанных с ними условиях труда и быта; организация переобучения и переквалификации работников малоперспективных профессий; оказание людям помощи в переходе на новые места работы, перемене места жительства.

7. Для лиц, лишающихся рабочих мест и не находящих подходящей работы, устанавливаются временные пособия по безработице на уровне не ниже прожиточного минимума.

8. Доходы, получаемые отдельными гражданами из общественного, кооперативного или частного секторов производства, облагаются прогрессивным подоходным налогом, ставки которого зависят только от уровня дохода. Государство создает службу учета и контроля указываемых в декларациях личных доходов граждан. Попытки сокрытия доходов от обложения налогом караются законом.

9. Разрабатывается и осуществляется комплексная система экономических, политических и правовых мер, направленных на стабилизацию государственных, кооперативных и рыночных розничных цен на потребительские товары и услуги.

10. Предприятия, расположенные на территории местного Совета, платят ему за используемые трудовые ресурсы. Размеры ЭТОЙ платы зависят от стоимости обустройства людей в соответствующих районах, соотношения спроса и предложения рабочей силы, уровня квалификации работников и проч. средства, получаемые местными Советами в качестве платы за трудовые ресурсы, расходуются на развитие социальной сферы, удовлетворение социальных нужд населения.

11. При распределении государственных средств на социальные нужды приоритет отдается, во-первых, обеспечению экологической безопасности населения, во-вторых, развитию медицины, повышению ее обеспеченности современным оборудованием, приборами, реактивами, лекарственными средствами, в первую очередь — для детей.

12. В целях быстрейшего обеспечения населения квартирами с нужным количеством комнат устанавливается новый механизм распределения и оплаты жилья. Средняя квартирная плата устанавливается с учетом полной стоимости строительства и эксплуатации государственного жилья (с компенсацией потерь населения). Плата за метр жилой площади дифференцируется в зависимости от экологических характеристик городов, их престижности, местоположения.

13. Людям предоставляется возможность на льготных условиях приобрести занимаемое жилье в личную собственность с правом последующей перепродажи, сдачи в аренду, передачи по наследству и проч. размеры предоставляемых льгот, в частности, кредитов, ставятся в зависимость от трудового стажа и других трудовых заслуг работников. В результате развития личной собственности на квартиры формируется почти отсутствующий в настоящее время рынок жилья. Тем самым получение и улучшение жилья попадает в зависимость в первую очередь от добросовестности и качества труда, а не от простого ожидания «очереди», если не «теневых сделок»:

14. Медицинские учреждения переводятся на такую форму хозяйственного расчета, который заинтересовывает их коллективы в оказании высококачественной помощи населению. Оплата медицинских услуг в конечном счете производится за счет государства, но при этом она опосредуется свободным выбором пациентами тех поликлиник и врачей, у которых они предпочитают лечиться.

15. Система стипендий студентам, пособия одиноким и многодетным матерям, сиротам, потерявшим кормильцев семьям, пенсий престарелым лицам, инвалидам и другим категориям нетрудоспособного населения строится на основе следующих принципов:

1) всеобщность социальных гарантий всех групп неработающего нетрудоспособного населения;
2) обеспечение денежных выплат из государственного бюджета не ниже прожиточного минимума;
3) отказ от фиксации минимального уровня пособий и пенсии каждого вида;
4) ежегодный пересмотр всех видов выплат в зависимости от индекса розничных цен.

16. Значительно (вплоть до полного удовлетворения потребностей) расширяется строительство и оснащение всем необходимым для нормальной жизни домов престарелых и инвалидов, детских домов, домов ребенка, интернатов для инвалидов с детства и других категорий лиц, нуждающихся в общественном попечении, государство оказывает всемерное содействие развитию благотворительных движений и организаций милосердия, в том числе и религиозных.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ РЕДАКЦИИ

Настоящий вариант платформы был разработан накануне избирательной кампании в республиканские и местные Советы и принят большинством демократических организаций России как основа для объединения всех прогрессивных сил республики. Редакция “ДО» публикует не всю платформу, а только наиболее важный сегодня социально-экономический ее раздел.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Демократический Омск. №5 1990 г.
  • Призвали к отставке
  • Жить по-Ленински
  • Омское демократическое движение в избирательной кампании
  • Торжество партократии
  • Опять или снова
  • Экологический кризис и СЭО
  • Экономическая социальная платформа межрегиональной группы депутатов
  • Февральские надежды
  • Выходные данные/Изображения
  • Все страницы