Искусство быть родителями — Страница 8

02 апреля 2023 | 17:25

Учебная Знание — Сила Учебная Первый год жизни

Первый год жизни — Искусство быть родителями

Страница 8 из 13

Доктор медицинских наук академик В. П. Бисярина знакомит молодых родителей с особенностями развития организма ребенка первого года жизни.ИСКУССТВО БЫТЬ РОДИТЕЛЯМИ

— Разве это так уж сложно и разве надо этому учиться? — может быть, скажете вы.— Наши прабабки и прадеды, подчас даже не знавшие грамоты, растили детей, кормили, поили, выводили их в люди и думать не думали ни о каких ученых материях.

А ведь это только так кажется, что не думали! Ибо, пожалуй, ни одна проблема не волновала так каждое поколение, как проблема воспитания, и ни в одной области человечество не накопило столько опыта, сколько в области взаимоотношений родителей с детьми. Этот опыт отражен в народном фольклоре, он был вложен в религиозные заповеди, в юридические законы, в самые первые из известных нам памятников письменности и печатные труды.

Вспомните хотя бы бесчисленные поговорки о воспитании: «Учи дитя, пока поперек лавки лежит, а когда вдоль лавки ляжет — поздно будет», «Маленькие детки— маленькие бедки», «Маленькие детки спать не дают, от больших сам не уснешь»…

В этих образных формулах заложена мысль, вполне подтвержденная современными научными данными. В раннем детстве организм ребенка очень пластичен, память — свежа, эмоции, хотя и неглубоки, но ярки и подвижны. В этом возрасте легко вырабатываются рефлексы, закрепляются привычки, усваиваются знания. И потому очень важно начинать воспитание как можно раньше, буквально с первых дней жизни.

Для грудного ребенка, как уже говорилось, важнейшим воспитательным средством является соблюдение режима дня. Ему уже можно и необходимо прививать гигиенические навыки; потребность быть чистым воспитывается у него, если вы будете аккуратно умывать его, если, кормя кашей или пюре, не забудете вытирать ему лицо салфеткой, не станете повязывать ему грязный слюнявчик, не будете оставлять его в мокрых штанишках…

Надо развивать и познавательные интересы ребенка, давать ему зачатки нравственных представлений — умение пожалеть маму, папу, бабушку, поделиться вкусной конфетой, яблоком, игрушкой.

Очень часто в воспитании полагаются на материнский инстинкт: сердце матери — вещун, оно научит и подскажет. Материнское сердце, действительно, очень много значит для ребенка не только в переносном, но даже и в прямом смысле. Установлено, что уже во внутриутробном периоде жизни плод реагирует на звуки, улавливает материнское сердцебиение. Причем ровный, правильный ритм действует на него успокаивающим образом, а аритмия — беспокоит. Это проверялось и в период новорожденное™ — в комнате рядом с плачущим ребенком включали магнитофонную ленту с записью материнского сердцебиения, и он успокаивался.

Раньше матери ни о чем подобном не знали, да и теперь об этом знают не все, однако почти все инстинктивно, беря ребенка на руки, прижимают его к сердцу. Это, между прочим, тоже подтверждено психологическим экспериментом. Молодым женщинам предлагали взять на руки грудного ребенка, и почти все они брали его на левую руку. Но, может быть, любой нетяжелый, мягкий груз удобнее взять именно так? Но — нет. Когда тем же женщинам протягивали подушку, то более половины из них брали ее на правую руку и держали справа.

Материнским инстинктом угадывается настроение ребенка, его состояние, и даже те тонкие предвестники болезни, которые подчас даже не улавливаются лабораторными анализами и диагностическими приборами. Недаром же мы, врачи, так тщательно расспрашиваем матерей больных детей, так дорожим их наблюдениями.

Материнский инстинкт нацелен на то, чтобы защитить, уберечь дитя, оградить его от опасности, накормить, согреть. Мать дает ребенку жизнь и эту жизнь она охраняет с беспредельной самоотдачей.

Но к слову «инстинкт» не случайно тяготеет определение «слепой». Всякая любовь, и материнская, тем более — слепа, и в этой слепоте ее слабость, и даже прямая опасность для ребенка.

Психологами установлено, что обстановка чрезмерного щажения, беспрекословного удовлетворения всех желаний не способствует правильному формированию личности. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его «хочу» удовлетворяется, раньше или позже неизбежно столкнется с такой ситуацией, когда это будет невозможно. И если он не привык с детства соразмерять свои желания с реальными возможностями, если у него выработался слишком высокий уровень притязаний, его ждут разочарования и нервные стрессы.

Жизнь всегда требует от нас известного самоограничения, недаром же древние философы говорили: «Никто не может иметь все, что он хочет, но всякий может не хотеть того, чего у него нет».

Конечно, этот афоризм не бесспорен. Стремление чего-то достигнуть, добиваться, желания, мечты и даже дерзкие замыслы человеку необходимы. Но с самого раннего детства приучайте ребенка добиваться желаемого собственным трудом, терпением, усилием, а не выпрашиванием у других, не слезами, и тем более, не истериками и бросаньем на пол, как это часто бывает у скверно воспитанных, избалованных детей…

Я советую вам усвоить простое правило, которое может быть действенным и тогда, когда ребенку полгода, год, и тогда, когда ему 15 и даже 20 лет. Во всем помогайте своему ребенку, но никогда не делайте за него того, что он в силах сделать сам.

Одевая малыша, дайте ему возможность тоже как-то в этом участвовать, покажите, как натянуть колготки, застегнуть пуговицу, завязать бантик и терпеливо подождите, когда он это сделает.

Не кормите его с ложки, если он уже может держать ложку сам — а в 10—11 месяцев он уже наверняка это может.

Не спешите сложить ему кубики, пирамидку, если он расстроился от того, что это не получается, а научите его, как надо управляться с этими предметами.

А когда станет постарше — добейтесь, чтобы он сам убирал свои игрушки, клал на место свои вещи,— и не только свои, но и помогал вам в уборке, в мытье посуды, словом, приучался что-то делать и для других, а не только для себя…

Ребенку, как, впрочем, и взрослому, необходимо поощрение. Похвалите его за любую маленькую удачу, за добрый поступок, за прилежание. Но только не захваливайте, не создавайте у него ощущение собственной исключительности, завышенной самооценки! Ведь когда ребенок, привыкший быть центром внимания, попадает в детский коллектив, сверстники оценивают его только по истинным достоинствам и не прощают слабостей. Отсутствие ожидаемого приоритета, привычной уступчивости окружающих, заставляет его растеряться, а часто и становится причиной психической травмы.

Надо обязательно воспитывать у ребенка умение жить в коллективе, радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей, помогать более слабым, учиться у более сильных.

Замечено, что дети, которые растут в окружении взрослых и играют только с игрушками, испытывают трудности при вступлении в коллектив, не умеют участвовать в общих играх, требующих коммуникабельности. Не лишайте своего ребенка общества сверстников! Очень хорошо, если он будет играть также и с детьми немного младше себя, которых ему придется в известной мере опекать, и с детьми немного более старшего возраста, за которыми будет тянуться.

Но не поймите меня так, что общество взрослых не нужно ребенку. Если чего-либо не хватает современным, хорошо кормленным, нарядно одетым, задаренным игрушками детям, так это общения с родителями. Я имею в виду не уход и затраты родительского времени, которых он требует, а именно духовное общение. Часто ли вы рассказываете своему малышу сказки, поете ему, отвечаете ли подробно и терпеливо на его вопросы?

Современная техника вторглась в эту заповедную область и разрушила многие извечные традиции. Любимая детьми передача «Спокойной ночи, малыши!», записанные на пластинки сказки в исполнении лучших наших артистов, магнитофонные музыкальные записи — все это прекрасно. Но это не заменяет и ни в коем случае не .отменяет сказки, рассказанной мамой или папой, маминой ласковой песенки, кукольного спектакля, созданного самыми простыми средствами дома, на глазах ребенка и с его участием.

Очень важно, чтобы родители были для ребенка не только источником, так сказать, материальных благ, но и людьми, которые дают радость, помогают все знать, все уметь.

Если такое восприятие сложится с самого раннего детства, то и в сложном подростковом периоде родители наверняка сохранят для ребенка авторитет.

Я ‘много говорила о матери — действительно, физиологически она ближе к ребенку, особенно в самом начале его жизни. До рождения они связаны так тесно, что ученые говорят о единой биологической системе мать— плод. А после рождения, когда перерезается связывавшая их пуповина, теплая струя материнского молока остается той биологической’ «нитью», которая продолжает и поддерживает эту связь. Кормящая мать как бы переливает себя в ребенка, дает ему и пищу, и силу, и защиту от болезней.

Но при всем этом ребенку необходимы и отцовская ласка, и отцовская забота. Участие отца в уходе за малышом необходимо и матери — оно облегчает ее труд, дает ощущение уверенности в муже, помогает лучше справляться со своей неповторимой и незаменимой миссией вскармливания.

Не все мужчины догадываются, что участие в уходе за ребенком и в его воспитании необходимо и им самим. Одному философу принадлежит пародоксальная на первый взгляд фраза: «Ребенок — отец мужчины». Но если подумать над ней, то она становится вполне логичной. Именно отцовство заставляет мужчину почувствовать себя вполне мужчиной, именно ответственность за новую жизнь пробуждает и усиливает его энергию, предприимчивость, готовность к преодолению трудностей, то есть истинно мужские качества.

Искусство быть родителями— это не только умение дать ребенку все необходимое, вырастить его деятельным, хорошим человеком. Это, безусловно, еще и умение ощутить, оценить ту радость, которую ребенок дает, и даже умение кое-чему у него учиться. Детская наблюдательность, свежесть чувств, эмоциональность, детский интерес к миру, детская искренность и непосредственность во многом могут быть поучительны для нас, взрослых. Входя в мир ребенка, мы и сами молодеем, как бы возвращаемся на время в радостный и светлый период собственной жизни.

Наконец, искусство быть родителями — это еще умение создавать и беречь свой семейный очаг. Ибо ничто так не нужно ребенку, как спокойная домашняя атмосфера, любовь и доверие между родителями. И, по мере своих слабых силенок, он способствует этому самим фактом своего появления на свет.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Первый год жизни
  • Предисловие
  • Новорожденный первый день дома
  • Ребенку 3 месяца
  • Ребенку 6 месяцев
  • Ребенку 9 месяцев
  • Ребенку исполнился год
  • Искусство быть родителями
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Выходные данные
  • Все страницы