Ирина Макеева (школа — гимназия. 140) ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА — Страница 5
Учебная Знание — Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области
Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области — Ирина Макеева (школа — гимназия. 140) ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА
Страница 5 из 16
***
Ирина Макеева (школа — гимназия. 140)
ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА
… в наших интонациях содержится наше мировоззрение, все, что человек думает о жизни,
М. Пруст
Заканчивался XIX век, о котором Ф. М. Достоевский писал: «… живешь точно в каком-то вихре: подхватило вас и вертит, и вертит. Россия стояла на пороге нового столетия, в ожидании грядущих перемен: глобальных, может быть, катастрофических. На рубеже веков каждое событие мыслилось как мировое, космическое. Лучшее подтверждение этому — искусство как форма выражения человеком своего мировосприятия, мироощущения, мирочувствования. А из всех искусств музыка и поэзия глубже всего передают внутреннее состояние человека, мятежность его души, ищущей опору в мире, пытающейся взлететь к горным высотам и понять все…
Начала XX столетия называют «серебряным веком» русской поэзии. На рубеже веков заявляют о себе новые поэтические течения.
В 90-х годах XIX века появляется группа поэтов — символистов. Что же объединило Вл. Соловьева, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, И. Анненского и М. Волошина?
Среди этих людей с классическим образованием были философы, историки, критики, литераторы и переводчики. Теперь они стали теоретиками новой поэзии. В этом особенность поэтических течений «серебряного века» — поэты создавали теорию поэзии.
Плавным теоретиком символизма был Вл. Соловьев. Его идея Вечной женственности и софийности бытия была особенно близко принята А. Блоком. Известны также теоретические работы и критические статьи Д. Мережковского, Вяч. Иванова, Б. Брюсова и других.
В чем же состояла новизна символической поэзии? В. Брюсов писал о том, что искусство — это способ познания мира нерассудочными, внелогическими путями. Познать мир можно только душой.
Но поэзия — «искусство слова. Как можно словом наиболее точно выразить состояние души?
Современное состояние языка не дает такой возможности, считали символисты, надо язык поэзии. Наши чувства обманывают нас, каждое явление — символ, в котором кроется глубокий тайный смысл, оттого-то язык символистов так богат интонациями, «за словами, которые они произносят, чудится гул еще других, не их голосов… «
Мотивы произведений символистов разнообразны. В стихотворении А. Белого «Душа мира», поражающем необычностью строфики и значимостью каждого слова, чувствуется попытка понять, ощутить
Душу мира, неуловимую и присутствующую во всем одновременно.
В стихах Блока, человека, над головой которого современники однажды увидели нимб святости, постоянно присутствует образ Вечной жены, женского начала бытия, Софии. Символ ее — девушка в белом платье, поющая в церковном хоре.
Лирический субъект стихотворений К. Бальмонта задумывается о «Вечном чуде», о появлении на свет человека. Жизнь его — вечное горение, и стихи Бальмонта полны «горящих зданий», «отсветов зарева» и «угасших огней».
Символистское течение достигает своего расцвета, когда подрастает юный поэт с мужественной и романтичной душой. Юноша, проводивший дни в Библиотеке, пытавшийся понять законы стихов символистов, создает свою теорию поэзии — акмеизм (от греческого слова акме, означающего высшую степень чего-либо, расцвет).
А. А. Ахматова писала, что вся теория акмеизма принадлежит Н. Гумилеву. В статье «Наследствие символизма и акмеизм» он говорит о символизме как о «достойном отце». Однако, ценя его за вновь открытое значение символа в искусстве, акмеисты не хотели приносить в жертву других способов поэтического воздействия. Если символизм углублялся в область неведомого, то акмеизм «опустился» на землю. Язык его стал понятным и простым. Но простота эта основывалась на знании русской и мировой литературы.
Предшественниками акмеизма Гумилев называл Шекспира, Рабле, Т. Готье и Вийлона. Акмеисты стремились, согласно формуле кольриджа «Поэзия — есть лучшие слова в лучшем порядке», выразить внутренний мир человека в Безупречной форме.
Искусству стихосложения, по мнению Гумилева, можно было научится. Из «цеха поэтов», созданного им, вышло немало талантливых авторов.
А. Блок в статье «О лирике», неодобрительно отзываясь об акмеистах, назвал А. Ахматову настоящим исключением. Ее немного усталую, самоуглубленную манеру сразу отметили читатели.
Основная тема стихов Ахматовой — любовь. Любовь-жертва, любовь-подвиг, неразделенная, приносящая горечь и страдания, но не заслоняющая радость жизни, а дарующая счастье видеть мир по-новому.
О. Мандельштама, по словам М. Волошина, нельзя читать как не акмеиста. Его стихи отличаются особенной четкостью, изяществом и хрупкостью формы. Лирический субъект Мандельштама — это ребенок, пришедший в мир и захотевший понять смысл своего появления в нем.
Поиски новых путей в поэзии продолжались. В 1719 году была написана статья С. Есенина «Ключи Марии» и статьи В. Шершеневнча и А. Мариенгофа. Новое течение было названо имажинизмом, от английского слова image — «образ». По мнению имажинистов, слова, стертые, как старые пятаки, можно было оживить, заключая их в яркие поэтические образы.
Образ провозглашался самоцелью. Корни имажинистской поэзии уходят в народную мироэпическую традицию. В качестве примера можно привести стихотворение С. Есенина:
Я пастух, мои палаты
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым — скаты
С гарком гулких дупелей.Вяжут кружево над лесом
в желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.Светят зелено сутемы
Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы
В мягкой зелени поля.Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Духовитые дубровы
Кличут ветками к реке.Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья,
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Стихотворение начинается с утверждения собственного «я» в просторном, гармоничном мире природы. Человек ощущает себя ее органической, частью, ему свойственно синкретическое мировосприятие Природа — это хоромы, а сам он — царь, носитель высшего духовного начала. «Хоромы» могут означать и «храм», «божий дом», ведь человек молится «на алы зори», причащается, то есть становится причастным тайнам у ручья. Такое мировосприятие свойственно языческому сознанию, народному творчеству, в котором имажинисты пытались отыскать утерянную первоначальную живость и образность слова.
Говоря о поэзии «серебряного века», нельзя не сказать о футуризме, который сразу резко противопоставил себя другим течениям. В 1912 году был опубликован манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу», под которым подписались Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников.
Футуристы считали себя поэтами Будущего и привлекали к себе всеобщее внимание. Однако за игрой, эпатажем скрывалась напряженная работа. Футуристы экспериментировали, прежде всего, с формой. Работа Маяковского называлась, в соответствии с его характером, твердо: «Как надо делать стихи».
Очень интересны статьи В. Хлебникова «Метаязык» и «Звукописи», которые не печатались долгое время. Хлебников исследовал фонетический строй языка, взаимосвязь звука и его цветового изображения. Поэт, как многие композиторы, обладал цветовым восприятием музыки.
В работе «Метаязык» Хлебников подразделял язык поэзии на семь уровней, связывая их с теорией Лобачевского о п-мерном пространстве. Людям привычен «звездный» язык, язык обычного трехмерного пространства. Есть так называемая «звукопись» -язык микромира, недоступный обычному восприятию. Наивысший уровень языка — «безумный», на котором говорят иномиры. Может быть, из-за незнания теории Хлебникова долго оставались непонятными и непонятыми его стихи «Заклятие смехом» и другие. Незнакомая форма становилась препятствием для проникновения в зеркальный иномир стихов, живущий по своим законам.
Поэтические движения «серебряного века» возникали и сменяли друг друга стремительно, создавая впечатление одновременности. Каждое течение заявляло о своей новизне, о принципиальной этапности. Но это был лишь эпатаж, игра. Все течения уходили корнями в традиции русской и мировой литературы и находились в диалоге друг с другом. Они сосуществовали, взаимодополняя и обогащая друг друга, создавая единое целое, то, что мы сейчас называем «поэзией серебряного века русской литературы».
Тенденции развития русской поэзии, появившиеся в начале века, развивались.
Творчество Б. Пастернака, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого, И. Сельвинского нельзя отнести к какому—либо течению, но их поэзия органично воспринимается нами в общем контексте эпохи.
Современные литературоведы особо выделяют женскую поэзию XX века, которая включает творчестве М. Цветаевой, В. Инбер, Н. Крандиевской, Е. Кузьминой-Караваевой, К. Некрасовой, О. Бергольц, К. Друниной.
Отдельно можно говорить о творчестве поэтов «военного» поколения: А. Прокофьева, П. Васильева, А. Суркова, М. Исаковского, К. Симонова, А. Твардовского.
Особо интересным мне кажется период 60-х годов, когда начался новый этап развития русской поэзии. Появилась новая форма — бардовская, авторская песня, обратившаяся к философии древности и современности. Поэты 60-х — 70-х годов на равных вступили в диалог со своими предшественниками.
В последнее время идет открытие незнакомой прежде поэзии «русского зарубежья». К нам возвращаются имена тех, кто недавно был изгнанником: Вл. Набокова, И. Бродского.
Все чаще появляются публикации молодых и совсем юных поэтов, которые ищут свой собственный способ выражения состояния духа нового поколения.
Сейчас русская поэзия вновь приближается к рубежному состоянию. Яркий пример — творчество И. Бродского. Он использует самую необычную модернистскую форму и одновременно исследует душу человека на уровне фрейдовского психоанализа.
Мне кажется, русская поэзия стоит на пороге новой эпохи своего развития, замерев на мгновение перед открытиями мирового масштаба, ожидающими ее впереди.
- << Назад
- Вперёд >>
- Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области
- Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА… (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)
- Марина Габсева (общеобразовательный лицей Первомайского района) В ЕГО РОМАНАХ «ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИЗОБРАЖАЕТСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, — ЕЩЕ НЕБЫВАЛОЙ В НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (Н. СТРАХОВ)
- Анна Неучева (школа-гимназия 140) ЧТО МНЕ ОТКРЫЛОСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ М. БУЛГАКОВА И А. ПЛАТОНОВА
- Ирина Макеева (школа — гимназия. 140) ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА
- Ольга Вихирева (школа 94) «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ» (По лирике А. С. Пушкина)
- Юлия Чернышева (школа 84). «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ» (С. Есенин). (По лирике С. Есенина)
- Елена Братских (школа-гимназия 19) «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ «(С. Есенин).
- Евгений Погарский (школа 19) ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- Дмитрий Ходос (школа 72) «НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолиа-Кюри).
- Светлана Велитарская (школа 117). «НЕЛЬЗЯ, ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ТЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолио-Кюри).
- Максим Кривда (школа-гимназия 19) «В ЧЕЛОВЕКЕ, В ЕГО СКРОМНОЙ ОСОБЕННОСТИ, В ЕГО ПРАВЕ НА ЭТУ ОСОБЕННОСТЬ — ЕДИНСТВЕННЫЙ, ИСТИННЫЙ И ВЕЧНЫЙ СМЫСЛ БОРЬБЫ ЗА ЖИЗНЬ» (В. Гроссман),
- Евгения Тюменцева (школа 48) «ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО… МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов).
- ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Как писать, сочинение
- ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ, ПИСАВШИХСЯ Б РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В ПРОШЛОМ УЧЕБНОМ ГОДУ
- Выходные данные
- Все страницы