ИМЕНЕМ КОЛЛЕКТИВА — Страница 11

22 марта 2023 | 20:38

Газеты Периодика Газеты Призыв №52-53 (2859) 01.05.1968

Призыв №52-53 (2859) 01.05.1968 — ИМЕНЕМ КОЛЛЕКТИВА

Страница 11 из 21

Первомайский номер газеты Призыв. слова французского художника и скульптора Огюста Родена пришли на память, когда я беседовал с учительницей Юлией Михайловной КомлевойИМЕНЕМ КОЛЛЕКТИВА

«…Только владея в совершенстве техникой, можно заставить зрителя забыть о ней». Эти слова французского художника и скульптора Огюста Родена пришли на память, когда я беседовал с учительницей Юлией Михайловной Комлевой. Высокая, черноволосая, неторопливая, невозмутимо уравновешенная, ровно, чисто она произносила фразу за фразой и этой своей собранностью создавала возможность для восприятия ее мыслей, что можно было не только запомнить, но и записать каждое ее слово.

Это было скрытое большое умение мастера-педагога. Человек со своим настроением словно исчезал. А его мысль, его чувства, воля, проникновенность действовали точно, целенаправленно. Так проявляется умение убеждать, способность передавать знания. За этим умением неприметно стоят опыт, труд, тренированность.

Около шести лет назад… Была зима, морозная, вьюжная, неприветливая. Юлия Михайловна с направлением облоно ехала в школу колхоза имени Ульянова. Ей предстояло принять дела от уволенного в самый разгар учебного года директора. Ехала будто в неизвестность.

Скрытое беспокойство терзало ее, хотелось быстрее отряхнуть с себя оцепенение неясности и сомнений.

Гулко отдаются шаги в коридоре, хлопают двери классов, звенят голоса детей—все знакомое, понятное, близкое. Со всех сторон любопытные взгляды: кто такая? Что ты умеешь, как поведешь дело? … Именно эти вопросы почудились в немых паузах в учительской. Учителя, точно сговорившись, молча делали свое дело и исчезали.

«Не приняли», — стучала мысль, и было тревожно и как-то совестно, будто ее уличили в нечестном поступке. Почему же не приняли?.. Ведь разница между ними только в объеме работы и характере обязанностей… И грусть увлекла ее к прошлому, словно воспоминания могли прояснить сомнение.

Ребенок рождается с чистым необъятным чувством любви к матери. И это чувство затем крепнет и вбирает в себя и мамино лицо, ее улыбку, руки. И не только живую маму, но и ее дело. Хочется быть похожим на самого близкого человека, подражать ему. И получилось как-то само собой, что гордость Юлии за маму — заслуженную учительницу, переплавилась в проникновенную привязанность к детям. Она тоже решила стать педагогом. Перед последним государственным экзаменом вспоминается один день… Скользнула из рук и шлепнулась на пол книга, и тишина, как в минуту молчания. Восемнадцатилетняя выпускница учительского института стояла как окаменелая… Война!

Пальцы мальчишки не гнутся, а торчат из длинного, залоснившегося рукава пальто. Из губ вырываются клочки пара — мальчишка дует в чернильницу, «расплавляет» застывшую жидкость, чтобы начать писать на газете.
Не жалуются маленькие. Не хнычут, учатся. Вот только притихшие не в меру и глазенки грустные. Чует ребячье сердце большую людскую беду и страдает молча, безутешно.

Тяжелый, липкий снег наваливается на стекла окон.

— Надо бы детей развести по домам — буран, замерзнут совсем. И сразу же мысль: как там, на фронте?

…Он упал в сыпучий холодный сугроб и коварная метель тотчас опустила над ним свое покрывало.

— Миша, — зашептал голос, — давай помогу. Держись, дорогой, держись.

И он шел, раскачиваясь, поминутно останавливаясь. Глаза еще видели заснеженное поле, мысль подсказывала дорогу к полевому санбату. Потом он упал, сраженный болью. Ветер погасил тяжелый стон, засыпал снегом покрытый испариной лоб, белое лицо… Его не стало. Это был отец Юлии Михайловны.

…Утро было будничным и спокойным. Присмотрелась к своим коллегам: опытные, знающие. Но разговаривают с оглядкой, трудятся с напряжением: взаимные обиды, подозрительность.

Попробуй только проявить участливое отношение к новому администратору — тотчас поползет шепоток: выслуживается.

Человеку свойственно приспосабливаться. Духовное приспособление тоже закономерно. Только у одних это протекает безболезненно, у других — противоречиво. Если ты с запросами да с капризами, если твое личное тащится вперемешку с общественным, то результат скажется неминуемо. Одни бросятся прислуживать запросам администратора, другие будут их осуждать, а третьи встанут в благородную позу невмешательства.

А что, если нет разобщенности? А есть интересы школы, проблемы ее, целеустремленность. Кому решать эти проблемы? Нам всем. Коллективным умом, общим умением. И под своды школы явилось чистое, непонятное каждому, всесильное слово «мы». Фигура директора как бы отодвинулась. Вместо нее пришел человек, который давал простор и жизнь общей, самой деятельной силе: в полную свою творческую меру работает учитель, занят полезным делом подросток, живет интересами школы родитель. Не сразу становилось ясно, что в этом и заключается тонкое умение организатора.

Тогда-то и начинают звучать имена активистов и умельцев.

— В 1963 году, — рассказывает завуч по воспитательной работе А. Я. Михайлюк,— после областного слета ученических производственных бригад, явилась у нас мысль создать бригаду учащихся в животноводстве.

Да, эта инициатива Александры Яковлевны — приобщить детей к работе в животноводстве. Хорошая мысль. В бригаду включаются прежде всего успевающие, идут по желанию. Труд, научные эксперименты под руководством главного зоотехника колхоза тов. Михайлюка и доцента сельскохозяйственного института М. П. Плеханова, наблюдения. Это только одна сторона дела. А вторая — не менее памятная и увлекательная: все двадцать пять участников бригады побывали в Артеке, ездили в Москву и Ленинград, в Волгоград… В прошлом году встречались со своими таджикскими друзьями в колхозе «Москва». Колхоз имени Ульянова поощряет пытливых умельцев. Он подарил школе магнитофон «Яуза», проигрыватель, радиоузел.

Юлия Михайловна приходит к выводу, что коллектив должен иметь чувство ритма. А достичь этого можно лишь равномерностью, четкостью планирования и бережным накоплением традиций. Вот они — традиции: «Встреча с первоклассниками» — кто готовит? 10-й класс. Когда? 1 сентября; «Праздник животноводов» — февраль, производственная бригада школы; «День птиц» — пионерская дружина, март; «Проводы выпускников» — старшие классы, июнь; «Вечер воспитанников школы» — комитет комсомола, июнь; «Отчетный концерт для» — руководители кружков самодеятельности, посвящается дню рождения В. И. Ленина. А есть еще педагогические среды, есть клуб «Кругозор» (один раз в четверть), КВН, «Огоньки», уроки мужества.

Один день. Могут помешать и непредвиденные обстоятельства. Другое дело — неделя. Все семь дней посвящены одной теме. Ведет ее ответственный класс. Биологическая неделя, литературная неделя, неделя музыки, неделя профессий. Сейчас идет неделя интернациональной дружбы. А предшествовали ей ленинские дни. Они оставили много ярких воспоминаний. Проводился конкурс на лучшее исполнение произведений об Ильиче. Были организованы выставки, пополнился музей школы. Этому дню посвящаются лучшие достижения школы. Много нового, интересного узнали дети в эти дни о Владимире Ильиче.

Александра Яковлевна Михайлюк, завуч, увлеченно и находчиво идет во главе воспитательной части школы. Августа Афанасьевна Рыжова, ветеран школы, работает без второгодников, блестящий руководитель класса. Антонина Ивановна Ливанзина, руководитель 10 класса, сумела создать прекрасный коллектив. В ее классе учатся активисты комсомола и школы. И учатся хорошо.

Недавно родителям была показана удивительная и довольно приятная для мам выставка. Ее организовала учительница домоводства Галина Петровна Маковеева.

Старшая пионервожатая Е. Н. Козачук умеет играть на баяне, петь.

Спортсмены школы с искренней теплотой отзываются о своих учителях Г. Г. Гаврилове и В. Д. Козачуке. Особенно хорошо организована работа баскетбольного и стрелкового кружков.

Каждый день рано утром спешат па ферму колхоза дети. Это первая смена, завершит работу — третья. С ними работает и дежурный учитель…

Комсомольцы избрали секретарем комитета Веру Комлеву. Мама ее — руководитель школы. И говорят, что Вера — вся в маму.

— Хороший подобрался у нас коллектив, сильный, — спокойно произносит Юлия Михайловна и смолкает, решительно ничем не выдавая своего душевного огня, своей огромной любви и уважения к людям, большим и маленьким.

«Учительская газета» напечатала несколько строк: «Комлевой Юлии Михайловне присвоено звание заслуженной учительницы школы РСФСР». И все, кто знает Юлию Михайловну, прочитали это сообщение с самым искренним удовлетворением.

П. РЫСАК.

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Призыв №52-53 (2859) 01.05.1968
  • ПРИМЕТЫ НОВОГО
  • «ЛУЧ» НАБИРАЕТ СИЛУ
  • Курс на 50 миллионов
  • «В РОЩЕ ПО БЕРЕЗКАМ БЕЛЫЙ ПЕРЕЗВОН…»
  • Счастлив тот…
  • Хорошо дарить людям радость
  • В сладком цехе сельпо
  • Юное сердце
  • Умение жить
  • ИМЕНЕМ КОЛЛЕКТИВА
  • В комсомольском полку прибыло
  • Память сердца
  • ФОТОКАЛЕЙДОСКОП
  • Там, где расцветают цветы
  • В СТРАНАХ СОЦИАЛИЗМА
  • В СТРАНАХ КАПИТАЛА
  • В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
  • Из поэтической тетради
  • Разговор
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы