И снова утро — Страница 6
Публицистика Проза Публицистика Завод на Иртыше
Завод на Иртыше — И снова утро
Страница 6 из 8
И снова утро
Человек шагал неторопливо. Высокий и крепкий, еще из тех, о которых говорят, что старость бессильна перед ним, он внимательно, подчас испытующе поглядывал вокруг, будто сравнивая, проверяя свои мысли…
Он наискось прошел старый городок водников, вслед за многоэтажными новыми домами, вышел на улицу Красный путь и, миновав больницу, остановился на поперечной дамбе старого затона.
Опять был май, опять плескалась высокостоящая вода, и снова, как и пятьдесят лет назад, стоял здесь Алексей Прокопьевич Кузнецов, бывший первый комиссар Омского затона.
В картине, открывшейся взору Алексея Прокопьевича, было многое: сила и мощь власти, за которую он и его товарищи боролись в дни революции, свершение самых смелых мечтаний, техника сегодняшнего дня, перспективы которой были безграничны…
Мощные суда — стремительные и грузновеличавые — стояли ступеньками на покатой спине слипа, высились один за одним у причальной стенки, а чуть правее вздымались ажурные переплетения кранов, трубы и, поражая размерами и четкостью линий, красовались среди деревьев здания новых цехов.
Завод, который видел Алексей Прокопьевич в мечтах в памятную весну 1920 года, работал, уверенно шагал в завтрашний день…
Давайте и мы пройдем по заводу, посмотрим, чем он живет сегодня.
У входа в заводоуправление, слева на стене, установлен большой макет ордена «Знак Почета». Ниже, под стеклом, текст:
«Указ Президиума Верховного Совета СССР.
О НАГРАЖДЕНИИ ОМСКОГО СУДОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА ОРДЕНОМ «ЗНАК ПОЧЕТА».
За достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана по ремонту и строительству судов, широкое внедрение новой техники и передовой технологии наградить Омский судоремонтный завод орденом «Знак Почета».
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. ПОДГОРНЫЙ. Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. ГЕОРГАДЗЕ. Москва, Кремль, 9 сентября 1966 года».
Сегодня орденоносный Омский судоремонтный завод— одно из крупнейших (предприятий Обь-Иртышского бассейна, насыщенное современной техникой и оборудованием, способное решать самые сложные задачи.
С каждым годом набирает аилу — совершенствуется сборка, постройка буксирных теплоходов, сборка плавучих дизель-электрических пятитонных кранов, бензоналивных барж. На счету у завода работы по капитальному переоборудованию судов, сборка новых мощных черпаковых земснарядов. Выпуск деталей и механизмов по системе внутриминистерского и внутрисоюзного кооперирования.
Действующий парк технологического оборудования в основном обновлен, и значительно возрос по сравнению с 1949 годом. Причем, как станки, так и оборудование теперь в основном последних моделей, обеспечивающее выполнение самых сложных и трудоемких производственных процессов. Термическое отделение пополнилось электропечами. В инструментальном цехе — на участке новой техники сосредоточены: установки для осталивания и для закалки токами высокой частоты. Столь же обильно насыщены современным оборудованием и механизмами и другие цехи. Все они имеют подъемно-транспортные устройства: портальные, мостовые, поворотные краны, а также подъемники, тельферные установки или обслуживаются автомобильными кранами, поднимающими груз до 20 тонн.
Столь важный и значительный в свое время вопрос о внедрении электричества на производстве давным-давно снят с повестки дня, да и вообще разговоры на такую тему показались бы сейчас невозможными. В этой связи интересна следующая справка:
«В 1929 году выработка электроэнергии собственной силовой установкой в Омском затоне составила 101886 квч. Причем было затрачено: угля — 744 тонны, дров — 116 кубометров».
А в 1968 году Омский завод получил и затратил для производственных и хозяйственных нужд более двух миллионов киловатт-часов электроэнергии.
Постоянное совершенствование производства, успешное продвижение по пути технического прогресса возможно только при условии совместной творческой деятельности работников науки и техники.
С этой целью Омский судоремонтный завод поддерживает постоянную связь с научными и проектными организациями в форме договоров о содружестве и обмена командировками друг к другу руководящих, инженерно-технических работников и рабочих-новаторов. Особенно тесные контакты установились с Ленинградским и Новосибирским институтами водного тран-спорта, а также с омскими политехническим, автодорожным, сельскохозяйственным и др. институтами.
Все это помогает решать на строго научной основе постоянно возникающие проблемы судоремонта, перспективного планирования, поисков более передовых методов работы.
Трудно перечислить тематику или рассказать подробно о многообразии связей с научными организациями. Завод выдвигает перед ними проблемы для научной проработки, выдает институтам темы для дипломного проектирования, имеющие практическое значение. Кроме того, ведущие инженерно-технические работники завода руководят дипломным проектированием студентов Омского политехнического института, привлекаются к рассмотрению и рецензированию дипломных проектов Новосибирского института инженеров водного транспорта и других институтов.
Планом научно-исследовательских работ Министерства речного флота предусмотрен ряд тем, в том числе одна из них предложена Омскому заводу, это — «Внедрение индустриальных методов при капитальном ремонте дизелей». Необходимый для этой работы специализированный цех также предусмотрено закрепить за Новосибирским институтом для того, чтобы общими силами закончить это задание, ориентировочно рассчитанное на два-три года.
Большой вклад в дело укрепления и дальнейшего роста производства вносят и заводские рационализаторы. Только за три с половиной года текущей пятилетки они подали 3603 рационализаторских предложения, из которых 3173 внедрены и дали экономический эффект 424 тысячи рублей. О размахе рационализаторского движения убедительно говорит такой факт: каждый шестой работник завода — рационализатор!
Ряд представленных предложений привлекает не только новизной и оригинальностью, но подчас и смелым решением технических проблем.
Рационализацию правильно понимают как поле для интересного поиска — возможность для творческого эксперимента, причем идут сюда не по обязанности, а по призванию. Отсюда и результаты.
Евгений Степанович Мешкорудный — один из активных рационализаторов завода. Работает он старшим мастером механосборочного цеха. За три с половиной года пятилетки он внедрил 87 предложений с экономическим эффектом 6963 рубля. Более чем по три тысячи рублей сэкономили заводу рационализаторы А. С. Кортунов, В. А. Еремин, А. В. Логуновский, В. А. Конюшенко и другие товарищи, столь же удачно работающие в этой области. Ценность движения рационализаторов на заводе измеряется еще и его пер-спективностью.
Здесь появились уже творческие бригады, которым по плечу решение более крупных проблем. Внедряется и такая прогрессивная форма в техническом творчестве, как работа на самоокупаемость, т. е. размер выплаченной им заработной платы рационализаторы компенсируют размером экономии от внедренных ими предложений.
Коллектив заводских рационализаторов обязался к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина создать фонд экономии в размере 180 тысяч рублей. Это обязательство перевыполняется и налицо все данные, что к знаменательной дате фонд экономии составит не менее 200 тысяч рублей.
С целью пропаганды опыта лучших рационализаторов Бюро технической информации завода были изданы информационные бюллетени, а в цеховых витринах «БТИ рекомендует» представлены 38 наиболее оригинальных предложений 23 авторов.
Также были выпущены шесть радиогазет и составлены 60 информационных карт.
Для экспонирования на ВДНХ в 1969 году направлены предложения: В. С. Конюшенко и А. Н. Нижегородова — «Стенд для проверки испытаний и регулировки топливных насосов марки ТН-12М, двигателей М-50 и М-400; Н. Г. Дрягина, И. Г. Киша, Н. Д. Чешегорова — «Оборудование котлов ДВК-4/13 автоматами питания и сигнализации предельных уровней воды».
Ленинское указание: «Без новейшей техники, без новых научных открытий мы коммунизма не построим» — хорошо помнят рационализаторы завода и флота, стремясь внести свой вклад в укрепление материальной и технической базы производства. Проведение каждого зимнего судоремонта обогащает коллектив завода организационным и техническим опытом. Из года в год идет внедрение новой техники и технологии, снижение трудоемкости при выполнении работ.
Например, в зиму 1968—1969 годов были внедрены передовые методы сварки, причем только автоматическим и полуавтоматическим способами сварено более 500 тонн металлоконструкций. Применялась сварка на магнитном стенде с двухсторонним образованием шва и сварка алюминиево-магниевых сплавов в среде аргона. Во внедрении передовых сварочных процессов особенно отличились: мастер Д. 3. Шарапов, сварщик А. А. Брайченко, котельщик А. С. Гострый.
Внедрены изделия из капрона взамен стальных и чугунных — ежегодно до 3000 штук весом в 200 кг. Проводились работы по восстановлению нитролаковых поверхностей пассажирских судов, работал участок хромирования, для изготовления запчастей на заводе было внедрено более 40 единиц оснастки и приспособлений. Общий годовой экономический эффект от внедрения мероприятий по новой технике составил около 120 тысяч рублей.
Рост техники — рост самого завода никогда не заслонял заботы о людях, о рабочих и служащих-судоремонтниках.
Только в 1968 году в санаториях и домах отдыха побывало 224 человека, а в заводском профилактории—587 человек, из них 117 человек бесплатно. Всего с начала организации профилактория в 1947 году здесь лечилось и отдыхало свыше 8600 человек.
Еще в 1930 году главврач вновь выстроенной поликлиники в городке водников Сергей Андреевич Дорохов организовал и открыл здравпункт в затоне. Для этого было выделено помещение из двух комнат. Первым врачом здравпункта был доктор Орфеев, а санитаркой Епанчинцева.
Санитарное обслуживание было в затоне и раньше— с 1922 года два лекарских помощника вели здесь амбулаторный прием. В последующие годы рабочие стали получать все более квалифицированную врачебную помощь, которая особенно возросла с окончанием постройки в 1937 году больницы в городке водников.
Многие работники заводского здравпункта оставили о себе добрую память. Это в первую очередь В. И. Брайловский. Он внес особо весомый вклад в дело здравоохранения и санитарного просвещения.
Василий Иванович Брайловский был участником трех войн: первой мировой, гражданской и Отечественной. На заводе он работал (не считая военной службы) с 1937 года, знал здесь всех рабочих и служащих, и они знали и глубоко уважали его.
Медицинский стаж его исчислялся в 50 лет, и до последних дней жизни он работал, приносил пользу людям.
Нет такой стороны жизни завода, будь то производство, учеба или общественная работа, где бы не участвовала профсоюзная организация, ее активисты. Круг их деятельности чрезвычайно широк. Вот, например, один из лучших председателей цеховых профсоюзных организаций — Валентина Васильевна Симонова говорит:
«Когда меня избрали председателем профсоюзной организации механосборочного цеха, я поняла, сколь велика моя ответственность перед рабочими, перед делом, которое они доверили мне…».
Многое делают здесь члены цехового комитета: ударник коммунистического труда слесарь Александр Егорович Киргинцев и нормировщик Раиса Дмитриевна Завьялова. Они хорошие друзья в часы досуга, строгие контролеры и наставники, если дело идет о дисциплине труда или нарушениях трудового законодательства.
Уходящие корнями к первым годам революции славные трудовые традиции видны и в делах ветеранов и молодежи, если даже жизненный путь их расходится на какое-то время с трудовым путем завода.
Находясь на службе в рядах армии и флота, посланцы Омского судоремонтного завода высоко несут честь рабочей марки, отдают воинской службе весь жар и преданность молодых сердец, как отдавали их сверстники в годы Великой Отечественной войны.
Вот только два письма из числа многих других полученных заводским комитетом комсомола.
Уважаемый секретарь комитета ВЛКСМ!
В декабре 1968 года, для прохождения службы в рядах Военно-Морского Флота в наше подразделение прибыл член вашего коллектива сборщик дизельного цеха Владимир Стариков.
С первых дней службы он обратил на себя внимание командования и товарищей безупречным выполнением воинского долга. Владимир всегда подтянут, опрятен, отличается хорошей строевой выправкой, внимателен на занятиях.
Комсомолец Стариков принимает активное участие в общественной жизни, является членом комсомольского бюро, отлично учится сам и помогает товарищам в изучении сложной боевой техники, имеет четыре поощрения.
Мы просим Вас рассказать в коллективе об образцовой службе матроса Старикова, а также просим передать его родителям — Михаилу Максимовичу и Раисе Николаевне нашу благодарность за хорошее воспитание сына.
Командир подразделения».
«Уважаемые товарищи, члены комитета комсомола! Командование подразделения с глубокой признательностью сообщает, что рабочий вашего завода Рафаэль Рахмангулов, проходящий в настоящее время службу в рядах Советских Вооруженных Сил, показал себя трудолюбивым, исполнительным, дисциплинированным воином.
Он всегда служит примером в соблюдении требований воинской присяги, в выполнении своего патриотического долга перед нашей великой социалистической Родиной.
Командир подразделения».
Воспитание молодежи в духе коммунистической морали и уважения к труду — одна из главных забот партийной, комсомольской и профсоюзной организаций завода. Подготовке достойной смены кадровым рабочим всегда уделялось большое внимание.
В разгар Великой Отечественной войны на базе Омского судоремонтного завода была организована школа фабрично-заводского ученичества № 15. Школа располагалась в двух ветхих бараках, где обучалось в течение шести месяцев 100—120 человек: плотники, матросы, кочегары, котельщики, электросварщики. В самые тяжелые дни юноши и девушки заменяли ушедших на фронт квалифицированных рабочих.
По мере роста индустриализации страны и технического прогресса школа ФЗО в 1962 году была преобразована в профессионально-техническое училище с контингентом учащихся 360 человек. Сегодня она расположена в специально выстроенном трехэтажном здании, где к услугам курсантов девять учебных кабинетов, слесарные мастерские, столовая, физкультурный и актовый залы. Широкое развитие получила наглядность обучения с применением экранизации уроков и лабораторных работ.
С 1962 по 1969 год училище подготовило для завода и флота 1600 молодых квалифицированных рабочих, а всего за 19 лет обучено около 3500 человек. Многие выпускники стали передовыми работниками, командирами производства. Так, например, Влади-мир Гогин плавает в должности первого штурмана — первого помощника механика. Валерий Максимов работает мастером производственного обучения в училище.
Также бывший курсант Анатолий Яковлевич Отмахов, закончивший заочно институт инженеров водного транспорта, ныне работает в училище в должности заместителя директора по учебно-производственной работе.
Здесь же трудится, успешно передает опыт молодежи бывший капитан, а ныне старший мастер Иван Сергеевич Пономарев.
Не забывают судоремонтники и работники флота и о самой юной своей смене — пионерах и школьниках.
Омский завод шефствует над школой № 21. Возглавляет эту работу совет содействия школе во главе с капитаном В. А. Вронским и заместителем главного инженера М. В. Гербасием.
Шефы организуют для ребят экскурсии, поездки на судах, торжественные линейки, встречи с ветеранами труда и со старыми коммунистами, с передовыми людьми завода и флота. Оказывают содействие в спортивной работе, в ремонте школы и оборудовании мастерских.
Шефство положительно сказывается на учебе, дисциплинированности и организованности школьников. Они же в свою очередь помогают в озеленении и уборке сада водников. На заводе есть доска отличников-учащихся и открытый журнал, где выставляются оценки по учебным четвертям. Представители администрации завода, парткома, завкома, комитета ВЛКСМ регулярно посещают школу и всесторонне ин-тересуются ее делами.
Большое внимание уделяется детским дошкольным учреждениям.
Если в 1923 году функционировала одна так называемая детская площадка, которую посещало лишь 20 детей, то в 1965—1968 годах заводом выстроено 9 детских учреждений, где одновременно находится 975 детей.
В 1969 году распахнул двери для своих маленьких хозяев еще один детский комбинат—сад-ясли на 140 мест. План обеспечения семей работников завода детскими учреждениями к 1970 году успешно выполнен в 1969 году. Много усилий прилагается и для разрешения жилищной проблемы — обеспечения судоремонтников благоустроенными, современными квартирами.
По инициативе бывшего директора завода С. Я. Кудрявцева в 1954—1956 гг. было организовано сооружение жилья методом народной стройки в судоремонтном поселке.
В 1969 году в распоряжении жилищно-коммунального отдела завода находилось 242 дома, общей площадью 54 137 кв. метров, с количеством проживающих там 7838 человек. Необходимо отметить, что из общего количества жилых зданий 23 дома благоустроенные, многоэтажные, полностью оснащенные газом, с канализацией и водопроводом, в том числе и расположенное рядом с заводом общежитие на 800 мест.
Вскоре для омских судоремонтников на улице Красный путь будут построены два 48-квартирных девятиэтажных дома, со встроенными помещениями аптеки, магазина и комбината бытового обслуживания. В городке водников с 1970 по 1975 год намечается построить: два пятиэтажных дома на 58 и 70 квартир, два девятиэтажных дома на 144 квартиры и дом для молодых специалистов на 180 квартир.
Есть на заводе «Комната славы» речников, которую, имея в виду ее значение и перспективы роста, вполне можно назвать заводским музеем славы.
Создатель «Комнаты славы» и председатель ее совета Валентин Николаевич Булашев. Это потомственный водник — сын упоминаемого нами докмейстера Н. А. Булашева.
Валентин Николаевич работал в свое время матросом и кочегаром на судах, с 1927 года служил в армии и закончил эту службу в 1955 году гвардии полковником, кавалером многих орденов и медалей. «Комната славы» — любимое детище Валентина Николаевича Булашева. Его многолетний кропотливый труд, настойчивость и терпение при отыскании документов, книг, архивных сведений и справок, старание отразить в полной мере историю революционных побед и трудовых свершений вызывают глубокое уважение всех работников завода и флота. Трудами Валентина Николаевича восстановлены фамилии многих героев революции, гражданской войны и первых лет Советской власти, факты из их жизни. «Комната славы» стала местом, где бывают экскурсанты, ветераны войны и труда, молодежь, происходят встречи, лекции, торжественные посвящения в рабочие, прием в пионеры и в комсомол.
У «Комнаты славы» есть актив, есть много добрых, хороших друзей, помогающих Валентину Николаевичу и возглавляемому им Совету ветеранов в работе по дальнейшему сбору материалов и созданию новых стендов и экспозиций заводского «Музея славы». Во всесоюзном смотре «Комната славы» Омского судоремонтного завода заняла 3 место и была награждена дипломом третьей степени ВЦСПС.
В каждодневной работе, в трудовом почерке рабочих, инженеров, служащих зримо встают контуры будущего.
Завод растет на глазах, Сегодня у руководства его стоят люди, имеющие высшее специальное образование, практики производства, за плечами которых большой технический опыт.
В 1953 году на должность главного инженера завода был назначен А. Д. Герцман. К этому времени в активе его была работа инженера-конструктора, главного механика, начальника цеха, главного инженера и директора Хабаровского судоремонтного завода. Работал А. Д. Герцман и в управлении Иртышского пароходства, с 1960 года он директор Омского судоремонтного завода.
И. И. Яновский после окончания Омского речного училища работал на флоте, потом закончил институт инженеров водного транспорта, занимал ряд руководящих должностей на заводе, ныне он главный инженер.
Таковы же биографии и многих других руководителей цехов, служб и отделов завода.
Из года в год растет партийная организация на заводе и флоте. Только за последние десять лет ее ряды удвоились. Так, на судах активно работают 45 партийных организаций, и каждая из них равна по количеству первой партячейке завода.
Среди коммунистов много передовиков труда — рабочих, инженеров и техников, служащих, неустанно повышающих политический и производственно-технический уровень. В партийной организации завода и флота коммунисты с законченным высшим и средним образованием составляют более половины ее состава.
Растет квалификация работников завода, крепнет его производственная база и оснащенность. Применяются самые современные формы судоремонта, в том числе и на новых, оснащенных по последнему слову техники судах — грузовых, буксирных и на подводных крыльях. Все это создаст прочную основу — возможность интенсивного роста завода уже в ближайшие 5—10 лет.
Итак, каким же будет завтра Омский судоремонтный завод?
Об этом рассказывает главный инженер Иван Иванович Яновский:
«Есть решение Министерства речного флота и уже готовится документация для строительства 600-местного здания бытового назначения с индивидуальными раздевалками, душем, комнатами гигиены и санитарным блоком.
Имеется проект здания нового профилактория на 150 мест со всеми удобствами и кабинетами оздоровительного и специального медицинского обслуживания.
В 1971 —1973 годах осуществится строительство учебного комбината на 200 мест с просторными классами и лабораториями.
Завод будет увеличивать мощность за счет судостроения. Уже сегодня осваивается строительство буксиров проекта 911 для работы на рейдах и малых реках. В будущем приступим к строительству 15-тонных плавкранов, будем продолжать постройку малых неф-неналивных барж и пятитонных дизель-электрических кранов, на которые у нас имеется много заказов от «Газпрома», «Сургут-ГРЭС», «Вторчермета» и других организаций».
Несомненно, что рост судостроения поднимет на новую ступень культуру и технологию судоремонта, который будет развиваться по линии широкой специализации и индустриализации.
Это даст возможность вести ремонт индустриальными методами, за счет замены деталей, узлов, секций, двигателей из ранее созданного обменного фонда. В этом же фонде будут находиться и заранее отштампованные крупные части судового набора, подвороты, бортовые и штевневые элементы и т. д.
Для этого нужна будет широкая кооперация и в области и за ее пределами с другими предприятиями.
Через два-три года вся территория завода покроется асфальтом, будет введен в действие большой парк электрокаров.
В перспективе расширение слипа, особенно его горизонтальной части за счет нынешней лесопилки и гаража, установка на слипе 30-тонного крана.
В возникновении истории каждого предприятия и особенно в трудовом ритме его сегодняшних дней есть свои трудности и неувязки, вызванные бурным ростом и сложностью требований, предъявляемых сейчас к производству.
Но можно с уверенностью сказать, что празднующий свое пятидесятилетие Омский судоремонтный завод на правильном пути. Его коллектив, его люди с их приверженностью к труду способны решать большие технические и организационно-хозяйственные проблемы.
Неуклонно повышающаяся квалификация рабочих, техническое мышление и инженерный подход к делу мастеров, руководителей участков, цехов и отделов порукой тому, что проблемы эти будут достойно решены.
Надежды и чаяния старых большевиков, героев революции и первых пятилеток, получили сегодня должное воплощение. Трудовую эстафету из их рук приняли молодые, кому строить, расширять и возвеличивать родной завод на Иртыше сегодня и в будущем.
- << Назад
- Вперёд >>
- Завод на Иртыше
- Судоходство на Иртыше
- Первые шаги
- Ступени
- Новые горизонты
- И снова утро
- Фотографии
- Выходные данные
- Все страницы