Холопка — .АЯ библиотека!

27 февраля 2023 | 10:23

Программы Документы Программы Холопка

Холопка

Николай Михайлович Стрельников (1888 -1939 гг ), ученик А. К. Лядова, начал свою композиторскую деятельность с создания романсов, камерных и хоровых произведенийУправление Культуры Омского Облисполкома
ОМСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ

ПРОГРАММА

Музыка Н. Стрельникова

Пьеса Е. Геркена

ХОЛОПКА
Оперетта в 3-х действиях

  • Режиссерская редакция засл. арт. РСФСР Лаврова В. Д.
  • Режиссер-постановщик — засл. деятель иск. РСФСР Паверман А. И.
  • Дирижер — Витковский В. В.
  • Художник — Лейзерук 3. Е. Балетмейстер — засл. деят. иск. РСФСР Тулупова В. Я.
  • Хормейстер — Боброва Т. П.
  • Ассистент режиссера — Шумская Т. Ф.
  • Ассистент дирижера — Годинер С. К.
  • Ассистент балетмейстера — Шадрин П. Д.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

  • Граф Кутайсов, бывший парикмахер Павла I — Засл. арт. РСФСР Володин В. Е., Засл. арт. РСФСР Климов Г. П., Шатский Н. Н.
  • Елпидифор, его камердинер — Дмитриев Ю. И., Романычев А. Я., Селюков В. Ф.
  • Князь Никита Батурин, гусар — Филимонов В. Н., Цинне Г. В., Юртаев И. И.
  • Андрей Туманский, брат князя Никиты — Салеидзе Г. Т., Шумский Г. Н.
  • Митрусь Нечипоренко, крепостной слуга Андрея — Котов Г. В., Козин Г. Я., Хворостяной С. Г.
  • Виолетта Леблан, французская актриса — Засл. арт. РСФСР Лаврова М. А., Бржезинская О. М., Золотарева Т. Н.
  • Поленька, крепостная актриса графа Кутайсова — Бембель Н. А., Ковязина Н. Ф., Ткачева 3. М.
  • Денисов, гусар — Мелиссов Л. И., Филимонов В. Н.
  • Фельдъегерь — Кутенков А. А., Суханов Ю. М.
  • Герольд — Варнавин И. В., Волохов Ю. М.

В балете заняты:

Солисты балета Т. Долганова, В. Загуменная, С. Кедровская, Н. Куценко, С. Маслак, В. Архипов, Я. Глейзер, М. Козельчиков, П. Шадрин, женский и мужской ансамбль балета.

Гости Кутайсова, гусары, холопы — артистки и артисты вокального ансамбля.

Концертмейстеры: Гончаров Д. Г., Туманова Л. А. Шостак М. X.

Ведут спектакль: Володина Т. И., Липатова Е. А., Романычева А. И.

Зав. труппой Климова Н. Н.

Зав. художественно-постановочной частью Уткин Р. П.

Техника спектакля:

  • Главный машинист сцены — Медведев А. Г.
  • Ст. машинист сцены — Ковалев Е. Т.
  • Ст. художник-декоратор — Безгин А. И.
  • Ст. художник гример — Ремизов П. В.
  • Ст. художник по свету — Кушнеров Д. Г.
  • Ст. художник-бутафор — Терновская А. С.
  • Ст. реквизитор — Агич Л. К.
  • Ст. костюмер — Кравченко Г. Р.
  • Костюмы женские — Редина Е. И.
  • Костюмы мужские — Белоусов В. С.
  • Обувь — Кравец Б. И.

Николай Михайлович Стрельников (1888 -1939 гг ), ученик А. К. Лядова, начал свою композиторскую деятельность с создания романсов, камерных и хоровых произведений. Позже он в основном писал музыку для театра.
С 1922 года Н. М. Стрельников был заведующим музыкальной частью Ленинградского театра юных зрителей, для которого написал музыку более чем к 20 спектаклям, а также цикл песен и фортепианные пьесы для детей.

Одновременно в двадцатых годах Н. М. Стрельников сочинял музыку к драматическим спектаклям. В эти же годы он активно выступает и как музыкальный критик, сотрудничая главным образом в журнале «Жизнь искусства».

В 1925 году Ленинградский Малый оперный театр пригласил Н. М. Стрельникова написать вставные музыкальные номера к оперетте Легара «Желтая кофта». Случайный приход в опереточный жанр сыграл в судьбе композитора решающую роль. Стрельников заинтересовался опереттой и на много лет почти полностью посвятил себя этому жанру. Он создает оперетты: «Черный амулет», «Луна-парк», «Холопка», «Чайхана в горах». «Сердце поэта» («Беранже»).

Одновременно в тридцатых годах Стрельников деятельно сотрудничает в кино и пишет музыку к ряду фильмов.

Творчество композитора довольно противоречиво. В оперетте он в основном следовал неовенскому стилю. Однако Стрельников не стал простым эпигоном, как некоторые музыканты его поры. Уже в своей первой оперетте «Черный амулет» он проявил талант и высокое профессиональное мастерство, в частности, замечательное владение искусством оркестровки.

Особое место в творчестве Стрельникова занимает «Холопка», имевшая повсеместный успех и до сих пор сохраняющаяся в репертуаре театров.

В «Холопке» на сцене опереточного театра чуть ли не впервые появились русские люди. Действие происходит на рубеже XVIII и XIX веков, в период царствования Павла I. Сюжет разворачивается стремительно и динамично. Музыка оперетты строится на национальной мелодической основе, содержа в себе русские и цыганские народные напевы, интонации городского романса начала XIX века, а также популярные в эту эпоху «застольные» песни.

Первая постановка «Холопки» была осуществлена в 1929 году в Ленинградском театре музыкальной комедии. Спектакль прошел с большим успехом и продержался в репертуаре многие годы.

В постановке нашего театра основой решения спектакля стала мысль о любви к Родине передовых людей России, к которым относится Андрей Туманский.

Эпиграфом к нашему спектаклю могут стать слова Андрея: «Над всеми странами сияет солнце тоже.

Но небо Родины нам ближе и дороже».

Омская обл. тип., 1971 г. Зак. 4398, тир. 5000