Гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой в собрании Омского музея изобразительных искусств — Страница 1

18 мая 2023 | 13:07

Каталоги | Проспекты Периодика Каталоги | Проспекты Гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой в собрании Омского музея изобразительных искусств

Гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой в собрании Омского музея изобразительных искусств

Страница 1 из 5

Каталог Омский музейОМСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

ГРАВЮРЫ А. П. ОСТРОУМОВОЙ-ЛЕБЕДЕВОЙ

В СОБРАНИИ ОМСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
ОМСК — 1984

КАТАЛОГ

ОМСКОМУ МУЗЕЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ 60 ЛЕТ
Омский областной музей изобразительных искусств. 1984

 

 

Творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой занимает особое место в русском и советском искусстве. Имя художницы приобрело известность еще в начале нашего века. Она была современницей таких прославленных мастеров графического искусства, как В. А. Серов и М. А. Врубель, художников круга «Мир искусства» — А. Н. Бенуа, М. Б. Добужинского, Е. Е. Лансере, К. А. Сомова. И даже в этот период, отмеченный высокими образцами графического искусства, самые значительные достижения русской станковой гравюры начала XX в. связаны с именем Остроумовой-Лебедевой. Художница возродила в России древнее искусство черно-белой деревянной гравюры. Она первой обратилась к цветной ксилографии, став ее родоначальницей в нашей стране.

В истории русского искусства начала века имя Остроумовой-Лебедевой связано, прежде всего, с архитектурными пейзажами Петербурга—Ленинграда, красота ансамблей которого вдохновляла ее творчество на протяжении всей долгой жизни.

А. П. Остроумова-Лебедева родилась в Петербурге 5 мая 1871 года. Первоначальное образование получила в Литейной гимназии, затем посещала вечерние классы школы барона Штиглица. Позже училась в Петербургской Академии художеств у И. Е. Репина и В. В. Матэ, у Дж. Уистлера в Париже. По возвращении в Россию Остроумова-Лебедева продолжила учебу в мастерской Матэ. «В. В. Матэ я считаю моим первым учителем,—пишет Анна Петровна,— …хотя я совершенно отошла от его манеры гравировать, и он дал мне полную свободу работать, как я хочу. Настоящим моим учителем был Дюрер, который всегда особенно волновал меня необыкновенной красотой линии, какой-то особенной ее жизненностью, ее бегом, не говоря уже о всех остальных совершенствах его гравюр». Остроумова-Лебедева пристально изучала произведения великих предшественников, желая достичь совершенства в своем искусстве.

Графические листы А. П. Остроумовой-Лебедевой составляют гордость коллекций многих музеев: Третьяковской галереи, Русского музея. В музеях Парижа, Праги, Германии хранятся ее работы, приобретенные еще при жизни художницы.

В собрании Омского музея изобразительных искусств хранится десять гравюр, созданных художницей в разные годы: с 1904 по 1923 гг. Работы поступили к нам из Русского музея в 1980-м году. Каждая из них имеет свою историю создания, но почти всех их объединяет одна тема — тема Ленинграда и его пригородов.

В начале нашего столетия многие видные художники обратились к созданию серий, посвященных Москве, Петербургу. Эта тенденция коснулась и творчества Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой. Более того, тема Петербурга—Ленинграда стала для нее ведущей. «Я любила свой родной город,— говорила в свое время художница.— Я его люблю… Не уставала любоваться нашим торжественным, часто мрачным, но всегда пленительным Петербургом…» Избрав главной темой творчества изображение города на Неве, она с большим поэтическим чувством запечатлела его картины и образы, ощущая, как никто другой, красоту и величие города. Примечательно, что ее гравюры никогда не поражают зрителя нарочитой виртуозностью. «Строгий, стройный вид» Ленинграда Остроумова-Лебедева передает немногословными выразительными средствами: двумя — тремя тонами она достигает впечатления удивительных белых ночей, заснеженной тишины.

Первая серия черно-белых гравюр, посвященных городу, была выполнена А. П. Остроумовой-Лебедевой в 1901 году для журнала «Мир искусства». Через семь лет она вновь обращается к этой теме и создает новую серию, запечатлев в ней самые знаменитые памятники Петербурга. В 1912 г. появляется еще одна серия иллюстраций, предназначенная для книги-путеводителя В. Я. Курбатова «Петербург». Это книжные гравюры в виде маленьких заставок и концовок, воспроизводящие наиболее характерные мотивы городского пейзажа.

Несколько гравюр из этой серии находится в собрании нашего музея: «Ростральная колонна и Адмиралтейство», «Львы .у Таможни», «Петербург. Мойка», «Барки и крепость».

Лаконизм композиции, обобщение черного силуэтного пятна па белом фоне бумаги, подвижный живописный штрих передают все богатство впечатлений. Самые сложные архитектурные эффекты сводятся к ясным схемам. Характерно, что в своих гравюрах Остроумова-Лебедева отводит очень незначительную роль человеческим фигурам, за исключением самых ранних работ.

часть обширного графического собрания Омского музея изобразительных искусств. Они дают представление о творческом наследии художницы, которое насчитывает свыше полутора тысяч произведений. Заслуги художницы перед русским и советским искусством были высоко оценены. В 1951 г. ей было присвоено звание народного художника республики, и она была награждена орденом Трудового Красного Знамени, избрана действительным членом Академии художеств СССР.

Имя Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой по праву стоит в первом ряду выдающихся мастеров. Гравюры и акварели художницы стали подлинной классикой отечественной культуры.

Ст. научный сотрудник Омского музея изобразительных искусств
Н. П. МОРОЧЕНКО

 

 

  • Назад
  • Вперёд >>
  • Гравюры А. П. Остроумовой-Лебедевой в собрании Омского музея изобразительных искусств
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ
  • КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА А. П. ОСТРОУМОВОЙ-ЛЕБЕДЕВОЙ
  • СПИСОК ОСНОВНЫХ ВЫСТАВОК, В КОТОРЫХ УЧАСТВОВАЛА А. П. ОСТРОУМОВА-ЛЕБЕДЕВА
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • Все страницы