Главное—профилактика — Страница 9

19 марта 2023 | 23:09

Учебная Знание — Сила Учебная Сердце ребенка

Сердце ребенка — Главное—профилактика

Страница 9 из 11

Книга Героя Социалистического Труда действительного члена Академии медицинских наук СССР профессора В. П. Бисяриной «Сердце ребенка» рассказывает об особенностях строения и функций сердца и сосудов у детей и наиболее частых заболеваниях этой системы (врожденные пороки сердца, ревматизм, поражение сердца при острых инфекциях).Главное—профилактика

Как предупредить заболевания сердца и сосудов у детей? Вспоминается известный афоризм: «Ведро воды, вылитое на огонь вовремя и в должное место, более эффективно, чем хорошо оснащенная пожарная команда, прибывшая слишком поздно». Профилактика — это победа, одержанная еще до возникновения болезни, она высшая форма милосердия, ибо этому милосердию нет надобности спасать, оно уничтожает опасность до ее возникновения. Золотое правило отечественной медицины: «Лучше предупреждать болезнь, чем лечить ее» — в полной мере относится к заболеваниям, вызывающим поражения сердечнососудистой системы у детей. Ведь болезни, образно говоря, «трусливы», они редко набрасываются на сильный, способный оказать сопротивление организм, они «кусают» отступающего, беззащитного. И поэтому сущность профилактики в большой степени сводится к тому, чтобы растить ребенка сильным, крепким, закаленным. Могут сказать: «Хорошо. Но как этого добиться?»

Об этом стоит поговорить подробнее.

Нужно твердо помнить, что фундамент здоровья закладывается в раннем детстве, поэтому все оздоровительные мероприятия нужно проводить с малых лет. Расскажем о каждом из них.

Без правильного, соответствующего возрасту питания невозможно сохранить здоровье. Даже незначительные недочеты и неправильности в питании, если они продолжаются неделями и месяцами, приводят в конце концов к нарушению здоровья. Для детей, которые растут и развиваются непрерывно увеличивая и совершенствуя органы своего тела, правильное питание еще более необходимо, чем для взрослых. Чем младше ребенок, тем скорее нехватка каких-то веществ может помешать его росту и повредить здоровью.

На первом году жизни самой лучшей пищей для здорового ребенка является молоко матери, в котором содержатся все необходимые питательные вещества для растущего организма в легко усвояемой жидкой форме. Грудное молоко для ребенка первого года жизни — великий дар природы, и нужно бережно его использовать. Кормление грудью — самый верный и самый простой способ сохранить здоровье ребенка.

На третьем году жизни пища может мало чем отличаться от пищи взрослых. Она должна быть полноценной, простой и здоровой. Кажется, просто. Между тем, сколько здесь допускают ошибок! Некоторые родители полноценное питание понимают так, что из каждого блюда устраивают, как говорят детские врачи, «тошнотен» — слишком много добавляют масла, жира, сметаны. Другие родители стараются давать детям побольше белого хлеба, печенья, различных пирогов, пренебрегая таким, например, полноценным продуктом, как черный хлеб. А разве редко встречаются «любящие» матери, готовые по первому желанию ребенка «сунуть» ему в рот что-нибудь сладкое. В результате дезорганизуется работа желудка и кишечника, и ребенок от такого «усиленного» питания не набирает вес, а худеет.

Разнообразие и умеренность — важнейшие принципы организации питания. Недаром говорится: «Умеренность — мать здоровья».

Для того чтобы дети хорошо питались, недостаточно иметь много продуктов. Надо уметь выбрать из них наиболее подходящие и правильно их использовать. Напомним, что в состав детской пищи должны входить следующие основные вещества: белки, жиры, углеводы, соли, витамины и вода.

Важнее всего удовлетворить потребность ребенка в белках, так как без соответствующего их количества дети не могут правильно расти и развиваться.

Белки имеются во всех натуральных продуктах животного или растительного происхождения, но содержание их в продуктах разное. Наиболее полноценные белки содержатся в молоке, мясе, рыбе, яйцах.

Однако как ни велика роль белков в жизни организма, они не являются единственно необходимыми питательными веществами. Организм должен получать также жиры и углеводы, которые служат основными источниками энергии. Необходимы они и для построения тканей.

Жиры прежде всего отличный «горючий» материал; их калорийность более чем в 2 раза больше, чем у углеводов и белков. Жиры необходимы для полноценного усвоения пищевых белков и для нормальной деятельности нервной системы. Их присутствие помогает организму усваивать минеральные соли (кальция, магния и др.) и витамины А и Д. Поэтому жиры необходимы в достаточном количестве, чтобы пища была здоровой и вкусной. Мы подчеркиваем — в достаточном, но не в избыточном. Злоупотребление жирами приносит такой же вред, как и резкое обезжиривание пищи.

Наиболее полноценные жиры содержатся в сливочном и растительных маслах, в молоке, сметане, яйцах. Растительное масло (подсолнечное, льняное, кукурузное) должно занять почетное место в пище ребенка старшего возраста.

Не менее обязательны организму углеводы, они быстро всасываются и расщепляются. Источниками углеводов в питании являются главным образом хлеб, сахар, картофель, крупы, фрукты. Из продуктов животного происхождения легко усвояемые углеводы содержат молоко и мед.

Важнейшая составная часть нашего питания — вода. В организме человека вода участвует во всех без исключения процессах жизнедеятельности, является прекрасным растворителем многих веществ и вместе с ними составляет основу внутренней среды организма. Организм, потерявший весь свой жир и до 50% белка, все же продолжает жить, но потеря свыше 10% воды является смертельной.

Потребность ребенка в воде значительно больше, чем у взрослого. К сожалению, об этом часто забывают родители, особенно детей младшего возраста. Ни одна мать не забудет накормить ребенка, но нередко забывает напоить иной раз даже в летнюю жару.

Каждому ребенку необходимы витамины; если он получает их в достаточном количестве, то хорошо растет, правильно развивается и меньше подвержен заболеваниям. Суточная потребность детей в витамине С равна 50 миллиграммам. Витамин С содержится в овощах, фруктах, ягодах.

Следует иметь в виду, что капуста содержит не меньше витамина С, чем мандарины; красные помидоры столько же, сколько апельсины и лимоны. Все зеленые овощи (зеленый лук, шпинат, салат, щавель и др.) также содержат сравнительно много витамина С.

Родители иногда прилагают много усилий, чтобы даже зимой регулярно покупать для детей яблоки или виноград. Между тем в этих плодах, особенно после длительного хранения, витамина С очень мало. Следует заготовлять на зиму и вводить в пищу детей как можно больше черной смородины, помидоров и брюквы; они богаты витамином С и не теряют его при хранении.

Овощи, ягоды и фрукты желательно давать детям, по возможности, в натуральном виде.

Другой очень важный элемент детского питания — витамин А. В сутки ребенку требуется около 2 миллиграммов этого витамина. Для этого достаточно ему дать чайную ложку рыбьего жира, или около столовой ложки сваренной и натертой печени, или 50 граммов коровьего масла. Витамин А содержится также в зеленом луке, шпинате, салате, моркови, тыкве, красных помидорах, абрикосах, персиках и др. В этих растительных продуктах витамин А имеется не в готовом виде, а как бы в форме «полуфабриката» (каротина), который еще должен в организме превратиться в витамин А.

Другие необходимые витамины имеются в достаточном количестве в молоке животных, белках и хлебе.

Детям не грудного возраста, чтобы их дневное питание было рациональным во всех отношениях, нужно давать:

2—3 стакана молока или кефира, простокваши; младшим детям его нужно давать побольше, старшим можно давать поменьше; очень полезен творог;

одно мясное или рыбное блюдо; при отсутствии свежего мяса и рыбы их можно заменить мясными или рыбными консервами;

одно яйцо; старшим детям яйцо можно заменить чечевицей, фасолью, горохом или орехами;

обязательно одно, желательно два, овощных или фруктовых блюда; свежие овощи или фрукты могут отчасти быть заменены консервами в банках; картофель с маслом;

крупа, макароны и т. п. в виде каши или запеканки и других блюд;

хлеб из 80—85-процентной муки с отрубями — обдирный, московский и другой серый.

Все перечисленные продукты можно комбинировать самым различным образом, составляя завтраки, обеды, ужины.

Иметь доброкачественные продукты это еще не значит обеспечить хорошее питание. Надо еще умело приготовить еду. Так, например, часто неправильно готовят овощные блюда. Воду, в которой отвариваются овощи, выливают, а в нее-то как раз и переходят важнейшие питательные вещества. Воду, в которой развариваются овощи, надо вливать в супы или прибавлять к подливкам.

Не надо давать детям слишком жесткую пищу, например воблу. Но постоянно кормить их размельченными мягкими продуктами тоже не следует. Нужно приучать ребенка есть фрукты в целом виде, а не только натертые; не оставлять корочки хлеба; мясо надо давать не только провернутое через машинку, но и нарезанное на маленькие тонкие кусочки.

Правильно построенный суточный рацион — это основа рационального режима питания. Нужно ли разделять приемы пищи — по времени, по калорийности и по составу в течение суток?

Прежде всего, нужно соблюдать правило: каждый день принимать пищу одно и то же число раз и, конечно, в одно и то же время. Тогда, как гласит чешская пословица, «самыми точными часами будет желудок».

Сколько же раз в день надо есть? Для ребенка старшего возраста наилучшим является четырехразовое питание, при этом организм лучше всего использует питательные вещества. При более частых приемах пищи она не успевает перевариваться и «эвакуироваться» из желудка. В результате утрачивается чувство аппетита, еда становится «скучной обязанностью».

А почему надо есть всегда в один и тот же час?

Дело в том, что при регулярном питании в определенное время вырабатывается условный рефлекс и к моменту очередного приема пищи, вследствие усиления деятельности пищеварительных желез, некоторое количество пищеварительного сока выделяется еще до того, как еда попала в рот. А хороший аппетит верный признак того, что пища будет хорошо усвоена.

А если время еды меняется каждый день, если ребенок питается когда попало? Тогда пища, даже полноценная, не идет впрок: организму, его нервной системе, желудку и кишечнику приходится многократно перестраиваться, приспосабливаясь к этому беспорядку. В конце концов пищеварение нарушается, пища усваивается хуже, ребенок заболевает.

Объем пищи целесообразно распределять так: завтрак— (8—9 часов утра) — 30%; обед (12—1 час дня)— 40%, полдник (4—5 часов дня) — 10%; ужин (7—7.30 вечера) — 20 %, не позже чем за час до сна.

Большое значение имеет, если можно так выразиться, организация приемов пищи. Не следует позволять детям переедать, особенно на ночь; во время еды ребенок не должен отвлекаться, много разговаривать, слушать сказки или читать. Очень важна и красивая, вызывающая аппетит, сервировка стола. Вообще вопросы детского питания требуют большого внимания и заботы. Недаром великий русский физиолог И. П. Павлов говорил: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине…»

Теперь о распорядке дня. Правильный режим дня ребенка — это чередование различных занятий и отдыха в течение суток.

Распределение суток на сон и работу уже есть режим. Чем младше ребенок, тем он дольше спит; с возрастом потребность в сне уменьшается. Так, школьники до 10 лет должны спать 10,5—11 часов, дети 11—15 лет — 9—10 часов и старшие школьники — 8—9 часов. Нет нужды доказывать жизненную пользу сна, этого лучшего отдыха для всего организма.

Спокойный продолжительный сон — важнейшее условие здоровья ребенка.

Если соблюдается определенный режим, у ребенка вырабатывается привычка засыпать всегда в одни и те же часы, без протеста; по первому предложению он идет умываться, раздеваться и сравнительно быстро и спокойно засыпает. После хорошего глубокого сна ребенок встает бодрым и радостным.

Недосыпание вреднейшим образом сказывается на здоровье и настроении ребенка. Он становится раздражительным, капризным, истощается его нервная система; он начинает отставать в весе, росте, в общем развитии.

Дело не только в количестве часов, которые ребенок проводит в постели. Сон должен быть достаточно глубоким, приводить к полному выключению процессов возбуждения в коре головного мозга. Только тогда он даст ребенку необходимый отдых, полностью восстановит его силы.

Перед сном, как дневным, так и ночным, тщательно проветривайте помещение.

Некоторые родители с гордостью говорят, что они, мол, воспитывают своих детей строго, не изнеживают их и поэтому приучают засыпать при свете, при шумных разговорах, при радиопередачах и т. д. Это — весьма вредное заблуждение. Так же, как и взрослый, ребенок для сна нуждается в полном покое. Яркий свет, музыка, громкие разговоры, радио, телевизор в детской спальне недопустимы. Время перед сном должно проходить в спокойных играх и занятиях.

А как строить дневной режим? День у школьника очень содержателен и разнообразен. Что же главное среди этого разнообразия? Конечно, учеба. Нужно сделать так, чтобы между занятиями в школе и приготовлением уроков дома был перерыв в полтора—два часа. Это время следует обязательно провести на свежем воздухе; ребенок должен поиграть, побегать, покататься на лыжах, на коньках, почистить снег, напилить или наколоть дров. После такого отдыха и обеда можно сесть за приготовление уроков.

Рекомендуется следующая продолжительность приготовления домашних заданий: для школьников 1-го класса — 45 минут — 1 час, 2-го класса—1—1,5 часа,

3— 4-го классов — 1,5—2 часа, 6—7-го классов — 2—2,5 часа и 8—10-го классов — 3 часа. Во время выполнения домашних заданий необходимо устраивать перерывы: для учащихся среднего и старшего возраста через каждые 45 минут, а для младшего — через 30—35 минут. Во время 5—10-минутного перерыва нужно проветрить комнату, и очень хорошо, если ребенок в это время проделает несколько простых дыхательных гимнастических упражнений.

Для выполнения домашних заданий школьник должен иметь постоянное и удобное место за общим или специальным столом. Помогайте вырабатывать привычку сидеть правильно.

Важность трудового обучения школьника неоспорима. Помимо школьных занятий, труда дома полезно убирать свою постель, аккуратно складывать одежду, чистить свою обувь. Школьников нужно привлекать к некоторым работам по обслуживанию семьи. Детям 7—9 лет можно поручать проветривание, подметание комнат, поливку цветов, приготовление стола. 10—13-летние должны уметь чинить свою одежду, мыть посуду и т. п. С 14-летнего возраста подростки могут выполнять полную уборку помещения, садово-огородные работы, работы по уходу за домашними животными и др.

Все это воспитывает уважение к труду, вырабатывает умение правильно распределять свое время, настойчивость и дисциплинированность и в то же время является средством закаливания, тренировки сердца.

Старайтесь поддерживать желание учащихся заниматься спортом, так как это лучше всего укрепляет их здоровье. В каникулы ребенок значительно больше времени должен проводить на воздухе, чем, допустим, в кино или перед телевизором.

Одной из полноценных и увлекательных форм отдыха являются экскурсии и туризм, приступать к которому ребенок может только с разрешения врача.

Полезно побыть школьнику во время каникул в пионерском лагере.

В тех случаях, когда дети во время каникул отдыхают дома, на даче или в деревне, этот вид отдыха должен быть активным. Поход в лес, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, сбор материала для коллекций, игры, купание, работа в саду, огороде пусть обязательно входят в режим дня.

Одно из главных условий сохранения здоровья ребенка — соблюдение чистоты тела и одежды.

Через кожу из организма выводится ряд вредных веществ, сходных с теми, которые выделяются с мочой. Эти вещества удаляются из организма с потом, через выводные протоки расположенных в толще кожи потовых желез. Выделение пота и испарение его с поверхности кожи регулирует, кроме того, отдачу тепла телом. В коже есть сальные железы, из которых выделяется жир, смягчающий кожу. Если тело не мыть, то пыль и грязь, смешиваясь с потом и салом, закупоривают выводные протоки потовых и сальных желез, что затрудняет дыхание кожи.

Уход за кожей детей имеет свои особенности в зависимости от их возраста.

Ребенку 2,5—4 лет надо начинать прививать первые гигиенические навыки: он должен самостоятельно мыть руки перед едой и после пользования горшком, насухо вытирать их, причем развернутым, а не скомканным полотенцем.

Необходимое условие поддержания чистоты тела — регулярное купание.

В туалет ребенка должно входить мытье ног. Летом ноги следует мыть ежедневно, зимой — не реже чем через 1—2 дня. После полутора — двух лет очень полезно, постепенно охлаждая воду, приучать мыть ноги прохладной водой (с 27° дойти до 16—17°).

Одежда детей должна быть сшита из хорошо стирающегося материала, без лишних оборок и складок.

Простой и верный путь сохранить и укрепить здоровье — это систематические занятия физкультурой и спортом. Общеизвестна старая истина, гласящая, что в движении — жизнь. Польза физической культуры и спорта общепризнанна. Приучайте ребенка ежедневно заниматься утренней гигиенической гимнастикой, добивайтесь, чтобы зарядка стала у него естественной потребностью. Десять — двенадцать минут, затраченных на гимнастику, казалось бы,— пустяк. Между тем зарядка — это надежный источник бодрости, силы, жизнерадостного настроения. Утренняя гигиеническая гимнастика как бы «заряжает» организм на весь день.

При проведении утренней гимнастики необходимо соблюдать ряд общих правил. Проснувшись, ребенок должен, не нежась в постели, быстро встать, открыть форточку, а в теплое время года — окно, надеть трусы, майку и тапочки, постелить чистый коврик для упражнений лежа и приступить к гимнастике. В летнее время необходимо делать зарядку на открытом воздухе — на балконе, террасе, во дворе, в саду. При выполнении упражнений следует обращать внимание, чтобы дети ни в коем случае не задерживали дыхания.

Эффективность гимнастики увеличится, если завершать ее обтиранием, а еще лучше — душем. Обтирание проводите вначале водой комнатной температуры (19— 20°), постепенно переходя (с разрешения врача) к более холодной (18—15°). Смочив и слегка отжав губку, нужно быстро обтереть все тело, после чего растирать кожу жестким полотенцем до появления красноты и ощущения тепла.

После первых дней занятий могут появиться боли в мышцах, но из-за этого ребенок не должен прекращать гимнастики; такие боли не опасны и через несколько дней обычно проходят. Утреннюю зарядку надо проводить ежедневно, только при этом можно стать крепким и выносливым. Гимнастика неразрывно связана с закаливанием, которое повышает устойчивость организма к воздействию внешней среды. Закаливание основано на постепенном приспособлении организма к необычным условиям внешней среды и резким их переменам.

Ребенка надо постепенно приучать ко все более низким температурам, ко все более длительному пребыванию на открытом воздухе. Закаливать его — значит приучать к внезапным колебаниям температуры, которых так трудно избежать в жизни. Тогда он мало или вовсе не подвержен простуде, редко болеет заразными болезнями, а если заболевает, то переносит их значительно легче. Закаливать необходимо с первых месяцев жизни. При этом важны три условия: постепенность, непрерывность и систематичность. Лучше начинать летом и продолжать в холодное время года, широко используя естественные факторы: воздух, солнце и воду.

Наиболее распространенный и хороший способ закаливания — воздушные ванны. Осенью и зимой ежедневно или через день, до завтрака или перед ночным сном, ребенок, сперва легко одетый (например в майке), а затем в одних трусах, может и должен принимать воздушную ванну в сухой, теплой, предварительно хорошо проветренной комнате (надо следить, конечно, за тем, чтобы ни от пола, ни от окон не дуло). Первые сеансы надо начинать при температуре помещения 18— 20° по Цельсию, постепенно она может быть доведена до 13—14°. Продолжительность воздушной ванны вначале не должна превышать 2—3 минуты, постепенно ее можно довести до 10—15 минут. Во время воздушных ванн ребятам можно двигаться, бегать, играть.

В теплое время года воздушные ванны проводят на открытом воздухе, в тени, на чистой площадке или в саду. Продолжительность воздушных ванн летом может быть значительно больше, чем зимой в помещении: от 10—15 до 30 минут.

Необходимым условием закаливания воздухом является прогулка. Важно выработать у детей привычку к свежему воздуху — проветривать помещения и устраивать длительные прогулки.

Как растение вянет без солнца, так и ребенок чахнет и заболевает без достаточного количества солнечных лучей. Надо, однако, помнить, что солнце оказывает свое действие только при непосредственном влиянии на кожу ребенка. Даже чистое оконное стекло пропускает только незначительную часть ультрафиолетовых лучей, которые больше всего влияют на жизненные процессы.

Необходимо также учитывать, что солнечные ванны — очень сильно действующее средство, применять их без совета и без наблюдения врача не следует. Всегда надо предварительно посоветоваться с врачом, можно ли ребенку принимать солнечные ванны и какой продолжительности.

Солнечные ванны следует принимать лежа со слегка приподнятой головой, которую нужно прикрывать белой косынкой, полотенцем, даже лопухом или шапкой из зеленых веток.

Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5—10 минут, постепенно ее можно увеличить до 45—60 минут. Во время солнечных ванн последовательно меняйте положение тела детей — заставляйте переворачиваться их со спины на живот, потом на правый и левый бок. Это делается для того, чтобы все части тела равномерно освещались солнцем. После солнечной ванны надо отдохнуть в течение 20—30 минут, а затем выкупаться в реке, облиться водой, принять душ или просто обтереться мокрой губкой. Ни в коем случае нельзя позволять детям после солнечной ванны заниматься подвижными играми, физическим трудом. Солнечные ванны не принимают сразу после еды. Лучшее время для них с 10 часов утра до 13 часов дня.

Отличное и широкодоступное средство закаливания — вода. Умывайте детей по утрам прохладной водой. Очень полезно, если ребенок привыкнет с ранних лет умывать утром не только лицо, но верхнюю часть туловища до пояса.

Ноги особенно чувствительны к действию холода и влажности. Промочил ноги ребенок — насморк, кашель. Ноги всегда укрыты, ограждены от холода, сырости, отсюда их повышенная чувствительность; руки же, наоборот, всегда подвергаются действию света, солнца, влаги, они приспособлены к переменам температуры, они закалены. Но можно закалить и ноги.

Вода может применяться для закаливания организма по-разному. Способов много — и обтирание, и обливание, и различные ванны, и купание.

Обливание — более сильное закаливающее средство. Для него можно использовать душ или лейку с сеткой. Длительность процедуры 1—2 минуты. Температура воды должна быть вначале 32—33°, в дальнейшем, постепенно, ее можно снизить до 20 и даже 15°. После обливания ребенок должен растирать тело сухим полотенцем до легкой красноты.

Очень полезно детям купание, так как на организм ребенка при этом воздействуют и вода, и воздух, и солнце. Купание оздоравливает нервную систему, улучшает работу сердца, почек, легких и укрепляет здоровье. Начинать купаться надо при температуре воды не ниже 22—24° и воздуха 24—25°. Продолжительность его должна составлять первое время 5—10 минут. Ни в коем случае нельзя оставаться в воде до появления «гусиной кожи», «посинения» и озноба. Не следует также купаться в течение дня больше одного раза, только в очень жаркое время можно разрешить детям старшего возраста выкупаться вторично, но не раньше чем через 2—3 часа после еды и до захода солнца. Купание лучше проводить вечером, заканчивая им солнечные ванны. Находясь в воде, ребенок должен все время двигаться, лучше всего плавать.

Надо следить, чтобы дети не входили в воду сильно вспотевшими, с очень разогретой кожей или, напротив, озябшие. Все водные процедуры должны вызывать у ребенка приятное ощущение тепла и бодрости.

Таковы общие оздоровительные мероприятия, которые доступны в любых условиях и которые, если их выполнять регулярно и под контролем врача, принесут сердцу ребенка гораздо больше пользы, чем самые совершенные лекарства и сложные операции. Разумеется, мы имеем в виду нормальных, здоровых от рождения детей, и таких, чей организм не ослаблен недавними серьезными заболеваниями. Однако и для ослабленных детей все эти средства укрепления здоровья вполне доступны, они лишь требуют еще более тщательного медицинского контроля.

К сожалению, далеко не все родители знают это. Очень часто они чрезмерно оберегают детей от различных воздействий окружающей среды, создают для них «тепличную» обстановку: излишне кутают, не пускают гулять в пасмурную или морозную погоду. Боясь, что ребенок ушибется, всячески ограничивают его движения и игры; стремясь получше накормить, дают ему питательную, легко перевариваемую пищу, но в чрезмерных количествах; заставляя его съедать как можно больше, прибегают то к просьбам, то к угрозам, то к различным поощрениям.

Вопреки благим намерениям родителей, все это, как правило, приводит к плохим результатам.

Изнеженные, незакаленные дети часто простуживаются и болеют. Вследствие ограничения движений и игр ребенок плохо развивается во всех отношениях, недостаточно совершенствует координацию движений, часто падает, ушибается, ранит колени, локти и др. Отсутствие в пище трудно перевариваемых частей, в частности клетчатки, не дает достаточной работы кишечнику и ослабляет, а затем и нарушает его функции.

Малая подвижность ребенка ограничивает потребность в пище и уменьшает аппетит. Заставляя ребенка есть при отсутствии аппетита, против желания ребенка, можно выработать у него вредный условный рефлекс — чувство отвращения при виде пищи. Дети все хуже и хуже едят.

В результате ребенок растет хилым, болезненным, почти всегда становится эгоистом. Отсюда вывод: желая вырастить здорового, хорошо развитого ребенка, совершенно необходимо не создавать вокруг него тепличную обстановку, а разумно, постепенно, в допустимых пределах упражнять его естественными раздражителями окружающей среды.

В сохранении и укреплении здоровья ребенка большое значение имеет ограждение его от детских инфекций. Для борьбы с инфекциями медицина имеет мощное оружие — профилактические прививки. С их помощью можно сделать ребенка невосприимчивым даже к массовым инфекционным воздействиям.

Профилактические прививки — надежное, вполне оп-равдавшее себя средство защиты против тех инфекционных заболеваний, от которых страдают преимущественно дети. Значение прививок особенно велико в борьбе с инфекциями, распространяющимися капельным путем (т. е. с мельчайшими капельками слюны и слизи).

Лучше и раньше всего наши ученые разработали профилактические прививки против дифтерии. Планомерное их проведение привело к резкому снижению числа заболеваний. Дифтерии уже нет или почти нет во многих городах и селах нашей страны. А скоро она будет полностью ликвидирована на советской земле.

Теперь уже не вызывает сомнений, что благодаря прививкам можно будет справиться и с коклюшем. И что очень важно — изготовлена комбинированная, очень эффективная дифтерийно-коклюшная вакцина, обеспечивающая иммунитет одновременно против этих двух тяжелых болезней.

Эффективность профилактических прививок зависит от соблюдения целого ряда условий. Необходимо, чтобы они производились регулярно, через определенные промежутки времени. Повторные вакцинации поддерживают высокий уровень невосприимчивости. Чтобы активная иммунизация была успешной, ребенок должен быть к моменту прививки совершенно здоровым, так как во время какого-либо заболевания или непосредственно после него организм не способен вырабатывать иммунитет.

Как обеспечить все эти условия? Многое тут, конечно, зависит от организации дела в детской поликлинике, но немало и от матери.

Разве правильно, что иные родители даже не помнят, какие прививки и когда сделаны их детям, какие еще предстоят? Нужно всячески стремиться к тому, чтобы в «защитной броне» ребенка не было никаких пробелов.

Профилактические вакцинации — не единственный путь борьбы с детскими болезнями. Прививки должны сочетаться с укреплением естественных защитных сил организма, с тщательным соблюдением противоэпидемических правил. Прививок против всех инфекций не существует.

Среди воздушно-капельных инфекций наибольшую заболеваемость дают грипп, острые респираторные заболевания и ангина. Советскими учеными созданы живая гриппозная вакцина и противогриппозная сыворотка. Применение вакцины позволяет защитить значительные группы населения во время эпидемических вспышек гриппа. Использование сыворотки облегчает ход заболеваний и предупреждает опасные осложнения.

Многое делается в области профилактики ангин (оздоровительные мероприятия в детских учреждениях, применение антибиотиков и др.).

В профилактике гриппа и ангин есть еще нерешенные вопросы. Но от этих болезней можно уберечься и другими путями: правильным режимом жизни, рациональным питанием, разумным закаливанием.

Большое значение в предупреждении заболеваний, в частности ревматизма, имеют здоровые зубы. Плохие зубы заселены бактериями. В каждом дупле гнездятся миллиарды микроорганизмов. Эти микробы вместе с пищей попадают в желудок, вместе с вдыхаемым воздухом проникают в легкие и, способствуя развитию самых различных заболеваний, снижают сопротивляемость организма. Таким образом, больные зубы — постоянный источник инфекции.

Для сохранения зубов большое значение имеет рациональное питание с большим количеством витаминов, особенно Д. Необходимо также тщательно соблюдать 

правила ухода за зубами и охранять их от преждевременного изнашивания.

С малых лет приучайте ребенка к тому, чтобы его зубы без труда справлялись с плотной коркой хлеба, с грубым мясом.

В то же время берегите зубы ребенка от чрезмерной непосильной нагрузки (нельзя разрешать зубами раскалывать твердые орехи, разгрызать крупные кости, нельзя ковырять в них твердыми или острыми предметами).

Дети должны чистить зубы утром или вечером, причем их следует приучить водить щеткой не только в горизонтальном направлении (справа налево и слева направо), но и вдоль зубов (сверху вниз и снизу вверх). Чистить надо и наружную поверхность зубов, и внутреннюю.

Необходимо систематически, не менее двух раз в год, показывать ребенка врачу-стоматологу, причем помните, что за молочными зубами надо ухаживать так же тщательно, как и за постоянными.

Таковы несложные, вполне выполнимые правила ухода за зубами.

Все, о чем шла речь в этой брошюре, вполне доступно любой семье. И если по-настоящему, терпеливо и настойчиво следовать этим простым советам, они окажут поистине чудодейственное влияние, помогут вам вырастить своих детей сильными, крепкими, закаленными, не знающими, что такое тяжелые болезни и их последствия.

Подавляющее большинство детей рождаются вполне здоровыми, развитыми. А чтобы сохранить здоровье, нужны совместные усилия родителей и врачей.

Любовь к детям свойственна людям, как любовь к солнцу, к жизни. Детям жить, творить и созидать. Пусть же сильными, здоровыми, крепкими идут они навстречу счастливой жизни!

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Сердце ребенка
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Строение и функции сердца
  • Врожденные пороки сердца
  • Юношеское сердце
  • Ревматизм
  • Ангины и хронический тонзиллит
  • Инфекционные болезни—опасные нарушители работы сердца
  • Главное—профилактика
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Выходные данные | Иллюстрации
  • Все страницы