ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов — Страница 5

16 марта 2023 | 23:05

Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.

Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов

Страница 5 из 22

Конференция подвела итоги большой работы по внедрению и совершенствованию системы общественно-политической практики в Омских вузах в свете решений XXV съезда КПСС и XVIII съезда ВЛКСМ, постановлений партии и правительства по идеологической работе и высшей школе.ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ
Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов

Общественно-политическая практика студентов позволяет привести в единую систему становление личности будущего специалиста, организатора производства и воспитателя трудового коллектива, внести в деятельность всех вузовских звеньев целеустремленность, организованность, преемственность, создать условия для дифференцированного подхода к воспитанию студентов на разных курсах.

Естественно, что эти возможности могут быть реализованы только при условии большой и целенаправленной деятельности партийных, комсомольских организаций вузов, ректоратов, деканатов и кафедр. Решающая роль при этом принадлежит партийным организациям. Именно в этом и заключается главное условие эффективного использования потенциала общественно-политической практики. Поэтому партком института, партийные бюро факультетов регулярно обсуждают различные аспекты ОПП. Партком рассматривает деятельность факультетских партийных организаций, комитета комсомола по руководству общественно-политической практикой, вопросы участия в ОПП деканатов и кафедр, обобщает и распространяет накопленный опыт, утверждает важнейшую документацию.

При этом особая роль отводится организационному обеспечению ОПП. В институте разработано и действует новое «Положение об общественно-политической практике», в котором четко определены цели, организационная структура и программа ОПП с учетом профиля вуза. В соответствии с «Положением» ОПП включает теоретическую подготовку (курс «Основы организаторской и общественно-политической работы» в количестве 16 часов на каждом курсе), методическую подготовку к ведению общественной работы через факультет общественных профессий, школу молодого лектора, школу комсомольского актива и другие формы, В систему ОПП входит практическая деятельность студентов в общественных организациях института, факультета, курса, группы, а также колхозов и совхозов в период производственных практик, научно-исследовательская деятельность.

Ведущая роль в организации и методическом руководстве общественно-политической практикой принадлежит кафедрам общественных наук. Преподаватели этих кафедр ведут курс «Основы организаторской и общественно-политической работы», разрабатывают программы по ОПП на период прохождения производственных практик, консультируют студентов по ее выполнению, проводят собеседования с преподавателями специальных дисциплин по организации выполнения этой программы, организуют конкурсы и олимпиады. Обществоведы совместно с руководителями производственной практики проверяют отчеты студентов, в которых раздел по ОПП стал обязательным.

Эта работа требует от преподавателей-обществоведов больших усилий, много времени. На наш взгляд, было бы целесообразно включать лекционные и семинарские занятия по общественно-политической практике в учебную нагрузку кафедр.

Один из путей усиления организационно-методического обеспечения ОПП заключается в том, чтобы этот вид практики стал органической частью учебно-воспитательного процесса, чтобы каждый сотрудник института, каждый преподаватель на деле, а не на словах воспринял ОПП как свое кровное дело. Вот почему в институтском «Положении об ОПП» говорится, что общественно-политическая практика является составной частью учебного процесса, вводится в учебные планы всех факультетов и курсов. Занятия по курсу «Основы организаторской и общественно-политической работы» вносятся в общее расписание.

В том же «Положении» подчеркнуто, что в выполнении программы по ОПП участвует профессорско-преподавательский состав, каждая кафедра, каждое подразделение института. В результате целеустремленной совместной работы парткома и ректората удалось преодолеть мнение, будто ОПП — дело кафедр общественных наук. Сейчас вопросами ОПП занимаются и деканаты, и кафедры специальных дисциплин. Преподаватели этих кафедр, являясь руководителями производственной практики студентов, организуют их общественную работу, выполнение ими программы ОПП непосредственно в колхозах и совхозах.

Вопрос приобщения каждого преподавателя и сотрудника института к ОПП непростой, требует иногда их психологической перестройки, отхода от сложившихся представлений о формах воспитания студентов. В воспитании воспитателей — важный резерв совершенствования всей системы подготовки специалистов, в т. ч. и системы ОПП.

Серьезным резервом организационно-методического обеспечения общественно-политической практики является планирование, разработка необходимой документации. В сельхозинституте вся работа по ОПП проводится на основе перспективного плана воспитания студентов, рассчитанного на весь период обучения. На его основе составляются планы партийных бюро, комсомольских и профсоюзных комитетов и организаций, кафедр, студенческих групп.

Разработаны и действуют специальная форма отчетов по ОПП студентов, проходящих производственную практику, аттестационная книжка по общественно-политической практике. Имеются специальные формы подведения итогов ОПП по кафедрам, курсам.

Все это — важные рычаги организации и управления общественно-политической практикой. Но и они требуют совершенствования. В соответствии с постановлением ЦК КПСС по идеологической работе в институте пересматривается перспективный план воспитательной работы. Вслед за этим на основе перспективного плана должны быть пересмотрены факультетские и, особенно, кафедральные и кураторские планы. Необходимо, чтобы мероприятия по ОПП были запланированы не только на уровне, института и факультетов, но, что особенно важно, на уровне кафедр и каждой академической группы. С этой целью проведены семинары по составлению таких планов с секретарями партбюро и деканами, с заведующими кафедрами и кураторами.

ОПП, являясь важным структурным звеном в системе воспитания, в свою очередь требует четкой системы руководства. В сельскохозяйственном институте определилась такая схема: совет по ОПП под руководством проректора по учебной работе, на факультетах созданы факультетские комиссии по ОПП и общественно-политической аттестации.

Они работают под руководством деканатов и партийных бюро. Так, на техфаке комиссия состоит из 5 человек. Возглавляет ее член партбюро. Она в свою очередь работает через руководителей отдельных направлений ОПП, которые ежегодно утверждаются на совместном заседании деканата, партбюро и профбюро, а также через ответственных за ОПП и ОПА из числа студентов, избранных в каждой студенческой группе.

Сложившаяся система организационно-методического управления ОПП дееспособна, она отвечает тому уровню развития, на котором находится общественно-политическая практика. Но эта система требует совершенствования с учетом особенностей вуза.

Непременным условием повышения организационного и методического уровня руководства общественно-политической практикой является накопление, обобщение и распространение опыта. В институте были приняты меры по сообщению опыта, накопленного на факультете технологии молока и молочных продуктов. Партком одобрил этот опыт и рекомендовал другим факультетам. Этим же целям служат и регулярно проводимые общеинститутские и факультетские конференции по ОПП, которые позволяют в результате коллективного обсуждения выработать конкретные предложения и рекомендации.

В конечном счете уровень проведения ОПП зависит от людей, их не безразличного, а горячего, заинтересованного отношения к этому важному делу.

В институте вырос большой отряд энтузиастов ОПП, они активно добиваются внедрения ОПП, много делают для ее совершенствования.

За свое первое десятилетие общественно-политическая практика выросла в стройную систему воспитания советского специалиста-организатора в самом широком смысле этого слова. Более полное организационно-методическое обеспечение ОПП позволит в значительной степени повысить эффективность использования ее воспитательного потенциала.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
  • НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
  • ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
  • Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
  • Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
  • Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
  • В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
  • В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
  • Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
  • А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
  • Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
  • В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
  • Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
  • А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
  • К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
  • Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
  • И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
  • А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
  • В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
  • Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
  • Все страницы