Евгения Тюменцева (школа 48) «ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО… МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов). — Страница 13
Учебная Знание — Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области
Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области — Евгения Тюменцева (школа 48) «ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО… МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов).
Страница 13 из 16
***
Евгения Тюменцева (школа 48)
«ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО… МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов).
Каждый человек говорит на своем языке, гордится родной землей, имеет присущие только ему ценности. «Говорят, в капле росы отражается небо, сразу же исчезает, как только упадут на нее первые жаркие лучи или подует легкий ветерок. Ей нужно стать частью океана, чтобы обрести силу и величие». Маленькая капля и
могучий океан… Эти два образа, созданные народным поэтом Калмыкии Давидом Кугультиновым, как нельзя лучше выражают суть взаимоотношений национальной литературы и литературы советской. Как могучий океан состоит из маленьких капель, так и советская литература вбирает в себя те духовные ценности, которые созданы лучшими художниками во всех уголках нашей страны. Но и каждая национальная культура, в свою очередь, питается не только из «собственных родников», она обогащается за счет духовных источников других народов.
В раннем детстве, когда только закладывается основа будущей личности, формируются представления о добре и зле, о чести и достоинстве, о долге, пробуждаются в человеке истоки национальной гордости.
Киргизский писатель Чингиз Айтматов шел от народа, от его нравственных представлений, впитывая лучшие традиции старины и чутко улавливая ростки новой морали. В его повести «Лицом к лицу» старуха-мать рассказывает соседкам о сыне, ушедшем мальчишкой на фронт, добром и самоотверженном, исполненном любви к людям. Рассказывает о том, как зимой, сняв с плеча полушубок, отдал его на станции закоченевшему мальчишке из эвакуированных. Не о щедрости сына она хотела сказать — не в полушубке дело. Вот если у этого мальца-горемыки согреется душа, если с ранних лет поймет, что долг каждого человека делать добро другому, тогда он сам вырастет человеком. «Человек у человека учится добру. И если это, сбудется, значит, сын мой сделал святое дело» Эти слова, определяют в значительной мере позицию самого автора. Его книги — призыв к борьбе со злом, уродством, жестокостью.
Мы не раз встречались в литературе с детской трагедией, произошедшей из-за душевной глухоты взрослых. Мальчик уплыл по реке рыбой, а мы остались на берегу, растерянные и оглушенные, словно пассажиры Белого парохода… Финал повести «Белый пароход» потрясает своей неожиданностью и неизбежностью. Но как бы ни были драматичны, трагичны развертывающиеся в произведении события, главное, как отзовутся они в наших душах. Трагедия очищает. Пусть же и смерть мальчика всколыхнет души живых…
Герою повести «Белый пароход «не хватало родительской ласки, людского участия. Вот и верил он в собственную сказку и сказку, которую рассказал ему дедушка о Рогатой матери-оленихе. Дети, рожденные Оленихой, — начало людского рода. И мальчик, и старый Момун — ее сыновья, они несказанно горды, что принадлежат к этому роду. Момун считает, что человек должен «помнить отцов», принять из их рук эстафету добра. Старик, сам того не ведая учит мальчика быть Человеком.
Расторопный Момун — это вековая мудрость народа, его мораль и чуткая совесть. «Всю свою жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил Момун, а заставить уважать себя не научился» подмечает автор. Он все делает для того, чтобы быть достойным уважения, ничего — чтобы добиться его. В этом заключается способность мудрого старика полностью растворить себя в служении людям.
Но рядом со счастьем идет беда, подстерегает, вламывается в душу… В конце повести Момун впервые в жизни поссорится с зятем, а затем будет вымаливать прощения у осатаневшего браконьера. Он отправится охотиться на маралов и убьет самку… По преданию, тронуть, поднять руку на детей Оленихи, обидеть их -навлечь несчастье на весь свой род на многие годы и поколения.
Автор в произведении показывает, что нельзя нарушать вековые устои нравственности, нормы морали, осквернять национальные идеалы. Они — святыни, которые хранит историческая память народа. И не случайно Ч. Айтматов заканчивает повесть словами: «Детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастет». Мальчик поставлен перед необходимостью решать для себя сложные, непосильные нравственные проблемы. Детство искренне ужасается злу, с которым свыкаются, взрослея. Ему свойственна вера в добро, справедливость, так важно не потерять ее.
Тяготение к трагическому характеру, трагическому конфликту — одна из особенностей творческой манеры Айтматова.
В повести «Материнское поле» речь идет о духовных ценностях наших современников. Это диалог двух матерей: Толгонай, потерявшей в Великую Отечественную войну и мужа, и троих детей, и Земли — кормилицы как символа неистребимой жизни. О торжестве жизни над смертью и ведут свой скорбный и мужественный разговор Мать — Толгонай и Мать—Земля, чья память хранит проклятье фашизму и веру в добро и разум.
героиня повести прожила большую жизнь. Она связана с землей, полем, крестьянским трудом. Ведь земля неотделима от человека, здесь корни его счастья. Автор считает, что материнское счастье — это народное счастье, судьба одного человека — неотрывная связь судьбы всенародной. Айтматов обращается к психологическому анализу души, раскрывает историю отношений женщин двух поколений: Толгонай и Алиман, свекрови и невестки. Они объединены памятью к погибшим, общим горем. Толгонай, как о своей дочери, заботится об Алиман, поддерживает ее, не оставляет одну в трудную минуту.
Герои Айтматова учатся добру, постигают высшие законы гуманизма. Они дороги и близки нам. Время жестоко испытывает их. Это почти всегда испытание на человечность. «Испытать себя, почувствовать свои внутренние силы — без этого невозможна полноценная жизнь», — утверждает Чингиз Айтматов.
Духовное Богатство любого народа становится достоянием всех Национальностей, которое с каждым днем пополнятся, это счастье Бесконечных открытий и встреч с прекрасным. И если «родное слово… может пробудить в человеке первые истоки национальной гордости», то каждый писатель, каждый поэт должен думать, как его слово отзовется не только в душах земляков, но и душах его соотечественников.
- << Назад
- Вперёд >>
- Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области
- Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА… (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)
- Марина Габсева (общеобразовательный лицей Первомайского района) В ЕГО РОМАНАХ «ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИЗОБРАЖАЕТСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, — ЕЩЕ НЕБЫВАЛОЙ В НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (Н. СТРАХОВ)
- Анна Неучева (школа-гимназия 140) ЧТО МНЕ ОТКРЫЛОСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ М. БУЛГАКОВА И А. ПЛАТОНОВА
- Ирина Макеева (школа — гимназия. 140) ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА
- Ольга Вихирева (школа 94) «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ» (По лирике А. С. Пушкина)
- Юлия Чернышева (школа 84). «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ» (С. Есенин). (По лирике С. Есенина)
- Елена Братских (школа-гимназия 19) «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ «(С. Есенин).
- Евгений Погарский (школа 19) ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- Дмитрий Ходос (школа 72) «НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолиа-Кюри).
- Светлана Велитарская (школа 117). «НЕЛЬЗЯ, ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ТЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолио-Кюри).
- Максим Кривда (школа-гимназия 19) «В ЧЕЛОВЕКЕ, В ЕГО СКРОМНОЙ ОСОБЕННОСТИ, В ЕГО ПРАВЕ НА ЭТУ ОСОБЕННОСТЬ — ЕДИНСТВЕННЫЙ, ИСТИННЫЙ И ВЕЧНЫЙ СМЫСЛ БОРЬБЫ ЗА ЖИЗНЬ» (В. Гроссман),
- Евгения Тюменцева (школа 48) «ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО… МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов).
- ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Как писать, сочинение
- ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ, ПИСАВШИХСЯ Б РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В ПРОШЛОМ УЧЕБНОМ ГОДУ
- Выходные данные
- Все страницы