Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА… (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу) — Страница 2

15 февраля 2023 | 7:54

Учебная Знание — Сила Учебная Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области

Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области — Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА… (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)

Страница 2 из 16

***

Министерство образования Российской федерации Омский институт повышения квалификации работников образованияЕлена Степанова (школа 117)
НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА… (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)

Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь
И наконец, окаменеть в мертвящем упоенье света,
Среди бездумных гордецов,
Среди блистательных глупцов…
Среди вседневных, модных сцен,
Учтивых, ласковых измен,
Среди холодных приговоров
Жестокосердной суеты,
Среди досадной пустоты
Расчетов, дум и разговоров…

А. С. Пушкин

Есть книги, которые перечитываются из поколения в поколение. Они похожи на охранные грамоты народного языка, истории, культуры. Это и «Евгений Онегин» Пушкина, и «Война и мир» Толстого, и «Преступление и наказание» Достоевского… Каждый скажет, что он читал эти произведения. Но кто же из вдумчивых читателей отважится утверждать, что он уже «прочел» их, то есть до конца понял их содержание?

Гениальные художественные произведения обладают способностью жить вместе со временем. Поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века — читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками.

Лиро-эпическая форма пушкинского романа в стихах, с его смесью «прозы и поэзии в изображении действительности», непрерывными авторскими лирическими отступлениями, суждениями, ставшими афоризмами, и высказываниями на самые разнообразные темы, определяет колоссальный круг проблем. Это, в первую очередь, нравственные проблемы, затем политические, общественные и, наконец, философские, являющиеся связующим звеном всего произведения. Одна из важнейших проблем — отношений автора и героев романа к обществу. Автор и его герои молоды, и их взаимоотношения с обществом во многом связаны с поисками смысла жизни — труднейшим вопросом, на который каждый человек должен найти свой собственный ответ.

Б. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» поэмой исторической» в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица, а ее автора считал «представителем впервые пробудившегося самосознания».

Юность поэта проходила во времена важнейших исторических событий, которые в большой степени определили основные темы его творчества, связанные с общенациональными проблемами, с интересами народа, общества. Конец наполеоновских войн, возникновение декабристского «Союза спасения», революции в Испании и в Неаполе, восстание в Греции и, наконец, события на Сенатской площади — все это помогло сформироваться мировоззрению молодого Пушкина, его взглядам и, в том числе, его отношению к обществу.

И эти идеи автор выразил в романе «Евгений Онегин», основном, центральном произведении, созданном в период наивысшего расцвета его поэтического творчества.

Белинский писал: «Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение — значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».

Одна из самых сложных проблем и конца двадцатых годов девятнадцатого столетия, и начала девяностых нашего века — взаимоотношения человека и окружающего мира.

Пушкина не устраивает положение дел в Обществе, и он даже не стремится это скрыть. Поэт устал от бессмысленной суеты светской жизни, желает покоя. Свое состояние в это время он называет «хандрой». И ею же автор в полной мере наделяет своего героя Евгения Онегина.

Этакий юный «светский лев», он некоторое время жил по законам своего общества. Но его образование и воспитание на французский манер, типичное в своей оторванности от русских традиций все же было достаточно глубоким, чтобы быстро распознать глупость, низменность целей, однообразие интересов завсегдатаев светских салонов и балов. В самом начале юности «в нем охладел пыл души»… Онегин теряет всякий интерес к своим прежним занятиям и развлечениям:

Ни сплетни света, ни бостон.
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Евгений уезжает в деревню, но ничего лучшего не находит и там. Из общества, жизнь которого основана на лицемерии, он попадает в другое: мещанское, самодовольное.

Оно готово принять «ученого соседа» в свои утомительно-гостеприимные объятия, но Онегин не принимает назойливых наездов и приглашений.

И общество вынесло свой безапелляционный приговор: Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно Стаканом красное вино. Соседи оставляют Онегина в покое. Добившись желаемого уединения, он, однако, не удовлетворен. Ему все же нужно общение, но общение с человеком, столь же образованным и умным. В это время Онегин знакомится с Ленским.

У поэта Ленского понятия о человечестве, любви, о дружбе высоки, но оторваны от действительности … Живя среди народа, он «полурусский». Владимир покорен судьбе, но его «вольнолюбивые мечты» и пламенное сердце могли бы завести его куда угодно.

Со временем Ленский мог бы стать замечательным поэтом, или опустившимся интеллигентом, подобно чеховскому Ионычу, или кем-нибудь другим, в том числе, я думаю, и декабристом. Его Будущее нельзя предугадать:

При громе плесков иль проклятий,
Он совершить мог грозный путь,
Дабы последний раз дохнуть
В виду торжественных трофеев,
Как наш Кутузов иль Нельсон,
Иль в ссылке, как Наполеон,
Иль быть повешен, как Рылеев.

Онегин и Ленский — друзья, но могли стать Братьями, Будучи душевно привязаны к дому Лариных. Трагедия состояла в том, что вражда разделила близких людей.

Дуэль не лучший способ выяснения отношений, тем более между друзьями. И вся вина за случившееся ложится, безусловно, на Онегина. Он и сам понимает это, осознает, что стал убийцей. Так его называет и автор, впервые открыто осуждая действия своего героя.

Онегин не смог подняться над предрассудками светского общества, над ложными представлениями о гордости и чести. Он не желал дуэли, но не отказался от нее, боясь позора.

В этой печальной истории Большую роль сыграл Зарецкий:

… некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный.

Пушкин с сарказмом говорит о том, как изменился Зарецкий:

Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек!
Так исправляется наш век!

В действительности перемены произошли лишь в образе жизни, характер же остался прежним. Устав от однообразия, Зарецкий рад столь незаурядному событию. Он, видима, решил непременно довести это дело до конца и не только не предотвратил дуэль, но и незаконно разрешил ее. Ведь Онегин, не в силах открыто извиниться перед Ленским, все же сознательно нарушил такое количество различных правил, что поединок не должен был состояться. Ленский из лучших побуждений привел Онегина в дом Лариных и в итоге поплатился за это. И в судьбе Онегина, и в недолгой жизни Владимира Ленского Большое значение имело знакомство с этой семьей. Старшие Ларины — типичные представители поместного дворянства. Для них важны патриархальные порядки. Даже фамилия их, такая домашняя, обычная, имеет свою мифологическую основу, уводящую в глубокую древность; Ларами в Древнем Риме называли богов, покровительствовавших отчему очагу. Младшая дочь Ольга отличается от родителей лишь возрастом. В остальном она такой же заурядный человек:

… любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Ее отношения с обществом обыкновенны: Ольга ничем не выделяется среди других провинциальных барышень:

Бывало, писывала кровью
Она в альбоме нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
и говорила нараспев…

Эти строки о матери Ольги и Татьяны, но их с успехом можно отнести и к самой Ольге…

Однако, старшая сестра Татьяна — полная противоположность своим родным.

В образе Татьяны Лариной воплотился пушкинский идеал женщины, автор любуется своей героиней. Она красива, но это не кукольная красота Ольги: ее красота, скорее, выражалась в изысканности, грациозности, изяществе. В отличие от сестры, она много читает. Татьяна с детства впитала в себя исконно русские черты характера, любовь к природе. Несмотря на плохое знание русского языка, она верна народным традициям, верит в приметы и сны.

С малых лет Таня любила уединение:

Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна,
Сидела молча у окна.

Любовь к Онегину заставила Татьяну поступить вопреки устоям светского общества: обычно влюбленные поклонники сочиняли послания своим возлюбленным, но никак не наоборот. Татьяна же решилась обратиться к Евгению с письмом, положившись на его честь и благородство. И она не ошиблась. Теплое чувство боролось в Онегине с равнодушием, и, хотя равнодушие победило, он ни словам, ни взглядом не оскорбил девушку.

После разговора с Евгением Татьяна, по мнению окружающих, стала вести себя еще более странно. Она отказала всем своим поклонникам, просившим ее руки, и предпочла полное одиночество. Для девушки, которой пора замуж, такое поведение, по меркам светского общества, было совершенна непонятным.

Татьяна страшится предстоящей зимой поездки в Москву. Она думает, что высшее общество значительно отличается от знакомого ей уездного. Но, приехав в Москву, она убеждается, что ничего хорошего здесь нет, да и разница не так уж велика:

… всех в гостиной занимает
такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Девушке это не нравится:

Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит…

Но, устав от бессмысленных надежд и безответной любви к Онегину, Таня, уступая матери и тетушке, посещает балы и, на одном их них, знакомится с генералом, который позже станет ее мужем.

Здесь Пушкин на некоторое время расстается с ней, так как в свет возвращается Онегин.

Путешествие по стране во многом изменило его взгляды на современное устройство общества. Он видел тяжелое положение крестьян в стране; его волновали уже не только заботы высшего света, но и общие народные проблемы. Однако через несколько лет Евгению наскучило и это времяпрепровождение.

Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. Эти строки многое говорят об Онегине. Автор не случайно сравнивает его с Чацким. Безусловно, сходства не кончается на том, что Евгений прямо с дороги попадает в светский салон. Пушкин проводит параллель между Чацким и Онегиным в их взаимоотношениях с окружающими. И если Чацкий пошел на открытый конфликт с обществом, Онегин так и не доходит до этого.

Оказавшись на балу, Евгений встретил Татьяну, и вот тогда он понял, что любит ее.

Теперь уже он, Онегин, поступает вопреки законам общества (впрочем, формальным законам; по меркам высшего света, его поведение вполне нормально). Он посылает Татьяне несколько писем, но тщетно: Татьяна имеет свои принципы и следует им до конца. Она — пример верной жены. Таковы были жены декабристов, и она вполне могла бы ся за мужем в Сибирь.

После объяснения, в тяжелую для Онегина минуту, Пушкин уже навсегда оставляет своего героя.

Дальнейшая судьба Онегина неизвестна. Критики, историки расходятся во мнении, станет Евгений декабристом или нет.

Существуют две точки зрения относительно временных рамок романа. Первая заключается в том, что действие заканчивается в тысяча восемьсот двадцать пятом году, за несколько месяцев до восстания на Сенатской площади. Согласно второй, события конца романа нужно относить к тысяча восемьсот двадцать седьмому году. Для каждой теории есть свои доказательства. Лично я склоняюсь ко второй версии, основываясь на следующих фактах: в предисловии к первому изданию Пушкин писал, что действие романа начинается в тысяча восемьсот девятнадцатом году; в первой главе Онегину восемнадцать, в последней — двадцать шесть лет. Значит, это двадцать седьмой год.

Если принять такие рассуждения за истину, то вопрос о связи дальнейшей судьбы Евгения с декабристами можно снять: он просто «проездил» восстание.

Что же с ним будет, кем он станет в обществе? В поместье Онегин не уедет:

… увидел ясно он,
Что в деревне скука та же.

Не будет на государственной службе — он не приучен к труду; не пойдет и в армию:

Он думал, что добро, законы,
Любовь к отечеству, права
Одни условные слова…

Я не знаю, кем он будет. Вероятно, у него найдется достаточно средств, чтобы продолжать праздное существование.

«Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана…

Пушкин считал, что если человек не сохранил идеалов молодости, юношеского вдохновения, стремления к благородным целям, то он бессмысленно провел лучшие годы.

Сам Пушкин остался верен своим идеалам.

В. Г. Белинский не зря назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека.

Читатели бывают разные. Но Пушкин верил своему читателю, верил, что пишет свой роман для тех, кто найдет в нем пищу для мечты, для сердца, для ума, а не просто для развлечения.

 

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Двенадцать экзаменационных сочинений медалистов г. Омска и Омской области
  • Елена Степанова (школа 117) НО ГРУСТНО ДУМАТЬ, ЧТО НАПРАСНО БЫЛА НАМ МОЛОДОСТЬ ДАНА… (Автор и герои романа «Евгений Онегин» их отношении к обществу)
  • Марина Габсева (общеобразовательный лицей Первомайского района) В ЕГО РОМАНАХ «ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИЗОБРАЖАЕТСЯ С РЕАЛЬНОСТЬЮ, — ЕЩЕ НЕБЫВАЛОЙ В НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (Н. СТРАХОВ)
  • Анна Неучева (школа-гимназия 140) ЧТО МНЕ ОТКРЫЛОСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ М. БУЛГАКОВА И А. ПЛАТОНОВА
  • Ирина Макеева (школа — гимназия. 140) ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ И МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОЭЗИИ XX ВЕКА
  • Ольга Вихирева (школа 94) «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ» (По лирике А. С. Пушкина)
  • Юлия Чернышева (школа 84). «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ» (С. Есенин). (По лирике С. Есенина)
  • Елена Братских (школа-гимназия 19) «ЧУВСТВО РОДИНЫ — ОСНОВНОЕ В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ «(С. Есенин).
  • Евгений Погарский (школа 19) ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • Дмитрий Ходос (школа 72) «НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолиа-Кюри).
  • Светлана Велитарская (школа 117). «НЕЛЬЗЯ, ДОПУСТИТЬ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАПРАВЛЯЛИ НА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ТЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СУМЕЛИ ОТКРЫТЬ И ПОКОРИТЬ» (Ф. Жолио-Кюри).
  • Максим Кривда (школа-гимназия 19) «В ЧЕЛОВЕКЕ, В ЕГО СКРОМНОЙ ОСОБЕННОСТИ, В ЕГО ПРАВЕ НА ЭТУ ОСОБЕННОСТЬ — ЕДИНСТВЕННЫЙ, ИСТИННЫЙ И ВЕЧНЫЙ СМЫСЛ БОРЬБЫ ЗА ЖИЗНЬ» (В. Гроссман),
  • Евгения Тюменцева (школа 48) «ТОЛЬКО РОДНОЕ СЛОВО… МОЖЕТ ПРОБУДИТЬ. В ЧЕЛОВЕКЕ ПЕРВЫЕ ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ» Ч. Айтматов).
  • ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Как писать, сочинение
  • ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ, ПИСАВШИХСЯ Б РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ В ПРОШЛОМ УЧЕБНОМ ГОДУ
  • Выходные данные
  • Все страницы