Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики — Страница 13

05 февраля 2023 | 1:22

Учебная Знание — Сила Учебная Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.

Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г. — Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики

Страница 13 из 22

Конференция подвела итоги большой работы по внедрению и совершенствованию системы общественно-политической практики в Омских вузах в свете решений XXV съезда КПСС и XVIII съезда ВЛКСМ, постановлений партии и правительства по идеологической работе и высшей школе.Е. Е. КИМ — ОмГУ
Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики

Одной из самых эффективных форм превращения знаний в убеждения, выработки активной жизненной позиции студентов — главной задачи общественно-политической практики — является школа молодого лектора (ШМЛ).

Первые школы молодого лектора возникли в ленинградских вузах в 50-е годы. Наиболее широкое распространение они получили во второй половине 60-х — 70-х годов. В настоящее время такие школы созданы в 819 вузах страны и стали, таким образом, общепризнанной формой работы со студентами. Ныне участие в ШМЛ также общепризнанно считается составной частью ОПП студентов.

Задачи ШМЛ были определены в «Примерном положении о школе молодого лектора высшего учебного заведения» следующим образом: «Школа молодого лектора высшего учебного заведения является одной из форм привлечения студентов к пропаганде решений Коммунистической партии и Советского правительства, политических и научных знаний, развития их общественно-политической активности, вооружения будущих специалистов знаниями, методикой и навыками лекционно-пропагандистской, агитационной деятельности» (Примерное положение о школе молодого лектора высшего учебного заведения. М., 1978.).

Лекционно-пропагандистская работа в современных условиях не сводится лишь к пропаганде общественно-политических знаний, к пропаганде решений партии и правительства по политическим, социальным, экономическим и культурным вопросам. Она все больше включает пропаганду мероприятий партии и правительства, достижений советского народа в области науки, техники и технологии. В Постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» отмечено, что «все еще… недостаточно действенным является освещение в печати, массово-политической работе таких вопросов, как ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в народное хозяйство» и подчеркнута необходимость «активно способствовать успешному решению исторической задачи соединения преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции, обобщать и широко пропагандировать передовой опыт, успехи советской науки и техники» ().

В ШМЛ должны быть подготовлены лекторы не только по общественно-политической тематике, но и по тематике, соответствующей профилю вуза. Например, в Московском институте народного хозяйства 2/3, а в Ивановском университете 4/5 секций по профилю вуза.

Работа в ШМЛ должна быть делом не одних лишь энтузиастов, а всего профессорско-преподавательского коллектива и ректората. Было бы желательно, чтобы совет ректоров вузов города регулярно, как это делается в г. Перми, заслушивал бы вопрос о работе ШМЛ вузов.

Основным звеном, где ведется работа со студентами в системе ШМЛ, является кафедра. Поэтому все кафедры вузов должны принимать участие в работе ШМЛ. Желательно, чтобы на каждой кафедре был выделен преподаватель, отвечающий за организацию работы по подготовке лекторов, выступающих по тематике интересов кафедры.

При этом все преподаватели кафедры должны принимать участие в занятиях ШМЛ в качестве преподавателей-консультантов. В Московской ветеринарной академии, Волгоградской высшей следственной школе МВД СССР, МВТУ им. Баумана, Ивановском энергетическом институте, Ивановском государственном университете, ивановских сельскохозяйственном, химико-технологическом, текстильном институтах в работе ШМЛ принимают участие преподаватели всех кафедр этих вузов.

При такой постановке дела нужны специальные аудитории и время для ведения занятий в ШМЛ. Целесообразно, очевидно, включить занятия в ШМЛ в учебное расписание, т. е. закрепить аудиторию и время за каждой секцией ШМЛ.

Опыт работы ШМЛ вузов страны показывает, что наиболее приемлемым является двухгодичный срок обучения в ШМЛ. В 70% вузов страны установлен именно этот срок обучения.

Каждому вузу желательно иметь базовые предприятия (одно или несколько), где будут проходить практику слушатели и выпускники ШМЛ. Для повышения эффективности подготовки лекторов в ШМЛ было бы желательно установить дни лектора-студента на этих предприятиях.

Комплексный подход к подготовке специалистов высшей квалификации в вузе означает обеспечение единства идейнополитического, научно-исследовательского и учебно-воспитательного процессов. Нужно, чтобы все эти стороны вузовской работы со студентами функционировали не сами по себе, изолированно от других, а чтобы они взаимно дополнили друг друга. Только так, обеспечивая комплексный, системный метод, можно эффективно готовить высококвалифицированных специалистов периода научно-технической революции, периода развитого социализма.

Исходя из изложенного, можно предложить, чтобы было обеспечено сочетание занятий в ШМЛ с работой в научном кружке кафедры. Другими словами, с учетом некоторой специфики можно обеспечить единство ШМЛ и НИРС. Студент мог бы готовить по теме своих научных исследований беседу или лекцию и выступить в какой-либо аудитории за пределами факультета, а затем и в трудовых коллективах предприятий. В этом случае научный руководитель мог бы выступать в качестве педагога-консультанта. Можно также совместить занятие секции ШМЛ с заседанием научного кружка кафедры добавив к повестке дня кружка дополнительный вопрос: обсуждение лекции или текста лекции студента.

Минвуз РСФСР в принципе не запрещает такое сочетание. Сошлемся здесь на Приложение к Инструктивному письму № 110 Минвуза РСФСР от 29 декабря 1978 года «О совершенствовании научно-исследовательской деятельности студентов». В пункте 4.3. Приложения одним из видов НИРС считается «обучение на факультетах общественных профессий, в школе молодого лектора (подчеркнуто мною— К. Е.) и других формах подготовки научных пропагандистов» (См.: Рекомендации по комплексной системе приобщения каждого студента к научному и техническому творчеству в рамках учебно-воспитательного процесса. Приложение к Инструктивному письму Минвуза РСФСР от 29.12.78. № ПО, с. 12.).

 

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Общественно-политическая практика в вузе. 1981 г.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • А. П. ВЕТОШКИН — ОмИИТ Совершенствование системы общественно-политической практики как составной части учебно-воспитательного процесса в вузе
  • НИКУЛИНА Г. Д. — секретарь Омского обкома ВЛКСМ Деятельность вузовского комсомола по повышению эффективности общественно-политической практики студентов
  • ГАЙДАМАКИН А. В. — ОмСХИ Пути усиления организационно-методической обеспеченности общественно-политической практики студентов
  • Н. Г. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН — ОГИФК Совершенствование общественно-политической аттестации в системе ОПП студентов
  • Н. И. РОМАНЬКОВА — ОмСХИ Роль комитета комсомола в организации и проведении общественно-политической практики студентов
  • Н. Ф. ТРЕТЬЯКОВ — СибАДИ Общественно-политическая практика и социальная активность студента
  • В. Е. СТАДОЛЬНИК — ОГИФК Воспитание общественно-политической активности студентов института физической культуры
  • В. В. МАЛЫХИН — ОмИИТ ОПП в процессе преподавания и изучения общественных наук
  • Л. Н. КОЧЕРГИН — ОГИФК Общественно-политический раздел производственной практики и пути повышения его эффективности
  • А. А. САМОХИН — ОВИ Факультеты общественных профессий и школы молодого лектора — активные формы приобретения знаний и навыков общественной работы
  • Е. Е. КИМ — ОмГУ Школа молодого лектора в системе общественно-политической практики
  • В. П. БАТРАЧЕНКО ОГИФК ОПП в период трудового семестра (из опыта работы ССО ОГИФК в Черлакской зоне в год 20-летия студенческих отрядов)
  • Ю. А. СИМАКОВ — ОГИФК Всесоюзные агитпоходы студенческой молодежи — ОПП в действии
  • А. П. ВЕТОШКИН, Б. И. ОГОРЕЛКОВ — ОмПИ Из опыта работы по организации и проведению ОПП в омском политехническом институте
  • К. Ж. ИРБЕ — ОВИ Общественно-политическая практика студентов — важнейшая форма приобретения навыков политико-массовой работы
  • Н. С. ПАНАСЕНКО, Н. Т. МАТВЕЕВ — ОмСХИ Общественно-политическая аттестация студентов на факультете технологии молочных продуктов ОмСХИ им. С. М. Кирова
  • И. А. ОГОРОДНИКОВА — ОмПИ Гуманистическое значение общественно-политической практики студентов
  • А. И. КОВАЛЕВ — ОмПИ Структура управления общественно-политической практикой студентов в учебном научно-производственном объединении
  • В. И. Сыщиков — ЛГУ Коллектив как субъект управления общественно-политической практикой студентов
  • Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ областной научно-практической конференции «Пути повышения эффективности общественно-политической практики студентов»
  • Все страницы