ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ — Страница 14

09 марта 2023 | 6:41

Публицистика Проза Публицистика Речные ворота Омска

Речные ворота Омска — ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ

Страница 14 из 16

Речные ворота Омска. Омское книжное издательство. 1984 г.А. И. ПОЛЕВ,
капитан теплохода «Москва-45»

ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ

Вряд ли найдется мальчишка, чье воображение не будоражили бы рассказы о море, о храбром 15-летнем капитане, о благородном капитане Немо. Ничем не отличался от своих сверстников и я. Все школьные каникулы проводил на Иртыше, зачитывался книгами о море и мореходах. И когда пришла пора выбирать профессию, я, мальчишка с чисто хлеборобской фамилией, не раздумывая, поступил в Омское речное училище. Нередко в семье моей — а родители у меня неразрывно связали свою жизнь с землей, с селом — удивлялись: вот, мол, ни с того, ни с сего капитаном стал. «Ни с того, ни с сего?» — задумывался я. И, вспоминая свое начало, приходил к выводу: нет, не так.

Первую плавательскую практику мне посчастливилось проходить на теплоходе «Родина». Капитаном там был известный на Иртыше Владимир Александрович Вронский. Вторая практика — и снова «Родина». Бывает же такое счастье — начать трудиться под началом настоящих людей, искренне любящих свое дело, способных быть примером во всем: в отношении к людям, к работе, к общественному долгу. Для меня капитан Вронский стал таким примером: работать он умел красиво, с людьми был строг, но справедлив. В нем покоряло все: широта натуры, умение мыслить по-хозяйски, считать борьбу за план кровным делом всего коллектива. У него была смелость в выборе маневра, решительность, умение, даже отдавая команду, оставаться добрым человеком. При всем этом он был интересным собеседником. И не удивительно, что на Вронского хотелось быть похожим.

Под впечатлением его обаятельной личности я и выходил из стен речного училища.

19 апреля 1961 года началась моя самостоятельная трудовая биография в Омском речном порту, куда я попал по распределению, где тружусь и по сей день. Одну навигацию работал на землесосе, а потом— работа на пассажирском флоте: сначала рулевым, затем капитаном-дублером на теплоходе Т-4. Судьба подарила мне еще одну встречу с добрым человеком, которого от души могу назвать вторым трудовым наставником,— с капитаном Федором Никифоровичем Горлановым. Внимательный, спокойный, уравновешенный, он давал первые уроки управления теплоходом, посвящал в специфику пассажирского флота. Самый дорогой «груз», который нам доверяется — люди,— обязывает и к себе и к товарищам по команде предъявлять повышенные требования, неукоснительно выполнять правила плавания и устав службы на судах, постоянно бороться за дисциплину.

Работа речников требует систематического пополнения знаний, поэтому в 1963 году я стал студентом-заочником Новосибирского института инженеров водного транспорта. Конечно, было трудно совмещать работу с учебой, но вновь полученные знания расширяли кругозор, заставляли с новой, еще большей ответственностью смотреть на дело, которому решил посвятить жизнь, и это примиряло с трудностями.

Каждый раз испытываю ни с чем не сравнимое наслаждение, когда держу в руках штурвал, когда чувствую, что теплоход послушен мне, на борту его люди, благодарные нашему экипажу за своевременную доставку, мимо плывут знакомые берега, неторопливо катит воды Иртыш — вся эта гармония труда и красоты греет сердце, с ней невозможно расстаться, вот почему я категорически отказался от работы на берегу, которую предлагали после окончания института. На реке, у штурвала — и больше нигде!

Так уж выходит, что мы, речники, ведем отсчет времени не столько годами, сколько навигациями. В этих коротких месяцах концентрируется все, чему мы научились, все наше умение, вся любовь к реке и теплоходу, все уважение к товарищам по труду. В навигацию 1969 года мне доверили теплоход Т-27. Этот год запомнился еще и тем, что стал я кандидатом в члены КПСС. Ответственность за работу, за людей возросли во много раз. Пришлось по-новому подойти к воспитательной работе, которую капитан обязан проводить на судне.

Что же главное в воспитательной работе? Этот вопрос всегда волнует командиров, и начинающих, и тех, чей трудовой стаж уже велик. Ведь из года в год на суда приходят новые люди со своими особенностями, неповторимыми чертами характера. И надо их не просто научить работать, не просто потребовать выполнения должностной инструкции, но и увлечь делом, научить любить и уважать его. Этого можно достичь в первую очередь личным примером. А потому капитан должен сочетать в себе требовательность с добротой, строгость с доброжелательностью, личную увлеченность с умением увлечь других. Капитан должен стремиться быть интересным человеком, в этом один из важнейших секретов воздействия на коллектив.

С гордостью вспоминаю своих воспитанников: Федор Зелов — капитан пассажирского теплохода «Москва-97», Александр Симон — начальник ЖКУ порта, Петр Романов— капитан-дублер «Ракеты», Сергей Вяль — капитан-дублер теплохода Т-10, Альфред Тухтаметов — дублер теплохода РТ-162… Приятно сознавать, что в трудовом становлении этих людей есть и доля моего труда, частица моей души.

Даже в собственной семье всегда легко не бывает, а что же говорить о судовом коллективе, состоящем из самых разных людей. И все-таки самую большую радость доставляет именно преодоление трудностей. Взять того же Альфреда Тухтаметова. Чтобы о нем начали говорить так уважительно, как теперь, надо было немало поработать с этим парнем. Пришел он к нам с гидроперегружателя. Зарекомендовал себя не лучшим образом: случались прогулы, опоздания на работу, халатное отношение к своим обязанностям. Словом, командир с ним распрощался без сожаления.

Я некоторое время присматривался к парню, старался понять, что же в нем главное. И сознаюсь, казалось, что нет этого главного, стержня, что ли. Легкомысленный, все со смешком, хиханьки да хаханьки. Когда первый раз прогулял и его проступок разбирали на судовом собрании, тоже пытался улыбаться и острить. Только не вышло: экипаж не был настроен шутить. И улыбка погасла, понял, что не к месту. Взял я его в напарники, стали вахту вместе стоять. А пока она идет, сколько переговорить довелось обо всем. И понял я, что парень он в сущности хороший, толковый, к технике тянется. Стал загружать делом: то профилактика, то ремонт, то без него «никак нельзя разобраться в неисправности». Словом, понял человек, что он не просто так, для счету в экипаже, от него зависит успех всего коллектива. Как подменили парня, все в экипаже это заметили. Попросил рекомендацию, окончил школу командного состава, отходил три года стажером, теперь работает капитаном-дублером. Таких примеров становления человеческой личности в труде, в постоянной ответственности за порученное дело можно привести немало.

В 1977 году пассажирский флот порта пополнился первым в Иртышском пароходстве комфортабельным прогулочным теплоходом «Москва-45». Вместе с механиком О. Жулиным, рулевым-мотористом А. Тухтаметовым мы перегоняли его по Оби и Иртышу в Омск. Мне посчастливилось возглавить его экипаж. Коллектив у нас, конечно, небольшой, но всех нас связывает крепкая дружба и чувство ответственности. Первой полноценной навигацией для судна стала навигация 1978 года. Экипаж выступил инициатором соревнования среди пас-сажирского флота порта и шесть раз за навигацию занимал классные места в соревновании. Именно тогда у нас привилась интересная и полезная форма работы — содружество с туристско-экскурсионным бюро. Теплоход стал называться прогулочно-экскурсионным. В течение всего лета, кроме выходных дней, мы работаем в зоне домов отдыха и пионерских лагерей в Чернолучье. Теплоход обслуживает отдыхающих, взрослых и детей. В воскресные дни мы возвращаемся в Омск. Тогда нашими услугами пользуются горожане.

Практически на судне за лето не было случаев простоя. Всегда полные салоны, всегда план. Однако, как всегда, за успех надо бороться. Нужна очень высокая трудовая отдача каждого члена экипажа, чтобы теплоход пользовался популярностью среди пассажиров. Ребята стараются. Ни единого нарушения трудовой и производственной дисциплины, ни одного срыва расписания. Приветливый, предупредительный прием пассажиров. На судне всегда идеальный порядок. За этим следит бессменный матрос Евгения Егоровна Сахарова. Из года в год побеждаем в конкурсах «За безаварийное плавание», «За работу без травматизма».

Иногда я мысленно возвращаюсь к той детской книжной полке, на которой выстроились книги о морской романтике. Стоя у штурвала, смотрю на привычные очертания берегов и понимаю, как далека моя сегодняшняя работа от вчерашней мечты о море, о штормах. Даже сомневаться начинаю: так ли живу, как хотел? Но приходит день выпускного вечера десятиклассников, поднимаются они, юные и счастливые, на борт теплохода, мы увлекаем их в загадочную даль и чувствуем благодарность молодых за необычное, памятное путешествие, и эта минута становится для нас самой дорогой. Понимаешь, что ты подарил радость надолго. Может быть, на всю жизнь запомнят эта девушка, этот паренек сегодняшнее катание. Дарить людям радость — ни с чем не сравнимая работа.

  • << Назад
  • Вперёд >>
  • Речные ворота Омска
  • ПОРТ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
  • НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
  • ПО ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
  • >ОТ «ГОРБУШИ» ДО СТРОП-ПАКЕТА
  • РАЗВИТИЕ ФЛОТА В ПОРТУ
  • ДЛЯ БЛАГА ПАССАЖИРОВ
  • ЛЮДЬМИ СЛАВЕН КОЛЛЕКТИВ
  • СОРЕВНОВАНИЕ — ИСПЫТАННЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ
  • ГРУЗЧИК, КРАНОВЩИК, БРИГАДИР
  • РАБОТА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОДНА
  • ТАКАЯ КОРОТКАЯ ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ
  • ДОРОГОЙ ТВОРЧЕСТВА
  • ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ
  • ЗДЕСЬ МОЙ СТАНОК, ЗДЕСЬ МОЯ СУДЬБА
  • Фото и иллюстрации
  • Все страницы